ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОСНОВА УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
материал (1 класс) на тему

Полунчаева Зоя Юрьевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc644 КБ
Office presentation icon polunchaeva.ppt2.9 МБ
Файл polunchaeva_2.pptx815.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 г.Курганинска

Читательская компетентность

как основа  успешности обучения

учащихся начальной школы

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №4 г.Курганинска

Полунчаева Зоя Юрьевна

2015 год


Каждый  учитель ставит перед собой определённую цель. Моя цель в работе с учениками начальных классов заключается  в воспитании всесторонне  развитой личности. Эту цель я рассматриваю не только в воспитательной работе,  но и на уроках.  При  выполнении любой работы с учениками происходит обучение, строящееся на гуманных началах. Хочется,  чтобы  каждый из моих учеников ощущал себя не только обучающимся, но и самостоятельно  действующей  личностью. Взаимное доверие и сотрудничество формируется  не только в общении учитель-ученик, но и ученик-учитель, способствует их тесному сближению и доверию между взрослыми и детьми.

Функция современного учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения.  «Учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».        

В школу поступают дети с разным уровнем подготовки: одни и букв ещё не знают, а другие уже бегло читают. Встречаются дети, которые испытывают трудности в общении со сверстниками. Одна из серьёзных проблем современного воспитания – увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни.

Деятельностный подход наиболее адекватно и полно раскрывает основные закономерности формирования новых психологических способностей человека, позволяет успешно проектировать образовательный процесс.

Если раньше цели определяли как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

        Что, на мой взгляд, невозможно  без формирования одного из важнейших навыков - навыка чтения. Формирование этого навыка и развитие интереса к чтению, считаю одной из самых главных задач учителя начальных классов.

        Я работаю учителем начальных классов 10 лет.  Преподаю  по УМК «Школа России» в соответствии с требованиями ФГОС.  В течение двух лет я вплотную занимаюсь темой «Формирование читательской компетентности как основа  успешности обучения учащихся начальной школы». За данный период мною накоплен материал, направленный на формирование читательской компетентности младших школьников.

        Научить детей читать - значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом произведения, прививать любовь к чтению, помочь ребёнку познать окружающий его мир. Следовательно, овладение навыками чтения в начальной школе, это и средство, и одно из условий успешного обучения  в основной школе.

Проблему формирования читательской компетентности, а в частности навыка беглого правильного осознанного чтения рассматривали в своих работах И.Т. Федоренко, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Зайцев. Они представили методологические и теоретические исследования процесса чтения и особенности его развития в начальной школе. Технологии формирования навыка беглого, осознанного чтения у учащихся раскрыли А.М. Кушнир, М.И. Оморокова, С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева.

Новизна опыта состоит в том, что современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

        Процесс становления читателя – младшего школьника – сложная задача, которая осуществляется поэтапно. Формирование читательской компетентности  происходит в течение первых 4 лет обучения.

        В сентябре 2013 года в  1 «Б» классе было выявлено, что из 25 учеников 2 читает целыми словами,  3 читает слоги и целые слова, 5 учеников читает слогами, 7 знает буквы и 8 не знает букв.

Считаю, что овладение навыком чтения для каждого первоклассника – это необходимое условие для дальнейшего продвижения в других предметных областях.

Выделив группы для работы составила план дальнейших действия ориентированный на красную группу

В букварный период:

  • изучение букв (для этого использовала разнообразный наглядный материал и  игровые формы обучения)

  • для формирования навыка соединения букв в слоги применила игру «Катаемся с горки»

А

                                                                        У

  • для тренировки слогового навыка чтения  использовала индивидуальные слоговые таблицы:

начинали с хорового чтения по столбцам и строкам, после перешли к нахождению ребенком слога, который прочитал учитель (родитель).
«Подскажи конец словечка». Учитель произносит слово, не договаривая последний слог, ученики находят в таблице необходимый слог и заканчивают слово.

Работу по слоговым таблицам в проводила систематически, так же работали по таблицам и дома.

