Роль кукольного театра в развитии ученика начальной школы.
статья (1, 2 класс)

Роль кукольного театра в развитии ученика начальной школы. М.Г. Исмагилова, учитель начальных классов МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г.Щучье Щучанского муниципального округа Курганской области. Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей. Б.М. Теплов. Игра – ведущий вид деятельности детей, а театр – один из самых демократических и доступных видов искусства. В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Рука имеет большое представительство в коре головного мозга, поэтому кукольный театр имеет большое значение для развития ребенка. В современный период реформирования системы образования активно исследуются и внедряются новейшие технологии преподавания и воспитания детей. Один из важных подходов в этом процессе – деятельный подход, который признается приоритетным. В рамках этого подхода особое внимание уделяется театрализованной деятельности, которая позволяет полноценно реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности в воспитании. Изучение современной практики образования позволяет сделать вывод о том, что преподаватели все чаще обращаются к поиску потенциальных талантов и скрытых способностей детей с помощью театрального искусства. Это положение дел подтверждает важность использования кукольного театра на всех этапах образовательного и воспитательного процесса. С учетом этого, изучение особенностей применения кукольного театра в воспитании является значимым как с теоретической, так и практической точки зрения [1].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dodel._ismagilova_shchuche_-kuolnyy_staya.docx30.77 КБ

Предварительный просмотр:

Роль кукольного театра в развитии ученика начальной школы

М.Г. Исмагилова, учитель начальных классов

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г.Щучье

Щучанского муниципального округа Курганской области

Театр – это волшебный мир. Он дает уроки

красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей.

Б.М. Теплов

Игра – ведущий вид деятельности детей, а театр – один из самых демократических и доступных видов искусства. В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Рука имеет большое представительство в коре головного мозга, поэтому кукольный театр имеет большое значение для развития ребенка.

В современный период реформирования системы образования активно исследуются и внедряются новейшие технологии преподавания и воспитания детей. Один из важных подходов в этом процессе – деятельный подход, который признается приоритетным. В рамках этого подхода особое внимание уделяется театрализованной деятельности, которая позволяет полноценно реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности в воспитании.

Изучение современной практики образования позволяет сделать вывод о том, что преподаватели все чаще обращаются к поиску потенциальных талантов и скрытых способностей детей с помощью театрального искусства. Это положение дел подтверждает важность использования кукольного театра на всех этапах образовательного и воспитательного процесса.

С учетом этого, изучение особенностей применения кукольного театра в воспитании является значимым как с теоретической, так и практической точки зрения [1].

Младший школьный возраст – ключевой период для развития социальных навыков, формирования умения общаться с людьми разного возраста и пола, умения адаптироваться к социальным ситуациям и развития грамотной речи. Именно в этом возрасте закладываются основы успешной коммуникации в будущем. Овладение детьми в младшем школьном возрасте коммуникативными навыками и умениями позволит им реализовать свой потенциал в дальнейшей жизни. Формирование успешной коммуникативной деятельности – это ответственность всех участников образовательного процесса.

Развивая речь ребенка, по мнению К.Д. Ушинского – это почти же, что развивать его мышление, так как речь тесно связано с мышлением.

На материале содержания прочитанного текста, например, сказки «Репка» я организую игру-инсценировку, где дети сами «режиссеры» и «актеры». Ребенок, надевая куклу, играя, в сказку вносит свое творческое дополнение: начинает имитировать движения (бег, ходьбу); показывает голосом характер героя. В процессе этого вырабатываю привычку сосредотачиваться, работать вдумчиво, самостоятельно. В ходе всей игры развиваются коммуникативные навыки – это способность ребенка взаимодействовать с другими детьми, получать нужную информацию и правильно ее передать. Ребенок – «режиссер» диктует, кого за кем зовет дед, а «актеры» должны следовать его инструкциям. «Режиссер» дополняет речь героя в сказке; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией. Параллельно с игрой идет работа по привитию детям навыков связной речи.

