Методика работы с памятками, алгоритмами
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Костюк Наталья Никоалевна

Материал содержит опыт работы со слабоуспевающими учениками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_algoritmov.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование алгоритмов, памяток, схем на уроках в начальной школе в работе со слабоуспевающими учащимися»

       

          На протяжении многих лет идеалом для всех ступеней образовательного процесса являются слова Я.А. Коменского “Всех учить всему!”. Но реально ли решить эту задачу?

          Каждому учителю известно, что дети приходят в школу с разным уровнем подготовки, с разными способностями, индивидуальными особенностями памяти, внимания, мышления.

          Перед школой встаёт проблема: как учитывать индивидуальный темп продвижения ученика при обучении, как корректировать возникающие трудности, как обеспечить поддержку его способностей?

          Опыт работы в школе, анализ литературы по педагогике и психологии позволили сделать вывод о том, что целесообразным является при изучении нового материала  - составление и использование алгоритмов, схем, памяток, особенно для слабоуспевающих детей. Ведь как раз эти дети зачастую страдают низким уровнем запоминания.

     То есть, необходимо дать детям, имеющим трудности в обучении такой «инструмент», которым легко пользоваться, научить их пользоваться этим «инструментом» и только тогда этот «инструмент» сможет оказать существенную помощь каждому обучающемуся.

      Использование алгоритмов, памяток и схем на уроках  разнообразит формы проведения уроков,  сделает их более запоминающимися, эмоциональными, что повысит учебную мотивацию обучающихся.

   Бесспорно, приемы алгоритмизации помогают развивать логическое мышление детей, способствуют последовательному и глубокому усвоению материала, служат хорошей опорой в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи. Формирует навык самоконтроля.

    Это актуально ещё и потому, что по программе ФГОC ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.

     К тому же карточки с алгоритмами, инструкциями, образцами выполнения заданий – это большое подспорье родителям. Просматривается неразрывная цепочка: учитель-ученик-родитель. Родители оказывают помощь своим детям, используя инструкцию учителя. У маленького ученика не появляется неразберихи, когда учитель объясняет так, а родители – иначе.

    Важно знать, что алгоритмы, схемы, памятки создаются, рождаются при непосредственном участии самих учащихся под руководством учителя. Только при таком подходе этот «инструмент» может стать опорой ученику.

    Эффективно применять алгоритмы, схемы и памятки может только тот учитель, который сам их и составляет.  Высказывание известного педагога-новатора  В. Ф. Шаталова: «Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко всё объяснять».    

      Схема должна быть: • четкой по оформлению • краткой • емкой по содержанию • системной • простой, понятной по восприятию и воспроизведению

При использовании слов и предложений в алгоритмах и памятках необходимо помнить, что они должны быть понятными, простыми, короткими. Следует избегать лишних слов, ненужной информации.

Важную роль играет компоновка (расположение, структуризация отдельных частей в целостном объекте), выделение основного понятия, Каждый шаг выделяется в отдельный пункт. Цветовая гамма. Общий цвет – чёрный, главное выделено ярким цветом: красным, зелёным, синим.

Необходимо соблюдать определённый объём, шрифт. Размер схем нужен такой, чтобы дети и с последней парты хорошо видели всё, что на них написано.

        Работу на уроках, по введению новых алгоритмов, памяток, схем можно разделить на  3 этапа:

 

1.Подготовительный   этап   

 

Заключается в подготовке   базы   для   работы   с   новым материалом, та актуализация навыков, на которых основано применение алгоритма.   

Учащиеся   должны быть подготовлены к выполнению всех элементарных операций алгоритма.  Время, отведенное на эту работу, зависит от уровня подготовленности учащихся.

2. Основной этап:

 Заключается в знакомстве с новым правилом и алгоритмом его применения.

 Класс должен  активно участвовать в составлении алгоритма. Ведется беседа, в  результате которой постепенно последовательно на доске появляется запись алгоритма. Она облегчает  понимание и усвоение материала.

