Дополнительная общеобразовательная программа естественно-научной направленности "Чудеса науки и природы"
рабочая программа (4 класс)

Программа для начальной школы разработана для ведения кружка "Точка Роста" или в направлении естественно- научной  напрвленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesa_nauki_i_prirody.docx63.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение -

Средняя общеобразовательная школа № 1

г. Красный Кут Саратовской области

 Рассмотрено на заседании                                           "Утверждаю"                                                                                      педагогического совета                                                          Директор МОУ-СОШ № 1

протокол № __________                                                                          г. Красный Кут

 от «____»_____________2022 г.                                                _________/Е.Н. Мальцева/                                                                                                                                                                                            

  Приказ №______________                                                                                                                                                                               от «___»__________2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Чудеса науки и природы»

Возраст учащихся: 8-10 лет

Срок реализации программы: 1 год

Базовый уровень

Разработал:

учитель начальных классов

Хлопова Марина Викторовна

г. Красный Кут, 2022 г.

Содержание:

 1. Комплекс основных характеристик программы

 1.1 Пояснительная записка

 1.2 Цель и задачи программы

 1.3 Планируемые результаты

 1.4 Содержание программы

 1.5 Формы аттестации и их периодичность

2.Комплекс организационно-педагогических условий

 2.1 Методическое обеспечение

 2.2 Условия реализации программы

 2.3  Календарный график

 2.4  Оценочные материалы

 2.5  Список литературы

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1. 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа«Чудеса науки и природы»  ( далее - Программа) базового уровня имеет естественно - научную направленность, а также в соответствии с требованиями :

- федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

 - Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 №09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

 - Положения о дополнительном образовании МОУ-СОШ № 1 г. Красный Кут. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса науки и природы» имеет естественно-научную направленность.

Актуальность

В настоящее время дополнительная общеобразовательная общеразвивающая деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации личности ребёнка, а главное – направлена на формирование интереса и положительного отношения к естественным наукам.

Программа  «Чудеса науки и природы» интегрирует в себе пропедевтику биологии, физики, химии, обществознания. Характерной особенностью данного программы является её нацеленность на формирование исследовательских умений младших школьников, развитие логического, абстрактного мышления. На большинстве занятий проводятся опыты, эксперименты и наблюдения за природными явлениями, свойствами предметов и веществ окружающей среды.

Отличительные способности программы

 С целью всестороннего развития личности ребенка и формирования у него бережного отношения к природе, программой предусмотрены экскурсии с выходом на природу, экспериментальные работы на природе. По завершении всех занятий младшие школьники выполняют свой творческий исследовательский проект и защищают его. На протяжении всех занятий учитель оказывает всестороннюю поддержку каждому школьнику в выполнении этого исследования.

Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности — творческий, познавательный, исследовательский— обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Адресат программы

 Группа формируются из учащихся 8 - 10 лет. Состав группы постоянный. В объединение зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Содержание данной программы разработано с учетом местных условий и особенностей. Количество детей в группа – 12 человек.

Педагогическая целесообразность

Содержание программы обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах естественнонаучного направления, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач. Программа обеспечивает развитие умений в научно - практической деятельности, воспитание развитой личности, раскрытие творческих способностей личности. Создает условия для полноценного развития творческих способностей каждого обучающегося, укрепление интереса к занятиям естественнонаучного направления. Приучает ребенка быть усидчивым и внимательным.

 Объем программы составляет 72 часа.

Срок реализации программы – 1 год.

 Основная форма занятий – групповая.

При введении карантинных мероприятий в программе используются следующие формы дистанционных образовательных технологий:

- видео-занятия, мастер-классы;

- тесты, викторины по изученным теоретическим темам;

- адресные дистанционные консультации.

 В мессенджерах с начала обучения создается группа, через которую ежедневно происходит обмен информацией, в ходе которой обучающиеся получают теоретическую информацию.

Режим занятий

 Объем часов составляет: 72 часа (2 часа в неделю).

Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Групповые – для всей группы, при изучении общих и теоретических вопросов, индивидуально-групповые на практических занятиях. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

1. 2 Цели и задачи программы

- создание условий для проявления и развития ребенком творческих способностей на основе свободного выбора, для постижения достижений науки и техники;

- создание условий для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;

- создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.

