Использование приемов смыслового чтения на уроках математики и окружающего мира в начальной школе .
статья на тему

Пшембаева Гульнара Жанболатовна

Использование приемов смыслового чтения на уроках математики и окружающего мира в начальной школе .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_2.docx300.13 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов смыслового чтения на уроках математики и окружающего мира в начальной школе .

Активность личности в обучении является важнейшим фактором для достижения целей обучения, общего развития личности.

Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования

Выпускник начальной школы должен не только владеть системой знаний, умений и навыков. В проекте стандарта сказано, что ребёнок, оканчивающий начальную школу, – это человек любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.

Приведу примеры которые я использую на уроках  курса  «Математика»  и  “Окружающий мир”.

Использование приемов смыслового чтения

на уроках математики в начальной школе

Опыт работы показывает, что современный ученик не умеет работать с текстом задачи. Он невнимательно читает  условие,  не  может  отделить  условие  задачи  от  вопроса,  не  умеет  критически оценить  полученный  результат.  

Развитие способностей решения задач  напрямую  связано  с  развитием навыков смыслового и функционального чтения. Ведь чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны:

- осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания;

- уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста;

- уметь критически оценивать данную информацию;

- уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения.

Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач. Значительное место занимают в этой системе текстовые задачи. Они необходимы для того, чтобы сформировать у учащихся важные для обыденной жизни знания, а на их базе - умения и навыки, связанные с        решением постоянно возникающих проблемных ситуаций.

Я предлагаю вам посмотреть этапы решения текстовых задач и их связь со стратегиями смыслового чтения .

Анализ содержания задачи.

Поиск пути решения задачи.

Составление плана ее решения.

Осуществление плана решения задачи

Проверка решения задачи

Для этого мы организуем определенную систему работы над задачей.

СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ЗАДАЧЕЙ

1. Научить детей различать  

рассказ  литературный и математический.( представляется два варианта текста , из которых ребята выделяют математический рассказ и доказывают свой выбор)

2. Научить различать математический рассказ и задачу

- По  рисункам составляем  математический рассказ

-чего не хватает чтобы рассказ стал задачей

-что сделать чтобы ответить на вопрос
- решение и ответ

3. Работа с моделью  задачи

Работая над каждой задачей мы выделяем каждую ее часть , проговариваем эти части , анализируем , делаем выводы и  Отсутствие  какой-либо части задачи приводит  к общему нарушению структуры задачи. Придумываем и составляем свои задачи .

4. Научить различать текст задачи от условия

На данном этапе ведется работа по содержанию задачи и выделение отличий текста задачи от условия .

Чтобы дети лучше понимали смысл задачи ведется

5. работа со схемами краткой записи задач .

  1. По рисунку составляем задачу
  2. Проговариваем ее.Выделям части задачи .
  3. Составляем схему , обозначаем все на схеме
  4. Составляем выражение, находим значение  
  5. Ответ .

В контексте смыслового чтения при решении задач роль учителя состоит в  том, чтобы организовать и направить детей на решение задачи с помощью наводящих вопросов, научить выделять и находить «главные» слова. Это возможно при помощи диалога и в нем участвуют все дети.

Прием: Тонкие и Толстые вопросы.

Тонкие вопросы- вопросы, требующие простого, односложного ответа.

Толстые вопросы- вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.

Подробный разбор задачи по вопросам

Прием составления краткой записи задачи

       Автобус едет 3 часа со скоростью 40 км/ч. Какое расстояние проедет автобус за это время?

Краткая запись помогает осмыслить задачу, увидеть пути решения

Прием Кластер (Поиск пути решения задачи )

Пользуемся алгоритмом , что тоже помогает осмыслить задачу.

Уверена, что  приемы смыслового чтения, используемые на уроках математики в начальной школе для решения текстовых задач, вовлечение учащихся в процесс активной деятельности на уроках поможет детям повысить уровень мотивации, уровень сформированности метапредметных УУД учащихся в лучшую сторону, что впоследствии положительно скажется на  качестве математического образования.

