Программа курса "Функциональная грамотность"
рабочая программа (3 класс)

Татьяна Владимировна Гольцвардт

программа формирования функциональной грамотности для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kursa_fg.docx50.17 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«Функциональная грамотность»

3 класс

Содержание

Пояснительная записка

3

1.

Планируемые результаты освоения курса «Функциональная грамотность»

6

2.

Содержание курса «Функциональная грамотность» с указанием форм организации и видов деятельности  

8

3.

Тематическое планирование курса «Функциональная грамотность» с  указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Календарно-тематическое планирование                                                                                                                                     9

9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определяет актуальность понятия «функциональная грамотность», основу которой составляет умение ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать педагогом и сверстниками в учебном процессе, действовать в ситуации неопределенности.

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей. Главной задачей в системе российского образования является формирование функциональной грамотности личности обучающегося, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры в обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни, достойной Человека. Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования» на первый план наряду с общей грамотностью выступает «формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями. Ключевые компетенции – это свойства и качества, необходимые любому человеку вне зависимости от выбранной им профессиональной сферы деятельности, наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результата в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества.

Программа курса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования. Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Рабочая программа по курсу «Функциональная грамотность» для 3 класса разработана на основе авторской программы Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2023. – 96 с. (Учение с увлечением), федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы воспитания.

Рабочая программа реализуется через учебное пособие: Функциональная грамотность. 3 класс. Тренажѐр для школьников / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2023. – 112 с. – (Учение с увлечением).

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Программа разбита на четыре модуля: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественнонаучная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Воспитательные цели и задачи курса:

Цель – Осознание и проявление положительного отношения к самому себе, к другим людям, к миру вообще, труду (в том числе и учебному), к Отчизне,  воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

 – поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

   Но образование, ориентированное на развитие личности, достигает цели в той степени, в какой в учебном процессе востребована личность школьника.

Задачи:

Первый  этап Первоклассник приходит в школу и обычно хочет учиться, ждет сотрудничества с новым в его жизни взрослым, сначала он осуществляет учебные действия в сотрудничестве с учителем, при его непосредственном и пооперационном руководстве.  

Второй этап Усиление самостоятельности детей обеспечиваю за счет опосредованного руководства со стороны учителя и организации учебного сотрудничества детей в малых группах, через побуждение группы к инициативе в постановке вопросов адресованных учителю.

На третьем этапе процесса формирования школьник становится способным максимально самостоятельно выполнять учебную деятельность, в случае необходимости он может построить взаимодействие со сверстником и учителем для преодоления своего незнания, проявляя индивидуальную учебную инициативу.

На четвертом этапе школьник осваивает позицию учителя (сначала более младшего ученика, затем и самого себя).   И этот этап имеет место выражению своего отношения (радости, желания помочь, увлеченности, готовности к самоанализу, предпочтения, ценит здоровье и др.) к явлениям окружающего мира, собственной жизни, учению различными средствами, в том числе в форме художественных образов и понятий. Т.е. в какой мере учебный процесс позволяет ему: проживать ситуации выбора, поставить  цели задания, урока; возможности сформулировать свой, авторский, вопрос; побуждает выделять из жизненной ситуации те задачи, которые ему важно или интересно решить; критически относиться к предлагаемым нормам жизни, способу решения той или иной задачи; приобретать опыт при достижении целей; осуществлять нравственный выбор поступка; аргументировано изменять свою точку зрения; оценивать события урока и т. д.    

Формы и содержание деятельности.

Воспитательная компонента данной программы осуществляется как непосредственно на занятиях, так и на неаудиторных активностях. Человек должен быть функционально грамотным.

Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Раздел 1. Планируемые результаты освоения курса «Функциональная грамотность»

Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса:

 ∙ овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

∙ сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

∙ осознавать личную ответственность за свои поступки;

∙ уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные: 

∙ осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

∙использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

∙ овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

∙использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

∙ ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

∙ делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

∙ добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

∙перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

∙преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные: 

∙проявлять познавательную и творческую инициативу;

∙принимать и сохранять учебную цель и задачу;

∙планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

∙ контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

∙ уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

∙ оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные: 

∙ адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

∙ доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

∙ слушать и понимать речь других;

∙ совместно договариваться о правилах работы в группе;

∙ учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

  • способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
  • способность различать тексты различных жанров и типов;
  • умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
  • умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
  • умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: 

 способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

 способность проводить математические рассуждения;

 способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;  способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: 

понимание и правильное использование финансовых терминов;

представление о семейных расходах и доходах;

 умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

представление о различных видах семейных доходов;

представление о различных видах семейных расходов;

представление о способах экономии семейного бюджета.

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: 

 способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

 способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности

Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.

Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.

Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.

Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками. Формы организации занятий: кружок, игра, соревнование, турнир, практика, экскурсия. Виды деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно – ценностное общение, социальное творчество.

Раздел 3. Тематическое планирование курса «Функциональная грамотность» с  указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество часов  на изучение

1

Блок «Читательская грамотность»

8

2

Блок «Естественно-научная грамотность»

9

3

Блок «Финансовая грамотность»

8

4

Блок «Математическая грамотность»

9

ИТОГО

34

Календарно-тематическое планирование

урока

Наименование разделов и тем

Дата проведения урока

Количество часов

Формы контроля, проекты

Блок «Читательская грамотность» - 8 часов

1

Про дождевого червяка

1

2

Кальций

1

3

Сколько весит облако?

1

4

Хлеб – всему голова

1

5

Про мел

1

6

Про мыло

1

7

История свечи

1

8

Магнит

1

Блок «Естественно-научная грамотность» - 9 часов

9

Дождевые черви

1

10

Полезный кальций

1

11

Про облака

1

12

Про хлеб и дрожжи

1

13

Интересное вещество – мел

1

14

Чем интересно мыло и как оно «работает»

1

15

Про свечи

1

16

Волшебный магнит

1

17

Проверь себя

1

Проверочная работа

Блок «Финансовая грамотность» - 8 часов

18

Что такое «бюджет»?

1

19

Семейный бюджет

1

20

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата

1

21

Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия

1

22

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш

1

23

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов

1

24

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи

1

25

Как сэкономить семейные деньги?

1

Блок «Математическая грамотность» - 9 часов

26

Расходы и доходы бюджета

1

27

Планируем семейный бюджет

1

28

Подсчитываем семейный доход

1

29

Пенсии и пособия

1

30

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы

1

31

Подсчитываем расходы

1

32

Расходы на обязательные платежи

1

33

Подсчитываем сэкономленные деньги

1

34

Проверь себя

1

Проверочная работа

ИТОГО:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Компьютерная грамотность»

Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образовани...

программа Финансовая грамотность

Программа внеурочной деятельности по формированию основ финансовой грамотности для обучающихся 4 класса. Первый год обучения....

Муниципальная инновационная площадка «С Афлатотом к Афлатуну» ( Преемственности в преподавании программы финансовой грамотности между детским садом и школой)

Программа  является организационной основой для создания на базе школы муниципальной инновационной площадки. Программа определяет стратегию и механизмы реализации, основные модели организации дея...

Внеурочная программа "Финансовая грамотность" 1-4кл

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления  "Финансовая грамотность" для 1-4 классов....

Рабочая программа " Финансовая грамотность"

Рабочая программа для 4 класса....

Рабочая программа "Финансовая грамотность"

Рабочая программа "Финансовая грамотность" для 1-4 классов...

Рабочая программа "Финансовая грамотность.История денег" 4 класс

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 4 класса. Это дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности....