Программа курса "Функциональная грамотность"
рабочая программа (3 класс)
программа формирования функциональной грамотности для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_fg.docx | 50.17 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«Функциональная грамотность»
3 класс
Содержание
Пояснительная записка | 3 | |
1. | Планируемые результаты освоения курса «Функциональная грамотность» | 6 |
2. | Содержание курса «Функциональная грамотность» с указанием форм организации и видов деятельности | 8 |
3. | Тематическое планирование курса «Функциональная грамотность» с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Календарно-тематическое планирование 9 | 9 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определяет актуальность понятия «функциональная грамотность», основу которой составляет умение ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать педагогом и сверстниками в учебном процессе, действовать в ситуации неопределенности.
Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей. Главной задачей в системе российского образования является формирование функциональной грамотности личности обучающегося, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры в обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни, достойной Человека. Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования» на первый план наряду с общей грамотностью выступает «формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями. Ключевые компетенции – это свойства и качества, необходимые любому человеку вне зависимости от выбранной им профессиональной сферы деятельности, наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результата в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества.
Программа курса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования. Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Рабочая программа по курсу «Функциональная грамотность» для 3 класса разработана на основе авторской программы Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2023. – 96 с. (Учение с увлечением), федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы воспитания.
Рабочая программа реализуется через учебное пособие: Функциональная грамотность. 3 класс. Тренажѐр для школьников / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2023. – 112 с. – (Учение с увлечением).
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Программа разбита на четыре модуля: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественнонаучная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Воспитательные цели и задачи курса:
Цель – Осознание и проявление положительного отношения к самому себе, к другим людям, к миру вообще, труду (в том числе и учебному), к Отчизне, воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Но образование, ориентированное на развитие личности, достигает цели в той степени, в какой в учебном процессе востребована личность школьника.
Задачи:
Первый этап Первоклассник приходит в школу и обычно хочет учиться, ждет сотрудничества с новым в его жизни взрослым, сначала он осуществляет учебные действия в сотрудничестве с учителем, при его непосредственном и пооперационном руководстве.
Второй этап Усиление самостоятельности детей обеспечиваю за счет опосредованного руководства со стороны учителя и организации учебного сотрудничества детей в малых группах, через побуждение группы к инициативе в постановке вопросов адресованных учителю.
На третьем этапе процесса формирования школьник становится способным максимально самостоятельно выполнять учебную деятельность, в случае необходимости он может построить взаимодействие со сверстником и учителем для преодоления своего незнания, проявляя индивидуальную учебную инициативу.
На четвертом этапе школьник осваивает позицию учителя (сначала более младшего ученика, затем и самого себя). И этот этап имеет место выражению своего отношения (радости, желания помочь, увлеченности, готовности к самоанализу, предпочтения, ценит здоровье и др.) к явлениям окружающего мира, собственной жизни, учению различными средствами, в том числе в форме художественных образов и понятий. Т.е. в какой мере учебный процесс позволяет ему: проживать ситуации выбора, поставить цели задания, урока; возможности сформулировать свой, авторский, вопрос; побуждает выделять из жизненной ситуации те задачи, которые ему важно или интересно решить; критически относиться к предлагаемым нормам жизни, способу решения той или иной задачи; приобретать опыт при достижении целей; осуществлять нравственный выбор поступка; аргументировано изменять свою точку зрения; оценивать события урока и т. д.
Формы и содержание деятельности.
Воспитательная компонента данной программы осуществляется как непосредственно на занятиях, так и на неаудиторных активностях. Человек должен быть функционально грамотным.
Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения курса «Функциональная грамотность»
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса:
∙ овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
∙ сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
∙ осознавать личную ответственность за свои поступки;
∙ уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
∙ осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
∙использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
∙ овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
∙использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
∙ ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
∙ делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
∙ добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
∙перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
∙преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
∙проявлять познавательную и творческую инициативу;
∙принимать и сохранять учебную цель и задачу;
∙планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
∙ контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
∙ уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
∙ оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
∙ адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
∙ доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
∙ слушать и понимать речь других;
∙ совместно договариваться о правилах работы в группе;
∙ учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- способность различать тексты различных жанров и типов;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
∙ способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
∙ способность проводить математические рассуждения;
∙ способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; ∙ способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
∙понимание и правильное использование финансовых терминов;
∙представление о семейных расходах и доходах;
∙ умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
∙представление о различных видах семейных доходов;
∙представление о различных видах семейных расходов;
∙представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
∙ способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
∙ способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками. Формы организации занятий: кружок, игра, соревнование, турнир, практика, экскурсия. Виды деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно – ценностное общение, социальное творчество.
Раздел 3. Тематическое планирование курса «Функциональная грамотность» с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее количество часов на изучение |
1 | Блок «Читательская грамотность» | 8 |
2 | Блок «Естественно-научная грамотность» | 9 |
3 | Блок «Финансовая грамотность» | 8 |
4 | Блок «Математическая грамотность» | 9 |
ИТОГО | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Дата проведения урока | Количество часов | Формы контроля, проекты |
Блок «Читательская грамотность» - 8 часов | ||||
1 | Про дождевого червяка | 1 | ||
2 | Кальций | 1 | ||
3 | Сколько весит облако? | 1 | ||
4 | Хлеб – всему голова | 1 | ||
5 | Про мел | 1 | ||
6 | Про мыло | 1 | ||
7 | История свечи | 1 | ||
8 | Магнит | 1 | ||
Блок «Естественно-научная грамотность» - 9 часов | ||||
9 | Дождевые черви | 1 | ||
10 | Полезный кальций | 1 | ||
11 | Про облака | 1 | ||
12 | Про хлеб и дрожжи | 1 | ||
13 | Интересное вещество – мел | 1 | ||
14 | Чем интересно мыло и как оно «работает» | 1 | ||
15 | Про свечи | 1 | ||
16 | Волшебный магнит | 1 | ||
17 | Проверь себя | 1 | Проверочная работа | |
Блок «Финансовая грамотность» - 8 часов | ||||
18 | Что такое «бюджет»? | 1 | ||
19 | Семейный бюджет | 1 | ||
20 | Откуда в семье берутся деньги? Зарплата | 1 | ||
21 | Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия | 1 | ||
22 | Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш | 1 | ||
23 | На что тратятся семейные деньги? Виды расходов | 1 | ||
24 | На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи | 1 | ||
25 | Как сэкономить семейные деньги? | 1 | ||
Блок «Математическая грамотность» - 9 часов | ||||
26 | Расходы и доходы бюджета | 1 | ||
27 | Планируем семейный бюджет | 1 | ||
28 | Подсчитываем семейный доход | 1 | ||
29 | Пенсии и пособия | 1 | ||
30 | Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы | 1 | ||
31 | Подсчитываем расходы | 1 | ||
32 | Расходы на обязательные платежи | 1 | ||
33 | Подсчитываем сэкономленные деньги | 1 | ||
34 | Проверь себя | 1 | Проверочная работа | |
ИТОГО: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Компьютерная грамотность»
Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образовани...
программа Финансовая грамотность
Программа внеурочной деятельности по формированию основ финансовой грамотности для обучающихся 4 класса. Первый год обучения....
Муниципальная инновационная площадка «С Афлатотом к Афлатуну» ( Преемственности в преподавании программы финансовой грамотности между детским садом и школой)
Программа является организационной основой для создания на базе школы муниципальной инновационной площадки. Программа определяет стратегию и механизмы реализации, основные модели организации дея...
Внеурочная программа "Финансовая грамотность" 1-4кл
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Финансовая грамотность" для 1-4 классов....
Рабочая программа " Финансовая грамотность"
Рабочая программа для 4 класса....
Рабочая программа "Финансовая грамотность"
Рабочая программа "Финансовая грамотность" для 1-4 классов...
Рабочая программа "Финансовая грамотность.История денег" 4 класс
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 4 класса. Это дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности....