Подпрограмма ЛДПД
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Приложение к программе
«Лето на «отлично»»
Подпрограмма
лагеря с дневным пребыванием детей на базе
МБОУ «Коневская основная
общеобразовательная школа»
«Фортуна»
Подпрограмма рассчитана на детей в возрасте 7 – 12 лет
Срок реализации подпрограммы: июнь 2023 г.
Автор подпрограммы: Кабанова Алёна Ивановна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка– время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Лето - активная пора социализации учащихся, расширения личностного образовательного пространства, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.
Условия летнего оздоровительного отдыха детей с дневным пребыванием уникальны с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Летний отдых сегодня – это наилучшая пора для общения с природой, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, постоянная смена впечатлений, встреча с позитивным неизвестным, поле для творческого развития детей и подростков.
Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами. Досуг, игры, развлечения, различные мероприятия в этой социальной среде побуждают ребенка к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям, имеют познавательный характер.
Каждый год для учащихся от 7 до 12 лет организуется лагерь с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «Коневская ООШ». Необходимым условием организации полноценного отдыха является вовлечение в досуговую летнюю деятельность ребят из многодетных, малообеспеченных семей и семей, попавших в сложную жизненную ситуацию.
Таким образом, за последние годы в нашем лагере были созданы оптимальные условия для организации досуга учащихся, их оздоровления и творческого развития. Результаты позволяют сделать вывод, что работа строится планомерно, учитывая интересы всех ребят в лагере.
Актуальность подпрограммы
Актуальность подпрограммы «Фортуна» заложена в следующих ее качествах:
Социальная полезность - у детей формируются навыки содержательного досуга, здорового образа жизни, коммуникативные навыки.
Многообразие направлений деятельности –подпрограмма предлагает весь спектр видов деятельности детского сообщества, как индивидуальных, так и коллективных. Каждый воспитанник получает возможность неоднократно испытать ситуацию успеха, повысить свою самооценку и статус.
Цель подпрограммы: выявление и развитие способностей ребенка в спорте, туризме, искусстве, техническом творчестве и других видов игровой деятельности.
Задачи:
1. Организация разнообразной досуговой деятельности.
2. Физическое оздоровление детей в условиях временного коллектива, привитие желания к здоровому образу жизни, укреплению здоровья.
3. Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности толерантности.
4. Приобщение ребят к творчеству через исследовательскую деятельность, развитие творческого мышления.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:
- Безопасность всех мероприятий;
- Учет особенностей каждой личности;
- Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;
- Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря;
- Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
- Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;
- Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;
- Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Модель организации лагеря
Основная идея подпрограммы «Фортуна» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.
Смена будет проходить в форме сюжетно – ролевой игры. Реализация целей и задач смены осуществляется через большое морское путешествие на корабле «Фортуна». Экипаж корабля: капитан – начальник лагеря, помощники капитана – воспитатели, мичманы – командиры экипажа, матросы – дети, кок – повар, судовой врач – медсестра. Путешествие будет длиться 14 дней. Каждый день смены будет посвящен открытию одному из островов. Его название будет отмечено на общей карте путешествия. Возможные испытания в пути: шторм, встреча с пиратами, отмели, необитаемый остров на озере, и т.д. помогут ребятам научиться выходить из сложных, экстремальных ситуаций. Препятствия, возникающие на пути, преодолеваются с помощью дружбы и взаимопомощи. И ребята и взрослые - единый экипаж корабля.Каждый член корабля от капитана до матроса должен соблюдать Законы и Заповеди.
Законы: Закон точного времени. Закон доброты. Закон порядочности. Закон дружбы. Закон безопасности. Закон взаимовыручки. | Заповеди: Экипаж – одна семья. Один за всех и все за одного. Порядок прежде всего. Каждое дело вместе Все делай творчески, а иначе зачем? Даже если трудно, доведи дело до конца. Чистота – залог здоровья. |
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим. Экипажем корабля разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый матрос может ежедневно получать «морскую звезду» за активное участие в жизни экипажа и в целом корабля.
Чтобы оценить эффективность данной подпрограммы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют свой воздушный шар настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми.