  • После  формирования навыка соединять буквы в слоги  перешла к формированию навыка слогового чтения для этого  сформировала разноуровневые пары учеников, в которых один ученик выполнял роль помощника  в парах учащиеся работали по карточкам со слоговыми текстами

ЩЕНОК 


      Шла       Та-ня     из    шко-лы.    На     до-ро-ге      о-на        у-ви-де-ла         ма-лень-ко-го      щен-ка.         Он        си-дел        у     за-бо-ра   и  выл.   Та-ня     по-гла-ди-ла        щен-ка.        Он    стал     ли-зать         Та-не         ру-ку.       Та-ня         взя-ла щен-ка     до-мой.       До-ма        Та-ня        да-ла       е-му         мо-ло-ка.       По-том       Та-ня        по-ла-жи-ла   щен-ка   спать у печ-ки. Ще-нок при-вык к Та-не.      Та-ня       за-бо-ти-лась      о нем.

        При подборе карточек со слоговыми текстами учитывала индивидуальные особенности учащихся  в том числе  учитывала логопедические диагнозы и для учащихся  с проблемами зрения делала более комфортные карточки увеличивала шрифт и интервал, к стати и в дальнейшем  при проверке техники чтения отметила, что учащиеся начальной школы лучше справляются с задание если шрифт в тексте  большой и  комфортный междустрочный интервал.

        После окончания букварного периода  выявила следующие результаты

В феврале 2014 года в  1 «Б» классе было выявлено, что из 25 учеников 2 читает целыми словами,  4 читает слоги и целые слова, 14 учеников читает слогами, 4 знает буквы и 1 не знает букв.

 

        Последующим действие было проведение родительского собрания  «Привитие интереса к чтению».

        На следующем этапе работы хочу остановиться более подробно – это  всем известные читательские дневники. Многие недооценивают их важность. Я на своем опыте убедилась, что систематичность важная составляющая формирования читательской компетентности.

        Так как учащиеся 1 класса еще не могут самостоятельно заполнять подобные дневники, им требуется помощь взрослых, здесь очень важно наладить контакт с родителями  и донести до них всю важность предстоящей работы .

        Структура читательского дневника

Стр.1

Что такое читательский дневник

Правила работы с читательским дневником

Стр.2.

Список рекомендованной литературы для самостоятельного чтения

Стр. 3-10 читательский дневник

Стр.11

Лестница достижений

Стр. 12 Список рекомендованной литературы на лето – памятка

        В мае 2014 года в  1 «Б» классе было выявлено, что из 25 учеников 5 читает целыми словами, 16 читает слоги и целые слова, 4 учеников читает слогами.

        На летний период учащиеся получили задание ежедневно читать по 20 минут любую книгу из списка рекомендованной литературы. В Сентябре была проверена техника чтения вот ее результаты. Из 24 учащихся 8 читает словами, 12 читает словами и слогами и 4 читает слогами.

        

        

        Кроме способа чтения изменился и темп чтения учащихся и уровень понимания прочитанного.

Темп чтения 1 четверть 2014-2015 учебного года 2 «Б»

 

Темп чтения 2 четверть 2014-2015 учебного года 2 «Б»

Темп чтения 3 четверть 2014-2015 учебного года 2 «Б»

        Основываясь на промежуточных  результатах уже сейчас можно судить о пользе читательского дневника.

        Одной из эффективных и любимых младшими школьниками форм организации читательской деятельности является всевозможные викторины и читательские конференции.  Учащиеся класса состоят в читательском клубе «Буратино» в городской библиотеке и   проводят регулярные заседания клуба читателей, где узнают много нового и интересного из книг.

        Работая по теме: «Формирование читательской компетенции» я собрала методическую копилку, в которую входят блоки:

- виды работ с текстом

- памятки по работе с текстом;

- рекомендации родителям;

-  мультимедиа – презентации по литературному чтению.

Проведенная работа по теме «Формирование читательской компетентности  основа успешности обучения учащихся», дала свои результаты. Мои ученики научились самостоятельно выбирать книги для чтения, умеют извлекать из текстов интересную и полезную информацию, высказывать оценочные суждения, работать с разными источниками,  повысился темп чтения. Это является первым осознанным шагом, при формировании читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Полунчаева Зоя Юрьевна учитель начальных классов МАОУ СОШ №4 г.Курганинска

Слайд 2

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОСНОВА УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Методическое представление педагогического опыта

Слайд 3

Моя цель в работе с учениками начальных классов заключается в воспитании всесторонне развитой личности. Если раньше цели определяли как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Слайд 4

Формирование гармонично развитой личности, невозможно без формирования одного из важнейших навыков - навыка чтения. Формирование этого навыка и развитие интереса к чтению, считаю одной из самых главных задач учителя начальных классов.

