Использование приемов смыслового чтения на уроках английского языка
статья по иностранному языку

Фатхуллина Лилия Гамиловна

    В данной статье раскрывается понятие смыслового чтения, рассматриваются вопросы актуальности обучения смысловому  чтению и описываются приемы,  используемые на различных этапах работы с текстом.

  Ключевые слова: смысловое чтение, стратегии смыслового чтения, приемы осмысления текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приемов смыслового чтения на уроках английского языка

Аннотация. В данной статье раскрывается понятие смыслового чтения, рас-сматриваются вопросы актуальности обучения смысловому  чтению и описываются приемы,  используемые на различных этапах работы с текстом.

Ключевые слова: смысловое чтение, стратегии смыслового чтения, приемы ос-мысления текста.

 

     Наш век не случайно называется информационным, мы живем в мире инфор-маций. И большую часть нашей информации привычно мы получаем через текст.  Нам очень важно, понимать друг друга, и понимать те слова, которые мы используем, понимать тот смысл, который мы вкладываем в них. Именно поэтому сейчас в информационном веке очень важно, чтобы человек научился работать с текстами. Ведь уметь читать значит не только лишь владеть техникой чтения, а ещё и применять знания, умения и навыки в разных ситуациях деятельности и общения. По мнению Л. Э. Генденштейна, учебный текст должен быть построен как модель «приключения мысли». Школьный учебник должен быть настолько интересным, что-бы учащиеся не просто зачитывались ими, а погружались в атмосферу совместного поиска и размышлений. Основным источником информации в современной школе является текст учебника.

    Образование - это процесс перехода. Переход от обучения чтению к чтению для обучения (С. Мюррей). Как показывают мировые исследования, как  показывает на-ша практика, именно на этом этапе мы теряем читателя.

     Бессмысленно говорить, что мы учим читать, потому что на самом деле мы должны учить понимать текст, а обучение чтению, как мы обычно его трактуем, это только одно звено, только необходимое условие обучения процессу понимания (А. А. Леонтьев).

      Что такое понимание текста?

Это вычитывание трех видов текстовой информации:  фактуальной (о чем в тексте сообщается, в явном виде); подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»); концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы, что хочет донести до нас автор).

    Чтение - процесс интерактивный, то есть основанный на взаимодействии, обоз-начает наличие обратной связи между читающим и текстом/автором. Задача учителя -  подобрать учебный материал и создать ситуации работы с ним.

     Под смысловым чтением понимается «восприятие графически оформленной текстовой информации и её переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей». Ввёл это понятие в обиход сначала науки, далее образования А.А. Леонтьев. Если проанализируем это определение с конца, то, что мы поймем? Если у ученика нет коммуникативной и познавательной задачи, то и смысловой установки нет.

    Овладение техникой смыслового чтения помогает построить учебный материал так, что учащиеся сами совершают открытие. Одним из путей овладения такой тех-никой чтения на уроках является применение стратегий смыслового чтения. В на-учной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приёмов, используемые учащимися для восприятия графически оформленной текстовой информации и её переработки в личностно-смысловые установки. Стратегии смыслового чтения представляют собой алгоритм умственных действий и операций в работе с текстом. К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления учеников, под которым подразумевается процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями [3].

    Чтение на иностранном языке является одним из необходимых средств для
эффективного овладения  языком.

     Прежде всего организуем систематическую работу по анализу учебных заданий, инструкций, которые имеются в современных учебниках английского языка. При этом основная работа направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, на развитие понимания смысла задания.

    Работая с текстом, предлагаем обучающимся следующие эффективные стратегии, приемы (таблица 1).

Таблица 1

Стратегия THIEVES:

T – title – заголовок

H – headlings – подзаголовки

I – introduction – введение

E – every first sentence in a paragraph

V – visuals and vocabulary – изображения и словарь к тексту

E – end of chapter – question – вопросы в конце текста

S – summary - обобщение

предполагает просмотр учебного текста

(просмотровое чтение) перед внима-тельным медленным чтением через пос-тановку вопросов.

   Могу ли я по нему определить тему текста или проблему? Знаю ли я что-нибудь по этой теме?

    В какой вопрос можно превратить дан-ный подзоголовок?

    Как первый абзац предвосхищает основной текст? Учим ученика анализировать.

    Можно ли по первому предложению сказать, о чем пойдет речь в абзаце?

