"Пути формирования навыков беглого, сознательного, выразительного чтения в начальных классах "
статья по чтению (1 класс)

"Пути формирования навыков беглого, сознательного, выразительного чтения в начальных классах"

  Из опыта работы учителя начальных классов.

 

 “Чтение – главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность”.

Н. Ф. Бунаков,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

Пути формирования навыков беглого, сознательного, выразительного чтения в начальных классах

                                                                                        Из опыта работы

учителя начальных классов

                                                         Вовк Ольги Ивановны

 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4-5                                                                                                                                                                           

 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Техническая и смысловая стороны навыка чтения ……………………..6-7                              
1.2 Современное состояние проблемы беглого чтения у                          
учащихся младших классов…………………………………………………..8-9                                                                          


ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Практические упражнения по развитию навыка чтения …………….10-15                    
1.2 Практические упражнения по совершенствованию
навыка чтения……………………………………………………………….16-18                                                                                                
1.3 Преодоления трудностей при обучении  чтению……………………..19-23                                    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………24                                                                                                

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..25                                                                                                    

ПРИЛОЖЕНИЯ


Введение

В настоящее время в начальной школе большое внимание уделяется развивающейся направленности образовательного процесса. Особенности развития личности младшего школьника во многом определяет успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивностью формирования у него общеучебных умений и навыков. Одним из таких общеучебных умений является навык беглого, сознательного и выразительного  чтения, без достаточно высокого уровня сформированности которого невозможно дальнейшее качественное образование ученика.

Как писал виднейший представитель отечественной методики начального обучения Н. Ф. Бунаков, “Чтение – главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность”.

На сегодняшний день, когда в каждом доме стал доступен наиболее легкий источник получения информации – телевидение, особенно остро встал вопрос о способах развития полноценного навыка чтения, в том числе и беглости чтения. Нормативное чтение, как указанно в программах для начальных школ, имеет минимальным значением 80-90 слов в минуту для учеников, переходящих в среднее звено. Это не совпадает с оптимальной скоростью разговорной речи и поэтому порождает сомнение: не занижен ли норматив?

Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, изучив взгляды учёных на эту проблем, я пришла к пониманию необходимости разработки оптимальных методов и форм работы с учётом возможностей и психологических особенностей младших школьников, гарантирующих качество образования.

Поэтому целью моей работы  являлся анализ психолого-педагогической, методической литературы, опыта учителей – новаторов и выявление эффективных методов и приемов, способствующих развитию навыка беглого, выразительного и сознательного чтения.  

В процессе исследования мною решались следующие задачи:

1) изучить техническую и смысловую стороны   чтения;

2) проанализировать современное состояние проблемы чтения

в начальных классах;

3) выявить эффективные приемы и упражнения, способствующие

выработке навыка беглого, сознательного и выразительного чтения у детей;

4)апробировать выявленные методы и приемы на практике;

Историковедческой базой моего исследования были работы ведущих психологов, занимающихся проблемой развития навыка чтения: философские концепции: И. Канта, Н. Бердяева, философско-педагогические идеи  Л.Толстого,   В. Розонова,   К. Д. Ушинского, И. Бунакова,  В.А.Сухомлинского.  Созданная Ушинским система получила название «Объяснительное чтение».

В основу практического опыта моей работы положены рекомендации Зайцева В. Н. по выработке беглого чтения, цифровые таблицы Шульте, таблицы Т. Г. Швайко, А. Т. Степанищева,  зрительные диктанты  И. Т. Федоренко, система тренировочных упражнений О. В. Джежжелей, кубики

 Н. А. Зайцева.


Техническая и смысловая стороны навыка чтения

« …  Без высокой культуры чтения  нет ни школы, ни настоящего умственного труда. Чтение является основой овладения всех наук, развития человеческого интеллекта».

В. А. Сухомлинский

За последнее десятилетие немало работ было посвящено исследованию процесса чтения и особенностям его развития в начальной школе. Так, при автоматизации читательских умений младших школьников, одни авторы на первое место выдвигают необходимость развития оперативной памяти и внимания учащихся (И.Т.Федоренко), другие – систему особых упражнений и их многократный повтор (В.Н.Зайцев), третьи информационно – ценностный подход (А.М.Кушнир), четвертые – учет особенностей развития разных качеств навыка чтения (М.И.Оморокова).

Чтение – это труд, и труд тяжёлый. Сделать его более производительным, продуктивным – задача современного учителя. Цель обучения чтению в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного.

Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста? Их чтение вслух технологически несовершенно, невыразительно. Почему они с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задания при неоднократном прочтении, затрудняются вычленить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте?

         Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?

 Из целого ряда причин на первое место следует поставить несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников на начальном этапе обучения.

 Психологи утверждают, что большинство наших учеников являются холериками и сангвиниками (90%). Флегматики и меланхолики составляют менее 10%, т.е. не более 3-4 человек в классе (16). Отсюда вывод – большинству наших учащихся вполне доступна высокая техника чтения.

Навык чтения – это комплекс умений и навыков.  Это, прежде всего, умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая и о темпе чтения.

Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, то есть осуществляется без напряжения, автоматически.

         В целом навык чтения складывается из двух сторон – смысловой, которая  обеспечивается процессом понимания читаемого, и технической, подчинённой первой и обслуживающей её.

Ведущее место в этом комплексе занимает смысловая сторона, то есть осознанность, понимание читаемого текста. Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим:

1) значений слов, употреблённых в прямом и переносном смысле;

2) содержания каждого предложения;

3) содержания и смысла отдельных частей текста (абзацев, глав);

 4) основного смысла всего содержания текста.

