Психолого-педагогические рекомендации при работе с детьми с ОВЗ
методическая разработка (4 класс)

Психолого-педагогические рекомендации при работе с детьми с ОВЗ.Виды ОВЗ. Виды ЗПР. Памятки для учителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические рекомендации при работе с детьми с               ОВЗ

В настоящее время в России повышен интерес педагогов и психологов к проблеме воспитания, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, так как для них характерен высокий уровень проявления «проблемности». Внимание ученых к проблеме обусловлено не только профессиональным интересом, но и значительными трудностями, которые претерпевает школа как институт социализации

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого – медико - педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). 

- задача специалистов ПМПК и школы довести до родителей детей с УО, что обучение по адаптированной образовательной программе, так же как и по адаптированной основной программе для детей с умственной отсталостью, не предусматривает получения цензового образования и аттестата об образовании, а заканчивается выдачей свидетельства об обучении Педагог-психолог традиционно использует как групповые, так и индивидуальные формы работы: занятие (развивающее, коррекционное) с элементами тренинговых технологий, психологический тренинг, мастеркласс, консультация,

К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.

Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа - ПМПК.

Аббревиатура «ЗПР» расшифровывается как «задержка психического развития». Это довольно распространенный среди детей психолого-педагогический диагноз. Обычно он ставится ребятам, имеющим следующие особенности:

  • замедленный темп психического развития;
  • незрелость волевой и эмоциональной сфер;
  • интеллектуальная недостаточность, степень которой не является основанием для констатации умственной отсталости.

Степень выраженности перечисленных нарушений при ЗПР может сильно варьировать. Довольно часто ЗПР у ребенка сопровождается различными нервно-психическими патологиями, включая невротические, неврозоподобные, астенические и церебрастенические расстройства, препятствующие нормальной интеллектуальной деятельности малыша.

Диагноз «умственная отсталость» ставится детям, которые имеют стойкие, необратимые нарушения в развитии психики (преимущественно в интеллектуальной сфере).

В большинстве случаев эти нарушения формируются еще в раннем возрасте или в период нахождения в материнской утробе. Связаны они обычно с органической недостаточностью нервной системы.

К детям с ОВЗ также относят ребят, имеющих различные патологии двигательной функции. Например:

  • нарушения координации движений;
  • искажение двигательного темпа;
  • ограничение подвижности и т.д.

Подобные нарушения существенно затрудняют осуществление ребенком двигательных актов или делают их полностью невозможными. Они могут быть как врожденными (аномалии развития опорно-двигательного аппарата), так и приобретенными (травмы и т.п.).

Психологические особенности детей с ОВЗ

 1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

 2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению

 4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

 8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

 9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации. Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ

1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;

2. Темп выполнения заданий очень низкий;

 3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;

 4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

 5. Низкий уровень развития речи, мышления; 6. Трудности в понимании инструкций;

7. Инфантилизм;

 8. Нарушение координации движений;

9. Низкая самооценка;

10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;

11. Высокий уровень психомышечного напряжения;

12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

 13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;

 14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству

Рекомендации: - необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы;

  -нежелательно давать на уроке более двух новых понятий т.к. объем запоминаемой информации ограничен;

 - в работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память;

 -необходимо прибегать к дополнительной ситуации (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.);

 -создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности;

 -темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов;

 -необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённых усилиях;

Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка; -не нужно требовать немедленного включения в работу.

