Программа по социализации детей с ОВЗ
методическая разработка

Катасонова Юлия Сергеевна

Социализируемся вместе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_sotsializatsii_detey_s_ovz.docx38.43 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА «АРТ-ТЕРАПИЯ» (для детей с ОВЗ)

Возраст учащихся: 7 -14 лет

Срок реализации программы: 1 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы. Вовлечение детей с ОВЗ в творческий процесс эффективно решает проблемы укрепления их физического и психологического здоровья, развития позитивной самооценки, креативности, эмоционально-волевой сферы.

Основная цель - развитие творческих способностей и нравственных качеств у детей с ОВЗ.

Задачи:

развитие знаний, умений по созданию рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, в стиле оригами, сочинению сказок;

приобретение умений применять знания в практической деятельности;

развитие творческих способностей;

развитие нравственных качеств;

формирование сплоченности.

Методы: арт-терапевтические (сказкотерапия, куклотерапия, создание работ из пластилина, аппликация, изотерапия, оригами, музыкотерапия).

Планируемые результаты реализации программы

Образовательные результаты:

учащиеся понимают:

технику безопасности на занятиях;

особенности и способы обработки различных материалов (бумага, пластилин);

процесс создания рисунков, поделок, аппликаций, коллажа.

умеют:

соблюдать правила безопасного труда при работе с различными инструментами;

работать с трафаретами;

изготавливать поделки;

создавать пальчиковые куклы;

добросовестно относиться к работе;

подбирать гармоничные цвета и оттенки.

владеют:

правилами безопасности труда с режущими инструментами;

навыками изготовления изделий из пластилина, в стиле оригами.

Личностные результаты:

развитие коммуникативной культуры;

сформирована толерантность;

формирование установки на здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, бережного отношения к вещам;

развитие творческая активность, любознательности и инициативности;

развитие отзывчивости, доброты.

Метапредметные результаты:

развитие умения планировать действия с помощью педагога;

развитие сотрудничества с педагогом и сверстниками;

формирование активности в условиях инклюзивного образования.

Объем и срок освоения программы: срок реализации программы - 1 год, количество учебных часов по программе – 68 ч.

Форма работы: подгрупповая, групповая.

Условия реализации программы

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

- Материально-техническое обеспечение:

компьютер;

стол, стул;

колонки;

интерактивная доска.

- Кадровое обеспечение: педагог-психолог (либо может поводить занятия педагог дополнительного образования, учитель начальных классов).

- Методическое и дидактическое обеспечение:

развивающий материал: рекомендации к практическим занятиям: комплекс физминуток (упражнения на расслабление всего организма, дыхательная релаксационная гимнастика, упражнения для глаз, релаксация мышц рук, ног, туловища);

раздаточный материал (бумага, картон, пластилин, фломастеры, карандаши, краски, крахмал).

Контингент: учащиеся с ОВЗ 1-4 классов, имеющие нормально выраженный интеллект и легкую форму умственной отсталости.

 Объем и срок освоения программы: срок реализации программы - 1 год, количество учебных часов по программе – 68 ч.

Форма реализации:

  • Групповые и подрупповые занятия.

Методы: арт-терапевтические (сказкотерапия, куклотерапия, создание работ из пластилина, аппликация, изотерапия, оригами, музыкотерапия)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ занятия

Дата

Тема

Содержание занятия

Кол-во часов

Предполагаемый результат

1.

Занимательные рисунки и круги

Создание законченных рисунков, в которых были бы круги и имеющиеся линии

1

Установление контакта, развитие творческих способностей

2.

Волшебная поляна

Прослушивание сказки про имена «Волшебная поляна», с созданием рисунков-образов своего имени под приятную инструментальную музыку

1

Возникновение интереса к своим именам; развитие креативности

3.

Путешествие в страну Фантазию. Создание кукол – жителей Фантазии

Создание пальчиковых кукол – героев различных сказок

1

Развитие моторики, креативности

4.

Волшебный лес

Создание аппликации - волшебного леса (на воображение ребенка)

1

Развитие умений пользоваться шаблонами и трафаретами, знания простейших навыков вырезания

5.

Чудо-остров из пластилина

Создание сказочного острова с использованием пластилина (на листе картона или ватмана)

1

Развитие мотивации к творческому труду, творческой активности и любознательности

6.

Рисунок Страны Чувств

Прослушивание сказки про страну чувств с последующим созданием рисунка

1

Развитие нравственных качеств и творческого вовлечения в процесс

7.

Кукольное королевство

Создание сказочных персонажей (пальчиковых кукол и кукол в стиле оригами)

1

Развитие моторики; навыков изготовления несложных изделий и шаблонов

8.

