Приёмы смыслового чтения
методическая разработка

Стригина Светлана Владимировна

Данный материал предназначен для проведения методического объединения начальных классов, на котором рассматриваются вопросы читательской грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_smyslovogo_chteniya.docx452.78 КБ

Предварительный просмотр:

Стригина Светлана Владимировна,

учитель начальных классов

.

Приёмы смыслового чтения.

Добрый день, коллеги.  Своё выступление хочу начать с притчи:

Однажды путешественник попросил лодочника перевезти его на другой берег. Сев в лодку, путник заметил, что на веслах были надписи. На одном весле было написано: «Думай», а на втором: «Делай».

— Какие интересные у тебя весла, — сказал путешественник. – А зачем?

— Смотри, — улыбаясь, сказал лодочник. И начал грести только одним веслом, с надписью «Думай».

Лодка начала кружиться на одном месте.

— Иногда случалось, что я думал о чем-то, размышлял, строил планы… Но ничего полезного это не приносило. Я просто кружил на месте, как эта лодка.

Лодочник перестал грести одним веслом и начал грести другим, с надписью «Делай». Лодка начала кружить, но уже в другую сторону.

— А бывало, я кидался в другую крайность. Делал что-то бездумно, без планов, без чертежей. Много сил и времени тратил. Но, в итоге, тоже кружился на месте.

— Вот и сделал надпись на веслах, — продолжал лодочник, — чтобы помнить, что на каждый взмах левого весла должен быть взмах правого весла и только тогда можно будет попасть туда, куда хочешь.

        В чём заключается главная мысль притчи?

Мудрость этой притчи   в том, что самые прочные знания – это те, что добыты своим трудом, через пробы, ошибки, порой неверные действия. А еще притча учит, на мой взгляд, что надо обретать не только знания, а способность целенаправленно применить  эти добытые знания и умения  в жизненной ситуации.

Это самое главное, чему мы должны учить детей.

Прочитайте стихотворение.

         Потеряла Аленушка ключ.

         На опушке искала – не видно.

         Вдруг журчащий увидела ключ,

         Да не этот ей нужен, как видно.

- Почему Аленушке был нужен не этот ключ?

- Что вы можете сказать про слово «ключ»?

- Что зависит от значения слова?

- От значения слова зависит смысл прочитанного. Значит, как надо читать текст? (осмысленно)

         Вот и встают перед учителем вопросы: а как это сделать, каким образом достичь этой заветной цели?

Мы понимаем, что возникает  необходимость в освоении   новых эффективных форм и приемов обучения, которые будут направлены

на формирование читательской грамотной ученика.

«Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

Сегодня я бы хотела вместе с вами, уважаемые коллеги раскрыть некоторые приёмы смыслового чтения  и услышать ваше мнение об использовании их в вашей профессиональной деятельности.

Что такое смысловое чтение?

Смысловое чтение -  умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Приёмы, которые использую на своих уроках.

  • Приём «Верите ли вы…» 

Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

Урок окружающего мира

Тема: «Почва»
Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка пока останется пустой. В конце урока учащиеся отвечают на эти же вопросы и сравнивают.

Утверждение

В начале урока

В конце урока

ветер может разрушить горы?

опавшие осенью листья вредят почве?

1см почвы образуется за 300 лет?

норы животных, живущих в почве, разрушают её?

растения участвуют в образовании почвы?

Приём «Кластер»

Описание приёма:

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.

В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».

Урок русского языка

Тема: «Имя существительное»

Приём «Тонкий и Толстый вопрос»

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?

 

Дайте три объяснения, почему… ?

Объясните, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Почему вы считаете… ?

В чём различие… ?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если… ?

Может… ?

Будет… ?

Мог ли… ?

Согласны ли вы… ?

Верно ли… ? 

Урок обучения грамоте.

 Сказка «Репка» («Тонкие вопросы )

Кто посадил репку?

Что выросло?

Когда можно убрать репку?

Может, стоит позвать внучку?

 Сказка «Репка» («Толстые вопросы )

Согласны ли вы, что без мышки герои не справятся?

Предположите, что будет, если внучка не согласиться тянуть репку?

Верно, ли тянули репку наши герои?

Объясните, почему в сказке важно было позвать всех героев тянуть репку ?

На уроках математики

Приём «Составление краткой записи задачи»

Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.

 Приём «Составление вопросов к задаче»

Анализ информации, представленной в объёмном тексте математической задачи, формулировка вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные; останутся не использованные данные; нужны дополнительные данные.

Приём «Инсерт» - это маркировка текста по мере его чтения.

Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие. Читая, ученик делает пометки в тексте: V - уже знал; + - новое; - - думал иначе; ? - не понял, есть вопросы.

Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

  • Уже знал (V)
  • Узнал новое (+)
  • Думал иначе (-)
  • Есть вопросы (?)

Русский язык  Тема: Имя существительное.

1.Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками.

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает вопросы кто? или что?( V)

Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода. (он, мой– мужской род( лес, человек), она, моя-женский род (тайга, книга), оно, моё  -средний род ( солнце, окно)  (+)

Имена существительные изменяются по числам и по падежам. (?)

В предложении имя существительное является подлежащим или второстепенным членом предложения.(-)

2. Заполняется таблица

Примерное заполнение таблицы.

V

+

-

?

Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает вопросы кто? или что?

Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода

Имя существительное может быть любым членом предложения.

Как имена существительные изменяются по падежам?

