«Великие люди России. А.С. Макаренко»
классный час (3 класс)

Кирюшкина Анна Николаевна

Тема классного часа:  «Великие люди России. А.С. Макаренко»

 

Цели мероприятия:

образовательная: познакомить учащихся с биографией, творчеством и основными принципами воспитания А.С. Макаренко.

развивающая: способствовать формированию у учащихся собственных взглядов на философские проблемы, учиться приводить нужные аргументы, четко и ясно излагать свои мысли;

воспитательная: способствовать умению учащихся взаимодействовать  друг с другом, воспитывать толерантное отношение к другой точке зрения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема классного часа:  «Великие люди России. А.С. Макаренко»

Цели мероприятия:

образовательная: познакомить учащихся с биографией, творчеством и основными принципами воспитания А.С. Макаренко.

развивающая: способствовать формированию у учащихся собственных взглядов на философские проблемы, учиться приводить нужные аргументы, четко и ясно излагать свои мысли;

воспитательная: способствовать умению учащихся взаимодействовать  друг с другом, воспитывать толерантное отношение к другой точке зрения.

Оборудование: проектор; видео ролики

РОЛИК «Дети улиц» - 4:36

РОЛИК – Песня беспризорника 2:36

Дополнительно:

РОЛИК Генералы песчаных карьеров – нарезка кадров 4:14

РОЛИК Баста – Мама 4:14

Форма организации классного часа: групповая.

Приемы, методы, технологии обучения: проблемный, информационный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая.

Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего мероприятия – это «Великие люди».

Прежде, чем мы начнем наш разговор, давайте посмотрим небольшой ролик, который называется «Дети улиц».

РОЛИК «Дети улиц» - 4:36

Мы все знаем, что лишиться семьи это значит лишиться опоры в этой жизни. И, к сожалению, часто случается так, что без опоры остаются дети. Без семьи их воспитывает улица с суровыми законами выживания, где каждый сам за себя. И в таких условиях формируются не самые лучшие человеческие качества... Как вы думаете какие? (Умение обманывать, воровать, грубость, жестокость, недоверие).

А как вы думаете им можно помочь, их можно исправить, сделать добрее, человечнее? В чем будет заключаться эта помощь? (Кроме финансовой стороны) – любовь, забота, участие, внимание, воспитание, доброе отношение.

Трудные подростки, беспризорники и малолетние преступники были всегда и именно с такими детьми и работал выдающийся педагог, о котором сегодня пойдет речь - Антон Семенович Макаренко. Как же он пришел к этому и в чем заключаются его заслуги?

Его гениальность в том, что он сумел заменить для трудных подростков способность подчиняться неформальной и вредной самоорганизации улицы той самоорганизации, которая основана на морально-нравственной основе.

Он создал такую систему воспитания, которая из людей презираемых обществом формировала граждан нужных обществу.

Рождение из беспризорников новых духовно-нравственных людей и есть главное достижение Макаренко.

Пример: на Новодевичьем кладбище, у могилы Макаренко бывший колонист Клушник сказал: «Антон Семенович дал нам второе рождение, мой отец по крови бросил меня и мать, когда мне было 4 года. Я его не помню. Моим настоящим отцом стал Антон Семенович. Он дал мне веру в жизнь и любовь к жизни. Вселил а меня оптимизм и возможность трудиться в любых условиях. В трудных ситуациях мы всегда думаем, а как бы поступил Антон Семенович? И вот когда мы так думаем, мы выбираем правильное решение. Спасибо тебе, отец, что ты был в нашей жизни».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Слайд 1 – титульный

Слайд 2

Антон Семенович Макаренко (1888 - 1939). Выдающийся педагог, он успешно решал в детских коллективах, созданных им из беспризорников, острые сегодняшние проблемы: экономика и нравственность, дети и деньги, воспитательная роль труда. Но случилось так, что «гордости отечественной педагогики» при жизни пришлось терпеть непонимание.

Макаренко сумел создать для трудных подростков, преступников, беспризорников такую духовно-гражданскую юность, которой могли бы позавидовать многие дети, воспитывающиеся в семьях и которая решительным образом определила их дальнейшую жизнь служения народу и Отечеству.

Он вернул в общество около 3 тысяч правонарушителей и малолетних преступников при нулевом рецидиве.

Слайд 3

Первые годы его жизни прошли в маленьком украинском городке Белополье, здесь он родился в семье маляра железнодорожных мастерских. Потом в Кременчуге, куда перевели отца, окончил железнодорожное училище и в 17 лет стал учителем в железнодорожной школе.

Слайд 4

В 1920 году, когда Макаренко стал заведующим колонией несовершеннолетних правонарушителей, той самой, о которой он рассказал в своей «Педагогической поэме», ему исполнилось 32 года, и он имел уже 16-летний учительский стаж.

Впереди еще 16 лет работы с «трудными» детьми сначала в колонии имени Горького, затем в коммуне имени Дзержинского — время окончательного оформления педагогической системы А. С. Макаренко.

Слайд 5

Педагогика первых лет Советской власти без конца экспериментировала. Многие выступали за свободное воспитание: каким человек уродился, таким и будет. Было школьное самoуправлениe, все было, и была серьезная проблема: безпризорщина. Восемь миллионов детей оказались на улице, потеряв дом и родителей. Их надо было не просто накормить и одеть, но и вернуть из воришек, воров, бандитов в общество, в работники, «перевоспитать».

РОЛИК – Песня беспризорника 2:36

Слайд 6

Так начиналась колония Макаренко - нашли старый монастырь, наложили заплаты на крышу, чтобы не протекала, и привезли ребят, беспризорников от 14 до 18 лет, собранных в течение нескольких дней на вокзалах и улицах. И сказали им: «Вы здесь хозяева. Нет кроватей - сделайте для себя кровати, нет столов - сделайте столы, стулья, побелите стены, вставьте стекла, почините двери...»  С первых дней работы он установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно.

Несколько полуразрушенных зданий, тридцать кроватей-дачек и три стола в единственной пригодной для жилья спальне, полуистлевшая верхняя одежда, вши и обмороженные ноги (большинство колонистов за неимением обуви обертывали ноги портянками и завязывали веревками), полуголодный паек.

Слайд 7

Жизнь заставила всех работать, и работать совместно. Объекты – чистка ли картошки, колка дров или чтение книги -вызвали к жизни рабочую группу, отряд, то из двух человек, то из тридцати, смотря по задаче. Если один «сачковал», сразу приходилось труднее другим, и они этого одного тут же и «воспитывали». Вот и все. Как в семье. Вообще, как у людей. Оставалось только разумно управлять этим процессом, ставить цели, повышать требования. «Максимум требования, максимум уважения» - его принцип. И еще - безграничное доверие. ...

Пример: Озлобленного, затравленного парнишку вытащил Макаренко из тюрьмы, из камеры смертников. «Погромы, грабежи, закоренелый мародер», - говорилось в уголовном деле Семена Калабалина. А Макаренко с первой минуты общения с юным бандитом на "вы". И за воротами тюрьмы вдруг: «Подождите меня здесь, я шапку забыл». Парень удивился: шапка-то на голове! И остался ждать этого странно вежливого человека в очках. А еще через полчаса он подумал, что Макаренко ненормальный! Ему, вору и погромщику: «Вот тебе сто тысяч, получи зерно для всей колонии». А потом даже не пересчитал ни товар, ни оставшиеся деньги.

Калабалин Семен Афанасьевич - один из первых воспитанников Макаренко, который продолжил дело своего учителя, воспитал тысячи сирот и всех их вывел в люди.

Слайд 8

Хорошая книга, посещение театра и кино, живопись, музыка были привычны для колонистов.

Спортивные игры и гимнастика, прогулки и большие туристические походы давали отличную разрядку после напряженной работы и учебных занятий, способствовали физической закалке ребят.

Обилие цветов на территории и в помещениях, натертые до блеска полы, белоснежные скатерти на столах, аккуратная одежда и прическа — все это те самые «принципиальные мелочи», которые были в повседневной жизни ребят.

Слайд 9

Труд и учеба, быт и творчество – в полной гармонии. Но чем больше он делал, чем больше любили его дети, чем очевиднее был его «конечный продукт»: смелые, дисциплинированные, работящие, веселые ребята и неиздерганные педагоги, тем злее становились атаки тех, кто случайно, не по способностям занимал руководящие посты в народном образовании.

Руководствуясь в воспитательной работе с детьми своим основным и широко известным ныне принципом: «Как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему»,— Макаренко начал формировать коллектив с создания актива.

Шаг за шагом, ставя перед колонистами новые и новые задачи и добиваясь их непременного решения, Макаренко постепенно вовлекает в дела колонии всех ее обитателей.