Задачи программы

1. Познакомить детей с опытно-экспериментальной и исследовательской деятельностью.

2. Выявить склонности, способности и интересы школьников к различным видам деятельности.

3. Сформировать положительное отношение к науке и образовательной системе в целом.

4. Развить познавательный интерес младших школьников в области естественных наук.

5. Сформировать элементарные исследовательские навыки.

6. Создать условия для развития творческого и исследовательского потенциала детей.

1.3 Планируемые результаты

личностные результаты:

 готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

 ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам

здоровьесберегающего поведения;

 учебно-познавательная мотивация учебной деятельности;

 самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

 навыки сотрудничества в учебной ситуации.

метапредметные результаты:

 способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающего мира;

 способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

 осознание правил и норм взаимодействия с педагогами и сверстниками в классе;

 способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

предметные результаты 

Все лабораторные работы имеют одинаковую структуру, определяя единый алгоритм к их организации и проведению. Содержание лабораторных работ нацелено на формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД):

1. Познавательные информационные УУД

В начале работы обучающимся предлагается ознакомиться с текстом по теме работы и выполнить задание по содержанию текста;

В ходе работы обучающиеся будут извлекать необходимую информацию при помощи измерительного модуля и заполнять таблицу полученными данными.

2. Познавательные логические УУД:

анализ; сравнение; классификация по заданным критериям; установление причинно-следственных связей. Эти УУД формируются в ходе анализа данных таблицы после проведения исследования.

3. Коммуникативные УУД

Для проведения работы обучающимся предлагается организоваться в пары или группы по 3–5 человек (в зависимости от наличия оборудования). При этом происходит формирование УУД, а именно:

 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

 определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

4. Регулятивные УУД

В конце работы обучающимся предлагается провести рефлексию собственной деятельности для формирования регулятивных УУД, а именно:

 выделять и формулировать то, что усвоено, определять качество и уровень  усвоения;

 устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

 соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

1.4 Содержание программы

 1.4.1 Содержание учебного плана

1.Введение в исследовательскую деятельность.   Теория ( 4 ч.). Практика ( 1 ч.)

   Задачи:

  • Познакомятся с понятием «исследование» и «исследовательская деятельность».
  • Узнают о доступных нам методах исследования и наблюдения.
  • Научатся выполнять задания на тренировку и наблюдательность.

  1. Вода – источник жизни на Земле.  Теория ( 4 ч.). Практика ( 10 ч.)

Задачи:

  • Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
  • Показать, что чистая вода не пахнет, показать, что простая кипяченая вода не имеет вкуса.
  • Вода не имеет запаха, приобретает запах растворенного в ней вещества.
  • Вода не имеет вкуса, приобретает вкус от растворенного в ней вещества.
  • Подвести к обобщению "чистая вода - прозрачная", "грязная - непрозрачная", Показать бесцветность воды в сравнении с другими телами, имеющими цвет.
  • Познакомить со способностью воды растворять некоторые вещества.
  • Раскрыть роль и значение воды в природе

  1. Воздух - источник жизни на Земле. Теория ( 3 ч.). Практика ( 5 ч.)

Задачи:

  • Раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения, роль воздуха в жизни человека, животных и растений).
  • Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов;
  • Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.

  1. Природные вещества. Теория ( 3 ч.). Практика ( 5 ч.)

Задачи:

  • Дети получат представление о природных телах и веществах;
  • Научатся проводить опыты и эксперименты с различными природными веществами;
  • Раскрыть роль и значение природных веществ в жизни человека.

  1. Искусственные вещества. Теория ( 3 ч.). Практика ( 5 ч.)

Задачи:

  • Дети получат представление об искусственных телах и веществах;
  • Научатся проводить опыты и эксперименты с различными искусственными веществами;
  • Раскрыть роль и значение искусственных  веществ в жизни человека.

  1. Эксперименты с природным материалом, изучение природных явлений.

Теория ( 4 ч.). Практика ( 5 ч.)

Задачи:

  • Сформировать представления детей о свойствах природного материала, и природных явлениях;
  • Активизация речи и обогащение словарного запаса.
  • Стимулирование логического мышления детей (умозаключения, анализ, рассуждения) на основе полученного опыта.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук посредствам пальчиковых упражнений и взаимодействия с природными материалами.
  • Развитие восприятия и произвольного внимания.