Утро на «Фортуне» начинается с зарядки на свежем воздухе. Затем матросы идут на вкусный и здоровый завтрак. После завтрака на палубе проводится общее собрание, на котором обсуждается маршрут дня. В течение дня у матросов есть свободное время, которое они могут посвятить любимым занятиям: рисованию, играм, чтению, общению. Если позволяет погода, устраивают спортивные соревнования, подвижные игры на свежем воздухе. После занятий обязательно выполнение правил личной гигиены. В середине дня у матросов обед. Послеобеденное время посвящено спокойным мероприятиям: викторины, творчество. В конце дня проходит «Свечка», на которой можно узнать, как у каждого прошел день, что понравилось или не понравилось, что хотели бы изменить, с каким настроением заканчивается день.
На палубе корабля имеется информационный стенд, на котором отражаются события матросов. Проводится входная диагностика, помогающая определить уровень эмоционального и физического состояния, выявить творческие наклонности детей. Диагностика эмоционального состояния проводится в форме анкетирования, беседы, рисунков. Для определения физического состояния берутся несколько параметров: измерение роста, веста, силовых качеств, скоростно – силовые, координационные, подвижность.
Ежедневно в группе ВК https://vk.com/public189016257 размещается отчет о смене в лагере.
Содержание подпрограммы
Модуль «Будущее России. Ключевые мероприятия»
- Церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации и исполнение Государственного гимна Российской Федерации:
Торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флагаРоссийской Федерации проводится в день проведения открытия (закрытия) смены и в дни государственных праздников Российской Федерации.
- Разговоры о важном
Развитие у ребят ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.
В основе тематики заложены значимые и юбилейные даты.
- Дни Единых действий:
1 июня – День защиты детей (Театрализованное мероприятие от Дома Культуры);
6 июня – День русского языка (Мероприятие в Коневской сельской библиотеке);
12 июня – День России (Мероприятие «Люблю тебя, Россия!»)
- Движение первых:
Мероприятия с целью формирования у детей представления о назначении Общероссийского общественно – государственного движения детей и молодежи «Движение первых».
Участие в тематических акциях #Движение первых
- Цивилизационное наследие России:
Каждый ребенокдолжен понимать, что цивилизационное наследие России прежде всего – это подвиги и примеры ратного труда, судьбоносные исторические события, имена тех, кто прославлял Отечество, а также памятники культуры. В рамках модуля ребята знакомятся с именами конкретных людей, которые прославили Россию, их подвигами. Изучают памятники культуры Отечества.
Вместе с ребятами мы отправимся в Коневскую сельскую библиотеку, и узнаем, что уже на протяжении многих лет формируется книга о наших земляках из д.Конево, в военное и послевоенное время, их подвиги и заслуги. А также ребята узнают историю родной деревни.
- Просветительный проект «Без срока давности»:
Основная задача – показать, какие ценности нашего народа позволили одержать победу над врагами, формирование убеждения о силе духа нашего народа и армии, о их моральном превосходстве.
Посещение мемориальных комплексов и памятных мест, посвященных увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны.
Ребята узнают историю образования Мемориального комплекса в д. Конево и д.Бурцево.
- Содружество Орлят России:
Игровая модель и основные события смен направлены на закрепление социальных навыков и дальнейшее формирование социально-значимых ценностей, укрепление смыслового и эмоционального взаимодействия между взрослыми и детьми, подведение итогов и выстраивание перспектив дальнейшего участия в Программе «Орлята России» или проектах Российского движения детей и молодёжи. Методической основой программ для детских лагерей является методика коллективной творческой деятельности И. П. Иванова.
- Ключевые мероприятия:
Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятия детского лагеря, в которых принимает участие большая часть детей. - Торжественное открытие и закрытие смены (программы). - Тематические и спортивные праздники, творческие фестивали. - Акции, конкурсы, проекты, которые реализуются в течение смены. - Участие во всероссийских мероприятиях и акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.
Модуль «Здоровый образ жизни»
- Вовлечение детей в различные формы физкультурно – оздоровительной работы;
- Выработка и укрепление гигиенических навыков;
- Расширение знаний об охране здоровья
Основные формы организации:
- Зарядка;
- Спортивные игры на стадионе, спортивной площадке (футбол, волейбол, теннис, пионербол, бадминтон);
- Подвижные игры на свежем воздухе «Охотники и гуси», «Белые медведи», «Часики», «Вышибалы»;
- Игры – эстафеты «Веселые старты», «Богатырские потешки», «Последний герой»;
- Викторины «Азбука здоровья», «Светофор», «Школа безопасности»;
- Солнечные ванны;
- Минутка здоровья;
- Ежедневные прогулки.
