Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.
статья

Цапанова Елена Николаевна

Аннотация: В статье раскрыты основные понятия одаренности и одаренные дети. Рассмотрены  особенности и специфика работы с одаренными детьми в урочное и внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tsapanova_terenteva.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.

Аннотация: В статье раскрыты основные понятия одаренности и одаренные дети. Рассмотрены  особенности и специфика работы с одаренными детьми в урочное и внеурочное время.

Ключевые слова: одаренность, одаренные дети, урочная и внеурочная работа.

Важной проблемой современного общества, является поддержка в развитии одарённости у детей. Перед педагогом поставлена главная задача – способствовать развитию каждой личности. Для этого важно установить уровень способностей, их разнообразие  и уметь правильно их развить у детей.

Бытует мнение, что практически все дети в разной степени одарены при рождении. Но для развития своей одаренности, в течение жизни, у них появляются различные условия. Эти условия могут быть созданы не только в семье, но и в образовательном учреждении, а так же в других сферах деятельности, которые могут обеспечить развитие детей. Прежде чем говорить об одаренных детях, рассмотрим понятие, что же такое одаренность.

Одаренность – значительное опережение в умственном развитии, по сравнению с возрастными нормами, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, творческих и др.). Одаренностью можно назвать своеобразное сочетание тех или иных способностей, которые обеспечивают человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности [4, с.96].

Обобщив все определения одаренности, можно прийти к выводу, что одаренный ребенок - это такой ребенок, который выделяется очевидными, выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В развитии личности и одаренности ребенка главную роль играет его семья. Сколько ни рассматривай роль природно-обусловленных факторов или влияние школы на развитие личности и одаренности учащегося, решающую  роль играет  семья.

Главная цель работы с одаренными детьми в школе является создание комплекса многообразных условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в условиях образовательного пространства школы.

На уроках методы и формы работы с одаренными детьми, прежде всего, должны неотъемлемо сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися класса, но  в то же время должны быть нетривиальными.

Работа с одаренными ребятами подразделяется на две формы - урочную и внеурочную. В условиях школы нерационально выделять таких детей в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные учащиеся должны учиться в классах вместе со всеми детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных учащихся и выявит скрытые до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности и творческих заданий.

В процессе обучения развитие одарённого ученика следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. Для этого методы и формы работы педагога помогают решению поставленной задачи. В работе с одаренными ребятами преимущественно использовать современные инновационные технологии: исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные.   В работе с одаренными ребятами  нужно стараться   использовать современные педагогические технологии, например, технологию развития критического мышления [2,с.173].

У одарённых детей явно проявляется потребность что-то исследовать, находить новую информацию – это и является одним из условий, позволяющим учащимся погрузиться в творческий процесс обучения, а так же воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

Проектная деятельность – одна из технологий воспитания одаренных детей. Ребята, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, ощутить радость успеха.

         Так же занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, принимать нестандартные ситуации, ребята получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, которые могут перед ними  возникнуть. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных.

Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров. Использование компьютера в качестве эффективного средства обучения существенно расширяет возможности педагогических технологий:  компьютерные энциклопедии, интерактивные задания, всевозможные программы позволяют повысить мотивацию учеников[3,с.205].

Еще одним из вариантов сопровождения развития одаренных детей в школе является реализация программ внеурочной деятельности, которые составляют основную образовательную программу начального, среднего, общего образования в соответствии с ФГОС. Каждая школа индивидуально разрабатывает программу внеурочной деятельности, определяет ее цели, содержание, формы организации, ожидаемые результаты.

Перед школой стоит задача оптимизировать образовательное пространство, хорошо рассмотреть собственные возможности и определить, можно ли в реализации программ внеурочной деятельности для одаренных детей использовать ресурсы других организаций. Необходимо помнить, что программа внеурочной деятельности школы реализуется средствами внеклассных, внешкольных мероприятий, а также дополнительного образования, организованного как в рамках самой школы, так и в других организациях [3,c.145].

Развитие творческих способностей в школе во внеурочной системе рассматривается в трёх формах: индивидуальной, групповой и массовой. Все эти формы взаимосвязаны друг с другом. Например, во время проведения групповой или массовой формы работ важным этапом непосредственно является индивидуальная работа с отдельными учениками. С другой стороны, индивидуальная работа с отдельными школьниками есть продолжение или составная часть его занятий в кружке[1,c.432].

Целесообразно в работе с одаренными детьми систематизировать результаты детского творчества в следующих проявлениях: творческие проекты, портфолио, книга детских творческих работ, результаты конкурсов, олимпиад, конференций для стимулирования потребности учащихся в реализации их творческого потенциала.

Воспитание и обучение одарённых детей - трудная и широкомасштабная задача. Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. Все дети талантливы и успех каждого ребенка зависит от его своевременного выявления и развития. Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своим, качественно новых идей.

Все вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из главных задач учителя при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе, умение направлять учащихся в нужное русло и заинтересовать. Так же важно отметить, что гиперопека талантливого ребенка может привести к печальным последствиям - обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка

Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

"Формы и методы работы с одарёнными детьми"

Теоретические и практические аспекты работы с одарёнными детьми в начальной школе (из опыта работы)...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.

Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отл...

Инновационные формы и методы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому  работа с од...

Работа с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности

Педагогическая диагностика по выявлению одарённых детей по учебным дисциплинам начинается с 1 класса на основе наблюдения. В личностно-ориентированном образовании главной фигурой, ведущей специально о...