Муниципальная инновационная площадка «С Афлатотом к Афлатуну» ( Преемственности в преподавании программы финансовой грамотности между детским садом и школой)
рабочая программа (1 класс) на тему

Программа  является организационной основой для создания на базе школы муниципальной инновационной площадки. Программа определяет стратегию и механизмы реализации, основные модели организации деятельности в рамках расширения содержания образования за счет внедрения  курса «Афлатун: социальное и финансовое образование»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon munitsipalnaya_ploshchadka.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»

Адрес:142804, Россия, Московская область, городской округ Ступино, ул. Городищенская, владение 8

тел.: 8(496)6490591

e-mail: okaschool@yandex.ru

Муниципальная инновационная площадка

«С Афлатотом к Афлатуну»

( Преемственности в преподавании программы финансовой грамотности между детским садом и школой)

  1. Программа

Наименование

программы

  Программа деятельности муниципальной инновационной площадки по теме: «С Афлатотом  к Афлатуну»

( Преемственности в преподавании программы финансовой грамотности между детским садом и школой)

Сроки реализации

2018-2022 годы

Основной разработчик программы

МБОУ «СОШ №4»

Нормативно- правовая основа Программы:

Национальная доктрина образования ФГОС Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2022 годы Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации.

Назначение Программы

Программа  является организационной основой для создания на базе школы муниципальной инновационной площадки. Программа определяет стратегию и механизмы реализации, основные модели организации деятельности в рамках расширения содержания образования за счет внедрения  курса «Афлатун: социальное и финансовое образование»

Цель Программы:

Расширение сферы действия финансовой грамотности во  внеурочной деятельности общеобразовательной организации;  совершенствование процесса обучения финансовой грамотности при изучении на уровне общего среднего и основного среднего образования с опорой на знания, полученные в дошкольном учреждении. 

Задачи Программы

  • формировать социальную компетентность учащихся;
  • развивать социальную активность  подростков;
  • получать  предпринимательские, финансовые знания;
  • развивать культуру экономического мышления;
  • способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально - волевую сферу, формировать нравственные качества.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

Обучающиеся научатся:

  •  понимать свои личные ценности, изучат этические аспекты финансов,  познакомятся с тем, как важен баланс между финансовыми навыками и их ответственным использованием;
  • делать сбережения и тратить разумно;
  • применять навыки сбережения и траты для создания максимальных возможностей в своей жизни;
  • оказывать позитивное влияние на свое сообщество;
  • гражданской ответственности, финансовой

грамотности;

  • ориентироваться в нравственном содержании поступков,
  • самооценке, потребности в самоактуализации, самовыражении и самоутверждении;
  • принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, выполнять учебные действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи;
  • анализировать ситуации, подводить анализируемые объекты под понятие, устанавливать аналогии;
  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети;
  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию, аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • видеть суть экономического явления, отличать формальную логику от экономической;
  •  выбирать оптимальный с экономической и нравственной точек зрения вариант и обосновывать свой выбор.

Обоснованность: раньше площадки работали только в детских садах (начинали) или в начальной школе. В 2018/2019 учебном году к нам в школу придут дети из детского сада №6 «Зоренька», которые уже прошли начальный курс «Афлатот». Начинать в школе заново с азов, значит, тратить время даром. Данный проект необходим, т.к. следует разработать преемственную программу, продолжить финансовое образование детей.

Проблема:  в  настоящее время большое внимание в России  и во многих развитых и развивающихся странах, уделяется проблеме низкой финансовой грамотности населения. Повышенное внимание к этой проблеме в настоящее время объясняется следующими причинами:

  • существенным усложнением финансовой системы;
  • ускорением процесса глобализации;
  • появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг;
  • развернувшийся глобальный финансовый кризис;
  • недоверие к институтам финансовых рынков в силу особенностей исторического развития страны

Согласно Распоряжению  Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года №2039-р утверждена «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы».  Цель Стратегии – формирование финансово грамотного поведения граждан, повышение уровня их финансовых знаний, обеспечение доступа граждан к достоверной и надёжной информации о финансовых услугах, в том числе для эффективной защиты прав граждан в качестве потребителей финансовых услуг.

Школа должна помочь учащимся адаптироваться к активной жизни в условиях рынка, к новым экономическим отношениям. Дети значительно раньше сталкиваются с деньгами, узнают об их власти и коварстве, учатся их зарабатывать. Одно из важнейших направлений деятельности школы – это экономическая защита детей. Мы можем помочь детям зарабатывать деньги честным путем, избежать столкновений с «гримасами» молодежного рынка, неправильной эксплуатацией детского труда и другими негативными явлениями.

Детей следует учить не только зарабатывать, но и тратить деньги. Они должны участвовать в составлении бюджета, знать расходную часть и свой вклад в доход. Правильно будет приучать учащихся к расходованию наличных средств на акты милосердия.