 На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. данная категория школьников с трудом переключается с предыдущей деятельности;

 -не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания;

 -не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно;

 -не требовать от ребёнка изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время;

 -в момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения внимания у них снижен;

-применение наглядных средств обучения (картины, плакаты, таблицы, схемы…) способствует более успешному усвоению учебного материала;

  -активизировать работу анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать;

 -необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий;

 -важно учителю помнить об особенностях таких детей и с целью предупреждения переутомления проводить на уроках физкультминутки и динамические паузы;

-все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ОВЗ и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах;                                  -необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий;

 -индивидуальный план обучения детей с ОВЗ.А именно разработать адаптированные образовательные программы, учитывающие индивидуальные особенности и образовательные потребности ребенка, в основу которых будет положена основная общеобразовательная программа школы, в которую пришел ребенок, и адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с конкретным нарушением;                                                            - консультирование с педагогом - психологом, учителем - дефектологом и учителем - логопедом по вопросу особенностей развития каждого конкретного ребенка;                                                                                        - плотно взаимодействуйте с семьей учеников с ОВЗ. В ходе спокойного располагающего разговора можно выяснить у родителей (опекунов) особенности восприятия и поведения их ребенка: какие обстоятельства могут оказаться для него дискомфортными, а что, наоборот, помогает сконцентрировать внимание, лучше понять и усвоить новую информацию. И, что очень важно, понять, чем увлекается ребенок, в чем он силен, а значит,  может быть интересен своим одноклассникам. Постарайтесь оказывать родителям (опекунам) моральную поддержку;

 - постараться не акцентировать внимание обычных детей на ребенке с ОВЗ. Учитель должен стараться показать ровное отношение к особому ребенку;                                                                     - не стоит показывать жалость к ребенку с ОВЗ. Нельзя демонстративно выделять детей с ОВЗ среди других детей, давать им очевидные и неоправданные поблажки. Это неминуемо восстановит класс против «любимчика» / «любимчиков». Самое естественное (но не самое простое) решение этой проблемы – относиться к каждому ребенку в классе как к особенному, достойному индивидуального подхода;                                                 - включать ребенка с ОВЗ в групповую деятельность;                                                   - наблюдайте за ребенком с ОВЗ. Постарайтесь почувствовать его. При этом в работе с особым ребенком нужно также учитывать возрастные нормы и характерные особенности его нарушения;  

- создайте благоприятный эмоционально-положительный фон. Для этой цели можно использовать различные упражнения. Например, «Скажите добрые слова друг другу»: Ребята мы с Вами составляем «Азбуку хороших слов». Для этого вспомните добрые, хорошие слова на букву «А» (аккуратный, аппетитный, ароматный, ангельский, авторитетный, активный и др.) и т. д.;

 - создайте необходимые условия для лиц с ОВЗ. Например, для таких детей в школе необходимо создать без барьерную среду, позволяющую им пользоваться всеми инфраструктурами и помещениями; проводите классные часы, направленные на снижение стереотипов и предубеждений в адрес учеников с ОВЗ и в целом на повышение культуры общения учащихся. По возможности проводите элективные и факультативные занятия с детьми по социальной психологии и психологии общения;                 - проблему сопровождения можно попытаться частично решить при помощи завлечение учеников в волонтерскую работу с детьми с ОВЗ;

 - научиться не отчаиваться от неминуемых неудач и разочарований и радоваться малейшим, самым незначительным на первый взгляд успехам.

 - верить, что Вы занимаетесь далеко не безнадежным делом. Понимать, что учителю не добиться снятия диагноза, но он можем сделать многое: понять ребенка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь социализироваться. Для класса, работающего в режиме инклюзии, можно организовывать перемены особым образом. В частности, нужно предусматривать этап перехода от активного движения к спокойной сосредоточенной атмосфере урока. С этой целью за несколько минут до звонка на урок может звучать будильник или колокольчик, предупреждающий о скором конце перемены. А в начале урока можно использовать упражнение, позволяющее собрать внимание учеников и пригасить эмоциональную волну.