    Есть  ли в тексте картинки, список ключевых слов, новых фраз?

   

   Какую информацию они предполагают выделить в качестве главной?

   

Есть ли в конце текста обобщающий абзац или его нужно сформулировать?

Стратегия SMART

S- self  - сам себя проверяю

M – monitoring  - самомониторинг

A – approach to – сам читаю, проверяю

R – reading – читаю текст с ручкой в руках и отмечаю по тексту «V» и «?».

T – thinking

Текст перечитывается по выделенным фрагментам на полях «V» и «?». Смысл стратегии в том, что проработав любой текст, ученик понимает: вот это мне понятно, а это мне надо спросить. Данная стратегия учит учеников задавать вопросы к тексту, себе, друг к другу.

    Fishbone

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связывающим звеном выступает основная кость. Голова – это проблема или вопрос,  которые подлежат анализу, сравнению, обсуждению. На верхних косточках фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме. Нижние косточки – факты, суть понятий. Хвост – ответ на представленный вопрос, выводы, обобщения. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

один из приемов смыслового чтения, который реализуется в рамках технологии критического мышления. Fishbone позволяет определить проб-лемный вопрос; установить причинно-следственные связи событий и явлений; сформулировать вывод по поставленной проблеме, учитывая найденные закономерности.

    Данный прием   дает возможность ран-жировать сложность задания. Мы можем прописать только проблемный вопрос, прописать проблемный вопрос и основные понятия, дать задания уча-щимся самим определить проблемный вопрос и составить фишбоун (это уже будет проект).  Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Использование приема фишбоун развивает умение учащихся работать в группах, анализировать тексты, выделять основные события и искать причины, обобщить и делать выводы.

 

   Можно также использовать сервис http://www.classtools.net/. С помощью него можно создавать различные образовательные флеш-приложения. Существует боль-шое количество шаблонов, на основе которых можно составить свое задание, выбирая шаблон, например фишбоун.  Здесь же можно заполнить элементы, ввести свой текст данных. И созданный ресурс можно сохранить.

    Также одним из универсальных приемов является   текст с ошибками. 

    Хорошие читатели, используя стратегии смыслового чтения, отслеживают свое понимание, встречаясь с новой информацией. Если мы что-то не понимаем, мы можем  стратегию поменять.

    Как видно из всего сказанного выше, текст является основой для развития
умений учащихся выражать свои мысли в устной и письменной форме. Система-
тическое использование приемов работы с текстом позволяет детям лучше усваивать предметные знания по языку, развивать коммуникативные умения, выражать свои мысли в устной и письменной форме, комментировать содержание,
высказывать свою точку зрения на полученную информацию.

Ссылки на источники

  1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой.- М.: Мой учебник, 2007
  2. Пранцева Г.А.,  Романичева Е.С. Современные стратегии чтения и понимания текста. – М.: Форум, 2013.
  3. Бегашева И. С. Освоение педагогического опыта победителей ПНПО как условие результативности деятельности педагога // Библиотека журнала «Методист». – 2012. – № 5. – С. 51.
  4. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. – М.: РШБА, 2005.
  5. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя. – 5-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2004. – С. 36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых приемов чтения на уроке английского языка по теме “Travelling”

Использование новых приемов чтения на уроке английского языка....

Использование приемов смыслового чтения на уроках математики и окружающего мира в начальной школе .

Использование приемов смыслового чтения на уроках математики и окружающего мира в начальной школе ....

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ЧТЕНИЕМ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ учителя английского языка МАОУ СОШ № 23 г.Томска Войцеховской Любови Валерьевны

Приемы и методы работы над чтением на уроках английского языка в начальной школеучителя английского языка МАОУ СОШ № 23 г.ТомскаВойцеховской Любови Валерьевны...

Использование приемов смыслового чтения в начальной школе

Фундаментом всего последующего обучения в школе является образование, которое дети получают в начальной школе. В первую очередь это отражается в сформированности универсальных учебных действий, обеспе...

Из опыта работы «Использование приемов смыслового чтения во внеурочной деятельности»

Обучение смысловому  чтению учащихся начальных классов  через образовательный курс внеурочной деятельности  «В мире информации.  Работаем с информационными источник...

Использование приёмов смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Использование  приёмов  смыслового  чтения  на  уроках русского языка и литературного чтения  в  начальной школе...