Использование приёмов смыслового чтения на уроках окружающего мира
статья по окружающему миру (3 класс) на тему

Бутырина Светлана Юрьевна

Работа учащихся 4 класса с научно-познавательными текстами на уроках окружающего мира в режиме системно-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primy_smyslovogo_chteniya_na_uroka_okr_mira_.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Бутырина Светлана Юрьевна

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №2» г.Верещагино

Пермский край

Использование приёмов смыслового чтения на уроках окружающего мира в начальной школе

«Читать и не понимать, то же, что совсем не читать»

Я. О. Коменский

Слова, сказанные писателем, учёным и педагогом более пятисот лет тому назад, не менее актуальны и сейчас. Чтение – это основа учения. Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими источниками информации, добывать и использовать новые знания. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием смысловым чтением. Под руководством учителя младшие школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:

– ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги;

– поисковое чтение, предполагающее нахождение конкретной информации, конкретного факта;

– изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста. Овладевая изучающим чтением, школьники учатся ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- рефлексивное (вдумчивое) чтение понимать основную мысль текста.

Младшие школьники, как правило, для чтения выбирают сказки, детективы, комиксы, редко обращаются к текстам познавательного характера, что создаёт определённые трудности в работе с научно – познавательными статьями окружающего мира. Чтобы вызвать интерес у своих учеников данным текстам, я на уроках окружающего мира предлагаю детям следующие формы представления результатов работы текстом:

- создание на уроке тематической газеты по изучаемой теме;

- приемы ТРКМЧП: толстые и тонкие вопросы, верные и неверные утверждения, слова - перевёртыши, установи соответствие и др.

Одной из продуктивных форм считаю уроки - проекты, на которых дети сами создают коллективный продукт – газету на определенную тему, связанную с темой урока окружающего мира. Толчком к этой деятельности послужили занятия в кружке «Чтение с увлечением», который посещает весь класс. Занятия кружка основаны на работе с «Первоклассной газетой». Каждый номер газеты посвящён определённой теме, последняя страница предлагает задания по прочитанным материалам. Примером урока – проекта был урок по теме «Земноводные. Амфибии» . Детьми на уроке была поставлена цель: учимся быть первоклассными читателями, т.е. учимся читать внимательно, вдумчиво, творчески. В ходе обсуждения было решено создать всем классом газету, аналогичную «Первоклассной». Тема газеты «Амфибии». В ходе обсуждения определили следующие рубрики будущей газеты:

«Эти удивительные животные»

«Наши помощники»

«Сбережём природу»

«Необычные памятники мира»

«Тайны природы»

«Проверь себя».

После этого учащиеся приступили работать в группе. Распределили роли: главный редактор, помощники редактора, оформитель. Каждая группа получила пакет. Где был  текст, иллюстрация и лист для творческого задания. Повторили алгоритм и приступили к работе:

1. Читаем текст.  (вслух читает главный редактор)

2. Выделяем главную мысль  ( подчёркивают в тексте)

3. Выбираем соответствующую тексту рубрику на стенде будущей газеты. (в ходе обсуждения)

4. Озаглавливаем текст. (заголовок записывают  на листе с текстом)

5 – Составляем задание к данному тексту к рубрике газеты «Проверь себя».

( На отдельном листе составляют и записывают задания: установи соответствие, слова рассыпались, «тонкие» вопросы)

Каждая группа представила свой продукт классу.

Например, одной из групп достался следующий текст:

       В нашем Пермском крае обитает маленькая и   удивительная лягушка.  Её кожа иногда может издавать запах чеснока. За это она получила название чесночница. У чесночницы вертикальные зрачки. Несмотря на то, что длина тела не более 8 сантиметров, она – хищница. Питается насекомыми, червями и слизнями.          Чесночница – единственная, ведущая роющий образ жизни. Ежедневно эти амфибии закапываются в почву, где проводят, светлую часть суток. Причём, закапывается каждый раз на новом месте. Её можно содержать как домашнего питомца, создав ей необходимые условия.  Чесночница в Пермском крае чесночница под охраной, она занесена в Красную  книгу.

 Дети поместили данный текст в рубрику «Эти удивительные животные», озаглавили «Чесночница-жительница Пермского края». Задания «Слова рассыпались» ччцаиоеннс   цщхаиин (чесночница, хищница)

   Каждая группа представила свою работу. Класс слушал и оценивал правильно ли определена рубрика, подобран заголовок. Итогом урока стала интересная газета. Некоторые ребята увлеклись данной работой и продолжили её дома. Подобрали свой текст, составили к нему задания и поместили на стенд. В течении нескольких дней ученики имели возможность на переменах прочитать статьи получившейся газеты. Выполнить задания из рубрики «Проверь себя»

  Результатом деятельности учащихся является формирование метапредметных умений:

- определять тему и главную мысль текста;;

- формулировать выводы, находить аргументы, подтверждающие вывод

- оценивать содержание , участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного.

Считаю, что такая форма работы на уроке позволит младшему школьнику освоить навыки смыслового чтения, а именно, поможет научиться добывать необходимую информацию, понимать, анализировать, структурировать и представлять ее.

Библиографический список:

М. В. Беденко  «Смысловое чтение»  ООО «ВАКО»; 2014

Е. И. Матвеева «Учим младшего школьника понимать текст»

ВАКО Москва; 2005

М. И. Оморокова «Совершенствование чтения младшего школьника»;

АРКТИ 1999

http://6cool.org.ru/files/u1/SbornikCmsclovoeChtenie.pdf

http://online.rae.ru/1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов смыслового чтения на уроках математики и окружающего мира в начальной школе .

Использование приемов смыслового чтения на уроках математики и окружающего мира в начальной школе ....

Мастер- класс «Формирование навыков смыслового чтения на уроках окружающего мира»

Формировать навык смыслового чтения, можно не только на уроках литературного чтения, но и на других общеобразовательных предметах....

Использование приёмов смыслового чтения на уроках в начальной школе

В данной статье представлен опыт работы по формированию смыслового чтения на уроках в начальной школе....

Мастер-класс для педагогов школы «Использование приёмов критического мышления на уроках окружающего мира»

Мастер-класс для педагогов школы «Использование приёмов критического мышления на уроках окружающего мира»....

Использование приёмов смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Использование  приёмов  смыслового  чтения  на  уроках русского языка и литературного чтения  в  начальной школе...

Мастер - класс по теме "Использование технологий смыслового чтение на уроках в начальной школе" приём интеллект-карта

Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг. В данной публикации рассматривается новый подход к обучени. чтению...

Мастер - класс по теме "Использование технологий смыслового чтение на уроках в начальной школе" приём интеллект-карта

Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг. В данной публикации рассматривается новый подход к обучени. чтению...