Формирование креативного мышления на уроках в начальных классах
учебно-методический материал

Фазлиева Розалия Хатимовна

Креативное мышление — это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму. Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему

 «Формирование креативного мышления на уроках в начальных классах».

Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. (Слайд1)

Всем известна детская любознательность: интерес к природе, людям, социальным явлениям. Если учитель работает в зоне ближайшего развития, то интерес к мышлению углубляется. Это необходимое условие для развития творческого креативного  мышления и познавательной деятельности школьников.

Что же такое креативность? (Слайд2)

Креативность – способность порождать необычные идеи, отклонение от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Элис Пол Торренс под креативностью понимает «… копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, нырять в глубину, беседовать с кошкой, проходить сквозь стену, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

Есть разные классификации видов мышления. Если мы возьмем шкалу по степени новизны и оригинальности – это творческое (креативное) и репродуктивное (стандартное) мышление. (Слайд 3)

 Основной принцип креативности – взять то, что уже существует и использовать это по-другому.

Главная цель моей работы с детьми научить учащихся мыслить. (Слайд 4)Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству. Чтобы развивать креативное мышление у младшего школьника, я применяю  различные игровые приемы.

 Существует 3 уровня креативного мышления: низкий, средний, высокий. Для их изучения я предлагаю детям дорисовать и подписать фигуры (для работы можно использовать фигуры из теста Торренса), так, чтобы получился законченный образ-картина, придумать что-то новое и необычное. (Слайд 5)

3 уровень (НИЗКИЙ) – неоригинальные, стандартные идеи: «Так могут выполнить все» (Слайд 6)

2 уровень (СРЕДНИЙ) –интересные, не совсем обычные идеи: «Так выполняют некоторые!» (Слайд 7)

1 уровень (ВЫСОКИЙ)- неожиданные, оригинальные идеи: «Так придумал один!» (Слайд 8)

Таким образом, больше всего психологическая инерция, стандартность мышления выражена в работах 3 уровня. Около 50% детей рисуют отдельно  животных, домик (крышу), море.  В работах 1 уровня ребенок создает общую картину. У этого ребенка высокий уровень креативного мышления.

Развитие креативного мышления младших школьников наиболее ярко проявляется в поисково-исследовательской деятельности. Проектная деятельность заставляет ребенка увидеть проблему, поставить перед собой цели и задачи, выдвинуть гипотезу, продумать ход исследования, представить продукт своей поисковой деятельности и сделать определенные выводы. 
Например, в I классе  
(Слайд 9) на уроках   обучения  грамоте я  использую проектную деятельность  с помощью  родителей. Когда изучали буквы, мы придумали город «Букв», проектировали   улицы,  заранее придумали, какие будут дома. У нас получились улицы «Гласных»  и «Согласных  букв». Изучая буквы,  мы их «заселяли» в свои дома. Для закрепления алфавита дети составили «Фруктовую» азбуку. (Слайд 10)  Кроме этого  на уроке технологии сделали буквы алфавита из разных материалов. (Слайд 11)

Так же составляем пиктограмму (Слайд 12) , которая  является  одним из приёмов для развития гибкости и широты  креативного мышления.  

   Для развития креативного мышления у младшего школьника, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство. Я всегда свои уроки начинаю с разминки.

Основной задачей разминки является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона.  (Слайд 13) Вопросы, которые   включаю в разминку, достаточно легкие, способные вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, шуточные. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебной деятельности. Слайд 6

    При решении таких творческих заданий существенно повышается уровень креативного мышления у детей. Чем старше становится дети, тем и усложняются задания.

    (Слайд 14)Детское творчество неисчерпаемо. Дети - это тайна, которую так хочется разгадать любому творчески работающему учителю. Все дети по-своему талантливы. Раскрыть этот талант может и должен современный учитель.

«Мы должны воспитывать так, чтобы ребёнок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, напряжённая, утомительная работа окрашивается радостными чувствами и приносит маленьким людям переживания творца». В.А. Сухомлинский.

Я абсолютно согласна с высказыванием Василия Александровича Сухомлинского.