В лагере с дневным пребыванием вся работа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10 – 15 минут, в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемом спортивном зале. Основная задача – создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса весь день.
Спортивные соревнования, веселые эстафеты, игры, дни здоровья, беседы с врачом, спортивные праздники развивают у детей ловкость и смекалку, помогают им развить различные двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности. В свободную минуту воспитанники принимают участие в подвижных играх, включающих все основные физкультурные элементы: ходьба, бег, прыжки.
Модули «Организация предметно – эстетической среды», «Цифровая среда воспитания», «КТД», «Отрядная работа»
- Изобразительная деятельность (конкурсы рисунков, рисунков на асфальте);
- Конкурсные программы;
- Творческие проекты;
- Игровые творческие программы («Озорное лето», «Планета детства», «Праздник сушек»);
- Праздники («День защиты детей», «Закрытие лагерной смены»);
- Выставка рисунков «Мой лагерный день».
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии. Работая с бумагой, у детей развивается мелкая моторика рук, мышление, фантазия и умение работать со схемами.
Модули «Отрядная работа», «КТД»
- Выполнение трудовых обязанностей (дежурство в столовой, в отрядной комнате);
- Коллективно – трудовые дела.
Трудовая деятельность является одним из важнейших факторов воспитания личности. Изменяется самооценка, под влиянием успехов в трудовой деятельности. Собственное представление о себе и об окружающем мире. В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки. Формируются новые виды мышления.
Модули «Работа с вожатыми», «Ключевые дела», «Профилактика и безопасность», «Работа с родителями», «Детское медиа – пространство», «Социальное пространство»:
- проведение интеллектуальных игр («Поле – чудес», «Собери слово»);
- организация работы библиотеки, проведение тематических библиотечных часов;
- игровая программа по ПДД;
- викторины «Кладоискатели», «Вода»;
- составление презентаций, памяток («Закаливание», «А ты не забыл умыться?»)
- Киноуроки
В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, с другой стороны стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Поэтому интеллектуальная работа направлена на расширение кругозора, развитие интеллекта воспитанников и их познавательной деятельности, развитие мышления, памяти, внимания, формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном образовании».
Киноуроки ориентированы на воспитание у ребят внутренних,нравственных качеств личности, которые напрямую влияют на образ мышления,формирование объективной оценки собственных и чужих поступков, а также ихпоследствий для человека, окружающей среды, государства.
Модули «Социальное партнерство», «КТД», «Экскурсии и походы», «Профориентация»
- посещение музеев;
- праздники «Троица»
Человек духовной культуры – это носитель общечеловеческих духовно – нравственных ценностей; интеллигентность, одухотворенность, бережливость, святость.
Модуль «Будущее России»
- экскурсии (в лес, в краеведческий музей);
- праздники «День независимости России, День памяти»;
- конкурс рисунков
Патриотическое воспитание построено на уважении к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.
Модуль «Дополнительное образование»
- «Подвижные игры» (руководитель Белоковытов А.В.)
Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, для функционирования которой имеется обеспеченность педагогическими кадрами. Так же расширяется кругозор воспитанников, развиваются познавательные интересы и творческие способности детей.
Модуль «Ключевые мероприятия»
- Вовлечение наибольшего количества ребят в различные формы организации досуга;
- Организация деятельности творческих мастерских.
Досуговая деятельность –это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера.
Этапы реализации программы
Подготовительный этап - первый этап, который характеризуется подготовкой к сезону. Основные виды деятельности на данном этапе:
− разработка программы;
− подготовка школы к летнему сезону;
− издание приказа по школе о проведении летней кампании;
− подготовка методического материала;
− отбор кадров для работы в пришкольном оздоровительном лагере;
− составление необходимой документации для деятельности лагеря;
− презентация программы лагеря на педагогическом совете, родительском собрании.
Организационный этап – второй этап смены короткий – 2-3 дня. Основными видами деятельности на этом этапе являются:
− встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
− изучение установок и отношения к здоровому образу жизни;
− формирование детских коллективов (отрядов);
− знакомство с законами, традициями и правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап - на третьем этапе осуществляется организация жизнедеятельности детей по программе:
− реализация основной идеи смены;
− вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
− проведение мастер-классов.
