Примерная программа наставничества над молодым педагогом.
материал

Кабакова Ирина Михайловна

Программа наставничества над молодым педагогом (основные положения)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полное название образовательного учреждения

                                                                                                          Утверждаю

                                                                                       Директор __________________

                                                                                             _________   ______________

                                                                            «_____» ____________ 20__  г.

                                        Программа  наставничества

над молодым специалистом учителем начальных классов __________________

                                         на 20___-20___ учебный год

                                                                                   

                                                                                 

Разработала

                                                                                           учитель начальных классов

школа___________

ФИО________                                                                                      

город

20___ г.


Пояснительная записка.

В современных условиях системы образования в Российской Федерации значительно возрастает роль учителя и наставника,  повышаются требования к его личностным, профессиональным, организаторским качествам, социокультурной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:

  • новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым специалистом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;
  • различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;
  • необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.

Становление молодого специалиста, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.

Программа должна помочь становлению молодого специалиста на всех уровнях данного процесса:

  • вхождение в профессиональное образовательное пространство;
  • профессиональное самоопределение;
  • творческая самореализация;
  • проектирование профессиональной карьеры;
  • вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность;
  • самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.

      Цель: оказание помощи молодому специалисту в его профессиональном становлении и создание условий для самореализации и приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.

     Задачи:

1. Создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе;

2. Оказание методической и практической  помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно- воспитательной деятельности, в планировании и организации учебной деятельности;

3. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;

4. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании и профессиональном самосовершенствовании.

       Основные принципы:

  • Принцип уважения и доверия к человеку.
  • Принцип целостности.
  • Принцип сотрудничества.
  • Принцип индивидуализации.

     Основные направления работы:

1.Работа с документацией.

2.Планирование и организация работы по предметам.

3.Планирование и организация воспитательной работы.

4.Работа по  самообразованию.

5.Психолого-педагогическая поддержка.

6. Руководство и контроль за деятельностью молодого специалиста.

       Виды деятельности в работе с молодым специалистом:

  • Повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки молодого специалиста;
  • Глубокое изучение и освоение молодым специалистом  рабочих учебных программ по предметам, требований к современному уроку, научной и методической литературы по школьным предметам;
  • Овладение молодым специалистом комплексным подходом к воспитательной работе; ознакомление, овладение методикой воспитывающего обучения; освоение современных требований к внеурочной работе по предмету;
  • Изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности.

   Внутришкольный контроль:

1.Обзорный контроль (проводится в начале педагогической деятельности. В первый месяц). Проводится путём посещения уроков и внеклассных мероприятий.

Цель: общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого специалиста.

2.Предупредительный контроль (проводится в  течение первого года работы).

Цель: выявить и предупредить ошибки в работе молодого специалиста.

3.Повторный контроль (проводится в конце учебного года).

Цель: проверить устранение недостатков, выявленных при обзорном и предупредительном контроле.

Наставник сопровождает и оценивает работу молодого специалиста. Молодой специалист ежемесячно представляет наставнику отчёты о проделанной, согласно индивидуальному плану, работе. Наставник оценивает работу и результаты сообщает руководителю школьного методического объединения

Обязанности наставника

1.Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.

2.Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления с учётом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету.

3.Изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения.

4.Знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных кабинетов, классов, служебных и бытовых помещений.

5.Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, правилами внутреннего распорядка, охраны труда и техники безопасности).

6.Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; давать конкретные задания с определённым сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.

7.Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.

8.Личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.

9.Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда.

10.Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчёт по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Обязанности молодого специалиста

1.Изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности.

2.Выполнять план профессионального становления в установленные сроки.

3.Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.

4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.

5.Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.

6.Периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем школьного методического объединения.

Общие сведения о педагоге-наставнике

Педагог-наставник: ______________________

Специальность:  _________________________

Место работы: ____ ______________________

Педагогический стаж: ____________________

Квалификационная категория: _____________

Общие сведения о молодом специалисте

Молодой специалист: ____________________

Специальность:  _________________________

Место работы:  __________________________

Стаж работы: ___________________________

Квалификационная категория: _____________

План работы с молодыми специалистами.

Дата

Мероприятия

Ответственные

сентябрь

1. Организационные  мероприятия:

-знакомство  с  задачами  школы;

-положение  наставничества;

-знакомство  с  оформлением  документации.