Далее по алгоритму  с классом разбирается ещё несколько примеров у доски, с развернутым комментированием. Идет показ, как пользоваться данным материалом. Здесь целесообразно хоровое проговаривание операций алгоритма.

Следующим шагом учащиеся рассуждают в слух, но стараются это делать по памяти.

На этот урок может уйти 2-3 урока. Детям не стоит запрещать подглядывать в карточку с алгоритмом.

 

3.Этап сокращения операций.

 

На этом этапе происходит процесс автоматизации навыка: некоторые  операции совершаются параллельно, некоторые - интуитивным  путем,     без  напряжения памяти.  Процесс свертывания происходит не одновременно, а разными путями у разных учащихся.

Своевременному свертыванию    алгоритма способствуют сокращенные комментарии   и   образцы.      

 Остаются только ключевые фразы.

При работе по таким этапам необходимо не терять ключевые слова, моменты при свёртывании алгоритма, чтобы не терялась логическая цепочка, к которой привыкли дети.

Ступени свертывания алгоритма: работаем сначала с полным

1  ступень - полное рассуждение; затем происходит

2  ступень - частичное сжатие: за ним следует

3  ступень - максимальное сжатие.

 

Чтобы не возникло проблем, необходимо тщательно выстраивать алгоритм урока, продумывать его ход до мелочей, четко ставить задачи перед учащимися и ориентироваться на уровень подготовленности учащихся и их учебную мотивацию.

Рассмотрим алгоритм  «Сложение с переходом через десяток».

На подготовительном этапе:

Необходимо повторить состав числа 10.

Проанализировать с детьми данный приём (находим первое слагаемое, 2 слагаемое, видим что перед нами однозначные числа)

 Во время обсуждения понимаем, что результат будет больше 10.

    8 + 3 =  

                                          Основной этап:            

1. Определяю, что результат будет больше 10.

2. Дополняю первое слагаемое до 10.

Для этого разложу первое слагаемое (3) на части: 2 и 1.

3. Прибавляю к 8 число 3 по частям: 8 + 3 = 8 + 2 + 1 = 11

Сложение с переходом через десяток. Алгоритм-сжатие.

    8 + 3 =

1. Результат больше 10.

2. Дополняю первое слагаемое до 10.

3. Прибавляю по частям: 8 + 3 = 8 + 2 + 1 = 11

Ключевое: результат больше 10, прибавляю по частям.

Использование опоры помогает всем учащимся почувствовать веру в свои силы. Для слабого ученика работа с опорой – это условие равноправного сотрудничества в учебном процессе; для сильного – это подтверждение надёжности и полноты усвоенного материала.

Опорные карточки по разным темам программы помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, в другом – проработать (тут же на уроке) допущенную, в третьем – провести профилактическое обобщенное повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях. Причем все действенно и оперативно.

Работа с алгоритмами, памятками и схемами значительно экономит время на уроке, так как ученик имеет возможность самостоятельно или в паре обратиться к нужному алгоритму, памятке или к схеме. Таким образом, формируется навык самостоятельной работы с приемами алгоритмизации. Обучающиеся учатся систематизировать полученные знания и последовательно их излагать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка. Алгоритм работы.

Памятка содержит алгоритм решения текстовых задач и уравнений. Предназначена учащимся начальной школы....

Памятка "Алгоритм списывания слова и предложения"

Эта работа  по развитию регулятивных УУД.Работа по алгоритму позволяет ребенку научиться осмысленно списывать текст,помогает избежать "бездумного срисовывания" букв....

Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.

Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ....

Памятки-алгоритмы по чтению

Памятки по  литературному чтению: Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение.Как научиться читать правильно.Как составить простой линейный план.Как нарисовать словесную картину...

Материал для учащихся (памятки, алгоритмы)

Памятка для работы с текстом учебника ·       прочитайте параграф и выделите основную идею текста;·       подберите примеры, подтвержда...

Карточка-памятка: "Алгоритм работы над задачей".

Карточка-памятка используется как раздаточный материал в помощь детям при решениии задач....