Адаптированная образовательная программа
рабочая программа (3 класс)

Назарова Татьяна Витальевна

Адаптированная образовательная программа для детей вариант 5.1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_kl_dyatlov.docx31.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ     «ШКОЛА №15»

«РАССМОТРЕНО»

заседание ППк

протокол № ___

 от «___» _______ 2022 г

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ

Школа №15» приказ №____

от «___» _______ 2022 г

СОГЛАСОВАНО

Родитель/ законный представитель: Екатерина Николаевна Дятлова/__________________

 

Адаптированная образовательная программа

для ребёнка с тяжёлым нарушением речи

ученика 3 «А» класса

Дятлова Дмитрия Дмитриевича

Рекомендации ПМПК (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами; использование методов, активизирующих познавательную деятельность)

  • образовательная программа: адаптированная общеобразовательная программа ФГОС начального общего образования для детей с нарушением речи (вариант 5.1);
  • нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов и сопровождении специалистами: учитель, учитель – логопед, педагог дополнительного образования, врач – ортопед, отоларинголог, офтальмолог.

Разработчики:

учитель начальных классов – Назарова Татьяна Витальевна

учитель – логопед – Третьякова Ирина Константиновна

срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

г. Ачинск

Пояснительная записка

 

Адаптированная рабочая программа (АОП) для учащегося 3 класса с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

Цель реализации адаптированной программы - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программы обучающихся с ТНР предусматривает решение следующих основных задач:

• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ТНР;

           • достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, через использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;

• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР;

• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ТНР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Класс, в котором будет реализован АОП: общеобразовательный класс

Форма получения образования: в образовательной организации (МБОУ «Школа №15»)

Рекомендуемая программа: адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелым нарушением речи.

Степень включенности: полная

Индивидуальные особенности ребенка с ТНР

 Дятлов Дмитрий начал обучение по адаптированной рабочей программе для учащихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) с 2020   года. При проведении стартовой диагностики показал средний уровень (ближе к низкому) готовности к школе,  инструкциям взрослого следует не всегда. Умение самостоятельно работать по предложенному образцу сформировано недостаточно. Постепенное включение в выполнение задания. Утомляемость и работоспособность средняя.  

 Речь замедленна, сформирована на бытовом уровне.  Дима   с трудом подбирает слова для выражения своих мыслей.  В активном словаре  чаще произносит существительные и глаголы.    

      Особенности ВПФ: низкий уровень развития: эмоционально – волевой сферы, устойчивости внимания, оперативной слуховой памяти, регуляторного компонента,  логического мышления.

Специальные педагогические подходы :

  •   индивидуальный подход - предотвращение переутомления; индивидуального темпа работы и объёма предлагаемых заданий; чередование видов деятельности; изучение материала небольшими дозами; использование наглядности, схем-опор, алгоритмов; применение игр и игровых ситуаций; использование метода развития контроля и самоконтроля;
  •   адаптированные программы по литературному чтению и русскому языку.

Перечень УМК и программного обеспечения : авторской программы по русскому языку для 1-4 классов (авт. В.П. Канайкина, В.Г. Горецкий) по системе УМК «Школа России», авторской программы по литературному чтению для 1-4 классов(авторы  Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова т.д.) по системе УМК «Школа России».                              

Количество учебных часов: учебные часы совпадают с учебными часами класса.

Формы организации деятельности ребенка с ОВЗ: полное включение в образовательный процесс и сопровождение специалистов в рамках рекомендаций ПМПК (учитель-логопед,).

  • Формы контроля : текущий, промежуточный, итоговой (согласно Положения).  Контрольная работа, диктант, списывание, диагностика узкими специалистами

Организация  психолого-медико-педагогической помощи: взаимодействие специалистов, сопровождающих ребенка с ТНР:

  • обсуждение динамики на ППк;
  • внесение корректировок не менее 1 раза в полугодие;
  • изменение АОП по мере необходимости (в случае отрицательной динамики или очень положительной динамики)

Содержание АОП

1.1.Образовательный блок.

     Обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения.

Обязательные предметный области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО.

     В программе предусмотрено изменение содержания и тематики по предметам: русский язык и литературное чтение .

     Русский язык: содержание рабочей программы не изменена, темы уроков совпадают, для запоминания материала, заданного наизусть пролонгируется (увеличиваются) сроки, по сравнению со здоровыми сверстниками. При написании письменных букв используются памятки с образцами, выполнение звуко – буквенного анализа слова проводится с направляющей помощью учителя с применением опоры.

    Литературное чтение: содержание рабочей программы не изменена, при оценивании навыка чтения учитывается понимание прочитанного, а не скорость чтения.

1.2. Коррекционный блок.

Коррекционно – развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.

Рекомендации ПМПК (из рекомендаций): нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов и сопровождении специалистами: учитель, учитель – логопед, педагог дополнительного образования; врач – ортопед, врач – отоларинголог, врач - офтальмолог.

Программа коррекционной работы включает в себя взаимные направления:

  • диагностическая работа;
  • коррекционно – развивающая работа;
  • консультативная работа;
  • информационно – просветительская работа.

1.2. Коррекционный блок

Психолого - педагогическое сопровождение учащихся с ТНР осуществляют специалисты: учитель начальных классов, учитель-логопед.

 Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления:

•        диагностическая работа;

•        коррекционно - развивающая работа;

•        консультативная работа;

информационно - просветительская работа

Рекомендации ПМПк: нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов и сопровождении специалистами (________________)

Учитель-логопед

Совершенствование фонематических процессов; развитие речевого дыхания, нормативного ритма речи.

Количество занятий с узкими специалистами: учитель-логопед 1 занятие

1.3. Воспитательный  блок

Учитель:

           использует каждую ситуацию формального и неформального общения с ребенком для формирования правильного (социально адекватного, соответствующего смысла ситуации и целям ученика) поведения в различных жизненных ситуациях, сознательного отношения к окружающему миру, к себе и другим.

  • мотивирует учащегося к освоению правильного поведения через осознание им выгоду последствий такового для самого себя и чувства комфорта и радости как его следствие.
  • включает в содержание учебных программ отработку правильного поведения в социально-ролевых взаимодействиях, в частности разыгрывание  сюжетно-ролевых ситуаций на уроке (обращение за помощью, организация игры и т.п.)
  • обучает точному соблюдению принятых правил и самоконтроля в общественных местах.

Родитель:

  • контролирует наличие школьных принадлежностей;
  • обеспечивает посещение занятий с узкими специалистами;
  • обеспечивает выполнение рекомендаций школьного врача и рекомендаций по здоровью ПМПК;
  • посещает родительские собрания (классные, общешкольные) и консультации специалистов;

Основные требования к результатам реализации АОП

  1. Русский язык

Учащийся должен уметь:

Уровень усвоения

  • находить орфограммы в; соответствии с изученными правилами
  • писать под диктовку текст (не более 60 слов); писать изложение текста;
  • выполнять фонетический разбор слова;
  • разбирать по составу слова, простые по структуре (корень, окончание, приставка, суффикс), используя готовые памятки;
  • различать и называть изученные части речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги);
  • различать предложения по интонации;
  • выделять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения в простом двусоставном предложении;
  • устанавливать связь между словами в предложении;
  • определять род, склонение и падеж у имен существительных;
  • пользоваться школьным орфографическим словарем;
  • различать в учебнике текст упражнения, задание, образец, слова для справок.

Самостоятельно

С помощью учителя (карточки)

C опорой

С опорой

Самостоятельно

С опорой

С опорой

Самостоятельно

Самостоятельно

Самостоятельно

  1. литературное чтение

Учащаяся должна знать и уметь:

Уровень усвоения

  • развитие техники чтения
  • понимание прочитанного
  • умения пересказывать
  • отвечать на вопросы

Увеличение на 5-10 слов в мин

По наводящим вопросам

С опорой

Самостоятельно

  1. Социальные навыки

Учащаяся должна уметь:

Уровень усвоения

  • Добираться до дому самостоятельно
  • Следить за своими вещами
  • Записывать домашнее задание
  • Найти пару для работы
  • Обращаться к товарищам за помощью
  • Высказывать корректно замечания и предложения
  • Выслушивать мнение других
  • Организовывать дежурство по классу и в столовой

Самостоятельно

 

Личностый результат.

У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • положительное отношение к урокам русского языка;
  • интерес к языковой и речевой деятельности;
  • представление о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
  • представление об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.).

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  •  первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;

  • мотивов к творческой проектной деятельности.

Ценностно – смысловые установки, отражающие индивидуально – личностые позиции:

  • умеет слушать;
  • участвует в социально –значимых акциях  класса.
  • Дима посещает внеурочные занятия:

«Азбука речи» в понедельник с 12.50 – 13.30

«Краеведение» в среду с 11.50 – 12.30

«Хочу всё знать» вторник с 11.50 – 12.30

«Волшебный пластилин» вторник с 11.50 – 12.30

Личностные качества:

  • умеет признавать и исправлять собственные ошибки.

Система КИМ(ов) АОП

КИМы и критерии оценки проверочных работ  в рамках ООП НОО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Данные рекомендации адресованы работникам образовательных учреждений (административным работникам, педагогам, психологам, классным руководителям, логопедам, тьюторам, и др. специалистам), ответственны...

курсова работа «Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы».

Инклюзивное образование, особенно инклюзия вдошкольном образовании являясь достаточно новой формой получения образования, поэтомуимеет ещёмало опыта, недостаточно подготовленную нормативную базу.Счита...

Программа индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с ЗПР как часть адаптированной образовательной программы

В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития (ЗПР), которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа пс...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Проектирование программы индивидуального сопровождения детей с расстройствами аутистической сферы, как части адаптированной образовательной программы по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования города Москвы«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ У...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА."Часть адаптированной образовательной программы" , Государственное бюджетное образовательное учреждение,Министерство образования и науки Российской Федерации. Сизых Елена Викторовна .

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования города Москвы«МОСКОВСКИЙ ГО...

Рабочая программа «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» 2 класс по адаптированной образовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР

Рабочая программа "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" 2 класс  разработана в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Н...

Адаптированная образовательная программа – основа проектирования индивидуальной образовательной траектории развития детей с ОВЗ

В данной статье я рассмотрела основные направления адаптированной образовательной программы, её структуру, достоинства и недостатки индивидуального обучения, поделилась опытом работы в этом направлени...