Формирование креативного мышления на уроках в начальных классах
учебно-методический материал

Фазлиева Розалия Хатимовна

Креативное мышление — это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму. Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему

 «Формирование креативного мышления на уроках в начальных классах».

Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. (Слайд1)

Всем известна детская любознательность: интерес к природе, людям, социальным явлениям. Если учитель работает в зоне ближайшего развития, то интерес к мышлению углубляется. Это необходимое условие для развития творческого креативного  мышления и познавательной деятельности школьников.

Что же такое креативность? (Слайд2)

Креативность – способность порождать необычные идеи, отклонение от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Элис Пол Торренс под креативностью понимает «… копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, нырять в глубину, беседовать с кошкой, проходить сквозь стену, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

Есть разные классификации видов мышления. Если мы возьмем шкалу по степени новизны и оригинальности – это творческое (креативное) и репродуктивное (стандартное) мышление. (Слайд 3)

 Основной принцип креативности – взять то, что уже существует и использовать это по-другому.

Главная цель моей работы с детьми научить учащихся мыслить. (Слайд 4)Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству. Чтобы развивать креативное мышление у младшего школьника, я применяю  различные игровые приемы.

 Существует 3 уровня креативного мышления: низкий, средний, высокий. Для их изучения я предлагаю детям дорисовать и подписать фигуры (для работы можно использовать фигуры из теста Торренса), так, чтобы получился законченный образ-картина, придумать что-то новое и необычное. (Слайд 5)

3 уровень (НИЗКИЙ) – неоригинальные, стандартные идеи: «Так могут выполнить все» (Слайд 6)

2 уровень (СРЕДНИЙ) –интересные, не совсем обычные идеи: «Так выполняют некоторые!» (Слайд 7)

1 уровень (ВЫСОКИЙ)- неожиданные, оригинальные идеи: «Так придумал один!» (Слайд 8)

Таким образом, больше всего психологическая инерция, стандартность мышления выражена в работах 3 уровня. Около 50% детей рисуют отдельно  животных, домик (крышу), море.  В работах 1 уровня ребенок создает общую картину. У этого ребенка высокий уровень креативного мышления.

Развитие креативного мышления младших школьников наиболее ярко проявляется в поисково-исследовательской деятельности. Проектная деятельность заставляет ребенка увидеть проблему, поставить перед собой цели и задачи, выдвинуть гипотезу, продумать ход исследования, представить продукт своей поисковой деятельности и сделать определенные выводы. 
Например, в I классе  
(Слайд 9) на уроках   обучения  грамоте я  использую проектную деятельность  с помощью  родителей. Когда изучали буквы, мы придумали город «Букв», проектировали   улицы,  заранее придумали, какие будут дома. У нас получились улицы «Гласных»  и «Согласных  букв». Изучая буквы,  мы их «заселяли» в свои дома. Для закрепления алфавита дети составили «Фруктовую» азбуку. (Слайд 10)  Кроме этого  на уроке технологии сделали буквы алфавита из разных материалов. (Слайд 11)

Так же составляем пиктограмму (Слайд 12) , которая  является  одним из приёмов для развития гибкости и широты  креативного мышления.  

   Для развития креативного мышления у младшего школьника, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство. Я всегда свои уроки начинаю с разминки.

Основной задачей разминки является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона.  (Слайд 13) Вопросы, которые   включаю в разминку, достаточно легкие, способные вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, шуточные. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебной деятельности. Слайд 6

    При решении таких творческих заданий существенно повышается уровень креативного мышления у детей. Чем старше становится дети, тем и усложняются задания.

    (Слайд 14)Детское творчество неисчерпаемо. Дети - это тайна, которую так хочется разгадать любому творчески работающему учителю. Все дети по-своему талантливы. Раскрыть этот талант может и должен современный учитель.

«Мы должны воспитывать так, чтобы ребёнок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, напряжённая, утомительная работа окрашивается радостными чувствами и приносит маленьким людям переживания творца». В.А. Сухомлинский.

Я абсолютно согласна с высказыванием Василия Александровича Сухомлинского.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Креативное мышление на уроках в начальной школе

Креати́вность — (созидательный, творческий) —творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиц...

Статья из работы "Формирование креативного мышления на уроках русского языка"

Материал полезен на уроках русского языка. Используется для развития креативного мышления младших школьников, повышения мотивации к изучаемому предмету....

Статья из работы "Формирование креативного мышления на уроках русского языка" Группирование. Кластеры

В работе представлен материал по русскому языку, направленный на формирование творческих способностей учащихся....

Программа по формированию логического мышления по математике в начальных классах.

Представленная программа направлена на создание условий для реализации содержания темы «Развитие логического мышления младшего школьника на уроках математике (4 класс)»...

КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Креативность – способность порождать необычные идеи, отклонение от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации   .Развитие креативного мышления младших школьников наиб...