  1. Эксперименты с продуктами питания. Теория ( 5 ч.). Практика ( 5 ч.)

Задачи:

  • Закрепление знаний детей о продуктах питания и их значении для человека, ознакомление с понятиями: «здоровая пища», «полезные продукты», «вредные продукты».
  • Развитие умения выбирать продукты питания, полезные для здоровья.
  • Воспитание у детей культуры питания, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Привитие желания вести здоровый образ жизни.

  1. Человек и природа. Теория (5 ч.). Практика ( 5 ч.)

Задачи:

  • Обогащать кругозор, развивать внимание, мышление, память, моторику;
  • Развивать познавательную деятельность на основе упражнений в установлении причино-следственных связей;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к своему здоровью, а также бережное отношение к природе.

Учебный эксперимент в школьных курсах физики, химии, биологии, окружающего мира в начальной школе — это отражение научного метода исследования, присущего конкретной естественной науке. Постановка опытов и наблюдения имеют большое значение для ознакомления обучающихся с сущностью экспериментального метода, с его ролью в научных исследованиях, а также в формировании умений самостоятельно приобретать и применять знания, развитии творческих способностей.

Сформированные в ходе проведения экспериментов умения являются важным аспектом для положительной мотивации обучающихся на практико-ориентированную деятельность. В школьной практике эксперимент, экспериментальный метод и экспериментальная деятельность учащихся реализуются в основном при постановке демонстрационных и лабораторных опытов, в проблемно-поисковом и исследовательском методах обучения.

Большое количество наблюдений и демонстраций не обеспечивают формирование умений учащихся самостоятельно и целостно проводить исследование. Именно

лабораторный эксперимент, в котором школьники имеют возможность самостоятельно выполнять лабораторные и практические работы вызывает наибольший интерес обучающихся и наиболее эффективен с педагогической точки зрения.

1.4.2 Учебно-тематический план

Наименование раздела

Всего часов

Количество часов

теория

практика

1

Введение в исследовательскую деятельность.

5

4

1

2

Вода - источник жизни на Земле.

14

4

10

3

Воздух - источник жизни на Земле.

8

3

5

4

Природные вещества.

8

3

5

5

Искусственные вещества

8

3

5

6

Эксперименты с природным материалом, изучение природных явлений

9

4

5

7

Эксперименты с продуктами питания.

10

5

5

8

Человек и природа.

10

5

5

Итого

72

31

41

Календарный график:

№ п/п

Тема занятия

Формы поведения занятий

Количество

часов

Дата

план

факт

  1. Введение в исследовательскую деятельность (5 ч)

1

Введение. Что такое исследование?

Беседа, лекция  

1

2

Наблюдение и наблюдательность. Преимущества и недостатки методов.

Беседа, дискуссия

1

3

Мыслительные эксперименты и эксперименты на моделях

Практическое занятие с элементами экспериментирования

1

4

Как сделать сообщение о результатах исследования.

Беседа, лекция

1

5

Коллективная игра-исследование и эксперименты.

Игра

1

  1. Вода - источник жизни на земле (14 часов)

6

Вода Земли. Вода и её свойства.

Беседа, дискуссия

1

7

Вода - растворитель.

Практическое занятие с элементами исследования

1

8

Три состояния воды.

Практическое занятие с элементами исследования

1

9

Что такое снег.

Беседа, дискуссия.

1

10

Снежинки.

Беседа, наблюдение.

1

11

Под снегом на лугу.

Беседа, наблюдение.

1

12

На дне снежного моря.

Беседа, дискуссия.

1

13

Стая птиц под снегом.

Беседа, дискуссия.

1

14

Почему лёд плавает?

Практическое занятие с элементами исследования

1

15

Почему море солёное?

Практическое занятие с элементами исследования

1

16

Почему вода не имеет цвета?

Практическое занятие с элементами исследования

1

17

Почему идёт дождь?

Беседа, наблюдение

1

18

Почему вода в реках мутная?

Беседа, наблюдение

1

19

Почему в море вечером теплее, чем днём?

Беседа, дискуссия

1

  1. Воздух - источник жизни на земле (8 часов)

20

Как и зачем люди изучают атмосферу?

Групповое занятие с элементами исследования (Т)

1

21

Свойства воздуха.

Практическое занятие с элементами исследования

1

22

Ветры.

Теоретическая исследовательская работа с источниками информации

1

23

Грозные ветры.

Теоретическая исследовательская работа с источниками информации

1

24

Почему самолёт держится в воздухе?

Практическое занятие с элементами исследования

1

25

Почему шины накачивают воздухом?

Практическое занятие с элементами исследования

1

26

Почему цветы пахнут?

Теоретическая исследовательская работа с источниками информации

1

27

Значение воздуха на Земле.

Теоретическая исследовательская работа с источниками информации

1

  1. Природные вещества (8 часов)

28

Тела природы ( естественные или природные объекты)

Беседа, дискуссия

1

29

Материалы ( вещества)

Групповое занятие с элементами исследования

1

30

Вещества от хрупкого до прочного.

Практическое занятие с элементами исследования

1

31

Вещества от тугоплавкого до легкоплавкого

Практическое занятие с элементами исследования

1

32

Способность воды растворять вещества.

Групповое занятие с элементами исследования

1

33

Дрожжи - микроскопические грибы.

Теоретическая исследовательская работа с источниками информации

1

34

Что полезнее соль или сахар?

Теоретическая исследовательская работа с источниками информации

1

35

Природные красители.

Практическое занятие с элементами исследования

1

5. Искусственные вещества (8 часов)

36

Искусственные вещества

(определение "на глаз")

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования

1

37

Сода. Вред соды.

Беседа, дискуссия, наблюдение

1

38

Снег из соды.

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования и исследования

1

39

Чистящие свойства соды.

Групповая,

Занятие с элементами экспериментирования и исследования

1

40

Способность воды растворять искусственные  вещества

Групповая,

Занятие с элементами экспериментирования и исследования

1

41

Какие искусственные вещества заменяют природные?

Теоретическая исследовательская работа с источниками информации

1

42

Химическая радуга.

Теоретическая исследовательская работа с источниками информации

1

43

Мыльные пузыри.

Теоретическая исследовательская работа с источниками информации

1

  1. Эксперименты с природным материалом, изучение природных явлений

 (9 часов)

44

Природные материалы и явления.

Методы познания окружающего мира.

Групповое занятие, беседа

1

45

Какими бывают камни? Коллекции камней.

Групповая,

наблюдение

1

46

Прочная кора.

Копирование рисунка поверхности листа.

Занимательная

игра-занятие с элементами  исследования.

1

47

Почва. Изучение состава почвы.

Занятие с элементами исследования.

1

48

Проращивание семян.

Теоретическая исследовательская работа с источниками информации

1

49

Рассада. Пикировка растений.

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования

1

50

Посадка растений ( семена, рассада, черенкование, саженцы)

Теоретическая исследовательская работа с источниками информации

1

51

Минеральные удобрения для растений.

Теоретическая исследовательская работа с источниками информации

1

52

Химия в жизни растений.

Теоретическая исследовательская работа с источниками информации

1

7. Эксперименты с продуктами питания  (10 часов)

53

Как заставь яйцо плавать.

Мячик из  яйца.

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования

1

54

Апельсин-вредитель.

Апельсин тонет или плавает?

Занимательная игра-занятие с элементами экспериментирования

1

55

Полезная и «вредная» еда.

Групповое занятие, беседа, дискуссия

1

56

Соки и нектары- наличие

красителей и консервантов.

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования и исследования

1

57

Молоко и его свойства.

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования и исследования

1

58

Шоколад - вред или польза.

Теоретическая исследовательская работа с источниками информации

1

59

Картофель - чудо природы.

Теоретическая исследовательская работа с источниками информации

1

60

Чипсы - лакомство или вред?

Теоретическая исследовательская работа с источниками информации

1

61

Мёд - лекарство или лакомство?

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования и исследования

1

62

Как правильно выбирать продукты.

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования и исследования

1

8. Человек и природа  (10 часов)

63

Живые рычаги. Мышцы и движение.

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования и исследования

1

64

Зачем нужна гигиена.

Теоретическая исследовательская работа с источниками информации

1

65

Косметические средства для личной гигиены.

Теоретическая исследовательская работа с источниками информации

1

66

Косметические средства для дома.

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования и исследования

1

67

Длинная дорога бутерброда.

Теоретическая исследовательская работа с источниками информации

1

68

Солнечный свет и одежда.