При оценке глубины и уровня осознанности прочитанного текста учитель проверяет понимание содержания текста (обстановка, действующие лица, диалог, значения слов и т.д.) и идейного смысла произведения (что хотел сказать автор).

Техническая сторона чтения (техника чтения) включает в себя все другие компоненты навыка чтения: способ чтения, правильность, скорость (темп) чтения. Каждый из компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности.

Способ чтения – важный компонент техники чтения, который влияет на другие её стороны.

Выделяют пять основных способов чтения. Первые два способа относятся к непродуктивным. Необходимо отрабатывать продуктивные способы чтения: плавное  слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов.

Скорость (темп) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения.

Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, наоборот, допускает:  замены,  пропуски, перестановки,  добавления, искажения,  повтор букв (звуков), слогов, слов,  правильно или ошибочно делает ударение в словах,  ошибки в окончании.

Выразительность чтения включает в себя умения правильно использовать паузы, делать логическое  ударение, находить нужную интонацию, читать громко и внятно.

         Как научить читать быстро, выразительно и в то же время правильно и сознательно? Предлагается в процессе навыка чтения вводить специальные тренировочные упражнения, условно разделённые на группы:

Психологические упражнения.

Упражнения на развитие зоркости.

Артикуляционная гимнастика.

Метод динамического чтения.

Упражнение на развитие антиципации (словесной догадки).

Упражнения на развитие речи без повторов.

Упражнения на развитие осознанности чтения.

Современное состояние проблемы развития навыков чтения

Я изучила опыт учёных, педагогов-новаторов, психологов, работающих в этой области. Все используемые мной приёмы, упражнения описаны в литературе.

Современная методика чтения и развития речи использует ценный опыт методики чтения прошлого. Историковедческой базой моего исследования были работы ведущих психологов, занимающихся проблемой развития навыка чтения: философские концепции: И. Канта, Н. Бердяева, философско-педагогические идеи  Л.Толстого,   В. Розонова,   К. Д. Ушинского,  И. Бунакова,  В.А.Сухомлинского.  Основные методики чтения были разработаны К.Д. Ушинским.  Он подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали» (4). Созданная Ушинским система получила название «Объяснительное чтение».

Последователи  К.Д. Ушинского разделяли его мысли о необходимости на смену образным упражнениям в технике чтения и в пересказе ввести новую систему интересных уроков, обогащающих ученика знаниями и развивающих его личность. Более серьёзное внимание стали уделять  анализу текста.

В 60-70-е годы были внесены изменения в содержание классного чтения и методы обучения. Была усовершенствована методика анализа художественного произведения.

В 80-е годы усовершенствованы программы по чтению. Авторы программ и новых книг для чтения В. Г. Горецкий, Л. Ф Климанов , Л. К. Пискунова,    Л. С. Геллерштейн провели строгий отбор произведений, учитывая их познавательную ценность, художественное совершенство, воспитательную значимость, соответствие возрастным особенностям младших школьников.

Современная методика рассматривает задачи образования и воспитания в единстве. Средствами воспитания является тематика чтения, его идейное содержание, художественное воплощение этого содержания. Особое внимание методика чтения уделяет приемам формирования навыков самостоятельности в работе с текстом и книгой.

Чтение  - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский, в своей книге «Разговор с молодым директором школы», писал, что беглое, нормальное чтение – это чтение в темпе 150-300 слов в минуту (18).

Исследования, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования  учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.

Интересную методику выработки беглого чтения разработал В.Н. Зайцев. Он считал, что совершенствование техники чтения – одна из  главных задач обучения младших школьников (8).

Благодаря «Практическому пособию по обучению чтению» И.Т. Федоренко и учебнику « Я расту» О.В. Джежжелей, можно выработать систему тренировочных упражнений, которые  могут  подбираться учителем самостоятельно к теме урока. Последовательное выполнение упражнений обеспечивает высокий уровень участия и работоспособности детей (6).

Как хорошо уметь читать… по кубикам Зайцева.  Это очень доходчивая и оригинальная методика, которую уже высоко оценили многие  педагоги и родители.  Н. А. Зайцев – педагог-новатор, автор нескольких десятков пособий по чтению, письму, иностранным языкам, математике (9).

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над её развитием ведется с помощь зрительных диктантов И. Т.  Федоренко (19).

         В книге Зайцева Всеволода Николаевича даны рекомендации по выработке беглого чтения (8), которые могут работать при определённых условиях:

1.     Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

2.     Жужжащее чтение.

3.     Ежеурочные пятиминутки чтения.

4.     Чтение пред сном.

5.     Режим щадящего чтения (если ребенок не любит читать).

6.     Многократность чтения. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат, т.е. использовать следующие упражнения система  Федоренко – Пальченко (чтение в темпе скороговорки).

7.     Приём стимулирования учащихся (самозамер скорости чтения) (2).

Начинать работу над беглостью чтения нужно с развития зрительной памяти, внимания. Хорошо развивают поле зрения цифровые таблицы Шульте, работа с которыми выполняется за 10 секунд. Наряду с таблицами Шульте можно использовать таблицы Т.Г. Швайко, А.Т. Степанищева (17).


Практические упражнения по развитию навыка чтения

Для развития  сознательности, беглости, правильности и выразительности  я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его интересным и эмоциональным. Рассмотрю  упражнения, характерные для развития каждого навыка отдельно.