Планируемые  результаты освоения Программы

Для обучающихся:

  • повысится осведомлённость о конкурентных преимуществах изучения курса финансовой грамотности;
  • возрастёт мотивация к изучению курса;
  • расширится сфера применения финансовой компетенции за счёт участия в конкурсах, фестивалях, конференциях и т.д., проектной и внеурочной деятельности по предмету;
  • понимание учащимися своих личностных ценностей;
  • изучение этических аспектов финансов;
  • знакомство с Конвенцией ООН о правах ребенка и со своими обязанностями по отношению к самим себе, своей семье, обществу и окружающей среде;
  • понимание важности делать сбережения и тратить разумно;
  • применение навыков сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни.

Для родителей:

  • получат объективную и конкретную информацию о конкурентных преимуществах изучения курса финансовой грамотности

будет приобретён опыт социального партнёрства с педагогами образовательных организаций в рамках мероприятий, направленных на формирование положительного отношения у обучающихся к изучению курса;

  • вовлечение   в структуру плодотворного взаимодействия;
  • изучение  этических аспектов финансов.

Для педагогов:

  • повысится эффективность образовательной деятельности и мероприятий, направленных на привлечение внимания школьников курсу изучения финансовой грамотности  как средству успешной интеграции в современную поликультурную среду;
  • будут разработаны рабочие программы внеурочной деятельности;
  • будут подготовлены промо-материалы для родителей и обучающихся, формирующие положительное отношение к курса изучения финансовой грамотности;
  • будут обеспечены необходимые условия для формирования устойчивой мотивации обучающихся к изучению курса;
  • разработка (адаптация), апробация, внедрение, распространение эффективных моделей информационно-методического сопровождения работы с родителями и обучающимися,  направленная на стимулирование  изучения финансовой грамотности
  • повышение уровня финансовой грамотности педагогов за счёт  обмена опытом;  
  • использование продуктивных образовательных технологий для повышения социокультурной компетентности учащихся;
  • проектирование программ, учебных занятий по внеурочной деятельности;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          
  • апробированная и внедренная программа организации  сбалансированного подхода к социальному и финансовому образованию детей; учебно-тематический план с краткими методическими рекомендациями, перечнем планируемых результатов освоения обучающимися программы, списком литературы для учителей и учащихся.

Для ОО:

  • системная  работа по формированию социальной и финансовой компетентности детей;
  • повысится осведомлённость администрации образовательной организации о перспективах и преимуществах введения курса  изучения финансовой грамотности;
  •  повысится заинтересованность в поддержке инициатив педагогов по совершенствованию процесса финансовой грамотности;
  • будет создана благоприятная информационно-образовательная среда для расширения образовательных возможностей и профессиональных перспектив обучающихся на основе изучения курса;
  • системная профориентационная  работа с детьми младшего школьного возраста;
  • знакомство с мировым педагогическим опытом, современными педагогическими технологиями;
  • обогащение опыта инновационной деятельности;

Для системы образования городского округа Ступино:

  • опыт системной  работы по формированию социальной и финансовой компетентности детей;
  • расширение спектра образовательных услуг: создание объединений  для родителей с целью повышения их уровня финансовой грамотности;
  • развитие социального партнерства  как  организации совместной деятельности: разработка проектов социального взаимодействия  (работа  с государственными структурами, взаимодействие с учреждениями образования, культуры, финансов, производственных предприятий);
  • знакомство с мировым педагогическим опытом, современными педагогическими технологиями;
  • обогащение опыта инновационной деятельности.

Форма организации: внеурочная деятельность. Парная, групповая и индивидуальная работа учащихся; практические и творческие проекты.

Содержание программы

Инновационность при реализации данной программы обусловлена модификацией авторской программы с учётом подготовки учащихся в данном учреждении.

 Данная программа построена на основе принципов непрерывности и преемственности. Непрерывность предусматривает постоянное движение от простого к сложному, сочетание изучения экономических проблем с овладением знаниями других наук, культурой делового общения и поведения. Она осуществляется за счет целесообразной совокупностей путей, средств, способов и форм приобретения, углубления, расширения экономических знаний и умений, формирования экономического мышления, способности к деловому общению, воспитания инициативности, предприимчивости, творческого отношения к делу в целях получения запланированного конечного результат с наименьшими затратами всех видов ресурсов.

Преемственность находит выражение в линейно-циклической структуре, где в  каждый год обучения решаются  общие задачи финансового и социального образования, учитывая  возрастные особенности учащихся.

