Адаптированная образовательная программа
рабочая программа (3 класс)

Назарова Татьяна Витальевна

Адаптированная образовательная программа для детей вариант 5.1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_kl_dyatlov.docx31.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ     «ШКОЛА №15»

«РАССМОТРЕНО»

заседание ППк

протокол № ___

 от «___» _______ 2022 г

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ

Школа №15» приказ №____

от «___» _______ 2022 г

СОГЛАСОВАНО

Родитель/ законный представитель: Екатерина Николаевна Дятлова/__________________

 

Адаптированная образовательная программа

для ребёнка с тяжёлым нарушением речи

ученика 3 «А» класса

Дятлова Дмитрия Дмитриевича

Рекомендации ПМПК (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами; использование методов, активизирующих познавательную деятельность)

  • образовательная программа: адаптированная общеобразовательная программа ФГОС начального общего образования для детей с нарушением речи (вариант 5.1);
  • нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов и сопровождении специалистами: учитель, учитель – логопед, педагог дополнительного образования, врач – ортопед, отоларинголог, офтальмолог.

Разработчики:

учитель начальных классов – Назарова Татьяна Витальевна

учитель – логопед – Третьякова Ирина Константиновна

срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

г. Ачинск

Пояснительная записка

 

Адаптированная рабочая программа (АОП) для учащегося 3 класса с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

Цель реализации адаптированной программы - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программы обучающихся с ТНР предусматривает решение следующих основных задач:

• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ТНР;

           • достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, через использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;

• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР;

• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ТНР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Класс, в котором будет реализован АОП: общеобразовательный класс

Форма получения образования: в образовательной организации (МБОУ «Школа №15»)

Рекомендуемая программа: адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелым нарушением речи.

Степень включенности: полная

Индивидуальные особенности ребенка с ТНР

 Дятлов Дмитрий начал обучение по адаптированной рабочей программе для учащихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) с 2020   года. При проведении стартовой диагностики показал средний уровень (ближе к низкому) готовности к школе,  инструкциям взрослого следует не всегда. Умение самостоятельно работать по предложенному образцу сформировано недостаточно. Постепенное включение в выполнение задания. Утомляемость и работоспособность средняя.  

 Речь замедленна, сформирована на бытовом уровне.  Дима   с трудом подбирает слова для выражения своих мыслей.  В активном словаре  чаще произносит существительные и глаголы.    

      Особенности ВПФ: низкий уровень развития: эмоционально – волевой сферы, устойчивости внимания, оперативной слуховой памяти, регуляторного компонента,  логического мышления.

Специальные педагогические подходы :

  •   индивидуальный подход - предотвращение переутомления; индивидуального темпа работы и объёма предлагаемых заданий; чередование видов деятельности; изучение материала небольшими дозами; использование наглядности, схем-опор, алгоритмов; применение игр и игровых ситуаций; использование метода развития контроля и самоконтроля;
  •   адаптированные программы по литературному чтению и русскому языку.

Перечень УМК и программного обеспечения : авторской программы по русскому языку для 1-4 классов (авт. В.П. Канайкина, В.Г. Горецкий) по системе УМК «Школа России», авторской программы по литературному чтению для 1-4 классов(авторы  Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова т.д.) по системе УМК «Школа России».                              

Количество учебных часов: учебные часы совпадают с учебными часами класса.

Формы организации деятельности ребенка с ОВЗ: полное включение в образовательный процесс и сопровождение специалистов в рамках рекомендаций ПМПК (учитель-логопед,).

  • Формы контроля : текущий, промежуточный, итоговой (согласно Положения).  Контрольная работа, диктант, списывание, диагностика узкими специалистами

Организация  психолого-медико-педагогической помощи: взаимодействие специалистов, сопровождающих ребенка с ТНР:

  • обсуждение динамики на ППк;
  • внесение корректировок не менее 1 раза в полугодие;
  • изменение АОП по мере необходимости (в случае отрицательной динамики или очень положительной динамики)

Содержание АОП

1.1.Образовательный блок.

     Обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения.

Обязательные предметный области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО.

     В программе предусмотрено изменение содержания и тематики по предметам: русский язык и литературное чтение .

     Русский язык: содержание рабочей программы не изменена, темы уроков совпадают, для запоминания материала, заданного наизусть пролонгируется (увеличиваются) сроки, по сравнению со здоровыми сверстниками. При написании письменных букв используются памятки с образцами, выполнение звуко – буквенного анализа слова проводится с направляющей помощью учителя с применением опоры.

    Литературное чтение: содержание рабочей программы не изменена, при оценивании навыка чтения учитывается понимание прочитанного, а не скорость чтения.

1.2. Коррекционный блок.

Коррекционно – развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.

Рекомендации ПМПК (из рекомендаций): нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов и сопровождении специалистами: учитель, учитель – логопед, педагог дополнительного образования; врач – ортопед, врач – отоларинголог, врач - офтальмолог.

Программа коррекционной работы включает в себя взаимные направления:

  • диагностическая работа;
  • коррекционно – развивающая работа;
  • консультативная работа;
  • информационно – просветительская работа.

1.2. Коррекционный блок

Психолого - педагогическое сопровождение учащихся с ТНР осуществляют специалисты: учитель начальных классов, учитель-логопед.

 Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления:

•        диагностическая работа;

•        коррекционно - развивающая работа;

•        консультативная работа;

информационно - просветительская работа

Рекомендации ПМПк: нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов и сопровождении специалистами (________________)

Учитель-логопед

Совершенствование фонематических процессов; развитие речевого дыхания, нормативного ритма речи.

Количество занятий с узкими специалистами: учитель-логопед 1 занятие

1.3. Воспитательный  блок

Учитель:

           использует каждую ситуацию формального и неформального общения с ребенком для формирования правильного (социально адекватного, соответствующего смысла ситуации и целям ученика) поведения в различных жизненных ситуациях, сознательного отношения к окружающему миру, к себе и другим.

  • мотивирует учащегося к освоению правильного поведения через осознание им выгоду последствий такового для самого себя и чувства комфорта и радости как его следствие.
  • включает в содержание учебных программ отработку правильного поведения в социально-ролевых взаимодействиях, в частности разыгрывание  сюжетно-ролевых ситуаций на уроке (обращение за помощью, организация игры и т.п.)
  • обучает точному соблюдению принятых правил и самоконтроля в общественных местах.

Родитель:

  • контролирует наличие школьных принадлежностей;
  • обеспечивает посещение занятий с узкими специалистами;
  • обеспечивает выполнение рекомендаций школьного врача и рекомендаций по здоровью ПМПК;
  • посещает родительские собрания (классные, общешкольные) и консультации специалистов;

Основные требования к результатам реализации АОП

  1. Русский язык

Учащийся должен уметь:

Уровень усвоения

  • находить орфограммы в; соответствии с изученными правилами
  • писать под диктовку текст (не более 60 слов); писать изложение текста;
  • выполнять фонетический разбор слова;
  • разбирать по составу слова, простые по структуре (корень, окончание, приставка, суффикс), используя готовые памятки;
  • различать и называть изученные части речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги);
  • различать предложения по интонации;
  • выделять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения в простом двусоставном предложении;
  • устанавливать связь между словами в предложении;
  • определять род, склонение и падеж у имен существительных;
  • пользоваться школьным орфографическим словарем;
  • различать в учебнике текст упражнения, задание, образец, слова для справок.

Самостоятельно

С помощью учителя (карточки)

C опорой

С опорой

Самостоятельно

С опорой

С опорой

Самостоятельно

Самостоятельно

Самостоятельно

  1. литературное чтение

Учащаяся должна знать и уметь:

Уровень усвоения

  • развитие техники чтения
  • понимание прочитанного
  • умения пересказывать
  • отвечать на вопросы

Увеличение на 5-10 слов в мин

По наводящим вопросам

С опорой

Самостоятельно

  1. Социальные навыки

Учащаяся должна уметь:

Уровень усвоения

  • Добираться до дому самостоятельно
  • Следить за своими вещами
  • Записывать домашнее задание
  • Найти пару для работы
  • Обращаться к товарищам за помощью
  • Высказывать корректно замечания и предложения
  • Выслушивать мнение других
  • Организовывать дежурство по классу и в столовой

Самостоятельно

 

Личностый результат.

У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • положительное отношение к урокам русского языка;
  • интерес к языковой и речевой деятельности;
  • представление о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
  • представление об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.).

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  •  первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;

  • мотивов к творческой проектной деятельности.

Ценностно – смысловые установки, отражающие индивидуально – личностые позиции:

  • умеет слушать;
  • участвует в социально –значимых акциях  класса.
  • Дима посещает внеурочные занятия:

«Азбука речи» в понедельник с 12.50 – 13.30

«Краеведение» в среду с 11.50 – 12.30

«Хочу всё знать» вторник с 11.50 – 12.30

«Волшебный пластилин» вторник с 11.50 – 12.30

Личностные качества:

  • умеет признавать и исправлять собственные ошибки.

Система КИМ(ов) АОП

КИМы и критерии оценки проверочных работ  в рамках ООП НОО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Данные рекомендации адресованы работникам образовательных учреждений (административным работникам, педагогам, психологам, классным руководителям, логопедам, тьюторам, и др. специалистам), ответственны...

курсова работа «Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы».

Инклюзивное образование, особенно инклюзия вдошкольном образовании являясь достаточно новой формой получения образования, поэтомуимеет ещёмало опыта, недостаточно подготовленную нормативную базу.Счита...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Проектирование программы индивидуального сопровождения детей с расстройствами аутистической сферы, как части адаптированной образовательной программы по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования города Москвы«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ У...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА."Часть адаптированной образовательной программы" , Государственное бюджетное образовательное учреждение,Министерство образования и науки Российской Федерации. Сизых Елена Викторовна .

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования города Москвы«МОСКОВСКИЙ ГО...

Адаптированная образовательная программа – основа проектирования индивидуальной образовательной траектории развития детей с ОВЗ

В данной статье я рассмотрела основные направления адаптированной образовательной программы, её структуру, достоинства и недостатки индивидуального обучения, поделилась опытом работы в этом направлени...

Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) психолого-медико-педагогической комисси

Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) п...

КПК по программе «Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС: инклюзивное образование, индивидуальный план, адаптированный образовательные программы»

КПК по программе «Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС: инклюзивное образование, индивидуальный план, адаптированный образовательные программы&r...