В настоящее время первостепенное значение на уроках чтения уделяется осознанию ребенком содержательной стороны читаемого текста. Если ученик осмысленно воспринимает произведения художественной словесности, понимает их содержание, заключённое в художественных образах, то у него развивается воображение, творческая фантазия, способность к ассоциативному мышлению, применению языковых средств, пониманию стилей общения.

Поэтому, в первую группу  упражнений, направленных на осознанность чтения,  включаю  логические упражнения, где ребята учатся находить общие и отличительные признаки в различных связях, объединять в одно целое эти признаки, устанавливать связь между различными явлениями и понятиями. Упражнение “Составь новое слово”. Даны слова:

колос        

сани

Волга        носки

было        

катки (1 класс)

Задание: нужно составить новое слово, взяв из первого столбика первый слог, а из слов второго столбика второй слог. Работу усложняю, предлагаю детям составить не любые слова, а слова на определенную тему, например, на тему “Животные” (кони, волки, быки)

Дети учатся наблюдать и устанавливать связь между словами в упражнении “Найди четвертое”. Сначала нужно посмотреть, какая же логическая связь между первой парой слов. И на основе этой связи надо подобрать недостающее слово.

А) Песня – композитор. Самолет - ? (изобретатель, конструктор)

Б) Нож – сталь. Стул - ? (дерево)

В) Утро – ночь. Зима - ? (лето) (1 класс)

Ко второй группе по развитию осознанности чтения отношу  игры со словами.

1. Найди слово в слове.

Гроза, шутка

2. Закончи предложение.

По утрам у Айболита лечат зубы:

 з б р е ы,  у ы з б р,  и т г и р,  в д р ы ы, о ы б б р.

         Особенно нравится детям такое задание. Оно преподносится в такой форме: “Превратите лес в деревья (1ряд), мак в подарок(2ряд), рака в пароход (3 ряд)”.  Последующее слово даю на одну букву длиннее предыдущего, но при этом все придуманные слова подчинены одной теме. Такое упражнение используется уже в конце первого класса. Каждое слово концентрирует внимание учащихся, т. к. такое задание требует выполнения сразу нескольких условий.

В упражнении “Найди животное” ученики должны найти спрятавшееся название животного среди строчек стихотворения.

Насос сосёт речную воду,

 И шланг протянут к огороду.  (осётр)

 Среди кустов царит покой,

 Здесь хорошо бродить одной. (овца) (1 класс)

Достаточно трудное упражнение, так как  учащиеся должны не просто найти части этих слов, но и объединить их, чтобы можно было прочитать слово.

Использование на уроках различных загадок, ребусов, шарад также относятся к этой группе упражнений.

В третью  группу включаю  упражнения по работе с деформированными, неоконченными предложениями, текстами. Использование этих упражнений являются основой использования приема антиципации или предвосхищения, т. е. смысловой догадки.

Упражнение “Восстанови текст” ребята распределяют последовательность строк в стихотворении. Строки взяты из произведений С.В. Михалкова.

Да! Стать учёным не легко!

Писать красиво не легко…

Вздохнём сначала глубоко…

За буквой букву вывожу…

(ответ: 2,3,4, 1 из стихотворения “Чистописание”)

Упражнение “Прочти, спроси, ответь!” Дети читают строчки:

Вдруг Какой-то страшный зверь

 Открывает лапой дверь…(из стихотворения “Мой щенок”)

Перед ними вопросы: Кто…? Как…? Что…? Что делает…? Какой…? Каждый ученик может попробовать себя в роли учителя и задать одноклассникам вопрос, начало которого на доске. (Кто открывает дверь?, Как открывает дверь? и т.д.)

С текстами можно выполнять такие задания, как “Составь предложения”, “Закончи рассказ”, “Поставь знаки препинания”. Эти задания используются и на уроках русского языка.

К четвертой группе упражнений относится работа учащихся с текстом. Прочитав любой текст, для  осознание прочитанного учащимися, я проверяю с помощью вопросов по содержанию. Эти вопросы задаю устно или письменно на доске. Вопросы пишу на индивидуальных карточках, которые   предлагаю слабым или наоборот сильным детям, на уроке или в виде домашнего задания. С помощью вопросов  предлагаю  различные виды работы на уроке.

 Например, 1) расположи вопросы по порядку содержания текста; 2) зачитай ответ на второй вопрос; 3) поставь вопросы ко второму абзацу текста; 4) перескажи текст (или часть текста) по вопросам.

Упражнение “Чтение – разведка”. Оно заключается в том, что дети на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные перед чтением учителем. Цель такого задания - умение ориентироваться в представленном материале и находить главное, а также развитие скорости чтения.

Упражнение “Чтение с постукиванием ритма”. Постукивая по столу карандашом, я  задаю  ритм чтения, но в конце опять же проверяю осознанность чтения текста учащимися с помощью вопросов.

Определение вступительной, основной, заключительной частей произведения, составление плана к нему – все это способствует отработке осмысливания произведения. Деление текста на части, их смысловая группировка и приводят к выделению смысловых опорных пунктов, углубляющих понимание и облегчающих последующее запоминание материала

Работая с текстом произведения, понимание его проверяю с помощью тестов. После прочтения произведения провожу “Экспресс-опрос”, проверяя, насколько материал прочитан осмысленно.  Использую на уроках простые приемы моделирования.