Теоретическая исследовательская работа с источниками информации

1

69

Атмосферное давление.

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования и исследования

1

70

Магнитные бури. Солнечное затмение.

Теоретическая исследовательская работа с источниками информации

1

71

Подводим итоги.

Что меня заинтересовало?

Круглый стол.

"Свободный микрофон"

1

72

Подводим итоги.

Чем заняться летом?

Круглый стол.

Планирование.

1


1.5 Формы аттестации и их периодичность

Для отслеживания результативности на протяжении всего процесса обучения осуществляются:

 • начальный (входной) контроль проводится с целью определения уровня развития обучающихся;

• текущий контроль проводится с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала;

 • итоговый контроль проводится с целью определения изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

 Для оценки результативности учебных занятий применяется входящий, текущий, промежуточный и итоговый контроль.

Входящий контроль проводится в начале года с целью выявления образовательного, творческого потенциалов детей и их способностей.

Формы проведения:

  • Собеседование.
  • Анкетирование.
  • Текущий контроль проводится с целью систематического повторения пройденного материала на последующих занятиях и определение готовности обучающихся к восприятию нового материала.

Формы проведения:  

  • Тестовые задания.
  • Мини - опросы.
  • Игры – задания.
  • Викторины.
  • Промежуточный контроль проводится по окончании первого полугодия с целью обобщения занятий по теме.

Формы проведения:

  • Текущие тестовые задания.
  • Мини - опрос.
  • Наблюдение.
  • Творческие задания.
  • Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью определения изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей, определение результатов обучения.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Методическое обеспечение

 Формы проведения занятий 

Для изучения теоретического и практического материала данная Программа предусматривает использование следующих форм занятий:

  • Открытые занятия.
  • Лабораторные работы.
  • Экспериментальные работы на основе учебных текстов.
  • Тестовый контроль по теории и практике.
  • Защита проекта, исследовательской работы.
  • Мероприятия.

 Приемы и методы, используемые при реализации программы: 

- словесные, наглядные, практические, проблемные;

- анализ, обобщение, систематизация;

- подготовка к защите проектной работы, изучение литературных источников;

- самостоятельная работа (при усвоении новых теоретических знаний, закрепления имеющихся знаний, практических умений и навыков, при выполнении лабораторных и экспериментальных работ).

 Учебный эксперимент в школьных курсах физики, химии, биологии, окружающего мира в начальной школе — это отражение научного метода исследования, присущего конкретной естественной науке. Постановка опытов и наблюдения имеют большое значение для ознакомления обучающихся с сущностью экспериментального метода, с его ролью в научных исследованиях, а также в формировании умений самостоятельно приобретать и применять знания, развитии творческих способностей.

Уже в начальной школе материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования цифрового ( электронного ) и традиционного измерения для освоения доступных способов изучения природы и общества ( наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.)

• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить простые экспериментальные исследования, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов ; оценивать полученные результаты;

• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни ;

• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

В целом, в процессе самостоятельной экспериментальной деятельности обучающиеся приобретают следующие конкретные умения :

• наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел ;

• описывать результаты наблюдений ;

• выдвигать гипотезы ;

• отбирать необходимые для проведения экспериментов приборы ;

• выполнять измерения ;

• вычислять погрешности прямых и косвенных измерений ;

• представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков ;

• интерпретировать результаты экспериментов ;

• делать выводы ;

• обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.

Все эти умения формируются значительно быстрее, если при проведении учебного эксперимента наряду с традиционным используются цифровые измерительные приборы и системы.

2.2 Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы 

Материально-техническое обеспечение

 Реализация программы предусматривает проведение практикума с использованием современного оборудования, а также наличия лаборатории, оборудования для хранения и обработки информации, демонстрационного оборудования, цифрового микроскопа, учебных микроскопов.

Использования интернет ресурса в современной действительности при работе с учебных текстами, определителями, виртуальными онлайн -лабораториями диктуют новые требования к организации образовательного процесса. В рамках оптимального варианта реализации программы и достижения поставленных результатов с целью формирования у ребят элементарных навыков работы с объектами исследования, проведением лабораторных и экспериментальных работ, расширяющих у детей представления об исследовательской и поисковой деятельности необходимо иметь в наличии:

п/п

Наименование оборудования

Количество

( оптимальное)

% использования

1

Компьютер

5

80

2

Проектор

1

50

3

Микроскоп биологический

5

80

4

Микроскоп цифровой

1

60

5

Документ - камера

1

60

6

Индивидуальные мини-лаборатории

10

80

7

Модульная система экспериментов PROLog

5

60

8

Система контроля и мониторинга качества знаний PROCLASS

1

80

9

Канцелярские  принадлежности.

