Практикум для педагогов: Знакомство с ментальной арифметикой
материал

Познакомить с методами и приемами задействования всего головного мозга в образовательном процессе, развитии интеллекта и овладении полезными навыками увеличения объема памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Познакомить с методами и приемами задействования всего головного мозга в образовательном процессе, развитии интеллекта и овладении полезными навыками увеличения объема памяти.

 Задачи:

  • Тренировать одновременную вовлеченность в несколько видов мыслительных процессов
  • Улучшить наблюдательность, внимательность и слух
  • Развивать воображение и представление
  • Увеличить объем памяти
  • стимулировать творческое мышление

Целевая аудитория: педагогический коллектив

Оборудование:

Абакус демонстрационный

Абакусы индивидуальные (на каждого участника)

Абакус-коврик для физминутки

Мячи резиновые (три разных цвета)

Карточки с лабиринтами (на каждого участника)

Картинки демонстрационные (3 шт.)

Карточки с цифрами

Карточки с косточками

Ход практикума:

Теоретическая часть:

Добрый день уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересная и полезная встреча.

История абакуса

 Историки предполагают, что первые абаки появились уже в третьем тысячелетии до нашей эры в Месопотамии.

В пятом веке до нашей эры с абаком познакомился и Древний Рим. Но это только предположения, хотя никем и не опровергнутые. А вот уже более достоверное доказательство – сам абак и его чертеж, выполненный европейцем в семнадцатом веке – в настоящее время хранится в Парижской национальной библиотеке. В китайской национальной литературе 190-го года встречается упоминание о Суаньпане – китайском варианте абака. Именно китайцы превратили обыкновенную табличку в рамку со стержнями и косточками на них. В таком виде счеты прибыли в Японию.

Устройство абакуса

Ну а в наше время абакус-соробан может приобрести себе любой желающий. Их много разных. Цветные и черно-белые, металлические, пластмассовые и деревянные, большие и маленькие. Также соробаны могут отличаться количеством спиц. Но, не смотря на все различия, суть одна, и основные части соробана присутствуют всегда.

Итак, соробан состоит из:

рамки;

поперечной перекладины;

спиц, проходящих сквозь перекладину;

косточек, нанизанных на спицы.

На каждой спице по пять косточек. Одна находится над перекладиной, а четыре под ней.

Практическая часть:

Сейчас я расскажу вам сказку о двух братьях.

Младший был проказник и шалун, который очень любил играть в игрушки, но забывал их складывать на место (показываю большой палец). А его старший брат был очень аккуратный, он все всегда убирал на место. Бывало, выскочит на улицу младший и давай играть: поиграл машинкой – бросил, мячик взял – бросил, на самокате прокатился – тоже бросил (большим пальцем поднимаю земные косточки вверх). Старший же брат ходит за ним и все собирает, на место складывает(опускаю косточки указательным пальцем). Были у старшего брата и свои игрушки. Он с ними очень аккуратно обращался, складывал высоко на полку так, что младшему их было не достать. Возьмет конструктор(опускаю указательным пальцем небесную косточку), поиграет и на место кладет (поднимаю).

С тех пор и повелось, что старший брат за небесные косточки отвечает, да за порядок на земле. А младший брат только разбрасывает все. Хотя вру: когда ему старший помогает, он научился тоже игрушки складывать (двумя пальцами раздвигаю косточки)

1.Игра «Цепочка»

Поднимаем справа налево правой рукой первый ряд земных косточек большим пальцем, затем второй ряд слева направо левой рукой и т.д. а теперь указательным пальце убираем косточки также чередуя работу правой и левой руки.

2.Кинезиологическая гимнастика «ухо-нос»

«Ухо – нос» Описание: Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

3.Запиши число на абакусе.

Показываю карточку с числом, а участники пишут это число на абакусе.