Учебная  Программа проекта определяет содержание предмета и последовательность его прохождения во внеурочной деятельности. Данная Программа  разработана на 4 года обучения по двум направлениям. Первое направление предполагает обучение детей, посещавших детский сад и прошедших начальный курс «Афлатот» (мотивированных к изучению данной программы). Второе направление предполагает обучение детей,  не посещавших детский сад и не прошедших начальный курс «Афлатот» (немотивированных к изучению данной программы).

В темы года первого направления программы включены темы курса для дошкольников авторской программы «Афлатот» и программы для школьников «Афлатун». К третьему году обучения по двум направлениям темы года соответствуют авторской программе  для школьников «Афлатун» 3 и 4 года обучения. Тема 4 года обучения данной модернизированной  программы соответствует уже пятому году обучения по авторской программе для школьников «Афлатун».

Год обучения

 Темы года первого направления освоения программы  «С Афлатотом к Афлатуну»

Темы года

авторской программы для дошкольников «Афлатот»

Темы года второго направления освоения программы  «С Афлатотом к Афлатуну»

Темы года авторской программы для школьников Афлатун

1 год обучения

Я и моя семья.

Я и мои друзья. Уникальность и различия людей, уважение к другим. Представление об экономии средств.

Я и моя семья: забота о людях, которых мы любим.

Я и мои друзья: помогая друг другу.

Уникальность и различия людей, уважение к другим. Представление об экономии средств.

Уникальность и различия, уважение к другим, представление об экономии средств.

2 год обучения

Я и общество: живем и работаем вместе. Взаимосвязь между ребенком и его семьей, друзьями,  соседями и местными органами управления.  Я и деньги: тратим, копим и делимся. Деньги как средство удовлетворения потребностей, а не желаний.

Я и общество: живем и работаем вместе. Я и деньги: тратим, копим и делимся

Взаимосвязь между ребенком и его семьей, соседями и местными органами управления.  Деньги как средство удовлетворения потребностей, а не желаний.

 Взаимосвязь между ребенком и его семьей, соседями и местными органами управления; деньги как средство удовлетворения потребностей, а не желаний.

3 год обучения

Ответственное поведение и гражданская позиция, развитие чувства собственного достоинства. Совместная деятельность, организационные навыки.

Финансовая этика, забота о сохранении окружающей среды.

Ответственное поведение и гражданская позиция, развитие чувства собственного достоинства. Совместная деятельность, организационные навыки.

Финансовая этика, забота о сохранении окружающей среды.

 Понимание себя через понимание своих чувств, финансовая этика, забота о сохранении окружающей среды.

4 год обучения

Потребности, права и обязанности, доходы, расходы и экономия, демократия и лидерство, удовлетворение нужд и материальное благополучие.

Потребности, права и обязанности, доходы, расходы и экономия, демократия и лидерство, удовлетворение нужд и материальное благополучие.

 Ответственное поведение и гражданская позиция, развитие чувства собственного достоинства, совместная деятельность, организационные навыки.

5 год

обучения

Потребности, права и обязанности, доходы, расходы и экономия, демократия и лидерство, удовлетворение нужд и материальное благополучие.

Мониторинг результатов:

Программой предусмотрен мониторинг результатов освоения компетенций учащимися. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающимися практических заданий. Итоговый контроль реализуется в форме соревнований (олимпиады) по программе.  Программой предусмотрен также мониторинг освоения результатов работы по таким показателям как развитие личных качеств обучающихся, развитие социально значимых качеств личности, уровень общего развития и уровень развития коммуникативных способностей. Формами и методами отслеживания является: педагогическое наблюдение, анализ самостоятельных и творческих работ, беседы с детьми, отзывы родителей.

Результаты деятельности по финансовому и социальному воспитанию распределены по трем уровням.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных и финансовых знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об индивидуальных особенностях человека; некоторых потребностях человека, животных, растений и способах их удовлетворения; о биологически разлагающихся и биологически неразлагающихся материалах; о видах семей и семейных обязанностях; о видах и некоторых функциях денег (мера стоимости и средство обращения), о правилах поведения при походе за покупками.

              Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своей семье и своим семейным обязанностям, к окружающим людям, к окружающей среде.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта работы в команде, взаимопомощи; опыта экономии денег и их правильного использования; опыта поведения при совершении покупок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между детским садом и школой

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».Л. С. Выготский...

Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты

Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты   Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии : ему пре...

Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии : ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль от...

Преемственность между детским садом и школой

Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой. Дошкольное образование – это фундамент вс...

Преемственность между детским садом и школой при подготовке детей к обучению в рамках реализации ФГОС.

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности,...

План работы по преемственности между детским садом и школой

Материалы могут пригодиться заместителю директора по УВР в начальной школе...

Программа преемственности между детским садом и школой

Обычно, когда мы говорим о продлении связи между детским садом и школой, мы выделяемдва понятия: психологической готовности ребенка к обучению в школе и преемственности между дошкольным учреждением и ...