Дипломная работа "Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"
проект

Валентина Владимировна Полякова

 

Глава 1. Теоретические аспекты дидактической игры как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

   1. Активизация познавательной деятельности младших школьников как психолого-педагогическая проблема

1.2. Способы активизации учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста

1.3 Роль дидактической игры в активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников

Глава 2. Практическое применение дидактических игр на уроках

2.1. Диагностика познавательной активности младших школьников в зависимости от использованных дидактических игр

2.2. Анализ результативности использования дидактических игр на уроках в начальной школе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplomnaya_rabota.docx113.45 КБ

Предварительный просмотр:

 

Смоленское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Гагаринский многопрофильный колледж»

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дидактическая игра как средство активизации познавательной

деятельности младших школьников

Выпускная квалификационная работа

Поляковой Валентины Владимировны,

студентки 4 курса 1 группы

Научный руководитель:

Чернявская Светлана Александровна

Рецензент: Боровикова Елена Владимировна,

учитель начальных классов МБОУ

«Средняя школа №4» г. Ярцево

г. Гагарин

2022- 2023 учебный год

Оглавление

Введение        2  

Глава 1. Теоретические аспекты дидактической игры как средство активизации познавательной деятельности младших школьников………………….        5

  1. Активизация познавательной деятельности младших школьников как

психолого-педагогическая проблема        5

1.2. Способы активизации учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста        8

1.3 Роль дидактической игры в активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников        10

Глава 2. Практическое применение дидактических игр на уроках…………16

2.1. Диагностика познавательной активности младших школьников в зависимости от использованных дидактических игр        16

2.2. Анализ результативности использования дидактических игр на уроках в начальной школе        19

Заключение        26

Список литературы        28

Приложения

Введение

                                             

Игра — это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А. [19, 2]

Каким должен быть современный урок? Может ли он не только быть радостным и интересным, но и давать знания? Может ли он ставить его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им самостоятельного решения? Мы считаем, что может и должен! Для того, чтобы обучения проходило более эффективно, необходимо использовать различные методы и технологии, которые способствуют активизации познавательной деятельности детей.

В последние время встречаются дети с активным нежеланием учиться. Поэтому главной задачей учителя выступает поиск наиболее эффективных форм, методов, условий и приемов обучения, целью которых является активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Данная проблема остается актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. В зависимости от ее решения находится эффективность осуществления всего образовательного процесса, деятельность преподавателя и учащегося, а, следовательно, и результат обучения в целом.

В педагогике, как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры. Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом образовательных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися. Данный подход позволяет решать задачи обучения и развития детей с большей эффективностью, ведь игра способствует не только усвоению новых знаний, но и формированию положительных эмоций и мотивации к обучению, побуждению их к активной деятельности на уроках.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках и на внеклассных занятиях дидактических игр наглядного и занимательного характера, что способствует созданию у учащихся эмоционального настроя на весь урок, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами. Ведь задача учителя - научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу.

Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. Актуальность данного исследования обуславливает проблема активизации учебной деятельности учащихся. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников с использованием дидактических игр.

Предмет исследования: использование дидактической игры в процессе обучения как средство активизации познавательной деятельности младшего школьника.

          Цель исследования: изучить влияние дидактической игры на активность познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках.

Задачи исследования:

1. Изучить сущность и способы активизации познавательной сферы детей младшего школьного возраста.

2. Рассмотреть виды дидактических игр, используемых в обучении младших школьников.

3. Определить значение использования дидактических игр в начальных классах для повышения интереса к обучению.

4. Оценить эффективность использования дидактической игры в процессе обучения.

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ научно-методической литературы.
  2. Обобщение и систематизация педагогического опыта.
  3. Наблюдение.
  4. Анкетирование.

Глава 1. Теоретические аспекты дидактической игры как средство

активизации познавательной деятельности младших школьников

  1. Активизация познавательной деятельности младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Многие исследователи рассматривают сущность познавательной активности учащегося как психолого-педагогическую проблему. Ведь активность школьника в учебном процессе на прямую зависит от напряжения и внимания, анализа и синтеза, догадки и предположения, сомнения и проверки, обобщения и суждения, интереса, настойчивости. Основным фактором активности и самостоятельности учения школьника считает познавательный интерес, и рассматривает активизацию познавательной деятельности через стимулирование познавательного интереса. Познавательный интерес является значимым фактором обучения, определяющим мотив учебно-познавательной деятельности школьника. Благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения становятся движущей силой развития интеллекта. Интерес, содействуя формированию волевых качеств личности, укрепляет ее активную, творческую жизненную позицию [1, с. 68].

