Духовно-нравственное воспитание младших школьников
материал

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на тему: «Духовно-нравственное воспитание младших школьников»

Ещё А.С. Пушкин говорил: "Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности".

В настоящее время проблема духовно- нравственного воспитания детей является одной из основных проблем, стоящих перед каждым родителем, школой, государством и обществом в целом. Оно предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, к своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие таких качеств как: патриотизм, толерантность, товарищество, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

В начальных классах весьма актуальным является: формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

Поэтому с детьми регулярно проводятся различные мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.

Воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией — ролью ученика, школьника. Поэтому, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь учащегося.

Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как “Отечество”, “Малая родина”, “Родная земля”, “Родной язык”.

Проводя внеурочную деятельность в школе, мы добиваемся определенных результатов. Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

В учебном процессе и во внеурочной деятельности я использую современные и инновационные образовательные технологии такие как:

- коллективное творческое дело, в процессе которого происходит формирование личностных деловых качеств: сотрудничество, принятие совместных решений, оказание помощи друг другу, ответственность за общее дело, принятие общего успеха и достижений;

- здоровье сберегающая технология, когда применяются психолого-педагогические приемы, методы, подходы для решения задач сохранения и укрепления здоровья, психологической комфортности;

- игровая технология, которая способствует активизации познавательной деятельности и является эффективным способом организации взаимодействия в коллективе;

- личностно-ориентированная технология предусматривает выявление и максимальное развитие способностей каждого ребенка через дифференцированные и разноуровневые задания, возможности работать в своём оптимальном темпе (индивидуальные маршруты воспитанников).

Особо хочу выделить различные формы работы на уроке литературного чтения. Для меня нравственность – это внутренний духовный мир человека. И моя задача как педагога - делать его богаче, ярче, чтобы восприятие окружающего шло через душу, через сердце, воспитывало чувство прекрасного в ребёнке. Когда ребёнок начинает работать творчески в соавторстве с учителем, сочиняет, выдумывает, украшает свою работу, он становится нравственно лучше, духовно чище, потому что творит и создаёт прекрасное. Наверное, потому, что маленький ребёнок сам по себе ближе к природе, а природа всегда прекрасна в любых её проявлениях, он с огромным энтузиазмом берётся за такие виды работы.

               С большой охотой ученики создают иллюстрации к произведениям. После каждой такой работы мы создаём коллективный альбом, куда входят лучшие рисунки. В конце года результатом такой творческой работы становится коллективный альбом, куда входит творчество каждого ученика в том плане, какой ему ближе, доступней и лучше получается. Каждый оформляет одну страничку на альбомном листе. Это может быть рисунок, ребус, собственный рассказ с иллюстрацией, дружеский шарж, стихотворение, которое ему нравится…. то есть то, что умеет делать ребёнок.

              Работа по духовно-нравственному воспитанию на уроках литературного чтения способствует:

• приобщению детей к нравственным устоям православной культуры;

• помогает детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей;

• способствует их укоренению в детском уме и сердце;

• вырабатывает позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости;

• даёт детям твердые ориентиры добра;

• способствует восприятию интереса к отечественной истории;

• воспитывает любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;

• вводит детей в круг основных православных традиций, показывает их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством;

• способствует изменению сферы интересов ребенка – от пустого времяпровождения у экранов телевизора и компьютера к полезному чтению;

• создаёт почву для возникновения между детьми дружеских отношений.

Хочется поделиться опытом проведения классного часа. Его тема — “Мир человеческих отношений”. Форму его проведения переняла у телевизионного клуба знатоков “Что? Где? Когда?”. Наш классный час проходил в форме викторины и назывался “Можно — нельзя?”.

На классной доске помещается рисунок с изображением совы — символа мудрости. К нему прикреплены разноцветные листки бумаги, на обороте которых написаны правильные ответы на вопросы, а сами вопросы прикреплены вокруг совы в конвертах тех же цветов. Вопросы даны в форме ситуаций, на которые ребята, подумав, должны коллективно ответить. Конвертов семь, расположены они в порядке радужного цвета — символа детской радости, счастья. В одном из конвертов бывает сразу три вопроса — это означает блицтурнир. В другом конверте бывает команда — провести музыкальную паузу, которую мы с удовольствием проводим, исполняя песню «Улыбка».

В конце каждого учебного года я подвожу итоги, было ли интересно жить ребятам в школе. Для этого детям предлагается анкета. Первый вопрос анкеты: “Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились?». Ребята перечислили много мероприятий, проведенных за год, а те ребята, которые пришли в течении учебного года, написали: “Я узнала, что в школе можно не скучать, а жить интересно и весело”. На вопрос “Чему научили тебя наши дела?” дети пишут, что они научились любить Родину, своё село, охранять природу, добросовестно трудиться. Узнали цену честности, доброты и вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде.

Очень интересно проходит игра. Учащиеся садятся за столы небольшими группами, договариваются, кто будет капитаном команды. По очереди капитаны выходят к доске, берут один из конвертов и читают всему классу вопрос-ситуацию. Ребята коллективно находят ответ. Первыми высказывают свою точку зрения капитаны, а затем добавляют или поправляют остальные ребята.

Все эти годы я наблюдала, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу.


Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в

современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК».

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной    задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального ...

Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС

Учителя начального звена нашей  гимназии считают, что младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспита...

«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....