комплект

100

10

Медицинская аптечка.

1

по требованию

 2.3 Оценочные материалы 

Каждый раздел Программы предполагает итоговое занятие. Используются различные формы проведения, такие как выполнение творческих работ, тестирование, наблюдение, выполнение исследовательских работ, проектов, практических работ.

 2.4 Список литературы и электронных ресурсов

Список литературы для учителя

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
  2. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
  3. Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников». Издательство «Аркти» Москва 2002г.
  4. Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г.
  5. Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся»//Начальная школа, 2006г. .№2.
  6. Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения»  М.: Русская энциклопедия, 1998г.
  7. Джанни Родари. "Книжка разных почему" Ташкент "ЮЛДУЗЧА", 1987г.
  8. Окружающий мир: Учебно-справочные материалы для 1-4 классов (Серия "Итоговый контроль в начальной школе")/ Е.В. Чудинова, М.Ю. Демидова. - М.; СПб.: "Просвещение", 2011г.
  9. Учебное пособие. Модульная система экспериментов PROLog. М.: Современные Образовательные Технологии, 2012г.

Материалы Интернет-сайтов:

http://razvivash-ka.ru/fizicheskie-opyty-dlya-detej-v-domashnih-usloviyah

http://www.karusel-tv.ru/announce

https://simplescience.ru/product

Список литературы для обучающихся и родителей

1. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом [Текст]:  опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2015. – 362 с.

2.Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей[Текст]: учебн. пособие / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2013. – 256 с.

3. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты: Мир растений [Текст]: учеб.пособие/ А.И.Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 98 с.

4. Джанни Родари. "Книжка разных почему" Ташкент "ЮЛДУЗЧА", 1987г.

5. Окружающий мир: Учебно-справочные материалы для 1-4 классов (Серия "Итоговый контроль в начальной школе")/ Е.В. Чудинова, М.Ю. Демидова. - М.; СПб.: "Просвещение", 2011г.

Интернет-ресурсы

1. Опыты и эксперименты для детей младшего школьного возраста https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/05/21/opyty-i-eksperimenty-dlya-detey-doshkolnogo-i-mladshego

2. Опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста http://www.maam.ru/detskijsad/opyty-i-yeksperimenty-dlja-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html

3. Занимательные эксперименты для детей http://www.klass39.ru/zanimatelnye-eksperimenty-dlya-detej-volshebstvo-ili-nauka/

4.http://window.edu (Единое окно доступа к образовательным ресурсам)

5.http://www.edu.ru (Федеральный портал «Российское образование»)

6. http://school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Познаём русское слово».

Программа дополнительных занятий «Познаём русское слово» относится к общерезвивающему направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Успешное овладение знаниями в начальных ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «естественно-научной направленности» «Юный эколог»

Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия,...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественно-научной направленности направленности «ЛЕГО-мастер»

Актуальность программы заключается в том, что одной из задач реализации ФГОС НОО является формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации, ...

Справка по итогам мониторинга по дополнительной общеобразовательной программе «Природа и фантазия» естественно- научной направленности

Диагностика занимает очень важное место в воспитательно-образовательном процессе. Она позволяет через мониторинг и коррекцию системы педагогической деятельности осуществлять процесс обучения, воспитан...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно научной-направленности "Чтение с увлечением"

Кружок «Чтение с увлечением» имеет духовно-нравственное  направление и способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуа...

Контрольная работа по окружающему миру (мониторинг сформированности функциональной грамотности – естественно-научная грамотность) Тема «Невидимые нити в живой природе» 3 класс МАОУ «Прогимназия №1» г.Воркуты УМК «Перспектива»

Сюжет задания связан с особенностями жизни воробьев. Мотивационный потенциал задания обусловлен с доступными возможностями изучать поведение этих птиц.Комплексное задание включает 5 заданий без выбора...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно научной направленности «Разговор о правильном питании»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно научной направленности «Разговор о правильном питании»...