Приведу примеры вопросов и заданий, которые я использую на уроках курса “Окружающий мир”

1 этап. Работа с текстом до чтения

  • чтение заглавия произведения. (О чём мы сегодня будем говорить на уроке?),
  • чтение ключевых слов. ( Прочитай, ключевые слова:. Как ты думаешь, о чём мы сегодня узнаем на уроке? ),
  • рассматривание иллюстраций. ( Предположи, о чем пойдёт речь? Что мы будем узнавать? ),

2 этап. Работа с текстом во время чтения

  • чтение текста по частям с комментариями. (Статьи учебника разделены на смыслосодержащие части, каждая из которых имеет своё название, поэтому работу на уроке веду по частям)

- читать должны дети, а комментировать – учитель,

- комментарии должны быть краткими - комментарии не должны превращаться в беседу.

  • обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста. (Как ты думаешь, о чём ещё нам расскажет сегодня автор статьи? Что ещё мы сегодня не узнали проверять, совпадают ли они с замыслом автора,
  • включать воображение. (Как ты думаешь, как видит стрекоза цветок? А человека?),
  • словарная работа (Необходима на каждом уроке, т.к. много непонятных для детей слов. Использую работу с различными источниками информации: со словарями, справочниками, интернетом. Даю задание заранее найти объяснение, подобрать синонимы, спросить у родителей и т.д.),
  • озаглавливание частей текста
  • выборочное чтение (Найдите в тексте и прочитайте………),
  • беседа по содержанию текста (Прочитайте 1-й абзац под рисунком).

- Скажите, а когда вы читали этот абзац, вы для себя ничего удивительного не открыли? Может у вас раньше было одно мнение, а теперь стало другое? Что удивительное узнали

?- Сравнивание содержания текста со своими предположениями.

3 этап. Работа с текстом после чтения

  • Постановка проблемного вопроса к тексту. (Мы уже знаем, что есть группа животных, которая называется рыбы. А можно ли тритона тоже отнести к этой группе? Дети высказываются.
  • Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. (Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?)
  • Высказывание и аргументация отношения к прочитанному. (Стоит ли бояться пауков? Могут ли люди помочь природе? Как?)
  • Выполнение творческих заданий.(проекты, рисунки , схемы , знаки , кроссворды)

Хочется обратить внимание на то, что психологической особенностью детей начальных классов является целостное представление об окружающем мире и особую важность для них ещё сохраняет эмоциональная сторона ознакомления с объектами.

Применение этой технологии помогает детям более живому и эмоциональному восприятию предлагаемых научно-популярных статей. У них возникает желание читать книги, самостоятельно добывать знания. Они с удовольствием читают дополнительный материал по темам урока, делятся новыми знаниями.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М. : Просвещение, 2009. – 201 с.
  3. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова

Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий  на уроках окружающего мира в начальной школе  по системе Л.В....

Использование приёмов смыслового чтения на уроках окружающего мира

Работа учащихся 4 класса с научно-познавательными текстами на уроках окружающего мира в режиме системно-деятельностного подхода....

Использование приемов смыслового чтения в начальной школе

Фундаментом всего последующего обучения в школе является образование, которое дети получают в начальной школе. В первую очередь это отражается в сформированности универсальных учебных действий, обеспе...

Приемы смыслового чтения на уроках в начальной школе.

Фишбоун -  прием смыслового чтения, который реализуется в рамках технологии критического мышления....

приемы смыслового чтения на уроках в начальной школе

в статье рассматривает вопрос формирования навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения посредством применения наиболее эффективных приёмов. Смысловое чтение характеризует уровень чтения. О...

Использование приемов смыслового чтения на уроках английского языка

  В данной статье раскрывается понятие смыслового чтения, рассматриваются вопросы актуальности обучения смысловому  чтению и описываются приемы,  используемые на различных этапах...