Для развития правильности чтения использую упражнения, в которых наиболее точно необходимо отразить признаки, свойства предметов, которые направлены на развитие запоминания, а, значит, развивают внимание, память учащихся. Правильность чтения отрабатывается в таких упражнениях, как “Опиши предмет”, где учащиеся должны описать свойства наглядного или предполагаемого предмета; “Назови картинки”, где учащиеся запоминают показанные предметы на картинках и затем по памяти их перечисляют.

Хорошие результаты дает работа с упражнением “Фотоглаз”.

Упражнение “Фотоглаз”. Дети самостоятельно читают, запоминают (фотографируют) слова с доски.

СОК        

ЛЕЩ

МАШИНА        

ИГРА

НОЖНИЦЫ        

РУЧКА (1 класс)

Я  читаю  другие слова или предложения, или текст. Учащиеся должны определить есть ли там такие слова, которые указаны на доске.

Например,  я  произношу  слова: книга, напиток, лист, автомобиль, рыба, лещ, рука, сок, ручка; затем читаю предложение: В реке плавает большая рыба. Эта рыба называется лещ.;

 или я читаю стихотворение:

Мне стоит лишь собрать багаж!

 А долго ли собрать?

 Бумагу, ручку, карандаш

 И общую тетрадь!

 (из стихотворения С.В. Михалкова “Мой секрет”) (1 класс)

Заучивание наизусть стихотворения очень хорошо развивает память учащихся. Навык правильности чтения отрабатывается при чтении слов, отличающихся одной буквой:

мышка – мошка – мишка – миска,

 при чтении слов, где имеются одинаковые буквы: куст – стук, сосна – насос, масло – смола, мышка – камыш, марка – рамка, мошкара – ромашка, марш – шрам;

 при чтении слов, имеющих одинаковые части: приехал, пришёл, принёс, припев.

Немаловажную роль при чтении отводится обучению беглости чтения.

Для развития беглости чтения необходимо расширять поле зрения учащихся и активизировать органы речи.

Для повышения скорости чтения провожу работу  по развитию периферического (бокового) зрения.

Работу по развитию бокового зрения  начинаю с более простых упражнений, постепенно переходя к более сложным. Мною использовались упражнения с буквенными и цифровыми таблицами, предложенные Степанищевым А. Т. в книге “Читать можно быстрее”.

Тренировка периферического поля зрения происходит только в те моменты, когда взгляд фиксируется в центре таблицы и стремится охватить её всю. Развитию поля чтения способствуют упражнения с таблицами Шульте , Швайко Т.Г.

Вторая группа упражнений по развитию беглости чтения направлена на активизацию органов речи.

С первого класса урок чтения начинаю с речевой зарядки, которая состоит из обучения учащихся правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произнесению звуков, слогов, слов, выражений. Начинать нужно с дыхательных упражнений, ибо правильное дыхание – основа речи.

Речевая зарядка состоит из нескольких этапов упражнений.

1 группа – “Мы дышим!” (дыхательные упражнения)

 группа – “Разомнём язычок!” (артикуляционные упражнения)

3 группа – “Произнеси верно!” (произнесение сочетаний звуков)

4 группа – “Учимся скороговорить!” (проговаривание скороговорок)

Речевую зарядку провожу в начале урока, и занимает она 5-7 минут.

На первом этапе при выполнении дыхательных упражнений решаю следующую  задачу: научить учащихся выполнять элементы правильного дыхания.

Например. Вдох носом, выдох через нос.

Вдох носом, задержка дыхания, выдох через нос.

Вдох носом, выдох через нос по порциям.

На втором этапе речевой зарядки – при выполнении артикуляционных упражнений –  показываю, как правильно “разогреть” мышцы языка, губ, щёк, чтобы обеспечить им наибольшую подвижность при чтении.

Упражнение “Чищу зубы”. Приоткрыть рот и кончиком языка “почистить” верхние зубы с внешней и внутренней стороны, двигая язык слева направо и наоборот.

На третьем этапе - “Произнеси верно!” – стараюсь  добиться отчётливого произнесения слогов, слов. Это закладывает базу для произнесения скороговорок, трудных слов, встречающихся в тексте, и служит дополнительным способом повышения мотивации для работы по совершенствованию техники речи. Учащиеся могут произносить звуки, сочетания звуков, характерные голосам животных, птиц, явлениям природы . Использую  и такие упражнения, где бы у учеников была не только слуховая, но и зрительная опора при произнесении слогов, слов. На этом этапе используется чтение открытых (но, ли, ма…)  и закрытых (он, ил, ам…) слогов. Хорошие результаты даёт чтение слогов со стечением согласных (стре-, празд-, ткну-…)

Основными задачами четвёртого этапа речевой зарядки является работа над чётким произнесением скороговорок. На уроке использую 1-2 скороговорки. Как правило,  лёгкие скороговорки чередуются с трудными, короткие с длинными. В первом классе работу начинаю с более простых.

Работу над скороговоркой начинаю с разбора её смысла. Для чего она произносится? О чём в ней говорится? Затем следует медленное проговаривание слов скороговорки.  Практикую проговаривание по слогам и шёпотом. Когда слышу, что учащиеся освоили правильно все звуки в словах скороговорки, то перехожу к более быстрому темпу проговаривания. Темп постепенно увеличиваю. Работа над скороговоркой считаю  завершённой только тогда, когда в быстром темпе все слова будут чётко проговариваться и не нарушается структура скороговорки.

Приём жужжащего чтения, очень эффективный и дающий хорошие результаты. Результативный потому, что читают все учащиеся одновременно, вслух, вполголоса и, что важно, каждый со своей скоростью. Провожу на каждом уроке пятиминутный тренинг чтения. Использую также на уроках различные виды чтения: хоровое чтение, чтение одновременно с учителем, чтение с убыстрением темпа, скачкообразное чтение “Кенгуру”, чтение “Спринт” (кто быстрее), чтение “Буксир” (за учителем или сильным учеником).

