Формирование навыков беглого осознанного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы.
статья (чтение) по теме
Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка. Возникает ряд противоречий между возрастающей в условиях информационной усложненности необходимостью много читать и отсутствием интереса школьников к чтению; между существующей в современных условиях необходимостью формирования навыка беглого осознанного чтения и несовершенством педагогических условий, при которых формируется этот навык. Поэтому необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного, выразительного, правильного чтения от класса к классу.
Накоплен достаточный методический и дидактический материал, который будет интересен и полезен для применения как учителями, так и родителями с целью развития навыков беглого чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_osoznannogo_beglogo_chteniya.docx | 188.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Семенова Татьяна Михайловна
Управление образования администрации
муниципального района
«Корочанский район»
Белгородской области
Формирование навыков беглого осознанного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы
Автор опыта:
Семёнова Татьяна Михайловна,
учитель начальных классов
с.Афанасово 2012
Содержание
1. Информация об опыте …………………………………….3
2. Технология опыта…………………………………………..6
3.Результативность опыта…………………………………..14
4.Библиографический список………………………………16
5.Приложения…………………………………………………17
Информация об опыте
Обществом все более осознается необходимость защиты и поддержки детского чтения на государственном уровне. От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Поэтому перед начальными классами стоит первостепенная задача – научить детей сознательно, бегло и выразительно читать. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
Чтение – это одно из главных умений человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка. Именно чтение формирует у детей знания о жизни общества и природы и обеспечивает идейное и нравственное воспитание детей. Огромно значение чтения для развития речи детей, которая, обогащаясь через книгу, становится более содержательной и логичной. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.[1] Следовательно, возникает ряд противоречий между возрастающей в условиях информационной усложненности необходимостью много читать и отсутствием интереса школьников к чтению; между существующей в современных условиях необходимостью формирования навыка беглого осознанного чтения и несовершенством педагогических условий, при которых формируется этот навык. Поэтому необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного, выразительного, правильного чтения от класса к классу.
Научить детей правильному беглому осознанному выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
Интерес к книге, чтению, книжной культуре с каждым годом снижается. Специалисты констатируют, что детское чтение сегодня это область, где уже существует и продолжает накапливаться множество проблем. Осознание обществом того, что в этой области назревает острое неблагополучие, отражается и в средствах массовой информации.
Развитие навыков чтения у учащихся становится устойчивой потребностью с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки, которые требуют умелого педагогического подхода с учетом степени начитанности учащихся, их читательских пристрастий и литературных наклонностей. Известно, что читательские навыки во многом определяют личность человека, поэтому процесс развития навыка чтения у младших школьников нами рассматривается как психолого-педагогическая проблема. Всё вышесказанное обуславливает социальную значимость развития навыка чтения у младших школьников.
Ведущей педагогической идеей опыта является повышение мотивации к изучению предметов и собственной познавательной деятельности обучающихся начальных классов на основе механизмов формирования навыков беглого осознанного чтения.
Длительность работы над опытом четыре года.
Диапазон опыта–это единая система уроков и внеклассной работы.
Теоретическая база опыта. При исследовании значимости обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, автор обратилась к опыту учёных, педагогов-новаторов, работающих в этой области.
Современная методика чтения и развития речи использует ценный опыт методики чтения прошлого. Историковедческой основой методики чтения были работы ведущих психологов, занимающихся проблемой развития навыка чтения: философские концепции: философско-педагогические идеи Л. Толстого, В. Розонова, К.Д. Ушинского, И. Бунакова, В.А. Сухомлинского. Основные методики чтения были разработаны К.Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение "как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни", и подчеркивал, что "недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали"[1] Эти положения методики Ушинского говорят о познавательном значении чтения и о важности эстетического воздействия его на читателя. Ушинский включал также в задачи чтения развитие мыслительных способностей и работу над усвоением грамматических норм. Он рекомендовал различный подход к чтению научно-популярных статей и к чтению художественных произведений, разработал принципы проведения бесед в зависимости от вида произведения, дал конкретные указания о специфике работы над произведениями фольклора и баснями. Созданная Ушинским система получила название "Объяснительное чтение".
Последователи К.Д. Ушинского разделяли его мысли о необходимости на смену образным упражнениям в технике чтения и в пересказе ввести новую систему интересных уроков, обогащающих ученика знаниями и развивающих его личность.
В методике 30-50 годов двадцатого века сложился определенный подход к анализу текста, который основывался на своеобразии художественного произведения по сравнению с научно-деловой статьей, предполагал поэтапность работы над произведением, отработку навыка чтения, анализ произведения по частям с последующим обобщением, систематическую работу развитием речи.
В 60-70-е годы была усовершенствована методика анализа художественного произведения: меньше воспроизводящих упражнений, больше - творческих, развивающих умение высказывать собственное мнение по поводу прочитанного, работа над произведением в целом, а не над отдельными мелкими частями, учащимся большей самостоятельности в раскрытии идеи и образов произведения, разнообразие видов заданий при работе с текстом. В это время были определены умения, формируемые у младших школьников в работе с текстом, а также более четко выделены требования к навыкам чтения в 1-3 классах.
