Статья "КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЁ ЗАПОЛНЕНИЮ"
статья на тему
Цель и задачи ведения карты, её содержание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 29 КБ |
karta_individualnogo_razvitiya.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЁ ЗАПОЛНЕНИЮ
ПОТАПОВА Н. В.
МБОУ СОШ №1 г. ЛАКИНСКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчёркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества и особенности развития познавательно-интеллектуальной сферы, но процесс индивидуального развития личности - процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека.
Начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. В этот период особое значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности через личностно-ориентированный подход.
Для того чтобы способствовать полноценному личностному развитию каждого школьника в начальной школе и далее, в среднем звене, была разработана карта индивидуального развития обучающегося начальной школы.
Учёт педагогами среднего звена обучения особенностей индивидуального развития ребёнка в начальной школе способствует более успешному его обучению и адаптации в средней школе.
Цель ведения карты:
Основной целью заполнения карты индивидуального развития обучающегося начальной школы является создание условий для развития преемственности между начальной и средней школой.
Задачи ведения карты:
- мониторинг познавательных и личностных особенностей обучающегося, а также особенностей межличностных взаимоотношений в коллективе;
- своевременная коррекция выявленных проблем;
- фиксирование направлений коррекционно-развивающей работы и её результатов, а также особенностей периода адаптации в 5 классе;
- обеспечение индивидуального подхода в обучении и воспитании школьников.
Содержание карты:
- эмоциональный фон
- социальное развитие
- сформированность игровой деятельности и произвольность
- общие представления об окружающем мире
- мотивация учения
- развитие речи и речевого общения
- темп деятельности
- развитие мелкой моторики
- графический диктант
- математические представления
- познавательное развитие (умственное развитие, вербальная память, произвольное внимание, творческое воображение)
- личностные особенности (самооценка, тревожность, социометрический статус)
Карта заполняется учителем и педагогом-психологом по результатам наблюдений, индивидуальной беседы и по итогам индивидуальных и групповых исследований. Диагностический инструментарий может быть различным, но должен соответствовать возрастному этапу развития.
Предварительный просмотр:
Карта индивидуального развития ребенка в начальной школе
ФИО ___________________________________________ Дата рождения __________
Карта заполняется по результатам наблюдений, индивидуальной беседы, по итогам индивидуальных и групповых исследований (учитель/педагог-психолог)
1 класс
Эмоциональный фон (ответы фиксируются «галочками») | Начало года | Конец года | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Благополучный, признаки повышенной нервозности отсутствуют | |||||
Неблагополучный, наличие признаков повышенной нервозности: 1) пониженная работоспособность, подавленное настроение | |||||
2) повышенная возбудимость | |||||
3) вспышки гнева | |||||
4) агрессивность по отношению к сверстникам |
1 класс
Социальное развитие (ответы фиксируются баллами: да - 2 б., не всегда – 1 б., нет - 0 б.) | Начало года | Конец года | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1) Способен вступить в общение со взрослым: а) со знакомым взрослым б) с незнакомым взрослым | |||||
2) Избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми (входит в разнообразные объединения детей по интересам) | |||||
3) Чувствует настроение близких взрослых и сверстников | |||||
4) Может оказать эмоциональную поддержку и помощь в случае затруднения | |||||
5) Регулирует свое поведение усвоенными нормами и правилами | |||||
6) Имеет представление о себе и своих возможностях | |||||
Суммарный балл | |||||
Уровень: высокий 11-14, средний 7-10, низкий 0-6 |
1 класс
Сформированность игровой деятельности и произвольность Дидактическая игра | баллы | Начало года | Конец года |
Деятельность по образцам и правилам (выбрать один из 3х): 1) Ребёнок свободно и легко запоминает правила и руководствуется ими в деятельности 2) Ребёнок может воспроизвести образец только после дополнительных объяснений 3) Ребёнок может организовать свою деятельность только в условиях индивидуального общения со взрослым | 4 2 0 | ||
Ролевая игра | да- 2, не всегда – 1, нет 0 | ||
1) Устойчивость замысла игры (плановость) 8) Осознанность и критичность при соблюдении правил (по отношению к себе и к другим) | |||
Суммарный балл | |||
Уровень: высокий - 20-17, средний 16-10, низкий 9-0 |
1 класс
Общие представления об окружающем мире (10 вопросов: 1 верный ответ – 1 балл) Учитель вправе сам составлять вопросы соответственно каждому возрастному этапу развития. | Начало года | Конец года | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Суммарный балл | |||||
Уровень: высокий 10-9 баллов средний 8-6 баллов, низкий 5-0 баллов |
1 класс
Мотивация учения | Начало года | Конец года | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Уровень: высокий, средний, низкий Ведущий мотив учения |
1 класс
Развитие речи и речевого общения (ответы фиксируются баллами: да - 2 б., не всегда – 1 б., нет - 0 б.) | Начало года | Конец года | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1) Правильно произносит все звуки русского языка (да – 2, нет – 0) | |||||
2) Умеет выделять звуки в слове | |||||
3) Грамматически правильно строит сложные предложения | |||||
