Статья "КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЁ ЗАПОЛНЕНИЮ"
статья на тему

Потапова Наталья Владимировна

Цель и задачи ведения карты, её содержание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc29 КБ
Microsoft Office document icon karta_individualnogo_razvitiya.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЁ ЗАПОЛНЕНИЮ

ПОТАПОВА Н. В.

МБОУ СОШ №1 г. ЛАКИНСКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

  В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчёркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

  Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества и особенности развития познавательно-интеллектуальной сферы, но процесс индивидуального развития личности - процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека.

  Начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. В этот период особое значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности через личностно-ориентированный подход.

  Для того чтобы способствовать полноценному личностному развитию каждого школьника в начальной школе и далее, в среднем звене, была разработана карта  индивидуального развития обучающегося начальной школы.

  Учёт педагогами среднего звена обучения особенностей индивидуального развития ребёнка в начальной школе способствует более успешному его обучению и адаптации в средней школе.  

Цель ведения карты:

  Основной целью заполнения карты индивидуального развития обучающегося начальной школы является создание условий для развития преемственности между начальной и средней школой.

Задачи ведения карты:

  • мониторинг познавательных и личностных особенностей обучающегося, а также особенностей межличностных взаимоотношений в коллективе;
  • своевременная коррекция выявленных проблем;
  • фиксирование направлений коррекционно-развивающей работы и её результатов, а также особенностей периода адаптации в 5 классе;
  • обеспечение индивидуального подхода в обучении и воспитании школьников.

Содержание карты:

  • эмоциональный фон
  • социальное развитие
  • сформированность игровой деятельности и произвольность
  • общие представления об окружающем мире
  • мотивация учения
  • развитие речи и речевого общения
  • темп деятельности
  • развитие мелкой моторики
  • графический диктант
  • математические представления
  • познавательное развитие (умственное развитие, вербальная память, произвольное внимание, творческое воображение)
  • личностные особенности (самооценка, тревожность, социометрический статус)

  Карта заполняется учителем и педагогом-психологом по результатам наблюдений, индивидуальной беседы и по итогам индивидуальных и групповых исследований. Диагностический инструментарий может быть различным, но должен соответствовать возрастному этапу развития.



Предварительный просмотр:

Карта индивидуального развития  ребенка в начальной школе

ФИО ___________________________________________   Дата рождения __________

Карта заполняется по результатам наблюдений, индивидуальной беседы, по итогам индивидуальных и групповых исследований (учитель/педагог-психолог)

                                                                                             1 класс

Эмоциональный фон                                                 (ответы фиксируются «галочками»)

 Начало года

Конец года

2 класс

3 класс

4 класс

Благополучный, признаки повышенной нервозности отсутствуют

Неблагополучный, наличие признаков повышенной нервозности:

1) пониженная работоспособность, подавленное настроение

 2) повышенная возбудимость

 3) вспышки гнева

 4) агрессивность по отношению к    сверстникам

                                                                                       

                                                                                             1 класс

Социальное развитие

(ответы фиксируются баллами: да - 2 б.,

 не всегда – 1 б., нет  - 0 б.)

 Начало года

Конец года

2 класс

3 класс

4 класс

1) Способен вступить в общение со  взрослым:

а) со знакомым взрослым

 б) с незнакомым взрослым

2) Избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми (входит в разнообразные объединения детей по интересам)

3) Чувствует настроение близких взрослых и сверстников

4) Может оказать эмоциональную поддержку и помощь в случае затруднения

5) Регулирует свое поведение усвоенными нормами и правилами

6) Имеет представление о себе и своих возможностях

Суммарный балл

Уровень:

высокий 11-14, средний 7-10, низкий 0-6

                                                                                                                                                 1 класс

Сформированность игровой деятельности и произвольность

Дидактическая игра

баллы        

 Начало года

Конец года

Деятельность по образцам и правилам (выбрать один из 3х):

1) Ребёнок свободно и легко запоминает правила и руководствуется ими в деятельности

2) Ребёнок может воспроизвести образец только после дополнительных объяснений

3) Ребёнок может организовать свою деятельность только в условиях индивидуального общения со взрослым

4

2

0

Ролевая игра

да- 2, не всегда – 1, нет 0

1) Устойчивость замысла игры (плановость)
2) Динамичность замысла (импровизация)
3) Совместное обсуждение замысла
4) Разнообразие знаний, почерпнутых из взрослой жизни
5) Содержательность ролевого взаимодействия
6) Активность использования речи при реализации роли
7) Использование в игровых действиях предметов-заместителей, природных материалов, самоделок

8) Осознанность и критичность при соблюдении правил (по отношению к себе и к другим)

Суммарный балл

Уровень: высокий - 20-17,  средний  16-10,  низкий 9-0

                                                                               

                                                                               1 класс

Общие представления об окружающем мире

(10 вопросов: 1 верный ответ – 1 балл)

Учитель вправе сам составлять вопросы соответственно каждому возрастному этапу развития.

Начало года

Конец года

2 класс

3 класс        

4 класс

Суммарный балл

Уровень: высокий 10-9 баллов

средний 8-6 баллов, низкий 5-0 баллов

                                                                               1 класс

Мотивация учения

 Начало года

Конец года

2 класс

3 класс

4 класс

Уровень: высокий, средний, низкий

Ведущий мотив учения

                                                                                             1 класс

Развитие речи и речевого общения

(ответы фиксируются баллами: да - 2 б.,  не всегда – 1 б., нет  - 0 б.)                                                 

 Начало года

Конец года

2 класс

3 класс

4 класс

1) Правильно произносит все звуки русского языка (да – 2, нет – 0)

2) Умеет выделять звуки в слове

3) Грамматически правильно строит сложные     предложения

4) Строит связный рассказ по сюжетной картинке

5) В диалоге инициативно высказывается. Умеет привлечь внимание своими высказываниями

6) Использует обобщающие слова, антонимы, сравнения

Суммарный балл

Уровень:

высокий 10-12, средний  9-8, низкий 7-0

 

                                                                                               1 класс

Темп деятельности

баллы

Начало года

Конец года

2 класс

3 класс

4 класс

1) Ребёнок по сигналу педагога включается в работу, не отвлекается, заканчивает работу вместе со всеми или даже раньше

2

2) Ребёнок  иногда отвлекается, заглядывает в работу других учащихся

1

3) Ребёнок  не может начать работу со всеми, заканчивает работу позже других.

Не выдерживает общий темп.

0

Уровень: 2 – высокий, 1 – средний,

                  0 – низкий.

                                                                                                                                1 класс

Развитие мелкой моторики

 Начало года

Конец года

Уровень:  высокий,  средний,  низкий.

                                                                                                                                1 класс

Графический диктант

Д. Б. Эльконин (два узора)

 Начало года

Конец года

Суммарный балл за два узора (макс. 8)

Уровень:  

высокий 8-6 (точное воспроизведение узора или ошибка в одну линию)

 средний  5-3 (воспроизведение с несколькими ошибками)

 низкий  2 – 0 (сходство лишь отдельных элементов)

        

Математические представления

(счёт с наглядностью)

баллы

 Начало обучения в 1 классе

1

Правильный счет (кол-во), число стоит на указанном месте

Счет правильный, цифра может быть написана не на указанном месте,

Задание не выполнено

2

1

0

2

Правильный счет (задача), число стоит на указанном месте

Счет правильный, цифра может быть написана не на указанном месте,

Задание не выполнено

2

1

0

3

Сравнение (галочка стоит рядом с большим числом)

Не сформировано понятие «больше-меньше»

1

0

Суммарный   балл

Уровень:  высокий 4-5,  средний 3,  низкий 2-0

Математические представления

(верное решение – 2 б., неверное – 0 б.)

баллы

Конец обучения в 1 классе

1

Решение примера

2

Решение задачи

3

Сравнение

Суммарный   балл

Уровень:  высокий 6,  средний 4,  низкий 0-2

Познавательное развитие

                                                                                           1 класс                                                  

Умственное развитие

( 2 - 3 класс исследуется по необходимости)

 Начало года

Конец года

2 класс

3 класс

4 класс

Уровень:  высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий

                                                                               1 класс

Уровень развития

вербальной памяти

(со 2 по 3 класс исследуется по необходимости)

 Начало года

Конец года

2 класс

3 класс

4 класс

Уровень: высокий, средний, низкий

                                                                                           1 класс

Объём и концентрация внимания

(со 2 по 3 класс исследуется по необходимости)

 Начало года

Конец года

2 класс

3 класс

4 класс

Уровень:  высокий, средний,  низкий

                                                                                 

                                                                                         1 класс

Творческое воображение

(со 2 по 3 класс исследуется по необходимости)

 Начало года

Конец года

2 класс

3 класс

4 класс

Уровень:   высокий, средний,  низкий

Личностные особенности 

                                                                                           1 класс

Самооценка

(со 2 по 3 класс исследуется по необходимости)

 Начало года

Конец года

2 класс

3 класс

4 класс

Высокая

Средняя (адекватная)

Низкая

                                                                                          1 класс

Тревожность

(со 2 по 3 класс исследуется по необходимости)

 Начало года

Конец года

2 класс

3 класс

4 класс

Повышенный уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Социометрический статус

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Сведения о проведении коррекционно-развивающей работы (направление, результаты)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Сведения об особенностях адаптации к среднему звену школы (5 класс)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Дата начала ведения карты ___________________

Ответственные за ведение карт:

Педагог-психолог                  __________________________________________________

Классный руководитель     __________________________________________________