В 80-е годы усовершенствованы программы по чтению, предназначенные для обучения в трехлетней школе, и созданы программы для обучения в четырехлетней школе. Авторы программ и новых книг для чтения В.Г. Горецкий, Л. Ф Климанова, Л.К. Пискунова, Л.С. Геллерштейн провели строгий отбор произведений, учитывая их познавательную ценность, художественное совершенство, воспитательную значимость, соответствие возрастным особенностям младших школьников. Разработаны методические положения, определяющие подход к анализу художественного произведения. Они сводятся к следующему:
1. Анализ содержания произведения и формирование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения сливаются в единый процесс (задания направленные на понимание содержания текста, одновременно способствуют совершенствованию навыка чтения);
2. Выяснение идейно-тематической основы произведения, его образов, сюжетной линии, композиции и изобразительных средств в максимальной степени служит общему развитию учащихся как личности, а также обеспечивает развитие речи учащихся;
3. Опора на жизненный опыт учащихся является основой осознанного восприятия содержания произведения и необходимым условием его правильного анализа;
4. Чтение рассматривается как средство активации познавательной деятельности учащихся и расширения их знаний об окружающей действительности;
5. Анализ должен будить мысль, чувства, возбуждать потребность высказывания, соотнести свой жизненный опыт с теми фактами, которые представил автор.
Современная методика рассматривает задачи образования и воспитания в единстве. Средствами воспитания является тематика чтения, его идейное содержание, художественное воплощение этого содержания. Особое внимание методика чтения уделяет приемам формирования навыков самостоятельности в работе с текстом и книгой.
Исследования, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.
Интересную методику выработки беглого чтения разработал В. И. Зайцев. Он считал, что совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к чтению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.
Данный опыт является репродуктивно-рационализаторским. Новизна исследования заключается: в попытке обобщить и систематизировать современную литературу по проблеме; экспериментально выявить оптимальные условия реализации заявленной системы, способствующей повышению качества образования. В ходе исследования рассмотрены аспекты проблемы, сущность понятия «навык беглого осознанного чтения»; разработан комплекс тренировочных упражнений, позволяющий сформировать у детей активный интерес к процессу чтения, развить у них навыки исследовательской деятельности, сформировать чувство языка; разработаны методические требования к организации занятий с младшими школьниками по формированию навыков беглого осознанного чтения.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта: данный опыт реализуется на основе учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века»под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Уровень обучения базовый. Возрастных ограничений нет.
Технология опыта
Цель исследования: на основе анализа результатов беглого, осознанного выразительного чтения, определить наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыков чтения.
Проблема исследования: каковы пути и условия в выработке основных форм, методов влияющих на уровень развития навыка беглого чтения младших школьников.
Объектом исследования: является скорость, осознанность, выразительность, правильность как основные характеристики навыка чтения. В качестве предмета исследования избираются методы и приёмы работы на уроках, способствующие развитию навыка беглого чтения.
Задачи:
1. Изучить научную и методическую литературу по проблеме.
2. Определить наиболее целесообразные методы и приёмы работы, способствующие развитию навыка беглого чтения.
3. Провести исследование уровня сформированности навыка чтения в классе.
4. Разработать комплекс мероприятий для формирования навыка беглого чтения.
Отслеживая динамику беглого чтения (учащихся предыдущих выпусков) автор убедилась, что не все дети читают бегло и скорость чтения с переходом в старшие классы у некоторых детей не увеличивается, а уменьшается.
Возник вопрос как же помочь детям? Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём причины трудностей. И только выяснив это, можно понять, какую помощь ему необходимо оказать. Причин трудностей много, а значит, и способы помощи существуют разные.
Под техникой чтения понимается: узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов, предложений. Также чтение включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находятся в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга [9]. Совершенствование скорости чтения приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок. В процессе обучения чтению ученики под руководством учителя упражняются и в технике чтения, и в понимании прочитанного. Однако значение работы по формированию и автоматизации технических навыков часто недооценивается, и основной акцент учителя делают на смысловое чтение в ущерб скорости. Торопясь переключать ребёнка на работу со смыслом прочитанного, мы нарушаем естественный психологический процесс формирования чтения, и создаем условия для появления ошибок.
Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей. Снижение интереса современных школьников к чтению становится серьёзной проблемой. Потребность в книге должна формироваться на самых ранних этапах школьного образования. Чтение одно из важных средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой средством обучения. Чтение литературных произведений выполняет познавательную, эстетическую и воспитательную функции, практическое знакомство с обобщенным, образно-эмоциональным способом познания жизни, формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребёнка.
Начальная школа первая начинает реализовать основную цель обучения - формирование личности учащегося.
Поэтому важно именно в этот период научить ребенка бегло читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека.
Особую актуальность сегодня приобретают методы, которые применяются в работе учителями с младшими школьниками для привлечения их к чтению.
В своей работе автор использует методику беглого чтения с помощью таблиц наращивания слогов. Используя методику А.Н. Корнева автоматизация восприятия «оперативных единиц чтения» с помощью таблиц добивалась максимальной скорости чтения. На основе опыта разработана последовательность упражнений для привлечения детей к чтению и развития беглого чтения.[5]
Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей.
В.А.Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга».
Иногда можно услышать, что младшим школьникам нужно овладеть скорочтением.
Скорочтение - это чтение со скоростью более 300 слов в минуту, вслух оно невозможно. Скорочтение необходимо для руководящих работников, для научных сотрудников. В США и других развитых странах не возьмут на руководящую работу специалиста, если он читает меньше 400 слов в минуту. Расчёт прост: выгоднее оплачивать труд быстро читающего, он не утонет в потоке бумаг! Финские специалисты считают, что если у вас скорость чтения до 200 слов в минуту, то надо заниматься не скорочтением, а учиться нормально, читать!