К последней группе приемов относятся упражнения на развитие выразительности чтения.

Упражнения по выработке выразительности чтения учащихся вплотную переплетаются с упражнениями по развитию беглости. С целью совершенствования выразительности произношения необходимо проводить работу над произношением звуков, над отработкой дикции, над развитием голосового аппарата, темпа речи.

Отрабатываю темп, постановку голоса и дыхания выполнением следующих упражнений.

Упражнение “Читай шепотом и медленно” (чистоговорки).

Ра-ра-ра – начинается игра,

 Ры-ры-ры – мы подвесили шары.

Упражнение “Читай тихо и умеренно”.

урма – урта

 умву - омво

 зелка – земка

 юдра - едры

Упражнение “Читай громко и уверенно”.

зарь – варь – марь- ларь – фарь – карь – тарь - барь

Зверь – дверь – червь (1 класс)

Развитию выразительности чтения  мне помогает чтение текста по ролям, по лицам.

Совершенствование техники чтения осуществляется с помощью различных видов упражнений. Все предложенные упражнения  ввожу с 1 класса. На уроках невозможно взять все виды упражнений. Поэтому я их  варьирую, усложняю, комбинирую в зависимости от темы урока, возраста учащихся. Чтобы проследить рост каждого ребенка строю индивидуальные графики техники чтения.


Практические упражнения по совершенствованию

навыка чтения

Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Вот несколько видов упражнений,  которые я использую в работе по совершенствованию навыков чтения:

1)        упражнения, направленные на развитие чёткости произношения;

2)        упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

3)        упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;

4)        упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умения угадывать последующий текст.

А) Разминка (артикуляционная гимнастика)

        вдох носом, выдох через рот;

        вдох, задержка дыхания, выдох;

        вдох, выдох порциями.

 Б) Упражнение  для раскрытия чёткости произношения:

        самолёты взлетают :  у - у – у;

        машины едут:  ж – ж  - ж ;

В) Чтение шёпотом и медленно :

        Ра-ра-ра     - начинается игра

        Ры-ры-ры – у нас в руках шары

        Ру-ру-ру – бью руками по шару

Г) Чтение тихо  и умеренно:

         Арка              арца

         Арта              арда

         Арла              арча

         Арса              аржа

Д)  Чтение громко и быстро:

         Гарь – парь – жарь

         Дверь – зверь – червь

Е)  Чтение скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок.

Ж) Довольно часто использую на уроках  такой вид работы, как чтение трудных слов с доски с последующим объяснением значения этих слов, чтение слов наоборот:

  ецнлос

  ансев

  цясем

З) Чтение зашумленных слов

         Снег                зима

         Мороз             вьюга

И) Чтение наложенных друг на друга слов

        р                              с                            п    

     машина              весенний                      а

        б                              е                           предмет

        о                              ж                            т

        т                              н                             а

        а                              ы      

                                        й

К)   Чтение согласных по таблице. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда :

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛПНТВЧСЦФБХНМ

ФЦШЖДШХЧМКПБРВС

ТТКЗРМВДГБФКЗРЧ

Л)   Чтение с какой-нибудь гласной (использую эту же таблицу). Например,  1-й ряд читается с гласной  , 2-й ряд читается с гласной  , 3-й ряд с гласной -   После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении  ряда согласных с ударением на одной из них: а, о, у, ы, И. Э.

М) Чтение спрятавшихся слов по таблицам по темам урока:

          КНОВОЛКЯМЮКОЗ

          АИРГКОЗЛЯТАУФФ

          ЕЩЪПЕТУШОКСГЖ          

          ПХЮКОРОЛИСАЕД

          ВАЛЕПОРОСЯТАУК

         

Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Весьма полезны и принимаемы детьми ещё и такие виды чтения, как «Игра в прятки» и «Мнимое слово».

«Игра в прятки»: ведущий начинает читать не с начала, а где попало, назвав только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

«Мнимое слово»: учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает  их собственный авторитет и придаёт уверенность в своих силах.

Слабо читающему ученику больше помогает такой вид работы, как «Чтение за диктором». Диктором может быть учитель или хорошо читающий ученик. Большую пользу приносит и хоровое  чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно. .

 Эффективным является хоровое чтение (жужжащее), когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Целесообразно проводить ежеурочные пятиминутки чтения. Наиболее эффективными из системы И.Т.Федоренко оказались упражнения:

1.        многократное чтение;

2.        чтение в темпе скороговорки;

3.        выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Однако более 3-х раз не следует читать один и тот же отрывок, лучше изменить характер упражнения и поупражнять на этом же кусочке текста артикуляционный аппарат. Это чтение в темпе скороговорки, при этом требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны “проглатываться” учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем я останавливаю  учеников,  и начинаем третье упражнение: читайте текст чуть медленнее, зато красиво и выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо. Чудо это состоит в том, что ребенок, несколько раз, прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей ненадолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2-3 недели чтение ребенка заметно улучшится.

Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье.

         Очень важна помощь родителей при обучении детей. Поэтому, на родительских собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что чтение, должно войти в ежедневную привычку ребенка. При этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения, создаю ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к содержанию рассказа, отрывка и т.д. очень важно, - призываю я родителей, - быть предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребенку.

         Помогают родительские собрания  и открытые для родителей уроки. Многие остаются  благодарны таким практическим занятиям и нередко признаются в своём неверном подходе, неправильных требованиях к ребенку.

Огромную роль  в воспитании интереса к книге играет посещение библиотеки, доброжелательное отношение к детям, готовность помочь им в выборе нужной книги со стороны работников библиотеки. В первом классе мы вместе ходим в библиотеку, участвуем в представлениях и праздниках. На первых порах прошу родителей посещать библиотеку вместе со своими детьми.

Несмотря на то, что роль телевидения и компьютеризации в получении информации, восприятии окружающего мира занимает с каждым днем все большее место, чтение остается одним из способов интеллектуального развития личности ребенка. И только оно способно сформировать и дать возможность ребенку более точно и правильно воспринимать и понимать окружающий мир, свое место в нем, сделать жизнь более богатой духовно.


Преодоление трудностей при обучении чтению

Не могу не отметить в своей работе трудности, возникшие в процессе работы над техникой чтения и тормозящие скорость чтения.

 Существует много причин, препятствующих навыкам чтения, среди которых можно выделить семь основных: природный темп, регрессии, отсутствие антиципации, артикуляция, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития памяти. Остановлюсь подробнее на каждом из  перечисленных факторов и предложу упражнения для работы над проблемой, если она существует.

1. Природный темп деятельности.

 Иногда мы замечаем, что ребёнок медлителен  и если темп занятий высок, то не успевает и легко устает.  И хотя темп деятельности и является врождённым устойчивым средством нервной системы, он в течение жизни, включаясь в самые разнообразные виды деятельности, может постепенно измениться. Это значит, что, используя следующие упражнения, я могу увеличить темп чтения:

А) Многократное прочтение

            Я читаю текст вслух. Затем ребёнок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребёнок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребёнок отмечает количество прочитанных слов. Естественно, во второй раз удаётся прочитать больше. Пусть ребёнок повторит чтение несколько раз до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться.

            Б) Молния        

         Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния».

В) Буксир

         Я читаю текст вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 16 слов в минуту. Ребёнок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за мной. Я, останавливаюсь на каком – либо слове и прошу ребёнка показать в тексте место остановки. Если моя скорость будет значительно превышать скорость чтения ребёнка, снижаю её. Важно, чтобы разрыв не превышал 20 слов в минуту, то есть, если темп чтения ребёнка 20 -25слов, то мой темп чтения  должен быть не выше 40 -45 слов в минуту.

2. Регрессии

  Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток – самый распространенный. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет.

          Определить, присутствуют ли регрессии в чтении ребёнка, можно с помощью наблюдения. Ребёнок читает незнакомый текст, а я слежу за движениями его глаз и речью. Мои наблюдения показали, что при чтении у учащихся взгляд  постоянно возвращается назад для перекидывания (сначала прочитывает слово про себя, а затем вслух) или он постоянно прочитывает несколько слов на строчке два - три раза для понимания, в чтении отсутствует плавность. Это значит, присутствуют регрессии.

 Бороться с регрессией помогает моим учащимся упражнение «Чтение с окошечком».

          С правого края прямоугольника вырезаю небольшое отверстие « окошечко», по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога примерно в 3 – 4 буквы. Листок накладывается на строку и передвигается сначала мной, а потом самим ребёнком вдоль строки. При движении листка по строке взгляд ребёнка будет плавно передвигаться вместе с листком, а повторное прочитывание будет исключено из – за того, что прочитанное будет закрываться. Постепенно ребёнок привыкнет при чтении скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания.

3. Антиципация

          Антиципация – это смысловая догадка. Не раз я замечала за детьми при чтении, что многие слова, которые они читают, они не дочитывают до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию.

 Для того чтобы определить владеет ли, ребёнок приёмом антиципации использует ли её при чтении, предлагаю ему следующий текст.

Родился зай… а лесу и всего боял… . Треснет где – ни… сучок, вспорх… пти…, упадет с дере… ком снега – у зайчи… душа в пят… .

 Фиксирую время, которое потратит ребёнок на чтение текста. Наблюдаю, как долго думает над окончанием слова ученик. Затем предлагаю прочитать этот же текст, но уже без пропусков. При этом замечаю время. Сравниваю время. Если разрыв не превышает 15-20 сек., значит, при чтении ребенок пользуется приёмом антиципации.

Так же  использую упражнение, в котором пропущенное слово подсказывается несколькими буквами, однозначно его определяющими:

_ АЗ_ОЦ_ЕТ_ЫЕ       КО_АБ_ИК_

По  пруду   п_ы_ут   жё_т_е,   к_ас_ы_   и   о_ажев_е   ко_а_лик_.   Все   они п_и_етеи  сюда  из  рощи.  П_и_е_ит    ко_ а_лик   о_ус_ит_я   на   воду по_ _ ыве_  с  по_ ня_ым_  _арус_ми.

 Игра «Закончи предложение»

Дети ели ка… .

На столе лежат бумага и кра… .

В лесу растут гри… .

Упражнение для развития смысловой догадки.

            Тексты с ошибками в содержании или несуразицами.

1.Дети не промокли под ливнем, так как спрятались под телеграфным столбом.

2. Поздней осенью, как обычно, зацвели буйно яблони.

Работа над развитием антиципации тесно связана с работой по развитию речи.

Упражнения для расширения словарного запаса.

 «Игра в слова»

Я  называю ребёнку слова, а он мне рассказывает, что этот предмет может делать.