В учебном процессе познавательная деятельность ученика, учение - представляет собой сложнейший процесс перехода учащихся от незнания к знаниям, от случайных наблюдений к системе познания. Известно, что эффективное обучение напрямую зависит от уровня активности младших школьников в этом процессе. Под активностью мы понимаем непроизвольное желание действия, вызывающее внутреннее или внешнее проявление деятельности» [4, с. 53]. В настоящее время психологи пытаются найти наиболее эффективные методы обучения, чтобы активизировать и развить познавательный интерес младших школьников к содержанию обучения.

Для рассмотрения сущности понятия «активизация познавательной деятельности» необходимо ответить на вопрос: что является «активностью» и «активизацией учения»?

Прежде всего, активность, как личностное образование выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности (внимательность, расположенность, живое соучастие в общем процессе, быстрое реагирование на изменение обстоятельств деятельности). Активность выражает не саму деятельность, а ее уровень и характер [6, c. 13].

Таким образом, несмотря на распространённое оперирование в педагогической теории и практике термином «активность», это понятие оказывается очень сложным. В науке оно трактуется по - разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность - более широкое понятие, чем деятельность.

В структуре активности выделяются следующие компоненты [6, с. 20]:

· готовность выполнять учебные задания;

· стремление к самостоятельной деятельности;

· сознательность выполнения заданий;

· систематичность обучения;

· стремление повысить свой личный уровень.

Управление активностью школьников традиционно называют активизацией. Активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс, основанный главным образом на познавательной активности ученика, на улучшение процесса усвоения знаний, и на формирование активности и самостоятельности как качеств личности школьников [14, с. 101]. Активизировать значит «побудить к активности, усиливая деятельность, оживить». Многие исследователи трактуют этот термин по-разному (Приложение 1).

Заботясь о развитии младших школьников, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но в то же время необходимо знать, являются ли используемые методы оптимальными, соответствующими существующему развитию учащихся и задаче дальнейшего улучшения их когнитивных навыков.

При использовании того или иного метода активизации всегда необходимо учитывать существующий уровень развития познавательных способностей младших школьников. Сложные познавательные задачи могут быть представлены только младшим школьникам с высоким уровнем развития познавательных способностей. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил учащегося, превышающие возможности ученика, предъявляющие к нему требования, значительно опережающие уровень имеющегося у него развития, не могут сыграть положительную роль в обучении. Они подрывают у учащихся веру в свои силы и способности.

В процессе учения младших школьников имеет место как тот, так и другой вид активности. Однако активизация познавательной деятельности учащихся связана, прежде всего, с активностью мышления, внешняя (моторная) деятельность служит средством, способствующим стимулированию внутренней активности и обеспечивающим контроль над её протеканием [17, 201]. Подход к проблеме активности учащихся по отношению их к самой познавательной деятельности и средствам учения выражен коллективом авторов в учебном пособии по педагогике: внимательное слушание учителя, молчаливое сосредоточение на своих мыслях, внутренняя активность, сосредоточенность мысли ученика могут не иметь внешних ярких выражений. Внешняя же активность ученика, его суетливость вовсе не свидетельствует о направленности мысли и воли школьников [18, 9].

Различают три уровня познавательной активности [14, с. 131]:

1 уровень - воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знание, овладеть способом его применения по образцу. Характерным показателем первого уровня активности является отсутствие у учащихся интереса к углублению знаний, проявляющаяся в отсутствии вопросов типа «Почему?».

2 уровень - интерпретирующая активность. Она характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, проникновению в сущность явления, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерным показателем второго уровня познавательной активности является большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

3 уровень - творческая активность. Характеризуется интересов и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. На этом уровне активности школьники проявляют стремление применить знание в новой ситуации, то есть произвести перенос знаний и способов деятельности в условия, которые до сих пор школьнику не были известны. Характерная особенность этого уровня активности - проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.

Каждый последующий уровень включает в себя черты предшествующего и имеет ещё черты особенные, отличающие его от предшествующего.

Таким образом, активность в учении мы рассматриваем не как просто деятельное состояние школьника, а как качество этой деятельности, в котором проявляется личность самого ученика. Формирование интереса школьников к предмету является сложным процессом, включающим использование различных методов в системе образовательной помощи для развития и правильного стиля отношений между учителем и учениками.