3. Чтение таблицы несколькими учениками

4. Повторное чтение текста.

5. Обсуждение записей в таблице. Выводы.

Работа в группах.

1.Прочитайте, пожалуйста, текст.

Глобальное потепление: гималайские горы готовят смертельный удар

Эксперты Организации объединенных наций пришли к выводу, что причиной таяния древних гималайских ледников стало гло-бальное потепление. Для исследования этого горного района была создана специальная группа альпинистов, которая была направлена в регион. В течение двух недель лучшие альпинисты мира, многие из которых являются по совместительству и экологами, изучали в горах последствия глобального потепления. К сожалению, информацию они предоставили самую неутешительную. По свидетельству альпинистов, признаки уже полностью вступившего в силу потепления видны всюду: на скалах обнаружены глубокие следы отступающих ледников, а ледниковые озера уже наполнены измельченным льдом.

        Знаменитый ледник, с которого        поднимались        на Джомолунгму ее первые покорители – Эдмон Хиллари и Норгей Тенцинг, отступил более чем на пять километров вверх, и его таяние продолжается. Свыше сорока гималайских ледниковых озер могут вскоре выйти из берегов. Если это произойдет, то последствия     будут     самыми     плачевными. Переполнение ледниковых озер вызовет горные наводнения, представляющие угрозу жизням тысяч людей.

Исследования, проведённые в Непале и Бутане, показали, что, начиная с середины 1970-х годов, повышение температуры почти на один градус по Цельсию привело к таянию снежных равнин и ледников и, как следствие, наводнению озер. В 1985 году в Непале переполненное озеро разрушило 14 мостов. Только в Непале и Бутане обнаружено, по меньшей мере 44 потенциально опасных озера.

(По материалам зарубежной печати)

3. Задание: первая группа из предложенных 10 вопросов выбирает вопросы с однозначным кратким ответом,  вторая группа – с развёрнутым ответом

1) Кто вошел в состав группы экспертов ООН?

2) Что лучшие альпинисты мира и по совместительству экологи, изучали в гималайских горах?

3)  Что, по мнению экспертов, стало причиной таяния древних гималайских ледников?

4) Что, если свыше сорока гималайских ледниковых озёр выйдут из берегов?

5) Сколько потенциально опасных озёр было обнаружено в Непале и Бутане?

6) Почему для исследования Гималаев в состав группы были включены альпинисты- экологи?

7) Как звать первых покорителей Джомолунгму?

8) Верно ли, что переполнение озер вызывает угрозу?

9) Объясните, в чём заключается потенциальная опасность состояния ледниковых озер в Непале и Бутане?

10) Объясните, почему ледниковые озёра наполнены измельченным льдом?

Ответ:

1 группа: 1,2,3,5,7,          вторая группа 4,6,8,9,10

Какой приём мы сейчас использовали?  («Тонкий и Толстый» вопрос)

Давайте ответим на вопросы.

1. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

2. Верите ли вы, что урок длится 45 минут?

3. Верите ли вы, что школа может существовать без детей?

4. Верите ли вы, что всё это происходит ради детей?

5. Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?

6. Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

7. Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка?

8. Верите ли вы что формирование читательской грамотности – не играет роли в образовании детей?

Какой приём мы сейчас использовали?  («Верите ли вы…»)

Рефлексия.    Приём «Все в твоих руках»-

   Уважаемые коллеги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец –  это какая-то  позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах,  позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ      –  для меня было многое важным и интересным    использованные приемы в мастер-классе буду   применять в своей деятельности.

                                             

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ     - для меня было недостаточно  данной  информации

СРЕДНИЙ                   –   не все приёмы работы   представлены ясно.

 

БЕЗЫМЯННЫЙ    МИЗИНЕЦ      -   данные приёмы мне известны

Спасибо за совместную работу.

Информационные ресурсы.

  1. Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности., 2013г
  2. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru
  3. Измайлова Р.Г. Реализация идей ФГОС на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2014. № 1. - С.67-72.
  4. Коротаева Е.В., руководитель лаборатории «Формирование  читательской компетентности в начальной и основной школе (чтение в системе универсальных учебных действий», 2013г
  5. Крылова О.В, доцент кафедры методики преподавания истории и социально-политических дисциплин АПКиППРОг. Москва, Формирование читательской грамотности  учащихся.
  6. https://pedsovet.su/load/239-1-0-56856
  7. https://infourok.ru/priemi-obucheniya-smislovomu-chteniyu-v-nachalnoy-shkole-3986493.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов смыслового чтения на уроках окружающего мира

Работа учащихся 4 класса с научно-познавательными текстами на уроках окружающего мира в режиме системно-деятельностного подхода....

Приёмы смыслового чтения

выступление на РМО...

Методы и приёмы смыслового чтения

Материал о том, как улучшить смысловое чтение на занятиях  с логопедом.Обучение должно быть реальным и доступным ученикам....

Презентация "Приёмы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС"

Презентация "Приёмы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС"...

Использование приёмов смыслового чтения для реализации задач исследовательской работы учащихся

Данная статья посвящена описанию приёмов работы по формированию навыков смыслового чтения, которые помогают реализовать поставленные задачи исследовательской работы учащихся на примере проектно-исслед...

Приёмы смыслового чтения.

Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смысловог...

технологическая карта Смысловое чтение. Освоение приёмов смыслового чтения.

технологическая карта урока чтения . Урок-треннинг.  Город Бор Нижегородская область....