Чтение в темпе скороговорки – это от 180 до 300 слов. Этого тоже не нужно добиваться.
Дикторы телевидения широко варьируют свою скорость чтения в пределах от 90 до 170 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста
Известный учёный и педагог В.Н.Зайцев в своих исследованиях пришёл к выводу, что техника чтения не ниже 120 слов в минуту даёт возможность ребёнку успешно учиться в 5 классе.[ 4]
В реальных условиях каждая школа хотела, чтобы большая часть учеников занималась на 4 и 5. Поэтому мы должны стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имели скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но реально ли это? Ведь разные ученики имеют разный темперамент. Оказывается, что холерики, как правило, говорят и читают в темпе не ниже 150 слов в минуту. Для сангвиников это 120 слов в минуту. Но природа не обходится без подарков. Дело в том, что по данным НИИ психологии более 90% учеников относятся к холерикам и сангвиникам. Флегматики и меланхолики составляют менее 10%, т.е. 3-4 человека в классе.
Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.
Таким образом, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос, как выйти на этот уровень. Как помочь детям справиться с трудностями при чтении?
Очень часто эту проблему пытаются решить просто: надо больше читать. И сидит ребёнок над книгой, обливается слезами и испытывает к ней тихую ненависть. Применяя методику Корнева и таблицы различной сложности на уроках литературного чтения и для пятиминутного чтения на каждом уроке можно добиться оптимальной скорости чтения.
Данный дидактический материал направлен на устранение одной из основных причин трудностей в чтении: недостаточной сформированности скорости чтения.
Чтение является сложным актом. Он включает в себя технические навыки и процесс понимание смысла читаемого. Эти две стороны находятся между собой в тесной взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга.
В данной работе рассмотрены наиболее эффективные методы обучения чтению.
В начале обучения чтению ребёнок учится декодировать написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить её со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. В этот момент все умственные усилия ребенка направлены на процесс декодирования, при этом понимание читаемого текста затруднено, на него просто не хватает интеллектуальных сил. Постепенно технические операции автоматизируются и внимание ученика концентрируется на понимании смысла текста.
Все названные умения формируются поэтапно, со временем. На каждом этапе появляются и развиваются конкретные навыки. Переход на последующий этап возможен только тогда, когда ребёнок овладеет всеми умениями и навыками текущего этапа. И не только овладеет, но и достигнет определённого уровня их автоматизации.
Но каждый ребёнок в своём развитии индивидуален, поэтому у кого- то из детей умения текущего этапа не успевают сформироваться, т.е. достаточно автоматизироваться за, то время, которое отведено школьным планированием. Значит, для следующего этапа не подготовлен фундамент. Когда материал для чтения усложняется, учащийся начинает отставать от других, попадает в группу слабоуспевающих, и не, потому что не может понять и научиться, а потому что не успел научиться.
Исследования психологов показывают: чаще всего отставание происходит на этапе слияния слогов в слова и понимания смысла слова. Но ведь именно этот этап является важнейшим, поскольку он закладывает основы для смыслового чтения. Как же научить ребёнка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов.
Для реализации поставленных целей была разработана система тренировочных упражнений, которые обязательно проводятся на каждом уроке чтения. Этот этап занимает 5 - 10 минут урока и включает в себя последовательно выполняемые упражнения.
Последовательное выполнение упражнений обеспечивает высокий уровень участия и работоспособности детей.
Педагог М.Р. Львов в памятке « Что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно» на первое место ставит «умение ровно и глубоко дышать- владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика».
Поэтому на первом этапе обучения нужно начинать с дыхательной гимнастики.
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса. Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. Дыхание в момент речи отличается от дыхания, когда человек молчит. Выдох намного длиннее вдоха. А также, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхания. Для более длительного выдоха необходим и больший запас воздуха. Поэтому в момент речи объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха значительно увеличивается. Вдох при речи становится более коротким и более глубоким. У некоторых детей наблюдается неправильное дыхание при чтении, они читают не при выдохе, а при вдохе. Темп чтения нарушается, поэтому так необходимо применять дыхательную гимнастику при изучении букв на уроках литературного чтения.
Дыхательную гимнастику необходимо проводить в начале каждого урока.
Для формирования навыка владения дыханием и голосом используются специальные упражнения. (Приложение 1)
Знакомство с буквами. Начиная с первого этапа обучения грамоте, при знакомстве детей с буквами, подбираются на каждую букву скороговорки и чистоговорки. Предлагается детям самим придумывать чистоговорки на любое сочетание букв Произнесение скороговорок на память можно проводить с контролем времени. Сначала ребёнок произносит скороговорку медленно, шепотом, затем в обычном темпе, только потом в быстром темпе .
На этом этапе обучения в начале урока автором применяются для развития беглого чтения различные таблицы.(Приложение 2)
Знакомство со слогами. На этом этапе обучения также используются различные таблицы, которые способствуют развитию навыка беглого чтения. В зависимости от задания, звуки или слоги могут читаться с различной силой голоса, с различным темпом, с различным акцентированием. Таким образом, от группы к группе структура слогов и слов усложняется. (Приложение 3)
Знакомство со словами. При чтении слов используются различные виды таблиц, которые также помогают развивать навыки беглого чтения. В этих таблицах используются слова, состоящие из одного слога. Особенность состоит в том, что эти слова состоят из четырёх или трёх букв, слово заканчивается на твёрдый или мягкий согласный звук. Систематическое чтение этих таблиц приводит к автоматизации восприятия этих букв (Приложение 4).