.Памятка для учителей по эффективной работе с умственно - отсталыми детьми (УО) и с детьми задержкой психического развития (ЗПР): 

-для включения ребенка с УО или ЗПР в групповую деятельность опирайтесь на его сильные стороны, наблюдайте за тем, что он делает и постарайтесь создать групповую деятельность вокруг того, что он делает. Ребенка при этом можете сделать ведущим;

 - сообщив инструкцию для всего класса, еще раз повторите ее вместе с ребенком с ОВЗ. Если понадобится, разбейте каждое задание на мелкие операции и проговорите их. Убедить, что все дети поняли, что именно им нужно сделать. Для этой цели используйте уточняющие вопросы;

- после того как задание выполнено попросите ребенка с ОВЗ вспомнить и проговорить задание;

 - если ребенку пока тяжело выполнять общее задание, то давайте ему индивидуальное задание, которое будет немного легче, но похожее на групповое;

 - на начальных этапах работы уделяйте больше внимания ребенку с ЗПР или УО при объяснении и выполнении заданий;

- давайте четкие и короткие инструкции;

- используйте в работе как можно больше наглядности;

- используйте детей с ЗПР или УО в качестве своих помощников и помощников другим детям;

- на уроках ИЗО и технологии большое внимания уделяйте следующим видам деятельности: срисовывание с образца; работа с трафаретами; обведение контура, обведение по внешнюю и внутреннюю контору; раскрашивание и штриховка; аппликации методом отрыва и вырезания; работа с крупами;

 - на физкультминутках делаем со всеми детьми пальчиковую гимнастику и упражнения на активизацию работы обоих полушарий. Например, упражнение «Перекрёстные движения». Описание: под музыку дети выполняют перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперед, вбок, назад. Одновременно они совершают движения глазами во все стороны. Это позволяет «пересечь» среднюю линию, то есть активизировать оба полушария одновременно и таким образом подготовиться к усвоению новых знаний;

 - также на физкультминутках и переменах можете использовать групповые игры с мячом («Назови, что бывает красным?», «Что мы делаем на каникулах?», «Что мы делаем в школе?», «Что летает?» и. т. д.); - по возможности старайтесь развивать у детей с УО и ЗПР когнитивные процессы. Для этой цели могут быть использованы различные групповые игры. Например, «Волшебный мешочек», «Лото», «Геометрическое лото», «Кто лишний?», «У кого ряд длиннее?», «Что изменилось?», «Собираем из треугольников различные фигуры»;

 - помните, что ребенку с УО или ЗПР очень сложно выполнять большой объем заданий в быстром темпе. Таким детям необходим щадящий режим обучения. Если ребенок что-то недоделал не вещайте на него ярлык лодыря;

Библиография 1. Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: избр. труды. - 2-е изд. - М.: Изд-во МПСИ, 2005. 2.Джеймс И. Миллер «When You Are the Caregiver: 12 To Do If Someone You Care For Is Ill Or Incapacitated» http://www.schizophrenia.com/family/60tip.html 3.Электронный журнал «Психологическая наука и образование».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: "Психолого-педагогические технологии применяемые в работе с родителями"

Доклад представлен на школьном методическом объединение...

Психолого-педагогические основы учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ в ГПД

Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Психолого-педагогическая мастерская по взаимодействию с "трудными" детьми

Материалы для психологического мероприятия с учителями, расширение психологических знаний по взаимодействию с агрессивными, гипреактивными и тревожными учащимися...

Психолого-педагогическая компетентность педагога при работе с детьми ООП и их родителями.

Опыт работы с детьми и родителями по психолого-педагогической компетентности....

Психолого-педагогические основы проблемы умения работать с информацией в младшем школьном возрасте

В статье представлены результаты теоретического обоснования основ формирования умения работать с информацией: раскрыты психолого-педагогические основы проблем умения работать с информацией; описан ист...

Психолого-педагогические аспекты групповой формы работы младших школьников

Современное образование рассматривается как процесс реализующий педагогику сотрудничества, становления самостоятельного и ответственного учащегося. Одним из основных условий для создания и реализации ...

Педагогические рекомендации в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями

В статье представлены общепедагогические подходы, совокупность методов и приемов коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями, с трудностями в обучении, нуждающимися в получе...