Главные вкладки

    «Формирование навыков беглого и правильного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы».
    статья по чтению (4 класс) по теме

    Смолина Людмила Анфилофьевна

    Причины низкого темпа чтения и упражнения, которые помогут их ликвидировать.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл beglost_chteniya_.docx27.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Формирование навыков беглого и правильного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы».

    Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя.         

    Безусловно, значение чтения в развитии ребенка велико. К сожалению, художественные произведения, предусмотренные учебной программой по литературному чтению, являются каплей в мире детской литературы. Взрослый должен создать условия, для того, чтобы ребёнок узнал произведения писателей и поэтов детской литературы, которые не входят в школьную программу.  Когда, если не сейчас. Детские книги – детскому возрасту. В противном случае, дети будут лишены возможности узнать их.

     В этом помогают уроки внеклассного чтения. Но, если темп чтения низкий, то чтение не приносит радости.

    Для начала необходимо разобраться  в причинах  низкого темпа чтения. Психологи и педагоги выделяют следующие: природный темп деятельности, регрессии, отсутствие антиципации, артикуляция, малое поле зрения, уровень организации внимания. Рассмотрим самые распространенные причины  в начальной школе и упражнения к ним.

    1. природный темп деятельности. Это скорость с которой работают психические процессы: память , внимание, мышление, воображение.

     Если ребенок медлительный, то с помощью упражнений можно постараться увеличить темп, хоть на немного.

    1. «МОЛНИЯ»- упражнение заключается в чередование чтения в медленном темпе с чередованием в быстром темпе. По команде «МОЛНИЯ» ребенок начинает читать в максимальном темпе.
    2. «БУКСИР»-учитель читает текст, варьирует скорость чтения. Ребенок читает про себя,  стараясь успевать за учителем.
    3. «МНОГОКРАТНОЕ ПРОЧТЕНИЕ»- учитель читает текст вслух. Затем ученик читает этот текст в течение 1 минуты. Отмечает место остановки. Здесь следует внушить мысль о том, что второй раз будет лучше.

    Затем повторно читает текст и снова через 1 минуту  отмечает место, до которого дочитал. Обязательно похвалите! И читаете третий раз. Обнаруживайте, что скорость выросла. Если читать ежедневно три раза по три отрывка, то прибавка скорости  чтения за 2 недели составит 10-15 слов.  

    Для стимулирования рекомендую делать ежедневные самозамеры скорости чтения.

    1.    Следующая причина, которая может тормозить темп чтения- регрессия. Регрессия-это возвратное движение глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Определить его можно с помощью наблюдения. Для его преодоления можно использовать упражнение «Чтение с окошком»

    Дети

    1.  В начальной школе у детей плохо развита антиципация. Антиципация-это смысловая догадка. При чтении мы с  вами многие слова до конца не дочитывает, а догадываемся.  Если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему необходимо каждый раз дочитывать  каждое  слово до конца.

       Родился зай… в лесу и все боял… . Треснет где-нибудь суч… ,вспорхнет пти…, упадет с дере.. ком снега- у зайчи… душа в пят… .  

     

      Зафиксируем  время, которое он потратит на чтение, затем предложим прочитать  этот текст, но без пропусков. При этом  опять заметим время. Если разрыв не превышает 15-20сек. значит ребенок пользуется приемом антиципации.

      Для развития этого умения можно использовать упражнения с пропущенными окончаниями, словами. Удобно использовать решетку  с вертикальными столбцами шириной 0,5 см. с прорезью 1-2 см.

            

    1. Малое поле зрения. Для быстрого чтения, также необходимо иметь хорошо развитое периферическое  зрение. 

     Можно использовать «Числовые таблицы». Перед  началом работы взгляд фиксируется на черном квадрате в центре. Необходимо узнать , видит ли он таблицу всю целиком. Предлагаем назвать , не переводя взгляд с центра, те числа ,которые он видит. Далее задание можно усложнить, теперь предложить называть то число , которое  показываете вы.  Начинать надо с чисел ,которые находятся ближе к квадрату.

    1

    7

    22

    3

    16

    12

    8

    11

    5

    31

    4

    23

    72

    46

    34

    10

    9

    67

    19

    45

    5

    23

    92

    71

    1. Чтение в таблице – треугольнике. Смотреть на точку и прочитывать слоги.

            м        а

                    .

    1. Следующая причина- недостаточная артикулярная подвижность речевого аппарата.

               Для работы над артикуляцией используются упражнения с рифмой и ритмом. Следует обратить внимание на чистоту звука.

         1.Артикуляция гласных, согласных, сочетаний согласных и гласных.

    АОУЫИЭ     ЭОУАИЫ         ИАУЭЫО

    З-С-Ж       Ш-Ж-С          С-Ч-Щ         С-Ж-З-Ш

    БА-БЯ     БО-БЕ       ЗА-ЗЯ        ЗО-ЗЁ   ФА-ФЯ        ФО-ФЁ

    2. Чтение чистоговорок.

    ЖА-ЖА-ЖА-ЕСТЬ ИГОЛКИ У ЕЖА.

    ЛО-ЛО-ЛО-НА УЛИЦЕ ТЕПЛО.

    МУ-МУ-МУ-МОЛОКО КОМУ?

    РЫ-РЫ-РЫ-ЛЕТАЮТ КОМАРЫ.

    ЧИ-ЧИ-ЧИ-У ДОМА КИРПИЧИ.

    3. Чтение скороговорок.

    Корабли лавировали лавировали да не вылавировали

    1. Выяснить смысл. Лавировали- парусный корабль лавирует, когда, ему приходится идти против ветра; вообще лавировка необходима, если на прямом пути к цели встречаются препятствия.
    2. Произнести сложное  слово по слогам в медленном темпе.
    3. Произнести медленно, беззвучно, но с артикуляцией
    4. Затем перейти на шепот, затем вслух
    5. Читаем увеличивая темп.
    6. Самостоятельно тренируйтесь вполголоса.
    7. Прочитай быстро
    8. Прочитай с различной интонацией: удивление, радостно, вопросительно, предостеречь…

    На практике все эти приемы работают замечательно. Но они будут более эффективны при индивидуальной работе.  Желаю успехов!

    Список литературы.

    1.Костромина С.Н.,Нагаева Л.Т. «Как преодолеть трудности в обучении чтению».-

        М.:Ось-89,2004.-240с.

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование навыков беглого осознанного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы.

    Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка. Возникает ряд противоречий между возрастающей в условиях информационной усложненности необходимостью много читать и отсутствием инт...

    Как хорошо уметь читать. Рекомендации для учащихся с нарушениями зрения для формирования навыков беглого и осознанного чтения.

    В разработке представлены советы для учителя и ученика по формированию навыка осознанного и беглого чтения....

    Методические рекомендации и презентация "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения как условие развития речи у младших школьников"

    Методические рекомендации и презентация "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения как условие развития речи у младших школьников"...

    "Пути формирования навыков беглого, сознательного, выразительного чтения в начальных классах "

    quot;Пути формирования навыков беглого, сознательного, выразительного чтения в начальных классах"  Из опыта работы учителя начальных классов.  “Чтение – глав...