Создание рисунков-ассоциаций

Создание рисунков, демонстрирующих ассоциации ребенка с предметом, сказочным героем и т.п.

1

Развитие креативности, умения приобретать гармоничные цвета и оттенки, формирование мировоззрения, способности понимать свое место в мире

9.

Тепло другому с помощью поделок и рисунков-Теплышек

Прослушивание «Сказки о Нежных Теплышках» (К.Штайнер) под спокойную музыку. Сочинение продолжения сказки. Создание Теплышек-рисунков и поделок из пластилина (солнышек, улыбок, цветов и т.п.) с последующим вручением их членам семьи, друзьям и т.п.

1

Развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, нравственных качеств

10.

Представь под музыку и нарисуй

Использование упражнений-медитаций с последующим рисованием представленных образов (моря, леса и т.п.)

1

Развитие творческих способностей и навыков релаксации

11.

Страна Фантазия из пластилина

Создание страны Фантазии из пластилина. Прослушивание фрагмента сказки М.Энде «Бесконечная книга» под музыку о Фантазии

1

Развитие моторики и творческих способностей

12.

Создание рисунков «Я в Волшебном Зеркале»

Прослушивание отрывка сказки М.Энде «Бесконечная книга» под музыку о воротах Волшебного Зеркала. Создание рисунков «Я в волшебном зеркале» (Я глазами себя, Я глазами других), и ворот из картона и бумаги (ребенок сам придумывает)

1

Развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, техники вырезания и нравственных качеств

13.

Свети тень. Рисование светлых и темных образов

Прослушивание под музыку отрывка сказки М.Энде «Бесконечная книга» о тени. Рисование рисунков-образов

1

14.

Навстречу везению. Лепка подарков из пластилина

Прослушивание под музыку отрывка сказки М.Энде «Бесконечная книга» о Драконе Везения. Создание новогодних подарков из пластилина (солнышек, цветов и т.п.) членам семьи и друзьям; лепка произвольно доброго дракона

1

15.

Ворота Сфинксов. Рисование своих успехов и лепки отгадок разных загадок

Прослушивание под музыку отрывка сказки М.Энде «Бесконечная книга» о Воротах Сфинксов. Создание рисунков, отображающих свои успехи, отгадывание различных загадок и лепки их отгадок. Придумывание ребенком из картона и бумаги ворот.

1

16.

Создание аппликации «Рудник сновидений»

Прослушивание под музыку отрывка сказки М.Энде «Бесконечная книга» о Руднике Сновидений; создание аппликаций, изображающих свои сны

1

Развитие умения вырезать из бумаги, складывать гармошкой, работать с трафаретами, формирование техники безопасности, здорового образа жизни

17.

Ворота без Ключа. Вырезание ключей из бумаги и картона

Прослушивание под музыку отрывка сказки М.Энде «Бесконечная книга» о Воротах без Ключа. Создание ключей из бумаги, картона (с использованием воображения ребенка).

1

Развитие творческих способностей, навыков вырезания, умения аккуратно выполнять работу

18.

Кукла-Многоликая Королева

Прослушивание под музыку отрывка сказки М.Энде «Бесконечная книга» о Детской Королеве. Создание пальчиковой куклы-Королевы и рисунка замка, где она живет

1

Развитие творческих способностей и индивидуальности и умения вырезания

19.

Бесконечная Фантазия. Создание альбомов

Прослушивание под музыку отрывка сказки М.Энде «Бесконечная книга» о Фантазии. Создание красочных альбомов с рисунками о путешествии по стране Фантазия и пожеланиями

1

Развитие творческих способностей, умения подбирать цвета и оттенки

20.

Встреча со сказкой детства. Создание рисунка на сказочную тему

Создание рисунка – сказочного мира (изображенного в любимой сказке детства)

1

Развитие творческих способностей

21.

Лепка удивительных существ

Лепка удивительных существ из пластилина из слепленных шариков любого цвета

1

Развитие мелкой моторики рук, творческих способностей

22.

Создание масок

Создание произвольно масок, отражающих внутренний мир ребенка (маска Доброты, маска Улыбки и т.п.)

1

Развитие навыков самопознания

23.

Театр масок

Придумывание истории, где будут участвовать созданные маски. Проигрывание ее.

1

Развитие творческих способностей

24.

Люди и куклы

Создание пальчиковых кукол-автопортретов

1

Развитие навыков самопознания

25.

Весь мир-театр

Придумывание сказки на любую тему и разыгрывание ее

1

Развитие творческой индивидуальности

26.