1.2.  Способы активизации учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста

В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. Уже в младших классах полезно приучать ребят самостоятельно выделять самое существенное в объяснении учителя и формулировать важнейшие вопросы, которые объяснены на уроке.

Определяющими условиями учебной деятельности как деятельности учения являются ее цели и задачи (образовательные, воспитательные, развивающие), содержание учебного материала и мотивы учебной деятельности школьников [10, с. 87].

Мотивация есть специфический вид психической регуляции поведения и деятельности. Она связана с побуждениями, вызывающими активность учащихся по ее освоению, проявляется в виде потребностей, мотивов, эмоций, субъективных переживаний (стремлений, желаний, интересов и т.п.) и установок в поведении.

Успех в обучении часто зависит от правильного взаимодействия деятельности преподавания и деятельности учения, уровня познавательной активности и самостоятельности интереса детей к учению.

Применяют разнообразные способы активизации познавательной деятельности (Приложение 2) [17, 24]:

 - методы, приёмы обучения

-  игровые формы

- самостоятельные работы

- проблемные ситуации

- нетрадиционные формы учебных занятий

- проектно-исследовательскую деятельность и современные образовательные технологии [17, 27].

Рассмотрим некоторые из них. Активные методы обучения - те, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к старательному учению. 

Методы активизации познавательной деятельности (Приложение 3) [14, с. 122]:

1. Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. 

2. Метод проблемного изложения.

3. Метод самостоятельного решения задач.

4. Наглядные методы.

5. Частично-поисковый.

6. Практические методы.

7. Метод эвристического обучения.

8. Метод исследовательского обучения.

9. Игровой метод.

Кроме методов применяются разнообразные средства (Приложение 4) и приёмы управления познавательной деятельностью учащихся (Приложение 5) [15, с. 109]:

 1. Активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу

2. Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала.

3. Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний.

 Применённые на уроках разнообразные формы, методы и средства обучения, стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

1.3. Роль дидактической игры в активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников

Одним из эффективных способов активизации познавательной деятельности детей на уроках является дидактическая игра. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях.

В учебно-методическом пособии Гамезо М.В. «Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры» [18, с. 79]. Как мы уже сказали, чтобы активизировать учебно-познавательную деятельность, нужно заинтересовать ребенка, замотивировать.

 Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятия, хотя это деление условно. Игровая форма занятий создается на уроках с помощью игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к деятельности (Приложение 10).

Мы определили, что дидактическая игра, в отличие от игры в целом, имеет ряд особенностей (Приложение 6) [8, с. 67].

Такие игры состоят из ряда элементов (Приложение 7):

  • игрового замысла;
  • дидактической задачи;
  • игрового действия;
  • правила.

Рассмотрим классификации дидактических игр (Приложение 8) [11, с. 178]:

 1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. Например, игра «Составим узор».

 2. Игры, требующие воспроизведения действия. Обычно, они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания. Это – «Математическая рыбалка», «Лучший космонавт», «Лучший лётчик» и др.

 3. Игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ним. Например: «Цепочка», «Математическая эстафета», «Составление круговых примеров». К преобразующей деятельности относятся также игры, развивающие навыки контроля («Лучший контролёр», «Арифметический бег», «Проверь Угадайку» и др.)

4. Игры, включающие элементы поиска и творчества. Это «Угадай загадки Буратино», «Загадки Весёлого Карандаша», «Определи курс движения самолёта», «По какой дорожке ты пойдёшь?» и др.

Данная классификация игр подчеркивает их направленность на обучение, учебно-познавательную деятельность учащихся, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры – особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство учителя.

            На уроках в начальной школе чаще всего используются следующие виды дидактических игр [18, 11]:

 развивающие, которые направлены на развитие личности;

 коллективные, которые полезны тем, что при коллективной работе чаще возникает «ситуация успеха», а она необходима младшим школьникам;

 индивидуальные, так как они помогут учащимся проявить себя, а учителю – определить уровень знаний;

 подвижные, нужны для отдыха, снятия усталости. Младшие школьники быстро утомляются и им необходима «разрядка», физическая минутка;

 тихие, так как они способствуют развитию мышления, памяти, гибкости ума, самостоятельности, усидчивости, настойчивости в достижении цели и т.д.;

 «скоростные», так как способствуют доведению навыка до автоматизма (Приложение 11);

В основе любой игровой методики, проводимой на занятиях в начальной школе, должны лежать следующие принципы [13, с. 19]:

актуальность дидактического материала (актуальные формулировки задач обучения детей на данном этапе, наглядные пособия и др.); коллективность позволяет сформировать из класса дружный коллектив; соревновательность создаёт у ребёнка или группы детей младшего школьного возраста стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента.      