Заключительный этап - четвертый является подведением итогов смены и летнего сезона:
− анализ результатов работы, проделанной в рамках настоящей программы;
− обобщение результатов, внесение в программу изменений и внедрение в практику;
− выработка перспектив деятельности;
− анализ предложений детей, родителей, педагогов внесѐнных по дальнейшему развитию деятельности пришкольного лагеря;
Условия реализации программы
Нормативно – правовые условия:
- Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990 г;
- Устав МБОУ «Коневская ООШ»;
- Положение о лагере дневного пребывания;
- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;
- Инструкции по организации и проведению экскурсий;
- Должностные инструкции работников;
- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;
- Заявления от родителей;
- Экспертное заключение о приемке лагеря;
- Планы работы;
- Договор с ФАПом на оказание медицинского обслуживания;
- СанПин.
Материально – технические условия
Применение | Источник финансирования и материальная база | Ответственные | |
Кабинеты | Игровые комнаты | Материальная база школы. Канцелярские принадлежности для игровых комнат, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Спортивный зал | Занятия спортом, состязания | Материальная база школы | Воспитатели, учитель физкультуры, вожатая |
Спортивная площадка | Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания | Материальная база школы | Воспитатели, учитель физкультуры, вожатая |
Школьный двор | Отрядные дела, игры | Материальная база школы | Воспитатели, вожатая, администрация лагеря |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря | Материальная база школы | Библиотекарь |
Школьная столовая | Завтрак, обед, полдник | Материальная база школы | Повар, администрация лагеря |
Комнаты гигиены | Туалеты, места для мытья рук, раздевалки | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Кадровое обеспечение
Подбор кадров осуществляется директором ОУ. Каждый работник лагеря знакомится с условиями труда, правилами внутреннего распорядка и своими должностными обязанностями. Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах возложенных на них обязанностей.
Начальник лагеря - обеспечивает общее руководство лагерем, издает приказы и распоряжения по лагерю, проводит инструктаж персонала лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма, создает условия для проведения воспитательной и оздоровительной работы.
Воспитатель - осуществляет контроль за соблюдением детьми режимных моментов, организует дежурство отряда по столовой, отрядной комнате. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей. Проводит с детьми беседы по правилам техники безопасности, личной гигиены. Организует всю воспитательную работу с детьми.
Старшая вожатая- организует всю работу в лагере: оформление, КТД, игры и т.д.
Физрук - организует всю спортивную работу лагеря. Решает проблемы физического воспитания детей: укрепление здоровья, физическое развитие детей и т.д. Отвечает за жизнь и здоровье детей во время проведения спортивных и игровых мероприятий.
Психолог - создает условия для благоприятного психологического климата в лагере; проводит консультации с педагогическим коллективом по вопросам психологии и психологических особенностей детей разного возраста, индивидуальные беседы с «проблемными» детьми; осуществляет диагностику в отрядах по проблеме эмоциональной удовлетворенности детей в отряде, в лагере, степени сплоченности отрядов.
Медицинский работник - проводит оздоровительную работу с детьми на основе дифференцированного подхода; осуществляет контроль за санитарно-гигиеническими нормами в лагере, питанием детей, соблюдением режимных моментов, своевременно оказывает необходимую медицинскую помощь детям и работникам лагеря.
Библиотекарь оказывает помощь в реализации программ дополнительного образования художественно-эстетического, культурологического и научно-технического направлений.
Школьный краеведческий музей содействует в реализации программы «Гражданско-патриотического воспитания».
Финансовое обеспечение
∙ питание детей осуществляется за счет средств бюджета района и родительской платы;
∙ досуговые мероприятия оплачиваются за счет родительских средств.
Ожидаемые результаты
∙ общее оздоровление детей и приобретение ими положительных эмоций;
∙ развитие лидерских и организаторских навыков, выявление и раскрытие способностей детей в спорте, творчестве, искусстве и других видах деятельности;
∙ более глубокое понимание своего внутреннего мира и поведения, приобретение умения познания мира, самого себя и другого человека;
∙ формирование навыков партнерского сотрудничества со сверстниками и взрослыми в решении проблемных ситуаций;
∙ расширение кругозора, умений и навыков в области прикладного творчества, физической культуры и других видах деятельности;
∙ самореализация, саморазвитие и самосовершенствование детей и подростков в процессе участия в жизни лагеря;
∙ привитие навыков самообслуживания;
∙ воспитание чувство патриотизма и уважения к родной природе.