Цвета жизни

Смешивание различных цветов и создание спонтанных рисунков с ними

1

Развитие способности находить гармоничные цвета и оттенки

27.

Ярмарка идей

Создание поделок из пластилина с записанными красочно на бумаге текстами различных песен (композиции иллюстрируют песни: например, под песню «Голубой вагон» можно слепить вагончик голубого цвета)

1

Развитие групповой сплоченности и креативности

28.

Создание рисунков «Окна в будущее»

Создание триптиха-картины «Я в прошлом, настоящем и будущем» (на воображение ребенка)

1

Развитие рефлексии

29.

Путешествие на планету Творчества

Создание рисунков-планеты Творчества и лепка ее обитателей (ребенок придумывает сам под руководством взрослого)

1

Развитие творческих способностей и мелкой моторики рук

30.

Рисование собственного образа

Анализ ребенком ассоциаций, связанных с самим собой. Рисование своего образа

1

Развитие рефлексии

31.

Создание «Звездной карты жизни» из пластилина

Анализ ребенком своей жизни с помощью творческого создания «карты» из пластилина (придумывание планет любого цвета, названия им (например, мои близкие люди – с указанием людей, мои любимые цвета, мои увлечения и т.п.)

1

32.

Создание рисунка «На перекрестке дорог»

Создание рисунка-перекрестка с выбором пути (обозначение и обоснование выбора)

1

Развитие возможностей для личностной самореализации

33.

Создание рисунка «Карта страны чувств»

Рисование самих себя и закрашивание участков определенным цветом – своих чувств

1

Развитие нравственных качеств и навыков рефлексии

34.

Рисование своего «дракона» - негативных чувств

Создание рисунка дракона с негативными чувствами, испытываемыми ребенком; закрашивание или уничтожение впоследствии рисунка

1

Развитие нравственных качеств и творческих способностей

35.

Создание рисунка «Дом моей души»

Представление под музыку своего внутреннего мира в виде дома и его изображение (либо создание дома из картона, бумаги или пластилина)

1

Развитие рефлексии и творческих способностей

36.

Создание коллажа

«4 стихии»

Создание коллажа под музыку

«4 стихии» (воздух, вода, земля, огонь)

1

Развитие навыков вырезания и творческой индивидуальности

37.

Создание «Рисунков времени»

Рисование под музыку символов времени (реки, коня, дороги и т.п.)

1

Развитие личностной самореализации

38.

Король умер. Да здравствует король!

Рисование «Круга воли» под музыку (создание кругов решительности, настойчивости, смелости, самостоятельности, целенаправленности, инициативности, выдержки, дисциплинированности; закрашивание ребенком их секторов либо полностью любым цветом – в зависимости оттого, как ребенок оценивает развитость у себя этих качеств).

Красочное создание открыток с пожеланиями друг другу

1

Развитие нравственных качеств, умения подбирать нужные цвета, творческих способностей

39.

Галерея чуда

Создание книжек-визиток. Творение красок

1

Развитие умения подбирать цвета, работать над рисунками, складывания бумаги

40.

Рисование придуманных сказочных существ и сочинение по ним сказок

Процесс рисования придуманных сказочных существ и сочинения сказок с их участием

1

Развитие творческих способностей

41.

Общая сказка

Коллаж «Создание сказочной страны»

1

Развитие навыков вырезания, умения пользоваться ножницами, соблюдать технику безопасности

42.

Обыкновенное чудо

Прослушивание под музыку «Сказки о Волшебнике». Рисование чувств от этой сказки (кружков с выбранным ребенком цветом; число кружков – по желанию, кружкам дается название)

1

Развитие нравственных качеств и креативности

43.

Сказочные зачины и сочинение продолжения сказок

Предоставление ребенку любых сказочных зачинов с сочинением им продолжений; создание рисунков (поделок из пластилина, аппликаций, иллюстрирующих продолжение сказок)

1

Развитие творческих способностей

44.

Создание презентации из рисунков к сказке «Котенок». Начальный этап

Прослушивание сказки «Котенок» (И.Стишенок). Создание последовательных рисунков к ней с целью последующей разработки презентации

2

Развитие доброжелательности, отзывчивости, творческих способностей

45.

Создание презентации из рисунков к сказке «Котенок». Завершающий этап

46.

Создание композиций из пластилина, иллюстрирующих сказку «Услышать свой день». Начальный этап

Прослушивание сказки «Услышать свой день» (О.Чеснокова). Создание композиций из пластилина на картоне, иллюстрирующих ее содержание

2

Развитие творческих способностей, нравственных качеств

47.