Типы дидактических игр [20, 17]:

1. Игры-путешествия;

2. Игры-поручения;

3. Игры-предположения;

4. Игры-загадки;

5. Игры-беседы;

Рассмотрим характеристику разных типов дидактических.

Игры-путешествия напоминают развитием сюжет сказки, но данные игры отражают реальные факты и события через необычное, интересное и загадочное. Всё это происходит в игре, в игровых действиях. В играх-путешествиях у учителя непростая задача: ему нужно при игре с учащимися вести образовательный процесс незаметно и не выходить за пределы обучения. В таких играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, планирование хода действий, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых.

Игры-поручения. В их основе лежат действия с предметами или словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать. Сложность данных игр в том, что учащиеся могут отказаться выполнять «поручения», а значит, урок может не состояться.

Игры-предположения. Дидактическое содержание игры в том, что перед учениками ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы…» или «Что бы я сделал…», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить изображение. Данные игры требуют умения устанавливать причинно-следственные связи. Также, игры-поручения содержат соревновательный элемент, что позволяет удерживать учено-познавательный интерес учащихся.

Игры-загадки. Загадка или ребус используются как организационный момент или физические минутки, а также на этапе становления темы урока. Они помогают снять усталость, вызвать эмоциональную отзывчивость, мобилизовать внимание, переключить с конфликтной ситуации, возникшей на перемене, на дружелюбный настрой и тому подобное. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно отгадать и доказать. Основным признаком ребуса является изображение, состоящее из картинок в ряд, где скрыто какое-то слово. Обычно используются картинки, которые детям близки и интересны, например, персонажи мультфильмов или сказок. Из-за яркой наглядности и скрытого значения, ребусы часто используются на уроках для активизации учебно-познавательной деятельности.

Игры-беседы. В основе игры-беседы лежит диалог. Преимущество игры-беседы в том, что она представляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы и ответы учителя и детей.

Перечисленными типами игр не ограничивается весь круг возможных игровых методик. Но в школьной практике начальной школы чаще всего используют данные игры.

Можно сформулировать требования к дидактическим играм, проводимым на занятиях и уроках в начальной школе (Приложение 9).

Как мы уже сказали, активизировать учебно-познавательную деятельность у учащихся младшего школьного возраста достаточно непросто. Для формирования полноценной положительной учебной мотивации необходима целенаправленная работа, где одно из важных мест занимает дидактическая игра, цель которой – активное освоение учебной деятельности, учебной задачи. При включении детей в игровую ситуацию интерес к учебной деятельности заметно возрастает, работоспособность повышается. Благодаря дидактическим играм, активизируется учебно-познавательная деятельность учащихся. В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает выводы и обобщения.

Любой учитель постоянно находится в поиске новых средств обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться у учащихся интереса к своему предмету, желания изучать его, а, следовательно, получать хороших знаний.

Глава 2. Практическое применение дидактических игр на уроках

2.1. Диагностика познавательной активности младших школьников в зависимости от использованных дидактических игр

Исходя из цели данной работы и необходимости дальнейшего изучения работы по активизации познавательной деятельности младших школьников, проводилась практическая работа (в период с 20 апреля по 17 мая 2023 года), которая осуществлялась в МБОУ «Средняя школа №4» г. Ярцево им. Героя Советского Союза О.А. Лосика, в ней приняли участие учащиеся 1 «А» класса в количестве 27 человек.

Работа проводилась в три этапа.

1 этап – констатирующий этап работы. На этом этапе выявлялся первоначальный уровень сформированности познавательной деятельности младших школьников в классе.

2 этап – формирующий этап работы, направленный на активизацию познавательной деятельности младших школьников посредством дидактических игр.

3 этап – контрольный этап работы. Проводился с целью определения эффективности проводимых на уроках дидактических игр.

Для проведения диагностики применялась анкета «Исследование познавательной активности младшего школьника» А.А. Горчинская (Приложение 12). При проведении анкеты детям было задано 5 вопросов.