Многие первоклассники сталкиваются с трудностями в процессе адаптации в школе. Они часто испытывают неуверенность в себе, боятся допустить ошибку, закрываются в себе и не проявляют активности на уроках и во время перемены. Одним из наиболее эффективных способов преодоления стеснительности и эмоционального раскрепощения младшего школьника являются театрализованные игры. Игра, как неотъемлемая часть жизни ребенка, играет важную роль в усвоении знаний и формировании ценностных ориентаций. Дети учатся правильно водить своих героев около ширмы (герои ходят лицом вперед), вовремя говорить реплику своего героя, не перебивая друг друга, дослушивая до конца.

С первых дней обучения детей на урок приходит сказочный персонаж, например, «Зайчик», который вызывает детей отвечать на вопросы. Дети активно вступают в диалог со сказочным героем, они сами уже стараются научить тому, что уже знают сами или вместе добывают новые знания. Например, на уроке математики при решении задач. «Заболела медвежья семья. 4 больных медведя пришли на прием к Дятлу, а к остальным доктор летал сам. Сколько больных медведей Дятел лечил на дому, если всего за день он лечил 7 косолапых пациентов?». Дети с большим удовольствием разыгрывают ситуацию, описанную в задаче, (у каждого ученика в руках кукла), играя свою роль, они подбирают нужную фразу.

Благодаря своим особенностям, театрализованные игры, отражающие реальную жизнь с ее добром и злом, счастьем и горем, положительно влияют на детей через своих персонажей, раскрывая мир чувств и отношений. Младший школьник, расширяя свой репертуар игровых ролей, обогащает свою эмоциональную сферу. Эмоции играют важную роль, эффективное взаимодействие невозможно, если участники не умеют управлять своими эмоциями и не могут понять эмоциональное состояние других людей. Благодаря легкой отзывчивости детей на происходящее вокруг и откровенности в выражении эмоциональных переживаний, игровые чувства и эмоции переносятся в реальный опыт собственных переживаний [4].

На уроках литературного чтения еще шире использую элементы театрализации. Например, при чтении по ролям русской народной сказки «Мужик и медведь» «артист» говорит голосом своего героя, сопровождая свою речь жестами. «Зрители», слушая речь героя в сказке, должны выбрать наиболее удачного «подражательного артиста».

Чтение произведений с использованием приемов театрализации способствует не только его осмыслению, но и запоминанию, тренировке памяти, обогащению кругозора и развитию навыков выражения эмоций через слово, жест, мимику и интонацию. Например, чтение диалога «Страх и смелость» внук спрашивает шепотом: - Дедушка, а что сильнее: страх или смелость?

Дед отвечает громко для всех: - Смелость сильнее! На тематическом родительском собрании во 2 классе «Как помочь ребенку полюбить чтение» ученики говорили голосами животных из басен И.А. Крылова, выделяя отдельные фразы, подражая серьезному медведю, трусливому зайцу, хитрой лисице, доверчивой вороне, простаку-петушку и т.д., обогащая свой словарный запас, запоминая «крылатые выражения».

Одной из ключевых педагогических задач является развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста. Театральная деятельность играет важную роль и в этом процессе. Существует несколько принципов, которые следует учитывать при работе с такими детьми:

- выбор репертуара или темы для театральных постановок должен быть адаптирован к уровню развития и пониманию детей в возрасте 8-9 лет. Хорошей практикой является использование сюжетов из учебного курса начальной школы, сказок и стихотворений;

- важным элементом является эмпатия к героям сценки, то есть способность сопереживать. Предварительный анализ чувств героев и обстоятельств, в которых происходит действие, играет важную роль в этом процессе;

- в постановку важно вовлечь родителей в совместное принятие решений. Родители могут стать активными участниками и внести свой вклад в создание постановки; (мои родители помогают ремонтировать костюмы кукол, шьют недостающие игрушки, мастерят реквизиты для постановок).