Создание композиций из пластилина, иллюстрирующих сказку «Услышать свой день». Завершающий этап

48.

Создание книги с иллюстрациями из сказки «Драгоценность». Начальный этап

Прослушивание сказки «Драгоценность» (Н.Сакович). Создание книги из бумаги с иллюстрациями, отражающими ее содержание

2

Развитие творческих способностей, умения точно и аккуратно выполнять работу, мелкой моторики рук

49.

Создание книги с иллюстрациями из сказки «Драгоценность». Завершающий этап

50.

Создание серии рисунков с иллюстрациями из сказки «Сон». Начальный этап

Прослушивание сказки «Сон» (Н.Сакович). Создание серии рисунков, отражающих ее содержание

2

Развитие творческих способностей

51.

Создание серии рисунков с иллюстрациями из сказки «Сон». Завершающий этап

52.

Создание композиций из пластилина, иллюстрирующих сказку «Колючка» Начальный этап

Прослушивание сказки «Колючка» (И.Стишенок). Создание композиций из пластилина, иллюстрирующих ее содержание

2

Развитие доброжелательности, отзывчивости, творческих способностей

53.

Создание композиций из пластилина, иллюстрирующих сказку «Колючка» Завершающий этап

54.

Создание серии аппликаций и рисунков, иллюстрирующих сказку «Птица и яйцо». Начальный этап

Прослушивание сказки «Птица и яйцо» (И.Шах). Создание аппликаций и рисунков, иллюстрирующих ее содержание

2

Развитие творческих способностей, умения точно и аккуратно выполнять работу, мелкой моторики рук

55.

Создание серии аппликаций и рисунков, иллюстрирующих сказку «Птица и яйцо». Завершающий этап

56.

Праздник белых журавлей. Знакомство с созданием журавликов в стиле оригами

Любая презентация о Дне Победы.

Изготовление журавликов в стиле оригами

2

Развитие техники складывания из бумаги

57.

Праздник белых журавлей. Процесс их создания

58.

Рисование в стиле эбру. Знакомство

Знакомство с данной техникой

2

Развития умения создавать рисунки в стиле эрбу

59.

Рисование в стиле эбру. Процесс создания рисунков

Процесс рисования

Развитие творческих способностей

60.

Заключение.

Создание творческих работ по спектаклю «Мой мир и я». Рождение

Спонтанный танец под музыку. Создание куклы-девочки

8

Анализ творческих способностей детей

61.

Создание творческих работ по спектаклю «Мой мир и я». Кто я?

Создание рисунка на тему: «Кто я?»

62.

Создание творческих работ по спектаклю «Мой мир и я». Маленькая страна

Создание композиции из пластилина на тему: «Страна моей души»

63.

Создание творческих работ по спектаклю «Мой мир и я». Девочка и принц

Создание куклы-принца и книги (иллюстрации для нее дети придумывают сами) из сложенных листов бумаги

64.

Создание творческих работ по спектаклю «Мой мир и я». Книга

65.

Создание творческих работ по спектаклю «Мой мир и я». Мир моих чувств

Создание композиции из пластилина и бумаги на тему: «Мир моих чувств»

66.

Создание творческих работ по спектаклю «Мой мир и я». Мальчик и старик

Сочинение сказки с последующим созданием рисунка под музыку на тему: «Мальчик и старик»

67.

Создание творческих работ по спектаклю «Мой мир и я». Ты да я, да мы с тобой

Создание красочных открыток в подарок с пожеланиями друг другу

68.

Подведение итогов. Вручение грамот за проделанную работу в течение учебного года

Впечатления детей от занятий. Вручение под торжественную музыку грамот (или благодарностей) за проделанную работу

1

Подведение итогов

ИТОГО 68 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программы адаптации и социализации детей-мигрантов

В разделе представлены рабочие программы занятий с детьми-мигрантами....

Мониторинг нравственного развития и социализации детей младшего школьного возраста в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»

Мониторинг разработан в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и Примерной программы духовно-нравственного развития и ...

Программа по социализации детей с ОВЗ.

Программа по социализации "Я и мое будущее"....

Программа по воспитанию и социализации детей с ОВЗ

Данная программа составлена с целью решить главную проблему ребенка с ограниченными возможностями, у которых, по  состоянию здоровья,  нарушены  связи с миром,  ограничена мобильно...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...

Статья "Экономическая социализация детей. Роль семьи в экономической социализации детей"

В современном мире постоянно возрастает роль экономики. В связи с этим возникает необходимость в воспитании поколения, готового жить и взаимодействовать в современ...