На основе полученных результатов были выведены три уровня оценивания у младших школьников их уровня познавательной деятельности: высокий, средний и низкий.

8-10 б. – высокий уровень

5-7 б. – средний уровень

0-4 б. – низкий уровень

Результаты проведённой диагностики уровня познавательной деятельности оформлены в виде диаграммы.

Диаграмма 1. Результаты (в %) диагностики на 1 констатирующем этапе.

Результаты диагностики показали, что высокий уровень познавательной деятельности 18% - 5 человек, средний   - 67% - 18 человек, а низкий -  у 15% - 4 человека школьников. Эти результаты свидетельствуют о том, что общий уровень познавательной деятельности детей в классе - средний.

На первом этапе такую оценку нельзя назвать ещё объективной. Анализ уровня сформированности познавательной активности подтвердил актуальность проблемы и необходимость подбора дидактических игр с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках. 

На контрольном этапе работы была проведена повторная диагностика. Данные, полученные в ходе диагностики, оформлены в виде диаграммы.

Диаграмма 2. Результаты (в %) диагностики на контрольном этапе.

Исходя из результатов повторной диагностики, представленных в диаграммах 1 и 2, мы видим, что уровень познавательной деятельности высокий - у 19% - 5 человек, средний - 70%- 19 человек, низкий - у 11% - 3 человека. Сравнительные результаты диагностики по анкете представлена в виде диаграммы 3.

Диаграмма 3. Сравнительные данные, полученные в ходе диагностики на констатирующем и контрольном этапе

Исходя из представленных в работе результатов, можно сказать, что уровень повысился. Высокий уровень изменился с 18% до 19%, средний уровень повысился с 67% до 70%, низкий понизился с 15% до 11%, что говорит о положительной динамике.

Таким образом, анализируя результаты анкеты, можно сделать следующие выводы. Проведение дидактических игр на уроках дала положительный результат, учебная мотивация у школьников повысилась, хотя и немного. Следовательно, использование дидактических игр положительно влияет на обучение школьников, делает уроки более продуктивными и интересными, тем самым повышается мотивация учащихся, формируется познавательный интерес к занятиям.

2.2. Анализ результативности использования дидактических игр на

уроках в начальной школе

Во время прохождения преддипломной практики на уроках были организованы и проведены дидактические игры в 1«А» классе. Данный класс работает по учебно-методическому комплекту «Школа России».

Исследование проводилось со всеми детьми в классе, показавшие разные уровни познавательной активности.

Для каждого занятия подбирались дидактические игры, которые способствовали активизации познавательной деятельности детей на уроках, т.к. они способствуют умственному развитию учащихся. Одновременно развивают их восприятие, речь, внимание, память. Активизируется познавательная деятельность учащихся. Формируется умение самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал.

21.04.23 проводился урок окружающего мира. (Приложение 13)

Тема: «Зачем мы спим ночью?»

Цель: изучение сна в жизни человека

Тип урока: комбинированный.

Структура и содержание урока соответствует программному материалу и требованиям ФГОС. Для реализации целей применялись следующие технологии и приемы: игровая технология, технология развивающего обучения, ИКТ, рефлексивная технология. Использовались методы репродуктивной и поисковой деятельности (прочитай, вспомни, докажи, объясни, оцени, найди ошибку). На уроке были использованы объяснительно-иллюстративные методы; формы работы - фронтальная, индивидуальная, в группах. Прослеживались межпредметные связи с предметами курса начальной школы. На уроке развивалось и поддерживалось внимание, шла работа по развитию памяти, мышления, воображения и речи. 

Наглядный материал использовался, на всех этапах урока был уместен, достаточен и соответствовал гигиеническим требованиям.

Разнообразные задания позволили активизировать детей и привели к положительному результату в работе на уроке.  

В ходе работы большое внимание уделялось формированию умения у детей слышать и слушать своих товарищей.

Детям предлагалось поиграть в дидактическую игру: «Какие предметы помогают тебе сладко спать». Учитель называл слово, которое обозначает предмет, помогающий сладко спать, а дети складывали руки как во сне, если нет - топали ногами.

игрушки

пижама

подушка

бутерброд    

карандаши

конфетки     

одеяло

погремушка

колыбельная 

Данная дидактическая игра совмещала в себе физминутку, но при этом помогла ученикам актуализировать свои знания для изучения темы урока «Зачем мы спим ночью?» и сменить вид деятельности.