- дети имеют право самостоятельно интерпретировать героев или высказывать свою точку зрения, которая должна быть услышана взрослыми;

- период постановки должен быть ограничен по времени, чтобы не утомить детей;

- важно помнить, что театральная деятельность не должна заменять учебную деятельность [2].

Участие детей в кукольном спектакле благотворно влияет на их эмоциональное состояние, развивает выразительность мимики и пантомимики. Через сказочные сюжеты дети учатся оценивать людей по их поступкам, сталкиваются с этическими аспектами этих поступков и развивают свою память. Они открывают в себе чувство сострадания и понимания переживаний других людей, что способствует успешной социализации. Речь становится более выразительной, голос ставится лучше, а мелкие проблемы с произношением исчезают. Тренируя свою речевую функцию, дети стремятся овладеть различными сценическими формами, такими как монолог и диалог, изучают грамматику и пополняют свой словарный запас. Они учатся применять различные интонации, которые соответствуют определенным героям, учитывая их характер, предпочтения и пол. Зависимость куклы от ребенка позволяет создать собственный, уникальный мир.

Играя с куклой, ребенок психологически переживает свой роль. Он отвечает для себя на вопросы – каково быть добрым или злым, умным или глупым, смелым или трусом. И главное – ребенок учится сам делать выбор.

Кукольный театр приносит много радости и театр должен показать мир дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, мужества. Участвуя в театрализованной постановке, дети учатся бережному отношению к природе, развивается художественный вкус. Это удалось показать в музыкальной кукольной сказке «Рукавичка», где писк мышки, кваканье лягушки, разговоры зайчика, лисички, волчка, хрюканье кабана – клыкана, рев медведя - батюшки ,гавканье собаки передавали народные музыкальные инструменты(балалайка,бубен,домра,ложки,барабан,гудок,свистулька,колокол).

Важные процессы происходят при создании этого мира, особенно в процессе имитации значимых взрослых. Многократное повторение различных фраз, пересказ ситуаций и шуток направлен на вызов различных реакций от окружающих. Но также существует внутренняя связь с этим процессом, который заключается в создании своего собственного мира. Именно здесь начинается творчество. Сюжет спектакля становится стимулом для независимого творчества. Пробуждая желание создавать различные образы и воплощать их в игровой форме, театр кукол также развивает в ребенке социальные навыки в процессе игры, а необходимость воплощать переживания, рождает интерес к литературе.

Используя различные формы деятельности при создании кукольных спектаклей, создаются благоприятные условия для развития самооценки. Это способствует росту самоуважения и чувства собственного достоинства, а также укрепляет авторитет ребенка в глазах одноклассников. Важным аспектом является разработка навыков нахождения выхода из сложных ситуаций, когда спектакль идет вдруг не по плану, через свою роль перед незнакомыми зрителями, ребенок регулирует свои эмоции.

При изучении всех школьных дисциплин формируется и развивается функциональная грамотность, в том числе и во внеурочной деятельности.

Театральное творчество смело можно назвать основным элементом развития креативного мышления. Креативность является необходимым человеческим качеством, которое помогает личности преобразовывать действительность и достигать самореализации. Для развития креативных способностей учащихся полезно, когда дети сами подключаются к созданию сценария по выбранному произведению, а также постановке спектакля.

И здесь главным является творческий процесс, развитие фантазии детей, ощущение причастности к общему делу у каждого ребёнка. Например, в «Колобке» у нас новый герой- собака,2 волка. За ширмой ученик не замечает зрителей, он увлечен демонстрацией повадков своего героя. Кукольный театр – стартовая дорожка для формирования успешности. Маленькие успехи складываются в большие победы, ребенок начинает мыслить, думать, предлагать свои идеи «извлекать из мертвой буквы живую мысль» (К. Д. Ушинский).

