Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Эспериментариум»
рабочая программа по окружающему миру (1, 2 класс)

Дмитриченко Ольга Аркадьевна

Программа “Экспериментариум!” – исследовательско - поисковой направленности и опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова. Ценность программы заключается в том, что дети получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Актуальность данной работы сегодня требует использования в дополнительном образовании технологий деятельностного типа. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности детей. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Содержание программы Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции детей, умениям вести устный диалог на заданную тему, участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала; Классические источники информации — энциклопедии и справочные материалы, интернет ресурсы. Дети выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Педагог не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем. При выполнении проекта используется «Журнал наблюдений и результатов», в котором фиксируются все этапы работы. Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всей группы, что может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.  Занятия лаборатории проводятся в форме деловой игры, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.Разработка проекта складывается из трёх этапов: введение в тему через интеллектуальный поиск, практическая работа (эксперименты и опыты), защита результата. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ребята изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты. Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность через проведение опытов и экспериментов. Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ребята делают сообщение о проделанной работе, а педагог, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других. 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon eksperimentarium.pdf354.06 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Русские народные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»

1.  Пояснительная записка1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путе...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Познаём русское слово».

Программа дополнительных занятий «Познаём русское слово» относится к общерезвивающему направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Успешное овладение знаниями в начальных ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «естественно-научной направленности» «Юный эколог»

Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия,...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественно-научной направленности направленности «ЛЕГО-мастер»

Актуальность программы заключается в том, что одной из задач реализации ФГОС НОО является формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации, ...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно научной-направленности "Чтение с увлечением"

Кружок «Чтение с увлечением» имеет духовно-нравственное  направление и способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуа...

Дополнительная общеобразовательная программа естественно-научной направленности "Чудеса науки и природы"

Программа для начальной школы разработана для ведения кружка "Точка Роста" или в направлении естественно- научной  напрвленности....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно научной направленности «Разговор о правильном питании»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно научной направленности «Разговор о правильном питании»...