Метель - метёт, а гром - …  .

Ветер - …, а снег - …  .

Дождь - …, а солнце…  .

Игра «Признак»

- Скажи, если предмет сделан из железа, то, как он называется. Какой он?

ЖЕЛЕЗО -_______________

БУМАГА -_______________

ДЕРЕВО - _______________

СНЕГ - __________________

Постоянное использование этих заданий способствует эффективному развитию антиципации. Кроме того, их польза состоит  в развитии словесно – логической памяти.

 Работа над развитием антиципации очень тесно связана с работой по развитию речи, что я систематически провожу на любом уроке:

- русский язык (словарная работа, изложения, сочинения, работа с деформированным текстом и т. д.);

-  математика (постановка вопроса по условию задачи, составление условия задачи по данному рисунку, схеме и т. д.);

-  окружающий мир (написание сообщений по заданной теме, составление цепей питания, работа с картой и т. д.).

          Целью таких упражнений является пополнение словарного запаса за счёт усвоения новых слов и их значений: смысловых и эмоциональный оттенков, переносного значения слов и словосочетаний.

4. Артикуляция

 Следующей причиной может быть недостаточная артикуляционная подвижность речевого аппарата (т.е. артикуляционный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова). Язык, губы, нижняя челюсть недостаточно согласованно работают при произношении звуков, при переключении с одного звука на другой. Для работы над артикуляцией использую упражнения с рифмой и ритмом .

  • Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных.

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.

- а,о,у,ы,и,э;

АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ…

  • Чтение чистоговорок.

Троекратное повторение слога в начале чистоговорки помогает правильно произнести этот же слог последним.

Жа – жа – жа – есть иголки у ежа.

Ло – ло – ло – на улице тепло.

Ры – ры – ры – летают комары.

            Стараюсь использовать те слоги, произношение которых у ребенка вызывает трудности.

  • Чтение скороговорок в темпе.

 Соединяю вместе два требования: чёткую артикуляцию (особенно окончаний) и высокий темп. Ребёнок читает скороговорку, выполняя оба требования. Использую такие упражнения в качестве разминки перед основным чтением регулярно в течение 5-7 минут.

5. Малое поле зрения

 Как показали исследования, глаза человека при чтении находятся в одном из двух состояний: фиксации (остановка) или смены точек фиксации(движение). Восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации, глаз. Естественно, что скорость переработки информации в этих условиях зависит от того, какое количество будет воспринято в момент остановки взора. Таким образом – повышение скорости чтения – это увеличение объема воспринимаемой информации при остановке глаз во время чтения. Разница между человеком, читающим быстро, и человеком, читающим медленно, заключается не в скорости движения глаз, а в количестве материала, который воспринимается в момент фиксации. Поэтому для повышения скорости чтения необходимо уменьшить число остановок глаз на строке и их длительность. При этом важно увеличивать число букв, слов, воспринимаемых за одну фиксацию, и не допускать регрессий. Кроме того, необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение.

6. Упражнения на развитие периферического зрения.

 Игра «Что вокруг?»

 Вешаю перед ребёнком на уровне глаз, на расстоянии 1,5 – 2 м от него лист бумаги с нарисованным кругом в центре. Круг должен быть небольшим, примерно 1-2 см в диаметре. Эта точка будет помогать ребёнку фиксировать взгляд перед собой, прошу ребёнка, чтобы он, глядя в эту точку, назвал те предметы, которые он видит справа и слева от себя. Использую это упражнение в разной обстановке, чтобы ребёнок не мог запомнить имеющиеся вокруг предметы.

6. Уровень организации внимания.

 Роль внимания также велика при чтении, как и в других видах человеческой деятельности. Умение сосредоточиться, сконцентрироваться в значительной степени определяет эффективность, результативность выполняемой работы.

 Однако, если ребёнок недостаточно внимателен, не может долго выполнять задание и не может долго удержать внимание, то ему необходима помощь, Для устранения подобных недостатков я веду работу в двух направлениях:

- использую специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания: объём, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение;

-   использую упражнения, в которых внимательность формируется как свойство личности.

Упражнения, направленные на увеличение объёма внимания.

 По сигналу « Внимание» ребенку показываю материал, но не больше, чем на 2 секунды. Он должен постараться прочесть предъявленный материал и записать его. Если он записал больше 5 букв в двух самых длинных словах, то он выиграл.

Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания.

Игра «Найди спрятанное слово»

Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть их.

БСОЛНЦЕИТРАВСТОЛРЮДЖЫМЕТОКНОГЩШЩАТМАШИНА      

7. Память

            Различают  четыре типа памяти. В связи с этим для тренировки памяти использую  упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала.

 Игра «Жили – были»

- Посмотрите внимательно на листок, где написаны названия животных. Представьте  себе этих животных в местах, где помещены их названия, и придумайте историю. Связывающую их между собой.

Затем закрываю или переворачиваю написанное, а ребенок на листке бумаги  воспроизводит названия животных на их местах.

          С                                    МЕДВЕДЬ

          О

          Б                      ЛОШАДЬ

          А

          К                                                   ТИГР

          А                                      

                                                   П                           З

      КОШКА                                   Е                           Е

                                              КРОТ                           Б

                                                    У                           Р

                                                    Х                          А

               КОЗА

Большую роль в становлении навыка чтения играет желание ребёнка открыть мир книг. Развитие желания читать начинается с тех положительных эмоций, которые получает ребёнок во время занятия чтением. Поэтому на каждом уроке я создаю доброжелательную и непринуждённую обстановку, постоянно подбадриваю ученика. Любая положительная оценка повышает значительность ребёнка в собственных глазах, это очень важный стимул, Примером таких оценок может быть оценивание ребёнком самого себя и ведение мною таблицы учёта достижения ребёнка. Такая деятельность дает положительный результат. В ходе систематической работы видна динамика моих учеников.