Отработка дикции. Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточна известна: от отдельного, отчетливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого. Автор рекомендует лишь выделение цветным мелом в записи скороговорок букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа, например:
Сенька с Санькой вёз Соньку на санках.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Считается полезным начинать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Для отработки чёткого произношения предлагается только одна новая строка, объем же материала для чтения увеличивается (2, 3, 4 строки). Так как в течение 3-4 занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста. И ребята, «делая разбежку» (читая знакомую часть скороговорки), готовились в хорошем темпе и без ошибок прочитать и новую строчку.
Развитие оперативной памяти. Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работу над её развитием автор ведет с помощью зрительных диктантов. Предлагается следующий вариант проведения этих диктантов: работа начинается на уроке чтения – чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного; на уроке русского языка повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь. Такая методика работы обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений набора и формирует на уроке « ситуацию успеха».
Удачной и оригинальной автору показалась мысль записать предложения на доске мокрой тряпкой. В этом случае время для прочтения определяется не учителем, а объективной, ни от кого не зависящей причиной – высыхание влажного следа. Это организует ребят на чтение в быстром темпе и точное запоминание. Но важно соблюдать меру в объеме материала. Лучше начинать одновременно с одного – двух предложений и постепенно доводить до пяти – шести.
Когда демонстрация набора будет доведена до шести предложений, можно использовать задания повышенной сложности:
- запишите предложения с третьего по шестое.
- запишите только второе и пятое предложения;
- запишите предложения в обратном порядке;
В книге Всеволода Николаевича Зайцева даны рекомендации по выработке беглого чтения, которые могут работать в любых условиях.[4]
1.Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с детьми небольшие по объему упражнения ( по 5 минут небольшими порциями три раза в день, чем по 1-1,5 часа бессмысленной работы отбивающей желание читать).
2. Жужжащее чтение.
Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов.
Ежеурочные пятиминутные чтения необходимо проводить на любом уроке – будь то чтение, рисование, математика, русский язык. Урок начинается с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу или специально подготовленные таблицы в режиме жужжащего чтения, а дальше идёт обычный урок.
Проанализируем, что получается. Если учитель работает по обычной методике во 2 классе, он имеет 4 урока литературного чтения в неделю. При наполняемости класса 15 человек, в неделю каждый ребенок будет читать всего 12 минут, а за урок всего 3 минуты. Вряд ли при таком уровне можно научить детей читать.
Хорошо если ребёнку повезло с семьёй, и дома его научат хорошо читать. А если ребёнку с семьёй не повезло? Тогда весь тренаж его сводится к этим трём минутам, естественно, что такой ребёнок читать не научится.
Если мы проследим, что делают ежеурочные пятиминутки.
Запишем: 5 x 4 x 6= 120
5 минут за урок,4 урока в день, 6 дней в неделю. Недельный тренаж получается в объёме 120 минут.
Очевидно, если время увеличится от 12 минут до 120, то результат будет положительный.
3. Чтение пред сном.
Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
4. Режим щадящего чтения (если ребенок не любит читать).
Ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых.
5. Многократность чтения.
В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка. Ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Конечно же, второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок.
Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти ученика зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению. Многократное прочтение одного предложения осуществляется в таком порядке:
1 – раз – медленное чтение с учителем, чёткое проговаривание слогов;
2 – раз – повторное прочтение без учителя;
3 – раз – плавное, слитное чтение слов;
4 – раз – чтение в темпе разговорной речи;
5,6,7 – раз – предложение перечитывается с поочерёдной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове;
8,9,10 – раз – темп чтения доводится до уровня скороговорки.
6. Приём стимулирования учащихся.
В конце урока оставлять 3-4 минуты для того, чтобы произвести самозамер скорочтения. Чтение в течение одной минуты вполголоса пересчитывание и запись в дневник (ежедневно).
Использую «чтение – спринт». На максимальной скорости, читая про себя незнакомый текст, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе чтения плотно сжимать губы и зубы.
Цель упражнения: тренировка в скорочтении. Также можно применять упражнения по совершенствованию техники чтения системы И.Г. Пальченко.
Чтение за диктором способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов.
Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся. По методике профессора И.Т.Федоренко можно использовать зрительные диктанты для совершенствования техники чтения.[8]
В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. На доске пишется 6 предложений одного из наборов, и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение определённого времени читают про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении этого времени стирается предложение и предлагается записать его на листочках. На 6 предложений одного набора уходит от 5 до 8 минут.
Также очень хорошо развивает поле зрения таблица Шульте
(Приложение 9). Работа выполняется за 10 секунд. У каждого ученика карточки, в каждую клеточку которой вписаны цифры от 1 до 10 и от 1 до 20 (1 класс) и от 1 до25 (2,3кл.). В работе с таблицами используется памятка:
1. Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом.
2. Старайся запомнить расположение сразу двух-трёх следующих друг за другом чисел.
3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю её целиком.
Чтение в темпе скороговорки предназначено для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности не предъявляются. Зато повышены требования к четкости произношения, проговаривания всех окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. После этого упражнения на том же отрывке проводится чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Чтение с переходом на незнакомую часть текста. Ученикам дается задание читать этот же отрывок, но уже в необходимом темпе, выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста в том же темпе чтения. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.
