Статья "Достижение личностных результатов обучающихся начальной школы в контексте полисубъектного взаимодействия"
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В статье акцентируется внимание на возможности реализации полисубъектного взаимодействия в условиях обучения и воспитания в начальной школе для развития личностных результатов. Рассматривается понятие «полисубъектное взаимодействие», представлены результаты диагностик личностных результатов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОСТИЖЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИСУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ACHIEVEMENT OF PERSONAL RESULTS OF TEACHING ELEMENTARY SCHOOL IN THE CONTEXT OF POLISUBJECT INTERACTION
Ставицкая Анастасия Викторовна
Ключевые слова: полисубъектное взаимодействие, начальное общее образование, педагоги, обучающиеся, родители, личностные результаты.
Key words: polysubject interaction, primary general education, teachers, students, parents, personal results.
Аннотация: В статье акцентируется внимание на возможности реализации полисубъектного взаимодействия в условиях обучения и воспитания в начальной школе для развития личностных результатов. Рассматривается понятие «полисубъектное взаимодействие», представлены результаты диагностик личностных результатов.
В настоящее время образование становится более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что настоящим результатом образования является не только получение знаний, но и личностное, познавательное развитие учащихся в образовательном процессе [1]. Происходит слияние педагогических и психологических целей обучения и воспитания.
К личностным результатам, согласно ФГОС НОО, относится: готовность и способность ребёнка к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию и обучению, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Рассмотрим, формирование личностных результатов в контексте полисубъектного взаимодействия. Важнейшее слово в данном словосочетании – субъект. Детям с начальной школы известны главные члены предложения: подлежащее (кто или что действует?) и сказуемое (что делает?). На латыни подлежащее звучит как «subject» [2]. То есть субъект – это тот, кто изначально является основой действия, человек, погруженный в деятельность. Деятельность может быть различной, особенно деятельность детей. В школе, куда приходят за знаниями дети не только впитывают информацию, передаваемую учителем, но и взаимодействуют друг с другом, как на уроках, так и на переменах. А с появлением smart-техники имеют возможность взаимодействовать и с родителями. Приставка «поли» обозначает большое количество, множество. Каким же образом организовать взаимную деятельность, в которой будет не один субъект, а «поли» – большое количество субъектов? И как перестроиться педагогу? Постараемся ответить на данные вопросы.
Для начала определим субъектов в современной школе: ученик, учитель (для начальной школы более важна личность классного руководителя – учителя основных предметов), родитель. Во взаимодействии всех субъектов образования нам необходимо отследить, как формируются личностные результаты.
Еще с дошкольной скамьи детям рассказывают о школе. Готовят, что будет наиболее интересно, что делать нужно, а что категорически нельзя. У ребёнка формируется интерес к новой ступени своей жизни. Родителям и педагогам дошкольного учреждения необходимо понимать важность формирования такого личностного результата, как готовность и способность к саморазвитию. Так же важно и учителям начальных классов не погубить в ребенке этот интерес к обучению. Можно ребёнка научить читать и писать, но сделать это насильно. Тогда у ребёнка появится нелюбовь к обучению. Часто родители жалуются на то, что ребёнок не хочет читать. В начальных классах это является одной из главных проблем. Решение этой задачи очень простое – необходимо показать правильный пример ребёнку: совместное чтение и обсуждение книг, сравнение книги и просмотренного мультфильма или кинофильма. Ребёнок видит во взрослых лучший пример. Часто он не слышит слова взрослых, но видит их поступки и следует их примеру.
В конце первой четверти нами были проведены диагностики: учебной мотивации детей и их способность к взаимодействию со всеми субъектами образования, а так же проведено анкетирование среди родителей класса. Результатами проведения оценки школьной мотивации учащихся начальных классов (Н.Г. Лускановой) стали: высокий уровень учебной мотивации у 4%, средний (нормальный) уровень учебной мотивации – 55%, низкий (сниженный уровень) – 33%, негативное отношение к школе – 8%.