Слайд 5

Я работаю учителем начальных классов 10 лет. Преподаю по УМК «Школа России». в соответствии с требованиями

Слайд 6

В течение двух лет я вплотную занимаюсь темой «Формирование читательской компетентности как основа успешности обучения учащихся начальной школы».

Слайд 7

Проблему формирования читательской компетентности рассматривали в своих работах

Слайд 8

Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования .

Слайд 9

В сентябре 2013 года в 1 «Б» классе было выявлено

Слайд 10

Букварный период

Слайд 11

А а Этой белокрылой птице В зоопарке не сидится. Чтобы люди улыбались, К ним летит со свёртком ... (тсиА )

Слайд 12

Буква «Б» Он с коровами гуляет, Пастухов порой гоняет. - Я сдаваться не привык! – Промычал рогатый … .

Слайд 13

В оробей просил в орону В ыз в ать в олка к телефону. В

Слайд 14

Г


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нарисуй столько кругов, сколько звуков в слове. Звуковой анализ старт

Слайд 3

Игра «Катаемся с горки» А У

Слайд 7

Слоговая таблица А У О Ы И Е Я Ё Ю Э Ь Н НА НУ НО НЫ НИ НЕ НЯ НЁ НЮ НЭ НЬ М МА МУ МО МЫ МИ МЕ МЯ МЁ МЮ МЭ МЬ Т ТА ТУ ТО ТЫ ТИ ТЕ ТЯ ТЁ ТЮ ТЭ ТЬ К КА КУ КО - КИ КЕ - КЁ - КЭ КЬ Х ХА ХУ ХО - ХИ ХЕ - - - ХЭ ХЬ Б БА БУ БО БЫ БИ БЕ БЯ БЁ БЮ БЭ БЬ В ВА ВУ ВО ВЫ ВИ ВЕ ВЯ ВЁ ВЮ ВЭ ВЬ Г ГА ГУ ГО - ГИ ГЕ - ГЁ - ГЭ ГЬ Д ДА ДУ ДО ДЫ ДИ ДЕ ДЯ ДЁ ДЮ ДЭ ДЬ Ж ЖА ЖУ ЖО - ЖИ ЖЕ - ЖЁ - - ЖЬ З ЗА ЗУ ЗО ЗЫ ЗИ ЗЕ ЗЯ ЗЁ ЗЮ ЗЭ ЗЬ Л ЛА ЛУ ЛО ЛЫ ЛИ ЛЕ ЛЯ ЛЁ ЛЮ ЛЭ ЛЬ П ПА ПУ ПО ПЫ ПИ ПЕ ПЯ ПЁ ПЮ ПЭ ПЬ Р РА РУ РО РЫ РИ РЕ РЯ РЁ РЮ РЭ РЬ С СА СУ СО СЫ СИ СЕ СЯ СЁ СЮ СЭ СЬ Ф ФА ФУ ФО ФЫ ФИ ФЕ ФЯ ФЁ ФЮ ФЭ ФЬ Ц ЦА ЦУ ЦО ЦЫ ЦИ ЦЕ - - - - - Ч ЧА ЧУ ЧО - ЧИ ЧЕ - ЧЁ - - ЧЬ Ш ША ШУ ШО - ШИ ШЕ - ШЁ - - ШЬ Щ ЩА ЩУ ЩО - ЩИ ЩЕ - ЩЁ - - ЩЬ Й ЙА - ЙО - ЙИ ЙЕ - - ЙЮ - -

Слайд 8

СОСТАВЛЯЙ СЛОВА И ТО ПИ КА ТА У

Слайд 9

Слоговой текст ЩЕНОК Шла Та-ня из шко-лы . На до-ро-ге о-на у-ви-де-ла ма-лень-ко-го щен-ка . Он си-дел у за-бо-ра и выл. Та-ня по-гла-ди-ла щен-ка . Он стал ли-зать Та-не ру-ку . Та-ня взя-ла щен-ка до-мой . До-ма Та-ня да-ла е-му мо-ло-ка . По-том Та-ня по-ла-жи-ла щен-ка спать у печ-ки . Ще-нок при-вык к Та-не . Та-ня за-бо-ти-лась о нем.