Упражнения для развития скорости чтения даны в Приложении №5.
Очень важна помощь родителей при обучении детей. Поэтому, на родительских собраниях необходимо убедить каждого родителя в том, что чтение, должно войти в ежедневную привычку ребенка. Особенно на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к содержанию читаемого отрывка, произведения. Очень важно, - объяснить родителям, - быть сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребенку.
Результативность опыта
Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует, процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.
Когда дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость и по русскому языку и по математике. Это можно увидеть по результатам проверки чтения и во внеклассных мероприятиях, в которых с удовольствием принимают участие ребята.
В ходе исследования по формированию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения подтвердились предположения, что развитие навыков чтения будет эффективным, если постоянно использовать на уроках литературного чтения и на других уроках вышеописанную методику, упражнения и приёмы по развитию беглого чтения у младших школьников. Используя таблицы наращивания, я добиваюсь хороших результатов при развитии навыков беглого чтения. Это видно из таблицы, представленной в Приложении 8.
Проведенные в группе второклассников в 2012 году исследования показали следующие результаты: четверо ребят(33%) имеют высокий уровень сформированности навыков чтения вслух и про себя. Причем, трое (25%) из них допусти по одной ошибке, вызвано это было тем, что они торопились. Пятеро (42%) школьников показали третий уровень сформированности навыков, скорость чтения при этом у всех ребят в норме, но они либо допускают ошибки, либо читаю основной текст целыми словами, а трудные слова – по слогам. Один человек(8%) показал второй уровень сформированности навыков, скорость чтения у этого ребёнка в норме, но он допускает ошибки и читает основной текст по слогам отрывисто. Двое (16%) показали низкий уровень техники чтения, но один из них прочитал без ошибок и понял содержание прочитанного, а у другого наблюдается скорость чтения ниже нормы, большое количество ошибок и чтение по слогам.
Результаты проверки техники чтения во 2 классе
Из диаграммы видно, что учащиеся 2 класса за 4 месяца 2012-2013 учебного года в результате систематического использования вышеизложенных методик показали наращивание темпов и качества чтения в среднем на 23%.
Проанализировав свой опыт, автор пришёл к следующему выводу, что необходимо использовать методику формирования беглого и осознанного чтения в начальных классах на уроках и для индивидуальной работы. Эти наборы таблиц предназначены для развития у младших школьников умения бегло и правильно читать слова разной слоговой структуры как изолированно, так и в составе словосочетаний и предложений.
Накоплен достаточный методический и дидактический материал, который будет интересен и полезен для применения как учителями, так и родителями с целью развития навыков беглого чтения.
Библиографический список
1.Борисенко И. В. Методические уроки К. Д. Ушинского.// Начальная школа. – 1994. - №3, - с. 12-19.
2.Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения/Е.А.Бугрименко. – М.: Творческая педагогика, 1993. с. 96
3.Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ М.С.Васильева. – М.: Педагогика, 1977. – с.215.
4.Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению/В.Н.Зайцев. – М., Просвещение, 1991 г
5.Корнев А. Н. Нарушение устной и письменной речи у школьников/А.Н.Корнев. – М. Знание 1996. с. 77
6.Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах. // Школа, 1999. № 18.
7.Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школы/Г.Г.Мисаренко. – М.: ОНИКС. 2008. с. 6 -7.
8.Федоренко И. Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний/ И.Т.Федоренко. – Киев, 1980.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
И ПОДГОТОВКИ ГОЛОСА
Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Обрызгайте белье водой ( в один прием, три, пять).
Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.
В цветочном магазине.
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).
Выдох со счетом.
Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.
Использование скороговорки (хором):
Как на горке на пригорке
Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)
Раз Егорка, два Егорка……( до полного выдоха).
Необходимо отметить, сто уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.
Для разогрева голосовых связок предлагают так называемые распевные упражнения ( в 3 четверти на уроках изучения особенностей построения русских народных сказок заменяли эти упражнения русской народной хоровой песней, например: « Во поле береза стояла»).
Медвежата.
Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.
Мам, меду б нам,
Мам , молока б нам.
В лифте.
Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.
Ручка в зубах
Напиши в воздухе молча своё имя. Произнесите своё имя, зажав ручку зубами и губами
Приложение 2
Приложение 3
СЛИТНОЕ ПРОЧТЕНИЕ ДВУХ СТОЯЩИХ РЯДОМ БУКВ
Аауаауиаеяияаояяяю ее ею
Еу ад аж айам ап ах! Ей ел ем
Ед еж екиж из ик ил им иф их ой!
Ом он ос от ох ошужум ус ух! Эй!
Эх! Юг юз юм юн яд як ял Ян яр.
Ба бы бэ-э-э во! Вы га да же за
Ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э на
Не ни но ну по ра ре си су та те
То ту ты тю! Фа фу! За! Хе! Че чу ша!
Щи бр-р-р кшш… тшшш… тсс…
Ай-ай ей-ейёк-ёк ой-ой! Во-во!
Га-га-га да-да-да! Эй-эй!
Ну-ну! То-то хе-хе-хе ха-ха-ха!
Ба-бадя-дя па-пама-ма
При прочтении этих блоков полезно начать обучать понятию ударения, ударного слога. Например, предложить детям прочитать буквосочетание га-га-га! Сначала с ударением на первый слог, затем на второй и на третий.
Аналогичную работу можно проводить со словосочетанием ха-ха-ха! Да-да-да!