2. Школа  молодого  учителя:

   -ознакомление с нормативной правовой документацией по правам и льготам молодых специалистов;

   -помощь  в  составлении  рабочих программ по предмету;

   -помощь  в  составлении  плана воспитательной работы, папки  классного руководителя.

3.Посещение  уроков  молодых  педагогов с целью оказания  методической помощи.

Ф. И. О.

наставника

октябрь

1. Круглый стол «Основные проблемы молодого учителя».

2.Посещение  уроков  у  наставника и опытных педагогов.

3.Распределение  открытых  уроков  и  внеклассных  мероприятий, составление личного перспективного плана работы.

4. Школа  молодого  учителя: «Методические требования к современному уроку».

ноябрь

1.Школа  молодого  учителя: «Типология  учебных  занятий».  Анализ открытых уроков и мероприятий.

2.Посещение  уроков  молодых  педагогов  и  анализ с целью оказания методической помощи

3.Организация  взаимопосещений уроков.  

4.Обучение  самоанализу.

декабрь

1.Школа  молодого  учителя: «Типология  учебных  занятий».  Анализ открытых уроков и мероприятий.

2.Посещение  уроков  молодых  педагогов  и  анализ с целью оказания методической помощи.

3.Организация  взаимопосещений уроков.  

4.Обучение  самоанализу.

январь

февраль

1.Школа молодого  учителя: «Эффективность урока – результат организации активной деятельности обучающихся».

2.Мастер – класс «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе».

3.Посещение  уроков  и  их  анализ.

4.Подготовка  к  конкурсу «Дебют   года».

март

1.Школа  молодого  учителя: «Внеурочная деятельность учителя. Как подготовить внеклассное мероприятие».

2.Анализ внеклассных мероприятий с самоанализом и анализом.

3.Подготовка  к  конкурсу  «Дебют года».

апрель

1.Школа  молодого  учителя: «Организация работы на уроке с различными категориями учащихся. Индивидуальная работа».

2.Открытые уроки в рамках начальной школы.

3.Районный  конкурс «Дебют года»:

  -открытый  урок,

  -защита   методической  темы.

май

1.Анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности учителя в коллективе.

2.Подведение  итогов  стажировки. Методическая выставка достижений молодого педагога.

3.Отчеты  наставника  о  работе  с  молодыми  педагогами.

Критерии оценивания педагогической деятельности молодого специалиста учителем-наставником.

1.Теоретическая готовность к практике преподавания:

1) Уровень теоретической подготовки по предметам;

2)Умение использовать на уроке результаты современных исследований в области преподаваемых предметов.

2.Методическая готовность к практике преподавания:

1) Умение самостоятельно составлять план и конспект урока;

2) Умение вызвать у учащихся интерес к теме урока, к изучаемой проблеме;

3) Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала учащимися;

4) Умение объективно оценивать ответы  учащихся;

5) Умение применять разнообразные методы и приёмы изложения нового материала;

6) Умение использовать современные педагогические технологии;

7) Умение поддерживать обратную связь с учащимися в течение всего урока;

8) Умение организовать творческую самостоятельную работу учащихся на уроке;

9) умение стимулировать учащихся к выполнению домашнего задания.

3.Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности:

1)Умение анализировать свою педагогическую деятельность;

2) Умение свободно общаться на уроке;

3) Владеть вербальными и невербальными средствами общения;

4) Наличие чувства уверенности в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наставничество над молодым педагогом Сат Ч.Б.

Наставничество над молодым педагогом Сат Ч.Б....

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой творчес...

«Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога» ( из опыта работы «наставник- молодой педагог»)

Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности – всегда есть главное в моей педагогической деятельности. И это я стараюсь привить своим коллег...

Программа наставничества над молодым специалистом

Программа должна помочь становлению молодого специалиста на всех уровнях данного процесса:вхождение в профессиональное образовательное пространство;профессиональное самоопределение;творческая самореал...

Программа наставничества над молодым специалистом

Программа наставничества над молодым специалистом включает в себя пояснительную записку и план работы по организации наставничества...

Программа наставничества "ВМЕСТЕ" (педагог-наставник - молодой педагог)

Любой человек, начиная свой профессиональный путь, испытывает затруднения из-за отсутствия опыта. Становление учителя происходит труднее потому, что педагогическое образование не гарантирует успех пед...