Затем ребятам предлагалось поработать в парах на этапе изучения нового материала и вместе составить правила подготовки ко сну.

Дети сначала должны были составить правила, начинающиеся со слов «ПЕРЕД СНОМ НЕЛЬЗЯ…». А затем составить правила, которые будут начинаться со слов «ПЕРЕД СНОМ НЕ ЗАБУДЬ…». 

При этом учитель рекомендовал учащимся пользоваться учебником для составления правил, тем самым они были вовлечены в активную познавательную деятельность и при этом поработали в парах.

В этой игре применялся поисковый метод обучения именно это позволило детям самим добыть необходимую информацию для составления правил и использовать уже имеющиеся знания по этой теме. В свою очередь эта игра вызывала интерес у детей, и они лучше запомнили составленные ими правила.

Для того, чтобы выявить как дети запомнили правила подготовки ко сну и закрепить знания, полученные по новой теме, учитель предложил ученикам сыграть в игру «Найди чужака?» (Приложение 16). Требовалось найти только те правила, которые можно делать перед сном.  

                 Перед сном нужно:

           - почистить зубы и умыться;

           - попрыгать и побегать;

           - проветрить комнату;

           - посмотреть страшный фильм;

           - почитать книгу;
               - подраться;

           - хорошо покушать.

Выводы: урок был проведен на хорошем методическом уровне, цели урока были достигнуты. Интересный и содержательный урок вызвал у детей активный познавательный интерес. Проведённые игры спосоствовали

03.05.23 проведён урок математики. (Приложение 14)

Тема: «Случаи вычитания 11 – □»

Цель: знакомство со случаями вычитания однозначных чисел из числа 11 с переходом через десяток.

Тип урока: комбинированный.

Для организации учебной деятельности и мотивации учащихся, на уроке выбраны следующие методы и приемы: словесные (объяснение работа с книгой), наглядные (демонстрация), практические (устные упражнения, письменные, тренировочные, комментирование), метод самостоятельной работы (тест). Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

На этапе актуализации знаний детям предлагалось расшифровать слово, решив примеры «Отгадай гостя» (Приложение 17)

Цель игры: поупражняться в количественном и порядковом счёте, пространственной ориентировке. При этом дети вспомнили изученные буквы, так как решив примеры им нужно было составить слово.

Чтобы узнать кто пришёл к ним в гости на урок.

4 + 5 = 9 (Буква К)

7 – 6 = 1 (Буква Р)

5 + 3 = 8 (Буква О)

8 – 4 = 4 (Буква Т)

Данная дидактическая игра применялась для закрепления пройденного материала на прошлом уроке в рамках новой темы «Случаи вычитания 11 – □».

Далее на этапе актуализации знаний дети были вовлечены в устный счёт «Верно не верно» в игровой форме.

Цель: поупражняться в устном счёте.

 Они узнали, что к ним пришёл в гости крот и принёс им интересные задания. Но так как он плохо видит, однако хорошо слышит, оценит ответы ребят. Если ученики услышат пример с правильным ответом, то хлопают один раз в ладоши. Если результат не верен ведут себя как мышки – тихо.

4 + 2 = 6      

10 – 5 = 5  

5 – 1 = 4

8 – 3 = 2

3 + 5 = 8

2 + 3 = 4

7 + 2 = 10

4 + 5 = 9

1 + 6 = 7

9 – 8 = 3

Такое задание повысило у учащихся интерес к устному счёту и помогло активизировать умение слушать и слышать учителя, тем самым повысилось и внимательность. Дети с удовольствие помогли кроту решить все его примеры и при этом отработали навык устного счёта.

На уроке развивалось и поддерживалось внимание, шла работа по развитию памяти, мышления, воображения. Использовались методы репродуктивной и поисковой деятельности (реши, объясни).

Содержания урока соответствовал требованиям программы, поставленным целям и строго дозирован по времени. Прослеживались межпредметные связи с литературным чтением.

На протяжении всего велась работа по формированию УУД. Наглядный материал использовался на всех этапах урока, был уместен и достаточен. Все задания были четко озвучены учителем.

На уроке решались не только задачи обучения, но и воспитание учащихся.

Таким образом урок проведен на хорошем методическом уровне, достиг своей цели, решились поставленные задачи.  Дети не перегружены. Темп урока средний. Созданная эмоциональная атмосфера, побуждает к активному мышлению учащихся.