Знать
∙ причины различных заболеваний;
∙ рацион питания;
∙ о влиянии хорошего настроения на здоровье человека;
∙ виды закаливания организма;
∙ о пользе утренней зарядки жизнедеятельности человека;
∙ о вреде солнечных лучей;
∙ лекарственные растения;
∙ правила личной гигиены;
∙ способы снятия усталости организма;
∙ отрицательное влияние никотина и алкоголя на организм человека;
∙ режим работы с книгой, компьютером, просмотром телевизора;
∙ комплекс упражнений для сохранения осанки.
Уметь
∙ выполнять дыхательную гимнастику;
∙ проводить процедуры закаливания;
∙ правильно чистить зубы;
∙ находить полезную информацию о ЗОЖ;
∙ выполнять комплексы утренней зарядки;
∙ правильно загорать;
∙ использовать лекарственные растения при простых заболеваниях (ушиб, порез, простуда);
∙ выполнять правила личной гигиены;
∙ выполнять гимнастику для глаз;
∙ выбирать продукты полезные для питания;
∙ выполнять уборку помещения;
∙ соблюдать правильную осанку.
Научно – методическое обеспечение
1.Артамонова Л.Е. Летний лагерь: организация, работа вожатого, сценарии мероприятий.1-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.
2.Григоренко Ю.Н. Кипарис-3. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. - М.: Педагогическое сообщество России, 2003.
3.Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база) -Волгоград: издательство « Учитель», 2006
4.Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
5.Жиренко О.Е., Обухова Л.А. «Праздник – ожидаемое чудо!» Лучшие внеклассные мероприятия 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
6.Жиренко О.Е., Яровая Л.Н. и др. «Внеклассные мероприятия» 3 класс. – М.: ВАКО, 2007.
7.Жиренко О.Е., Яровая Л.Н. и др. «Внеклассные мероприятия» 4 класс. – М.: ВАКО,2005г.
8.Макаренко И.В. «Позывные лета». М.: Народное образование. Ставрополь: Сервисшкола, 2003.
9.Малахова М.М., Ерёменко Н.И. и др. «Праздники в начальной школе: сценарии, литературные игры, викторины, конкурсы». – Волгоград: Учитель, 2006.
10.Рыжова Н.А. «Не просто сказки: экологические рассказы, сказки и праздники». – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2002.
11.Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008.
12.Проектпримерной рабочей программы воспитания для организаций отдыха детей и их оздоровленияМинистерство Просвещения Российской ФедерацииФедеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение«Всероссийский Детский Центр «Смена», одобрена решением методического советаФГБОУ «Всероссийский детский центр «Смена»(протокол от 7 апреля 2023 г. № 5)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подпрограмма «Город моей мечты»
Подпрограмма «Город моей мечты» является частью авторской программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся младших классов «Юные патриоты» и представляет собой вариант орг...
Подпрограмма «Край Поволжский»
Подпрограмма «Край Поволжский» является частью авторской программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся младших классов «Юные патриоты» и представляет собой вариант орга...
Подпрограмма «Россия-родина моя!»
Подпрограмма «Россия-родина моя!» является частью авторской программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся младших классов «Юные патриоты» и представляет собой вариант о...
Подпрограмма "Развитие речи" к комплексной программе подготовки к школе "Малая гимназия"
Подпрограмма "Развитие речи" к комплексной программе подготовки к школе.Подпрограмма дополнительного образования для детей шестилетнего возраста «Развитие речи» направлена на общее развитие ребенка, п...
Реализация требований метапредметной подпрограммы «Чтение: работа с информацией» на уроках изобразительного искусства в 1 классе
Проект по реализации метапредметной программы "Чтение: работа с информацией" на уроках изобразительного искусства ы 1 классе (система учебников "Начальная щкола XXI века"). КИМ на 1 полугодие....
Реализация требований метапредметной подпрограммы «Чтение: работа с информацией» на уроках изобразительного искусства в 3 классе
Проект по реализации метапредметной программы «Чтение: работа с информацией» на уроках изобразительного искусства в 3 классе, КИМы за 3 четверть, разработка урока....
Документация для сотрудников и воспитанников ЛДПД
Материал содержит документацию для организации работы лагеря с дневным пребыванием детей (ЛДПД):Правила внутреннего распорядка;Должностные инструкции для сотрудников;Инструктажи для воспитанников;Прав...
- Мне нравится (1)