4) Строит связный рассказ по сюжетной картинке | |||||
5) В диалоге инициативно высказывается. Умеет привлечь внимание своими высказываниями | |||||
6) Использует обобщающие слова, антонимы, сравнения | |||||
Суммарный балл | |||||
Уровень: высокий 10-12, средний 9-8, низкий 7-0 |
1 класс
Темп деятельности | баллы | Начало года | Конец года | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1) Ребёнок по сигналу педагога включается в работу, не отвлекается, заканчивает работу вместе со всеми или даже раньше | 2 | |||||
2) Ребёнок иногда отвлекается, заглядывает в работу других учащихся | 1 | |||||
3) Ребёнок не может начать работу со всеми, заканчивает работу позже других. Не выдерживает общий темп. | 0 | |||||
Уровень: 2 – высокий, 1 – средний, 0 – низкий. |
1 класс
Развитие мелкой моторики | Начало года | Конец года |
Уровень: высокий, средний, низкий. |
1 класс
Графический диктант Д. Б. Эльконин (два узора) | Начало года | Конец года |
Суммарный балл за два узора (макс. 8) | ||
Уровень: высокий 8-6 (точное воспроизведение узора или ошибка в одну линию) средний 5-3 (воспроизведение с несколькими ошибками) низкий 2 – 0 (сходство лишь отдельных элементов) |
|
Математические представления (счёт с наглядностью) | баллы | Начало обучения в 1 классе | |
1 | Правильный счет (кол-во), число стоит на указанном месте Счет правильный, цифра может быть написана не на указанном месте, Задание не выполнено | 2 1 0 | |
2 | Правильный счет (задача), число стоит на указанном месте Счет правильный, цифра может быть написана не на указанном месте, Задание не выполнено | 2 1 0 | |
3 | Сравнение (галочка стоит рядом с большим числом) Не сформировано понятие «больше-меньше» | 1 0 | |
Суммарный балл | |||
Уровень: высокий 4-5, средний 3, низкий 2-0 |
Математические представления (верное решение – 2 б., неверное – 0 б.) | баллы | Конец обучения в 1 классе | |
1 | Решение примера | ||
2 | Решение задачи | ||
3 | Сравнение | ||
Суммарный балл | |||
Уровень: высокий 6, средний 4, низкий 0-2 |
Познавательное развитие
1 класс
Умственное развитие ( 2 - 3 класс исследуется по необходимости) | Начало года | Конец года | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Уровень: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий |
1 класс
Уровень развития вербальной памяти (со 2 по 3 класс исследуется по необходимости) | Начало года | Конец года | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Уровень: высокий, средний, низкий |
1 класс
Объём и концентрация внимания (со 2 по 3 класс исследуется по необходимости) | Начало года | Конец года | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Уровень: высокий, средний, низкий |
1 класс
Творческое воображение (со 2 по 3 класс исследуется по необходимости) | Начало года | Конец года | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Уровень: высокий, средний, низкий |
Личностные особенности
1 класс
Самооценка (со 2 по 3 класс исследуется по необходимости) | Начало года | Конец года | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Высокая | |||||
Средняя (адекватная) | |||||
Низкая |
1 класс
Тревожность (со 2 по 3 класс исследуется по необходимости) | Начало года | Конец года | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Повышенный уровень | |||||
Средний уровень | |||||
Низкий уровень |
Социометрический статус | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Сведения о проведении коррекционно-развивающей работы (направление, результаты)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Сведения об особенностях адаптации к среднему звену школы (5 класс)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Дата начала ведения карты ___________________
Ответственные за ведение карт:
Педагог-психолог __________________________________________________
Классный руководитель __________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание тестов и упражнений контроля за физическим и психомоторным развитием обучающихся начальной школы.
Описание тестов и упражнений контроля за физическим и психомоторным развитием обучающихся начальной школы....
Программа духовно - нравственного развития обучающихся начальной школы "Уроки нравственной жизни"
Мною составлена программа с целью возрождения среди российских детей духовных и моральных ценностей, воспитания их на лучших образцах художественной литературы, музыки, изобразительного искусства, с о...
Основные направления оказания психологической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (методические рекомендации)
Приведены рекомендации по орагнизации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в русле ФГОС. Информация может быть полезной для специалистов ТПМПК, п...
"О значении музыкальности в пении" методические рекомендации для обучающихся начальной школы
Что такое музыкальность и как её развивать? Цитаты из книги О.П.Колпикова и Ю.Н.Кузнецова "Вокальная подготовка"....
Статья на тему "Нравственно-этическая ориентация как одна из основных характеристик личностного развития обучающихся начальной школы".
Нравственно-этическая ориентация как одна из основных характеристик личностного развития обучающихся начальной школы....
Методические рекомендации по разработке и оформлению исследовательских работ обучающихся начальной школы
Разработанное методическое пособие ставит своей целью помочь педагогам и обучающимся в организации научно-исследовательской деятельности. Оно включает в себя, подробное описание структуры работы...
Роль устного народного творчества в духовно-нравственном развитии обучающихся начальной школы (из опыта работы в 1-4 классах)
Материал будет полезен для организации работы с разными видами устного народного творчества....