10.05.23 был проведён урок русского языка (Приложение 15)

Тема: «Наблюдение над обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков буквами».

Цель: изучение различий парных звонких и глухих согласных.

Тип урока: комбинированный.

Для организации учебной деятельности и мотивации учащихся, на уроке выбраны следующие методы и приемы: словесные, наглядные, практические, метод самостоятельной работы. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная. 

На этапе актуализации знаний применялась дидактическая игра «Собери слова» (Приложение 18)

Детям нужно было расшифровать запись. В ней цифрам соответствовали порядковые номера букв в алфавите.

Учащиеся цепочкой выходили к доске и записывают в клетку соответствующую букву (В случае затруднения учащиеся могли пользоваться памяткой 5 в учебнике на странице 136). В ходе этой игры дети вспоминали порядковый номер и место определённой буквы в алфавите и закрепляли умение в нём ориентироваться. Так как учитель разрешил пользоваться памяткой, дети учились ей пользоваться и с удовольствием выходили к доске записывать нужные буквы в клеточки.

Таким образом они закрепили изученный материал в непринуждённой форме и повысили свой познавательный интерес.

На этапе работы по теме урока ученикам была предложена игра «Кто? Где живёт?» (Приложение 18). Условия игры: учитель произносит слова, учащиеся определяют по глухости-звонкости первый звук в слове и распределяют карточки со словами в нужный домик.

Слова записаны на карточках (с целью быстрого и свободного перемещения на доске).

Цель игры: развитие умения дифференцировать звонкие и глухие согласные. Закрепление знаний о парных звонких и глухих согласных.

Перед подведением итогов урока детям нужно было выполнить самостоятельную работу «Найди слова» (Приложение 18). Она заключалась в том, что ученикам необходимо соблюдать условие: последняя буква первого слова становится первой буквой второго слова и т.д. И записать полученные слова, подчеркнуть парные согласные на конце слов: глухие — одной чертой, звонкие — двумя чертами.

МОРОЗУБАГАЖУКУБ (Мороз — зуб — багаж — жук — куб.)

ХОЛОДЕДОГАЗУБРОДУБ (Холод — дед — дог — газ — зуб — брод —

дуб.)

Цель игры: закрепить умение дифференцировать глухие и звонкие звуки в слове.

На уроке развивалось и поддерживалось внимание, шла работа по развитию памяти, мышления, воображения. Использовались методы репродуктивной и поисковой деятельности (прочитай, подбери слова, запиши, подчеркни).

Содержания урока соответствовал требованиям программы, поставленным целям и строго дозирован по времени. Прослеживались межпредметные связи с литературным чтением.

На протяжении всего урока велась работа по формированию УУД. 

Наглядный материал использовался на всех этапах урока, был уместен и достаточен. Все задания были четко озвучены учителем.

На уроке решались не только задачи обучения, но и воспитание учащихся.

Урок проведен на хорошем методическом уровне, достиг своей цели, решались поставленные задачи.  Дети не перегружены. Темп урока средний. Созданная эмоциональная атмосфера, побуждает к активному мышлению учащихся.

Таким образом, совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителей активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Суть активизации обучения младшего школьника заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится самостоятельно «добывать знания».

Чаще всего познавательная деятельность является доминирующим и при всех обстоятельствах имеет большую личную значимость для ученика.

Применение игровых технологий активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет добиваться более высоких результатов обучения.

Заключение

На современном этапе развития школьного образования проблема активизации познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего познавательную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных и проектных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

Принципы и методы активизации познавательной деятельности: вооружают знаниями умениями и навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся; развивают их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляют и реализуют потенциальные возможности учащихся; приобщают к поисковой и творческой деятельности.

Заканчивая рассмотрение одной из сложных проблем - активизацию познавательной деятельности учащихся, следует сделать несколько выводов.

Рассматривая познавательный интерес как компонент познавательной деятельности - это один из самых значимых мотивов учения, формируя который мы создаём прочную и надежную основу личности учащихся.

В работе мы стремились показать, что при помощи применения дидактических игр на уроках, лучше усваивается учебный материал детьми.

 Дидактические игры имеют большую значимость со стороны обучения, которая постоянно должна быть в поле зрения учителя. Каждая предложенная ученику задача, каждое его учебное действие вызывает множество психологических процессов, от характера протекания которых часто зависит эффект обучения и учения. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой школьник кровно заинтересован.

В учебном процессе в первую очередь лежат истоки развития познавательной деятельности. Учебный процесс, обладая определенным содержанием учебных предметов, организуя операционные действия учащихся, обладает значительными объективными возможностями стимулирования познавательной деятельности.

Таким образом, приходим к выводу, что результаты нашего исследования показали эффективность применения дидактических игр на занятиях в 1 классе, они способствовали повышению уровня активизации познавательной деятельности у младших школьников.

Исходя из полученного вывода приходит к тому, что данные нами цели и задачи полностью выполнены.

Список литературы

  1. А. К. Садыкова, ю. Ю. Суровицкая, к. К. Куламбаева. Коллективная познавательная деятельность в начальной школе / ш. Н. Шаймерденов, // лучшая студенческая статья 2020. – Республика Казахстан, г. Кокшетау : Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.) (Пенза), 2020. – С. 168.
  2. Галанжина, Е.С. Дидактические игры в начальной школе / Е.С. Галанжина. – Москва : Планета, 2019. – 263 с.
  3. Дмитриев, А. Е.  Дидактика начальной школы : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Е. Дмитриев, Ю. А. Дмитриев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 118 с. 
  4.  Засядько И. И. Активизация познавательной деятельности средствами компьютерной техники / И. И. Засядько // Научные записки. – 2019. – № 4. – С. 127.
  5. Землянская, Е. Н.  Педагогика начального образования : учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 156 с. 
  6.  Кантур О. Н. Активизация самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащегося в педагогической системе к.а. Москаленко / О. Н. Кантур // Школа будущего. – 2021. – № 4. – С. 25-31.
  7. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальной школе / Е.В. Карпова // Начальная школа. – 2020. – № 5. – С. 21-25.
  8.  Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. - М., 2019. - 205 с.
  9. Смирнова, Е. О.  Психология и педагогика игры : учебник и практикум для вузов / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 123 с. 
  10. Талызина, Н. Ф.  Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников : учебное пособие для вузов / Н. Ф. Талызина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 104 с. 
  11. Теория и методика игры : учебник и практикум для вузов / О. А. Степанова, М. Э. Вайнер, Н. Я. Чутко ; под редакцией Г. Ф. Кумариной, О. А. Степановой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 209с. 
  12. Ходусов, А.Н. Педагогика воспитания: теор., метод., технол., метод.: Уч. / А.Н. Ходусов. - М.: Инфра-М, 2019. - 43 c.
  13.  Шаманская, Н.В. Обучение в процессе игры. // Начальная школа. - 2019. - №10. - С. 19-24.
  14.  Шамова, Т.И. Активизация познавательной деятельности / Т.И. Шамова. – Москва : Педагогика, 2022. – 152 с.
  15. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – Москва : Просвещение, 2019. – 132 с.
  16. Савельева, Е.А. Обучение через дидактическую игру. Педагогический журнал Башкортостана 2019 год, №5(84), https://e.lanbook.com/journal/2311.
  17. Рихтер, Т.В., Антипина, А.В. Дидактические игры как средство формирования универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.

Интернет ресурсы

  1.  Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников средствами дидактических игр // [Электронный ресурс] — URL: https://alma-mater-spb.ru/wp-content/uploads/2012/10/games.pdf
  2.  Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» Пожидаев Л.В. // [Электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-poznavatelnoy-deyatelnosti-deti-i- uchaschihsya-na-urokah-matematiki-1/viewer
  3.   НОУ «Санкт-Петербургская гимназия Альма Матер» Система дидактических игр на уроках математики в начальной школе // [Электронный ресурс] — URL: https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-didakticheskih-igr-po-predmetam-v-nachalnoi-shkole.html.
  4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям –– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с. // [Электронный ресурс] — URL: https://pedlib.ru/Books/1/0214/1_0214-33.shtml
  5.  Картотека дидактических игр по предметам в начальной школе // [Электронный ресурс] — URL: https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-didakticheskih-igr-po-predmetam-v-nachalnoi-shkole.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества....

"Дидактическая игра - как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"

Тема работы: "Дидактическая игра - как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"...

«Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младшего школьника»

Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Значение игры не...

Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспит...

Презентация "Игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"

Проблема , над которой я работаю:"Игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников". В презентации фрагмент работы над словарными словами, правила честной игры и т.д....

Игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.

Статья о роли игровой деятельности в младшем школьном  возрасте....

Игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.

Игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников....