«Технология «Портфолио» как средство личностного развития ученика начальной школы»
методическая разработка на тему

Куприянова Наталья Алексеевна

 Технология «Портфолио» - эффективная современная педагогическая технология, ведущий показатель системы оценки качества образования, наглядно представляющий целостную картину о степени сформированности личности ученика, как успешного,  компетентного и делового человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Технология «Портфолио» как средство личностного развития ученика начальной школы»

В условиях постоянного обновления системы образования важным инновационным направлением является внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий, которые позволяют повысить качество обучения.

Одной из образовательных технологий, которая совершенствует  учебный процесс,повышает рост  успеваемости обучающихся, развивает самостоятельность является технология «Портфолио».

Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и  оценивания индивидуальных образовательных результатов обучающегося в определенный период его обучения.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.

Цель «Портфолио» - объективное фиксирование индивидуальных достижений школьников.

 Ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

  • создавать ситуации успеха у каждого ученика, повышать самооценку и уверенность в собственных возможностях;
  • максимально раскрывать индивидуальные способности каждого ребенка, создавать условия для его самореализации в разных областях школьной и внешкольной жизни;
  • развивать познавательные интересы учащихся и формировать готовность к самостоятельному познанию;
  • формировать установку на творческую деятельность, развивать мотивацию дальнейшего творческого роста;
  • формировать положительные моральные и нравственные качества личности;
  • развивать навыки саморефлексии, формировать умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;
  • формировать жизненные идеалы, стимулировать стремление к самосовершенствованию.

   Создание Портфолио – это увлекательная совместная работа детей,  их родителей, и  учителя. Началась она в 2012 году в первом классе. Под моим руководством она проходила 4 года.В первую очередь возник вопрос: «С чего начать?».  В сентябре я провела классный час по теме «Путешествие в страну Порфолио».  Ребята узнали, что такое портфолио, для чего он нужен, познакомились с алгоритмом работы над портфолио, его структурой. Дальше было родительское собрание, на котором давались  родителям рекомендации, предлагались памятки по работе с портфолио.

 Каждый из учителей может использовать свою форму портфолио, отвечающую целям и задачам её создания.

Школьный портфолио учеников моего класса состоит из таких разделов.

1. Титульная страница – наименование образовательного учреждения, юридический адрес, ФИО ученика, класс, период создания портфолио (дата начала и окончания), ФИО учителя.

2.  Первый раздел «Мой мир» может представлять собой знакомство с личностью его создателя, позволяющее составить представление о его индивидуальных особенностях, чертах характера, интересах и склонностях. В совместном творчестве создаются рубрики:

3. «Мое имя» - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

«Моя семья»- здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

«Мои друзья»- фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

"Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

2. Следующая рубрика: «Моя школа», «Мои учителя» - рассказ о школе и о педагогах.

«Мои любимые школьные предметы» - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

«Моя улица», «Мой город» - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить схему маршрута от дома до школы. Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

3. Следующий  раздел «Моя общественная работа» включает в себя информацию о поручениях, обязанностях ученика в классе, благодарностях и поощрениях в общественной работе.

4. Раздел «Моё творчество» -  в этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.

5. Раздел «Мои достижения» - здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы,    благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости.

  В самом начале, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

 Анализ учебных достижений проводился на итоговом празднике «По страницам уходящего года». По желанию, ребята представляли свои портфолио. Важно отметить, что желающих поделиться своими успехами со временем становилось всё больше и больше. Также  к концу 4 класса было проведено анкетирование с целью выявления отношения к портфолио. На вопрос «Нравится ли тебе вести портфолио?» 100% опрошенных ответили «Да».  А на вопрос, «Какой раздел тебе нравится больше всего?» мнения распределились следующим образом: «Мой мир» - 12%, «Мои достижения» - 18%, «Моё творчество» - 59%.Таким образом, в коллективе класса к 4 году обучения значительно повысился уровень активности во всех сферах деятельности.Ребята с удовольствием участвуют в различных конкурсах, акциях, соревнованиях, олимпиадах различного уровня. Предлагают свои варианты конкурсов.Таким образом,  технология «портфолио» помогает активизировать образовательную активность учащихся, делает их более уверенными в себе, и как следствие, более успешными.
Наряду с этим следует  отметить  трудности, с которыми я столкнулась при создании и работе с портфолио:
• подмена участия детей родителями;
• формальный подход к ведению портфолио;
• фрагментарность.
Проанализировав работу по созданию портфолио, можно сделать вывод – портфолио является стимулирующим средством, которое позволяет в значительной степени активизировать деятельность учащихся, развивать в них инициативность. Ценность портфолио состоит в том, что данная технология является средством активизации личностного развития. Портфолио позволяет максимально раскрыть индивидуальные возможности учащихся, способствует повышению самооценки школьника, содействует развитию мотивации дальнейшего личностного роста.  
Литература:
1. Иванов А.В. Портфолио в начальной школе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М: Просвещение, 2012.
2. Юдина И.Г. Портфолио. - Волгоград: Учитель, 2007. - 124 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых педагогических технологий – портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития.

Педагогический проект.Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в наше...

Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития

Методическая разработка адресована учителям начальных классов, родителям. В разработке представлены возможности портфолио  в развитии ученика как личности, повышении его учебной мотивации....

"Классный коллектив как средство социализации личности ученика начальной школы"

Работа содержит материал на тему: "Классный коллектив как средство социализации личности ученика начальной школы"...

Карта особенностей развития учеников начальной школы МБОУ «СОШ №6» г. Югорск

Даннтая диагностическая карта формирования УУД  даёт информацию о внешнем виде учеников, их поведении в школе и классе, взаимоотношениях в коллективе и со взрослыми, речевом  и физическом ра...

Статья на тему "Нравственно-этическая ориентация как одна из основных характеристик личностного развития обучающихся начальной школы".

Нравственно-этическая ориентация как одна из основных характеристик личностного развития обучающихся начальной школы....