Эти задания формируют умение произносить слово с ударением на любом заданном слоге, а также навык определения на слух, который слог ударный.
Приложение 4
ЧТЕНИЕ ТРЁХБУКВЕННЫХ СОЧЕТАНИЙ И СЛОВ
(Первая группа блоков)
Ага бай сам шар пах
Аут баз бык бер вон
Выя дар дом бей ели
Ему Зея сею уже зал
Ива тик хил зим лиф
Тих бия кар лих люк
Ляп миф мул мыс мер
Нас нет нищ нот гну
Бой лом сон ост лот
Мох бош пол Юра рек
Оси суп эта тел тот
Эту тыл ТЮЗ ума муж
Кум рус дух Уфа Уфу
Уха ухе чек чуб шаг
Щит эхо юга ТЮЗ юму
Это исключительный материал логопедического словаря, поэтому слова этой группы подлежат обязательному прочтению. В процессе чтения блоков не только вырабатываются и закрепляются навыки чтения, но и обеспечивается тренировка соответствующих участков речевого аппарата.
ЧТЕНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ СО СТЕЧЕНИЕМ НЕСКОЛЬКИХ СОГЛАСНЫХ В КОНЦЕ СЛОВА
(Вторая группа блоков)
Бокс борт борщ верх волк
Гонг диск Ейск зюйд Иезд
Лувр люфт лязг матч мозг
Непр порт корт пунш Рижт
Факт финт фунт шурф щедр и др.
Фразы для чтения.
Морж мёрз, но полз.
Майкл ел борщ и торт.
На борт жал болт.
ЧТЕНИЕ ОДНОСЛОГОВЫХ СЛОВ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ СЛОВА
( Третья группа блоков).
Для успешного прочтения слов данной группы важно объяснить детям, что все согласные вначале слова необходимо прочитывать в один прием, ориентируясь на гласную фонему, так как слогообразующая гласная оказывает влияние на характер произношения всех согласных фонем в слоге, стоящих до нее. Для зрительного восприятия рекомендуется выделять гласную цветным мелом.
Блок блях барк взор ВГИК вжик
Влип враз врач вред ВТУЗ
Где глуп граф грач гриф
Джаз дни дней дроф друг ждал
Жрец звон злой знак зной клёв
Фразы для чтения.
Её плащ был плох.
Класс встал у парт.
Мой друг щедр.
ЧТЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ТРУДНЫХ ОДНОСЛОГОВЫХ СЛОВ
(Четвертая группа блоков).
Вверх взмах взнос взмыл вклад
Гвалт тракт Днепр Днестр дрозд
Монстр перст пёстр пункт склад
Смысл спорт столб стаж треск
Хвост Холмс штамп штурм
Значение слов доступных пониманию, учитель объясняет сам в ходе чтения. Значения отдельных слов предлагает выяснить в словаре дома и сообщить на следующем уроке. Эти задания дают толчок к самостоятельной работе со справочной литературой. Иногда при чтении ребята распределяют незнакомые слова между собой. Это оживляет работу на уроке, повышает интерес к учёбе, вносит соревновательный характер. Объясняя значение слов, ребята пополняют свой активный словарный запас.
Приложение 5
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ
Динамическое чтение
На доске, на экране или на карточках записан столбик слов из 5 -7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
Бинарное чтение
Одну таблицу или текст читают два ученика одновременно.
« Очередь»
Сначала читает учитель, затем читают ученики ту же таблицу или текст.
«Буксир»
а) Учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем.
б) Учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается. Ученики показывают слово, где остановился учитель.
« Ловушка»
Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
«Прыжки»
Чтение через слово.
«Фотоглаз»
На доске столбик слов, которые ученики читают определённое время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова.
« Найди меня»
На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.
«Счёт слов»
На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задаётся вопрос. На который они должны ответить после окончания работы.
« Сканирование»
За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации
Игра «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети должны быстро его найти и продолжить чтение.
На доске записано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
Развитие широкого поля зрения.
а) учитель называет букву алфавита, ребенок находит и показывает эту букву пальцем или карандашом. Потренируйтесь, пусть ребенок запомнит, где расположена каждая буква. Замерьте время нахождения всех букв алфавита.
б) зафиксировав взгляд в центре таблицы, найдите все буквы алфавита. Перемещать взгляд нельзя. Глаза устремлены в центр! Ребенок сначала показывает букву карандашом, а затем, глядя в центр, находит букву мысленно.
в) ребенок смотрит только в центр таблицы, стараясь видеть ее всю, находит букву «а», затем аб, абв, абвг и т.д. С каждым разом скорость нахождения предыдущих букв должна увеличиваться.
Приложение 6
ЧИСТОГОВОРКИ
ай – ай – ай – авторучку дай.
ам–ам–ам–песенка для мам.
ак – ак – ак – Сашенька - рыбак.
ал –ал –ал - скоро ли вокзал?
ла - ла - ла - очень острая игла.
лу - лу - лу - не валяйся на полу.
лы - лы - лы - наши девочки малы.
ло - ло - ло - прозрачное стекло.
да - да - да - там холодная вода.
ды — ды — ды — выходи - ка из воды.
ду - ду - ду - поскорей домой пойду.
де - де – де - подходить нельзя к воде.
Приложение 7
СКОРОГОВОРКИ
1. Водовоз вез воду из-под водопада.
2. Говори, говори, да не заговаривайся.
3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
4. Наш голова вашего голову головой переголовит,перевыголовит.