ФГОС НОО с первых дней обучения разносторонне помогает учащимся приобщаться к искусству чтения на уроках обучения грамоте, чтения, функциональной грамотности. При чем в каждом случае процесс обучения чтению протекает своеобразно, формируя у каждого ребенка самостоятельность в чтении, как устойчивое личностное свойство освоения доступного круга чтения по законам дидактики – от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному и т.п

Я уже с первых уроков литературного чтения ввожу в жизнь первоклассников моменты инсценировки русских народных сказок. Первые сказки «Гуси - лебеди», «По щучьему велению». Знакомя учащихся на уроках, что речь состоит из предложений; кукла девочка-сестра в сказке, просит помощи у печки, у речки, у яблони. Выделяя каждое предложение паузами.

Герои Емеля и Щука разговаривают между собой, деля свою речь на предложения. Тут Щука раскрывает новое: предложения состоят из слов, а слова делятся на слоги, в каждом слове есть ударение.

Сами того не замечая, дети в процессе постановки становятся раскрепощенными, уверенными в себе, перестают бояться и раскрывают свой творческий потенциал.

При распределении ролей я учитываю интересы и индивидуальные особенности развития каждого ученика.

Работа в кукольном театре с первоклассниками начинается с простейших сказок и, постепенно, переходя из класса в класс, постановки становятся более сложными. В мае 2023 года наш кукольный театр принял участие в ежегодной Международной просветительской акции «Ночь географии», которую проводит «Русское географическое общество» с постановкой «Берегите нашу планету». Где куклы-герои (лесные звери) борются с проблемами отходов. Планета просит нас: « Спаси и сохрани». Играя своих героев, дети поняли для себя: как важно беречь природу, и что от каждого зависит, какой будет наша планета.

Таким образом, активное вовлечение обучающихся начальных классов в организацию и постановку кукольных спектаклей позволяет выявить у каждого ребенка его творческую индивидуальность, стимулирует положительные эмоции, развивает отзывчивость, способствует нормализации психического состояния и улучшению процессов социализации, раскрепощению ребенка.

Разнообразные формы занятий, такие как рассказы, беседы, физические упражнения, сценическая речь и игры, способствуют всестороннему развитию ребенка. Регулирование силы голоса и использование различных интонаций помогает избавиться от внутренних зажимов, что делает эмоциональную жизнь ребенка более насыщенной и позволяет выражать сильнее свою симпатию или сочувствие.

Список литературы

  1. Бурдило Л.П. Кукольный театр как элемент развития творческих способностей у младших школьников // Вопросы науки и образования. – 2018. – №23 (35). URL: (дата обращения: ).
  2. Ильина, Л. М. Формирование творческих способностей младших школьников через театральную деятельность / Л. М. Ильина // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 25. – С. 422-426.
  3. Карцева Г.А. Кукольный театр в упорядочивании эмоционального состояния детей младшего школьного возраста // SCI-ARTICLE. – 2022. – № 102. URL:
  4. Мерлушкина, А. О. Роль театрализованной игры в коммуникативном развитии младших школьников / А. О. Мерлушкина // Современные научные исследования и инновации. – 2019. – № 6(98). – С. 75.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология «Портфолио» как средство личностного развития ученика начальной школы»

Технология «Портфолио» - эффективная современная педагогическая технология, ведущий показатель системы оценки качества образования, наглядно представляющий целостную картину о степени сформирова...

Карта особенностей развития учеников начальной школы МБОУ «СОШ №6» г. Югорск

Даннтая диагностическая карта формирования УУД  даёт информацию о внешнем виде учеников, их поведении в школе и классе, взаимоотношениях в коллективе и со взрослыми, речевом  и физическом ра...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...

Методическая разработка по проведению занятий кукольного театра . Патриотическое воспитание учащихся начальной школы средствами народного творчества при организации школьного Кукольного театра.

Данные учебно-методические разработки  содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра  в условиях реализации в начальной школе, техн...

Статья "Роль театра в жизни ребенка начальной школы"

Театр – это не только волшебный мир фантазии, в который попадают зрители, но и серьезный труд, а в некоторых случаях и отличная школа. Чему можно научиться в театре? Как влияют занятия в театрал...

Статья. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ученика начальной школы.

Статья по теме: " Роль внеурочной деятельности в формировании личности ученика начальной школы"....