Слайд 10

Послебукварный период

Слайд 12

Структура читательского дневника

Слайд 14

Просьба книги: Научись меня читать. Прочитай заглавие, имя, фамилию автора. Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации. Предположи, о чём я тебе расскажу. Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения. Подумай, почему у меня такое название. Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.

Слайд 15

Список рекомендованной литературы для самостоятельного чтения Стихи о детях А. Барто . « Стали грамотными », « Почему сегодня Петя просыпался 10 раз ». С. Маршак . « Разговор с первым классом », « Школьнику на память », « Важный день », « Друзья-товарищи ». Стихи о животных Б. Заходер . « Про мохнатых и пернатых ». С. Маршак . « Детки в клетке », « Где обедал воробей », « Детский сад . Зоосад », «В зоопарке ». Стихи и рассказы о природе « Времена года ». Стихи . « Приметы осени ». Произведения русских писателей . « Славная осень ». Стихи русских поэтов . А. Блок . « Зайчик ». Веселые стихи Б. Заходер . « Кит и кот », « Гимнастика для головастика », « Жил-был филин ». А. Барто . « Лидочка », «Я выросла », « Алеша », « Дом переехал », « Игрушки ». А. Прокофьев . « Как на горке , на горе ». « Рифмы Матушки Гусыни ». Народные сказки

Слайд 16

Содержание Дата Автор Название произведения Время чтения вслух Подпись родителей Подпись учителя

Слайд 17

Лестница достижений Количество прочитанных слов 80 70 60 50 40 30 20 10 Февраль Март Апрель Май Подпись того, кто помогал проверять твое чтение

Слайд 18

Инструкция к лестнице достижений Проверь темп чтения, отметь, закрась окно. Замер скорость чтения делай так: В течении одной минуты читай текст в своём темпе вполголоса, отметь, до какого слова дочитал, затем пересчитай прочитанные слова и закрась прямоугольник напротив результата в таблице

Слайд 19

Май 2014

Слайд 20

Сентябрь 2014

Слайд 21

Проверка темпа чтения I четверть 2014-2015

Слайд 22

Проверка темпа чтения I I четверть 2014-2015

Слайд 23

Проверка темпа чтения I I I четверть 2014-2015

Слайд 24

Основываясь на промежуточных результатах уже сейчас можно судить о пользе читательского дневника.

Слайд 25

Читательский клуб

Слайд 26

Проведенная работа по теме «Формирование читательской компетентности основа успешности обучения учащихся», дала свои результаты. Ученики научились самостоятельно выбирать книги для чтения, умеют извлекать из текстов интересную и полезную информацию, высказывать оценочные суждения, работать с разными источниками, повысился темп чтения .

Слайд 28

Источники для создания презентации: http://www.mecenat-and-world.ru/25-28/leontyev.htm http://lestvica.com.ua/biografy-ushinskiy/ http://do.gendocs.ru/docs/index-57911.html http://www.lissib.ru/kernel/new.php?wmdeu=hold/2258-kak-zapolnyat-chitatelskiy-dnevnik-v-sedmoy-klass.html http://www.proshkolu.ru/user/masyk80/file/4276278/ http://elenaranko.ucoz.ru/ https://yandex.ru/clck/redir/ http://www.stranamam.ru/post/813769/ http://www.fasten4.nl/masterklas/lev-vygotsky?lang=ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения учащихся начальной школы устной коммуникативной компетенции (английский язык, 2 класс).

в работе дается описание работы педагогов по развитию коммуникативной компетенции кчащихся вторых классов на уроках английского языка...

«Формирование навыков беглого и правильного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы».

Причины низкого темпа чтения и упражнения, которые помогут их ликвидировать....

Формирование навыков беглого осознанного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы.

Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка. Возникает ряд противоречий между возрастающей в условиях информационной усложненности необходимостью много читать и отсутствием инт...

Использование опорных схем в обучении учащихся начальной школы

Тема актуальна, так как по программе ФГОС ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы и схе...

Статья на тему: "Мониторинг обученности учащихся начальной школы при безотметочной системе обучения"

В статье я делюсь опытом отслеживания успеваемости обучающихся начальной школы при безотметочной системе обучения....

Предметное обучение как одна из форм обучения учащихся начальной школы

В данной статье представлен опыт работы Гимназии по созданию условий для успешности обучения через предметное преподавание в начальной школе....