5. Наш дуда и туда и сюда.
6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
9. Летят три пичужки через три пусты избушки.
10. В один, Клим, клин колоти.
11. Каково волокно, таково и полотно
12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.
13. Либретто "Риголетто”.
14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?
15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
Приложение 8
Методика исследования техники чтения и понимания почитанного
Два исследования – оценивание техники чтения вслух и понимание прочитанного я решила объединить в один эксперимент. Описание методики следующее.
Задание 1. Техника чтения вслух и понимание прочитанного.
Назначение задания: изучить уровень чтения – способ чтения, количество и характер ошибок, темп чтения, определить понимание прочитанного
Организация работы:
- ребенок читает легкий по содержанию и составу слов текст (для чтения дается текст «Как я ловил раков», А.Н. Корнев, приложение 1).
- для определения понимания прочитанного дети отвечают на вопросы по тексту (заранее подготовлены на доске), список вопросов в приложении 1.
Таблица 1. Форма для анализа результатов чтения
№ п/п | Фами-лия ученика | Показатели техники чтения | Уровень техники чтения | Уровень понимания прочитан-ного | |||
Способ чтения | Кол-во и характер ошибок | Время чтения | Темп чтения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
- Способ чтения фиксируется (3) следующим образом:
Читает по буквам – букв, по слогам отрывисто–сл/отр; по слогам плавно – сл/пл, целыми словами – ц. сл. Сочетания способов чтения обозначаются при помощи знака + например, сл/пл. + ц. сл.
- За ошибку (4) считается неправильно прочитанное слово или случай, когда ученик читает слово с помощью взрослого. Безошибочное чтение – ученик допускает 1 ошибку на 45-50 слов. В этой же графе отмечается характер сделанных ошибок: ударение, окончание, мягкий знак- показатель мягкости согласных и т.д.
- В графе «6» указывается количество слов, прочитанных за 1 минуту: количество слов делится на время их прочтения.
Оценка техники чтения
4 уровень
1) Плавное чтение целыми словами.
2) Читает без ошибок или допускает 1 ошибку на 45-50 слов.
3) Темп чтения 55-70 слов в минуту или выше.
За основные показатели приняты способ чтения и правильность чтения.
3 уровень – в норме только два основных показателя: способ чтения и правильность чтения.
2 уровень – в норме только два показателя, один из которых или способ чтения, или правильность чтения.
1 уровень – все другие варианты.
- Оценка уровня понимания.
4 уровень – полное понимание смысла прочитанного, ребенок ответил правильно не менее 7 вопросов из 10;
3 уровень – неполное понимание, ребенок ответил не менее 5 вопросов;
2 уровень – фрагментарность или незначительное изменение смысла ситуации;
1 уровень — отсутствие понимания прочитанного или грубое искажение смысла.
Исследование чтения про себя
Задание 2. Чтение про себя и понимание прочитанного.
Назначение задания: изучить уровень чтения про себя – скорость чтения про себя и определить понимание прочитанного.
Организация работы:
- ребенок читает легкий по содержанию и составу слов текст (для чтения дается текст «Неблагодарная ель», А.Н. Корнев, приложение 2).
- для определения понимания прочитанного дети письменно отвечают на вопросы по тексту (заранее подготовлены на доске, но пока скрыты), список вопросов в приложении 2.
Оценка чтения про себя (понимание прочитанного, скорость чтения).
4 уровень – в норме 2 показателя:
1) Ученик ответил не менее 7 вопросов из 10.
2) Его скорость чтения про себя превышает чтение вслух на 10 слов и более,
3 уровень – в норме только 1-ый показатель,
2 уровень – ученик ответил не менее 5 вопросов, скорость чтения ниже нормы.
1 уровень – ученик ответил на меньшую часть вопросов, скорость чтения ниже нормы.
Таблица 1 для анализа чтения дополняется тремя графами: № 10 «Скорость чтения про себя», № 11 «Понимание чтения», № 12 «Уровень чтения про себя».
№ п/п | Фамилия ученика | Показатели техники чтения | Уровень техники чтения | Уровень понимания прочитан-ного | Скорость чтения про себя | Понимание чтения | Уровень чтения про себя | |||
Способ чтения | Кол-во и характер ошибок | Время чтения | Темп чтения | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Быканов Денис | сл/пл +ц.сл | 0 | 4,20 | 54 | 3 | 3 | 65 | 3 | 3 |
2 | Гасанова Марьям | сл/пл +ц.сл | 1 удар. | 3,66 | 62 | 3 | 2 | 71 | 2 | 2 |
3 | Гущин Александр | ц.сл | 1 удар. | 3, 72 | 61 | 4 | 4 | 74 | 4 | 4 |
4 | Коломиец Александр | ц.сл | 1 замена гл. | 3,15 | 72 | 4 | 4 | 85 | 4 | 4 |
5 | Луговая Неля | Сл/отр+ с/пл | 2 ош замена букв | 4,36 | 52 | 2 | 4 | 63 | 4 | 4 |
6 | Марченко Иван | Сл/отр+ с/пл | 0 | 6,00 | 38 | 1 | 3 | 44 | 3 | 2 |
7 | Мойса Алёна | сл/пл +ц.сл | 1 ош. замена гл. | 3,60 | 63 | 3 | 4 | 75 | 3 | 3 |
8 | Наумова Ольга | сл/пл +ц.сл | 1 удар. | 3,72 | 61 | 3 | 3 | 73 | 3 | 3 |
9 | Писарева Анна | сл/пл | 1 ош. замена букв | 4,45 | 51 | 3 | 4 | 68 | 4 | 4 |
10 | Сорока Лилия | сл/пл +ц.сл | 1ош. замена букв | 2,31 | 98 | 4 | 4 | 115 | 4 | 4 |
11 | Чепижко Максим | Сл/отр | 3 ош. замена гласн. | 5,40 | 42 | 1 | 1 | 59 | 2 | 2 |
12 | Шевцова Ольга | ц.сл | 0 | 2,80 | 81 | 4 | 4 | 96 | 4 | 4 |
Приложение 9
Таблицы Степанищева А.Т.