Заключение

Таким образом, работая в системе над техникой, правильностью и выразительностью чтения и используя опыт работы педагогов  В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, В. Н. Зайцева, Т. А. Неборской, Е. Е. Нерад, И. Т. Федоренко,  и других педагогов, я систематизировала упражнения, которые дали положительные результаты  для развития и совершенствования навыков правильного чтения, развития скорости чтения, формирования умений выразительного, сознательного чтения.

  Изучив опыт работы ведущих педагогов, я выявила причины низкого уровня чтения и подобрала  индивидуальные упражнения по их устранению.

Используя в своей работе такие эффективные приёмы, как «жужжащее  чтение», «ежеурочные пятиминутки чтения», «орфографическое чтение»,  чтение «Слоговичков», «чтение по ролям», «многократное чтение с переходом на незнакомый текст», «дикторское чтение» и др., такие виды работ с учащимися, как фонетические зарядки, упражнения с чистоговорками и скороговорками, таблицы Степанищева А.Т. и Швайко Т.Г., помогающие развивать зрительную и оперативную память; методику профессора Федоренко И.Т., мне удалось добиться следующих результатов:

4 четверть 4 класс:

 в пределах нормы читают – 32%

Выше нормы – 67%

Ниже нормы – 1% (заикание)

Все мои ученики овладели навыком осмысленного, выразительного чтения, могут дать объективную характеристику героям произведений, дают свою оценку прочитанного.

Ребята с большим желанием посещают не только школьную, но и районную детскую библиотеку, обсуждают прочитанное, обмениваются интересными книгами.  Читают книги разной тематики: о животных, растениях, сказки, познавательные статьи, детские энциклопедии и многое другое.

Результат моей работы над техникой чтения находит своё отражение в научно-исследовательских работах, в литературных мероприятиях, в творческих работах по различным темам, в интеллектуальных турнирах.  Ребята работают с различными источниками, вычленяют главное, правильно излагают свои мысли, анализируют, и, как  следствие, занимают призовые места.

 Отмечу ещё одну закономерность: когда дети стали читать с интересом, заметно повысилась успеваемость и по другим предметам.


Литература

  1. Алексеева, О.Ю. Совершенствование навыков чтения младших школьников.
  2.  Андреев, О.А. Учимся читать быстро. Мн. «Университетское», 2002.    
  3. Боразнова, Г.Д. Техника обучения чтению// «Пачатковая школа». –

2004, - № 10.

  1. Борисенко,  И. В.  Методические уроки К. Д. Ушинского//  Начальная школа. – 1994. - №3, - с. 12-19.
  2. Бурдыко,  Н. А.  Совершенствование чтения младших школьников// Пачатковае навучанне. – 2003, -- №2.
  3. Джежжелей, О. В. Всем полезно чтение про себя и вслух. – Харьков, 1995.
  4. Елисеева, Л. В. Работа над выразительностью чтения младших школьников// Пачатковая школа. – 2001, - №12.
  5. Зайцев, В. Н. Резервы обучения чтению. –  М., «Просвещение», 1991.
  6. Зайцев, Н. А. Письмо. Чтение. Счёт. – Санкт-Петербург, 1998.
  7. Кислицына, Е. В. Упражнения по развитию навыков чтения// Начальная школа. – 2003, - №6.
  8. Неборская,  Т.А. Учимся читать вслух и молча. –  Мозырь, 2006.
  9. Нерад, Е. Е. . Почитай, подумай, угадай. –  Мозырь «Содействие», 2008.
  10. Павлова, У. В. Дифференциация и индивидуализация как путь к повышению уровня обученности учащихся// «Пачатковая школа» . – 2009, - №4.
  11. Рендакова, У. М. Использование методики скороговорения для развития речи младших школьников// Начальная школа. – 2000, - №1.
  12. Савченко, Н. В. Приёмы обучения младших школьников выразительному чтению // Пачатковае навучанне. – 2008. - №7.-с. 14-18.  
  13. Соболева, О. Л. Как помочь ребёнку, когда он учится читать: пси-хологический   аспект. «Школьный психолог». № 4, 6, 2007.
  14. Степанищев,  А. Т. Читать можно быстрее. – М., 1988.
  15. Сухомлинский, В. А. Разговор с молодым директором школы/ В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение. 1973.
  16. Федоренко, И. Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. – Киев, 1980.
  17. Фролова, В. Д. Развитие интереса к чтению// Начальная школа. – 1989 - № 7. – с. 24-27.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования

Реферат и презентация по теме "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования"....

Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования

Отсутствие интереса к чтению зачастую является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку. Тем более важно сделать чтение неотъемлемым и основополагающи...

Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования

На основе анализа результатов чтения учащихся, автором определены наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыка беглого, осознанного, выразительного чтения.В докладе дан историк...

«Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»

Чтение – сложный психофизиологический процесс.В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное уме...

Исследовательская работа. Тема: Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования.

Исследовательская Тема: Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования....

Тема: «Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»

Доклад для педчтения:  «Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»...

Мастер –класс ТЕМА: «ФОРМИРоВАНИЕ НАВЫКОВ ОПТИМАЛЬНОГО И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Направленность современной школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литерат...