Успешной организации труда колонистов как нельзя лучше способствовала тщательно продуманная структура ее коллектива. Весь состав колонии делился на 28 постоянных отрядов, по 7—15 человек в каждом. Во главе каждого отряда стоял командир.

«Наша дисциплина,— писал Макаренко,— это соединение полной сознательности, ясности, полного понимания— как надо поступать,  в той или иной ситуации.

 Дисциплине во многом способствовала так называемая «военизация». Военная атрибутика: приказы, рапорты, бодрый отклик: «Есть!», трубач, играющий сбор, часовой у входа, знамена, оркестр, безукоризненный строй колонистов — все это, как указывал Макаренко, представляло собой «небольшую игру. Но правила этой игры соблюдали все — от заведующего до последнего «пацана».

Слайд 10

Вот строки из писем Макаренко 2 февраля 1927 г. «На нашу колонию сейчас ведется целая война co всех сторон. Бьют, конечно, по системе. Все наши недостатки, недоделки, случайные ошибки считают элементами системы...»

Слайд 11

18 апреля 1928 г. «Я веду колонию 8 лет. Уже выпустил несколько сот рабочих и студентов. Посреди общего моря расхлябанности и дармоедства одна наша колония стоит, как крепость... А меня едят даже не за ошибки, а за самое дорогое, что у меня есть, - за мою систему. Ее вина только в том, что она моя...»

Макаренко попросили оставить свой пост руководителя колонии. Он подчинился. Но это привело к распаду всей его выстроенной системы, так как повторить его успех было не под силу посредственным и ограниченным людям, которые были присланы сверху, чтобы занять его место. Позже он писал:

Слайд 12

1 января 1933 г. «Колония живет плохо, после меня переменилось уже четыре заведующих, глупости там наделаны непоправимые, коллектива нет, проходной двор...» Его систему ученые мужи тогдашнего просвещения признали несоветской.

Слайд 13

Но за стенами колонии было другое. «Каждый человек должен входить в жизнь, умея сопротивляться вредному влиянию. Не оберегать, а учить сопротивляться». А в жизни детей оберегали от всего. Он призывал в каждом преступнике видеть человека (как принято в мире людей), а жизнь в те годы строилась на подозрении, что каждый человек преступно ненадежен.

В октябре 1927 года Макаренко принимает предложение возглавить трудовую коммуну имени Дзержинского. Здесь Макаренко проработал почти 8 лет, до июля 1935 года.

Коммуна стала настоящим предприятием. Скромные мастерские со временем переросли в большие корпуса завода, выпускающего фотоаппараты.

Что  такое «Коммуна»?  это идейная община совместно живущих людей, имеющих общие интересы, собственность, ресурсы, а также общую работу и доход; вообще коллектив лиц, объединившихся для совместной жизни на началах общности имущества и труда.

Слайд 14

Известна история ФЭДа, фотоаппарата, почти не уступавшего зарубежной лейке. Его выпускали на своем заводе четырнадцати – семнадцатилетние мальчики и девочки еще одного коллектива, созданного Макаренко, - коммуны имени Дзержинского. ФЭД - 300 деталей с точностью до 0,001 мм. А он не побоялся предложить это ребятам.

Не следует, однако, думать, что производство заполняло всю жизнь коммунаров. Каждый из них отдавал работе не более 4 часов, а около 5 часов отводилось на учебные занятия. В коммуне был школа-десятилетка. Таким образом, любой из коммунаров при достаточном желании и настойчивости мог поступить и в вуз.

Слайд 15        

Коммуна жила очень богато, потому что была на хозрасчете. Хорошая организация труда не только целиком покрывала содержание завода, общежитий, школы, но и давала государству 5 млн. чистой прибыли в год. «Я мог тратить в год двести тысяч на летние походы, сорок – на билеты в харьковские театры. Мог купить автобус, легковую и грузовую машины».

Зарплата коммунаров распределялась так: сначала из заработка удерживалась стоимость содержания коммунара - жилье, питание, обязательный минимум одежды;- четверть отчислялась на содержание младших членов коммуны;- четверть - на сберкнижку коммунара;- восьмая часть заработка - в кассу взаимопомощи: для стипендий, отправившимся учиться в вузы и техникумы, на выдачу «приданого», желающим покинуть коммуну, на организацию походов и культурных мероприятий;- оставшиеся три восьмых заработка отдавались на руки.

Естественно, такую систему «уравнительная» советская система не могла долго терпеть. Вскоре всех коммунаров превратили в рабочих с мизерной зарплатой. Антона Макаренко сначала назначили заведующим учебной частью завода, а потом и вовсе отстранили от управления коммуной.

Слайд 16

Какая школа имела в те годы такие возможности? Но хозрасчет в стране повсюду сворачивали. Коммуна довольно быстро была превращена в придаток завода «ФЭД», Коммунары - просто в рабочих. Коммуну стали возглавлять начальники с петлицами. А разумный, реальный, нужный и детям и взрослым педагог Макаренко оказался «утопическим, неприменимым».

 Что такое «Утопия»? Уто́пия— литературный жанр, близкий к фантастике, который описывает модель идеального общества. «Утопический» = «идеальный, безупречный»

Слайд 17

Он оставил педагогическую работу, занявшись литературой, буквально бежал из Киева в Москву. Трагическое сплетение: Москва, мир литературы, признание, награждение орденом, возможность работать и вместе с тем - его клеймят за недооценку педагогической теории, научных методов воспитания, за культ интуиции в воспитании; повсюду отказываются от его системы, ужесточают режим в детских исправительных учреждениях, в школах вводятся почти гимназические порядки.

Он слишком опередил свое время!

А сам Макаренко снова возвращается, и теперь уже серьезно и бесповоротно, к литературной деятельности.

В 1925 году он начал писать книгу, которой суждено было стать его «главной книгой»,— «Педагогическую поэму».

В 1988 году по решению ЮНЕСКО были названы имена четырёх великих учителей, определивших способ педагогического мышления XX века и одним из низ был Макаренко А.С.

Произведения Макаренко были переведены почти на все языки народов мира, а его главный труд — «Педагогическую поэму» (1935) называют одной из десяти самых значительных книг по воспитанию XX века. Это ли не свидетельство международного уважения и признания заслуг?

Макаренко принадлежит множество мудрых мыслей и высказываний и сейчас я предлагаю вам подумать над некоторыми из них:

2 команды. У одной - начало высказывания, у другой – окончание. Соединить фразы в единое целое и высказать свое мнение (согласен/ не согласен)

В хорошей семье наказаний никогда не бывает, …

… и это - самый правильный путь семейного воспитания.

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. …

…. Из них на первом месте - родители и педагоги.

Для воспитания нужно не большое время, …

… а разумное использование малого времени.

Любовь - это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, …

… которое творит новых людей, создает великолепные человеческие ценности.

Наши дети - …

… это наша старость.

Никакое дело нельзя хорошо сделать, …

…если неизвестно, чего хотят достигнуть.

Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, …

…проверьте ваше собственное поведение.

Тормозить себя нужно на каждом шагу, и это должно превратиться в привычку...

… Человек без тормоза - это испорченная машина.

Точный режим детского дня - совершенно необходимое условие воспитания...

… Привычка к точному часу - это привычка к точному требованию к себе.

Если с человека не потребовать многого, …

… то от него и не получишь многого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Великие люди России. Н.Г.Басов"

конспект класного часа + презентация...

Презентация к занятию в группе продлённого дня "Великие люди России"

Презентация к занятию в группе продлённого дня "Великие люди России"...

Методическая разработка по теме «Великие люди России. М.В. Ломоносов»

Сегодня мы поведем речь о человеке, у которого была невероятная сила воли и духа.Это Михаил Васильевич Ломоносов. (1)Он был первым русским физиком. (2)Первым русским химиком.Первым историком России.Пе...

Методическая разработка по теме «Великие люди России. М.В. Ломоносов»

Сегодня мы поведем речь о человеке, у которого была невероятная сила воли и духа.Это Михаил Васильевич Ломоносов. (1)Он был первым русским физиком. (2)Первым русским химиком.Первым историком России.Пе...

Внеклассное мероприятие "Великие люди России"

Цикл мероприятий, которые знакомят детей с жизнью и творчеством П. И. Чайковского, И. И. Шишкина, П. П. Бажова....

Презентация к классному часу " Великие люди России.А.В.Суворов".

Классный час посвящен великому русскому полководцу.Презентация начинается с демонстрации показа темы классного часа и обоснования  ее выбора.Слайд №2 -это парадный портрет полководца -сопровождае...

Своя игра "Великие люди России"

Презентация разработана для учащихся начальной школы...