Таблица № 3. Таблица № 4.
А | 33 | И | 90 | Д |
22 | 4 | Я | 7 | 1 |
Л | 10 | Ч | Е | 18 |
24 | 10 | 2 | О | К |
9 | 3 | М | 23 | 13 |
нет | нап | тик | луч | шеи |
чая | яыч | чвс | сам | мли |
пир | ирт | отр | тоб | бол |
фцы | вуф | вна | пса | реп |
яцч | суч | мкя | сеи | тшб |
Таблица № 1 Таблица № 2
4 | 7 | 18 | 64 | 3 |
2 | 17 | 25 | 13 | 8 |
84 | 4 | 1 | 40 | 34 |
6 | 50 | 36 | 28 | 9 |
15 | 92 | 61 | 76 | 19 |
Ш | К | Х | Ч | Б |
Ц | О | Д | Ж | Х |
З | У | Ф | Р | Д |
Ф | П | И | Н | Л |
М | Г | В | С | Е |
Для тренировок заготавливаются таблицы размером 7,5x5,5 см для каждого ребёнка. Сначала считывается таблица № 1 с одним знаком в квадратах (буква или цифра), а потом с двумя. (таблица № 2) Затем три знака и, наконец, переходить нужно на таблицы со смешанными знаками одновременно. Каждый учащийся, глядя на квадрат в центре (красного цвета) считывает знаки, находящиеся сверху, снизу, справа, слева. Эти таблицы можно считывать и на других уроках (на математике). Работа ведётся до тех пор, пока ребёнок не выучился считывать в таблице все знаки. Время считывания одной таблицы от 1,5 до 2 минут. Скорость считывания была у всех разная – от 2 до 8 знаков за 2мин. Со временем она увеличилась в среднем на 2-4 знака.
Таблицы Шульте
5 | 7 | 3 | |
9 | 1 | 8 | |
10 | 6 | 4 | |
2 | |||
1 | 16 | 3 | 6 |
20 | 8 | 19 | 11 |
10 | 13 | 4 | 9 |
15 | 18 | 2 | 14 |
5 | 12 | 7 | 17 |
15 | 6 | 16 | 9 | 14 |
1 | 8 | 20 | 24 | 2 |
18 | 22 | 10 | 21 | 12 |
17 | 11 | 23 | 5 | 25 |
7 | 4 | 13 | 19 | 3 |
Таблицы считываются за 10 секунд каждая. У каждого ученика карточка, в каждую клеточку которой вписана цифры от 1 до 10 и от 1 до 20 (1 класс), от 1 до 25 (2 и 3 класс). Ученик смотрит в центр таблицы и видит её целиком. Считывает её про себя, указывая карандашом цифры. По такому же принципу изготавливаются карточки с алфавитом.
Таблицы Швайко
13 | 33 | 9 | 4 | 26 |
3 | 22 | 19 | 2 | 30 |
28 | 31 | 12 | 24 | 6 |
7 | 10 | 21 | 27 | 14 |
35 | 18 | 1 | 16 | 8 |
23 | 5 | 29 | 32 | 11 |
15 | 34 | 17 | 25 | 20 |
26 | 31 | 23 | 5 | 21 |
17 | 3 | 35 | 11 | 29 |
14 | 22 | 8 | 24 | 6 |
20 | 33 | 27 | 16 | 13 |
12 | 30 | 18 | 2 | 34 |
1 | 7 | 25 | 28 | 9 |
32 | 10 | 15 | 4 | 19 |
10 | 32 | 27 | 3 | 23 |
6 | 35 | 17 | 13 | 33 |
30 | 12 | 24 | 5 | 8 |
22 | 9 | 15 | 26 | 29 |
20 | 28 | 34 | 18 | 1 |
25 | 24 | 7 | 31 | 13 |
16 | 11 | 19 | 2 | 21 |
Цель работы с таблицами Швайко – это обучение вертикальному движению глаз. Таблицы считываются сверху вниз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование навыков беглого и правильного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы».
Причины низкого темпа чтения и упражнения, которые помогут их ликвидировать....
Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования
Реферат и презентация по теме "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования"....
Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования
Отсутствие интереса к чтению зачастую является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку. Тем более важно сделать чтение неотъемлемым и основополагающи...
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОСНОВА УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Из опыта работы...
Методические рекомендации и презентация "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения как условие развития речи у младших школьников"
Методические рекомендации и презентация "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения как условие развития речи у младших школьников"...
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ТРЕБОВАНИЕ ФГОС ДЛЯ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Статья...
Деятельностные формы и методы работы в процессе формирования навыков беглого осознанного чтения у младших школьников.
Чтение - один из основных способов приобретения информации, поэтому овладение навыками полноценного чтения является для учащихся важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Как ос...