Статья на тему "Нравственно-этическая ориентация как одна из основных характеристик личностного развития обучающихся начальной школы".
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Александрова Мария Леонидовна

Нравственно-этическая ориентация как одна из основных характеристик личностного развития обучающихся начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственно-этическая ориентация как одна из основных характеристик личностного развития учащихся начальной школы

В соответствии с ФГОС НОО, школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации. Формирование личностных УУД должно происходить на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности.

В толковом словаре С.И.Ожегова, универсальные учебные действия – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В психологическом значении УУД трактуется как совокупность навыков учебной работы и способов действия учащегося с помощью, которых ученик готов самостоятельно организовать процесс по усвоению новых знаний и умений. К основным характеристикам личностного развития младшего школьника относят: самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическую ориентацию.

Понятие личностного самоопределения остается в современной отечественной психологии как одним из наиболее распространенных, так и одним из самых широких, охватывающих круг разнообразных явлений. Не существует однозначного определения данного понятия. Несмотря на большое количество исследований в психологии развития, применительно к самоопределению остается не решенной до конца проблема детерминации и свободы в выборе человеком своего жизненного пути, своей системы ценностей и себя самого. Л.И. Божович рассматривала самоопределение как проявление свободного выбора подростка или юноши, утверждая, что «…чем выше уровень развития личности, тем более свободным он становится и что формирование личности осуществляется не в условиях приспособления субъекта к требованиям окружающей среды, а в условиях его постоянной творческой активности, направленной на перестройку и окружающей его среды, и самого себя».

Смыслообразование — это результат освоения культурного опыта, на основе различных механизмов понимания. Смыслообразование в процессе понимания выражается в построении образа мира и себя в мире, на основе ценностных предпочтений личности, жизненных интересов и мотивов.

Раскроем более подробно нравственно-этическую ориентацию, как одну из основных характеристик личностного развития учащихся начальной школы.

Критерии сформированности нравственно-этической ориентации:

1.Структура ценностного сознания;

2.Уровень развития морального сознания;

3.Присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;

4.Полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

Нравственно-этическая ориентация включает:

1.Формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»;                    

2. Уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;

3.Ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

4.Знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

5.Выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;

6.Формирование моральной самооценки;

7.Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

8.Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;

9.Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;

10.Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что личностные универсальные учебные действия делятся на три блока: самообразование, смыслообразование и нравственно – этическая ориентация. Они обеспечивают развитие таких качеств личности, как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности; нравственно-эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей; установки на здоровый и безопасный образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание тестов и упражнений контроля за физическим и психомоторным развитием обучающихся начальной школы.

Описание тестов и упражнений контроля за физическим и психомоторным развитием обучающихся начальной школы....

Программа духовно - нравственного развития обучающихся начальной школы "Уроки нравственной жизни"

Мною составлена программа с целью возрождения среди российских детей духовных и моральных ценностей, воспитания их на лучших образцах художественной литературы, музыки, изобразительного искусства, с о...

«Технология «Портфолио» как средство личностного развития ученика начальной школы»

Технология «Портфолио» - эффективная современная педагогическая технология, ведущий показатель системы оценки качества образования, наглядно представляющий целостную картину о степени сформирова...

Статья на тему: Стимулирование здорового образа жизни - как одно из эффективных условий личностного развития детей.

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окру...

Статья "Достижение личностных результатов обучающихся начальной школы в контексте полисубъектного взаимодействия"

В статье акцентируется внимание на возможности реализации полисубъектного взаимодействия в условиях обучения и воспитания в начальной школе для развития личностных результатов. Рассматривается понятие...

Роль устного народного творчества в духовно-нравственном развитии обучающихся начальной школы (из опыта работы в 1-4 классах)

Материал будет полезен для организации работы с разными видами устного народного творчества....