4.Мнемотехника

Описание: Мы рассмотрим приемы мнемотехники, а также упражнения, с помощью которых процесс запоминания станет для вас самым увлекательным занятием. Нам нужно приобрести в магазине вот эти вещи: орехи; кефир; докторская колбаса; молоток; гайки; шляпа; мыло; салфетки. Цепочка: Сейчас нам нужно напрячь свое внимание и представить все предметы из списка в одинаковом размере. Мыло размером со шляпу, колбаса размером с орех и так далее. Вообще, с размерами можно экспериментировать: увеличивать, уменьшать и т.д. Чем нереальнее предметы будут выглядеть, тем быстрее вы их запомните. Соединяем все наши предметы попарно: • Представим себе большущий ОРЕХ, который протыкает насквозь пачку КЕФИРА; • КЕФИР проливается, образуя море, в нем тонет ДОКТОРСКАЯ КОЛБАСА; • На ДОКТОРСКУЮ КОЛБАСУ сверху падает огромный МОЛОТОК,  расплющивая ее; • Ручка МОЛОТКА покрыта ГАЙКАМИ, большими и тяжелыми; • Каждая ГАЙКА одета в ШЛЯПУ с широкими полями; • Со ШЛЯПЫ стекает МЫЛО густыми хлопьями; • МЫЛО прыгает на САЛФЕТКЕ, как на батуте. Таким образом, по цепочке мы соединили и запечатлели в памяти все предметы и продукты из списка. -А теперь, используя эту технику, запомните следующие слова: хлеб, вилка, конструктор, йогурт, тыква, мороженое, рыба, зубная паста.

5.Лабиринт

Описание: Сначала нужно найти правильный путь взглядом, затем, останавливаясь на поворотах, мысленно отыскать свободный коридор и  провести  по нему  карандашом.

6.Назови число

Показываю карточки с числом на абакусе, а участники называют его.

7.Игра «Совмести»

Называю беспорядочно числа от 1 до 9, а участники показывают его ногами на коврике-абакусе. При этом на определенных числах выполняется дополнительное задание:

2 – хлопок над головой

5 – повернуться в противоположную сторону

7 – прислонить ладони к ушам

8.Картинки с героями

Описание: предлагается рассмотреть рисунок.  Запомнить расположение предметов  на рисунке. Описать. Закрыть глаза и представь их. А теперь мысленно поменяем  местами…(можно задавать  вопросы, которые не рассматривали при описании)

9.Игра «Три мяча»

Описание: Все встают в круг. -Я сейчас брошу этот синий мяч одному из вас (желательно тому, кто максимально удален), называя имя этого Игрока-1. Каждый раз, получая синий мяч, я всегда буду кидать его Игроку -1. -Игрок-1, получивший мяч, кидает другому участнику, также называя ЕГО имя. и так далее… В итоге каждый получит мяч единожды, и он вернется в итоге ко мне. Так мы будем кидать несколько кругов, чтобы привыкнуть. -Сейчас я запускаю второй синий мяч. кидая его игроку -1. (Игра продолжается несколько кругов, по мере получения синих мячей, они выводит его из игры) -Теперь я брошу желтый мяч другому участнику игры – Игроку-2, называя СВОЕ имя. Получивший мяч, называет свое имя и бросает его другому игроку и т.д. (Играем пока не привыкнем, после чего, не прерывая, запускаю один  синий мяч, кидая его игроку -1, называя ЕГО имя, затем второй синий мяч. Таким образом, в игре три мяча: два синих (имя игрока, которому бросаю), и желтый (свое имя)) (По мере получения мячей, они убираются) -Я бросаю красный мяч Игроку-3 и назову имя того игрока, которому нужно бросить мяч. Игрок-3 бросает мяч этому участнику, называя имя того,  кому тот должен бросить мяч. (И так далее, пока не установится последовательность передачи мяча. Затем вводится снова синий мяч, желтый и второй синий. Игра продолжается с четырьмя мячами. (если участников мало, то по кругу можно запускать только два мяча, последовательно сменяющих друг друга.)

Рефлексия:

К концу практикума участники стали более внимательными и наблюдательными. Научились концентрировать свое внимание на нескольких действиях одновременно. Увеличилось количество слов при запоминании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на РМО «Ментальная арифметика в начальной школе»

Что такое ментальная арифметика? Это методика обучения быстрому счету. Но это не самое главное. Самое главное, что с помощью быстрого счета развивается интеллект. Это такое же направление как скорочте...

Ментальная арифметика

Информация предназначена для родителей заинтересованных в изучении детьми ментальной арифметики...

Ментальная арифметика как один из интерактивных методов обучения детей с ОВЗ

Презентация для учителей начальных классов, которые работают с детьми с ОВЗ и готовы использовать элементы ментальной арифметики как один из интерактивных методов...

Ментальная арифметика как один из интерактивных методов обучения детей с ОВЗ

Ментальная арифметика как один из интерактивных методов   обучения детей с ОВЗ...

Семинар "Ментальная арифметика как способ повышения математической грамотности учащихся"

В материалах семинара представлен опыт работы по реализации курса "Ментальная арифметика" в дополнительном образовании....