Для диагностики способности взаимодействовать со всеми субъектами образования была выбрана методика Г. А. Цукерман «Рукавички» [3]. Детям было предложено раскрасить рукавички в паре. Им необходимо было договориться, какой будет рисунок, узор, цвет. В результате диагностики, 10 из 12 пар справились с работой, 1 пара не успела закончить работу, 1 – поругались и отказались выполнять. Диагностику детско-родительских взаимоотношений мы провели при помощи рисуночного теста «Моя семья». Результаты показали, что в основном у всех семей доверительные теплые взаимоотношения. В 3 семьях, судя по рисуночным тестам, существуют проблемы, но это необходимо будет проверить результаты в следующих диагностиках.
В анкетировании для родителей было 10 вопросов, которые раскрывают суть отношения родителя к ребенку и родителя к первому учителю своего ребенка, так же к образовательному учреждению в целом.
На первый вопрос анкеты, в котором требовалось выделить положительные качества ребенка, наиболее частотными ответами стали: общительность, чувство юмора, артистичность, смышлёность, доброта, ответственность. Гордятся родители следующими качествами и чертами характера своих детей: умение держать слово, общительность, внутреннюю дисциплину, умение найти общий язык с окружающими, умение обосновывать свою точку зрения. При этом, родители отмечают, что у детей есть и отрицательные качества. Большинство родителей отмечают следующие отрицательные качества: вспыльчивость, неусидчивость (что часто объясняется возрастом), лень, несобранность. Из перечисленного, родители обозначают: неусидчивость, обидчивость, завышенную самооценку, как качества, которые больше всего не нравятся. Все родители желают совместно с педагогами школы помочь ребенку избавиться от отрицательных качеств. В конце первого класса родители хотят видеть своих детей: уверенных в своих силах, целеустремленных, здоровыми, желающими учиться дальше, более внимательными, самостоятельными, уверенными в себе и своих силах. Отношение к коллективу школы, в основном, положительное. Педагогов своих детей родители видят: любящими свою работу, способными помочь мотивировать ребенка хорошо учиться, преодолевать стеснительность, находящими силы для индивидуального подхода в обучении ребенка. Ведущую роль в воспитании ребенка играют, по мнению родителей: мама – 48%, папа – 27%, бабушка – 10%, дедушка – 5%, вся семья – 5%, педагог – 5%
Таким образом, отметим, что родители положительно относятся к коллективу школы и отдельным педагогам. Оценка качеств детей их родителями, в целом, высокая. Они отмечают, как положительные, так и отрицательные привычки детей и готовы помогать ему исправиться совместно с педагогами школы.
В результате диагностики были поставлены задачи на формирующий этап исследования: проведение курса мероприятий, способствующих созданию классного коллектива, укреплению детско-родительских взаимоотношений, достижению личностных результатов каждого обучающегося в контексте полисубъектного взаимодействия.
Литература
1. Васильева, Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 74-76. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4793/ (дата обращения: 31.03.2019).
2. Вачков, И.В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде / И. В. Вачков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 36–50.
3. Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. / Г. А. Цукерман, К.Н. Поливанова – 2-е изд., испр. — Москва : Генезис, 2003. — 128 с. — (Психологическая работа с детьми.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические методики для исследования личностных результатов выпускников начальной школы
Рассмотрим вариативные методики определения уровня развития выпускника по различным критериям. Для проведения диагностики психолог (педагог) выбирает одну-две методики по каждому критерию. Предп...

Диагностика метапредметных и личностных результатов в начальной школе
Диагностика метапредметных и личностных результатов в начальной школе...
Личностные результаты выпускника начальной школы
Материал содержит тесты разработанные для учащихся начальных классов коррекционной школы 8 вида....

Мониторинг предметных результатов обучающихся начальной школы
Ежегодно с помощью диагностических работ проводится мониторинг уровня сформированности предметных результатов обучения по русскому языку, математике, литературному чтению:- входной – осущес...

Статья на тему "Нравственно-этическая ориентация как одна из основных характеристик личностного развития обучающихся начальной школы".
Нравственно-этическая ориентация как одна из основных характеристик личностного развития обучающихся начальной школы....
Диагностические методики исследования личностных результатов выпускников начальной школы
вариативные методики определения уровня развития выпускника по различным критериям....

Мониторинг метапредметных и личностных результатов в начальной школе. Мониторинг развития метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе
Мониторинг метапредметных и личностных результатов в начальной школе. Мониторинг развития метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе...