«Дизорфография как вид нарушения письменной речи»
презентация к уроку (2 класс)

Дизорфография – специфическое расстройство усвоения орфографических навыков, опосредованное нарушением речевого онтогенеза и невербальных психических процессов.

Проявляется устойчивыми, частотными орфографическими ошибками на письме, возникающими и повторяющимися, несмотря на знание учащимся орфографического правила.

Дизорфография выявляется в процессе диагностики сформированности устной и письменной речи, анализа рабочих тетрадей ученика.

Коррекционный логопедический процесс включает формирование фонетико-фонематического, лексического, грамматического, морфологического, синтаксического компонентов речевой системы, развитие ВПФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл коррекция дисорфографии1.08 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Дизорфография как вид нарушения письменной речи» Подготовила Евдокушкина Е.А. Учитель-логопед МБОУ Школа №14 Г.Саров

Слайд 2

Дизорфография – специфическое расстройство усвоения орфографических навыков, опосредованное нарушением речевого онтогенеза и невербальных психических процессов. Проявляется устойчивыми, частотными орфографическими ошибками на письме, возникающими и повторяющимися, несмотря на знание учащимся орфографического правила. Дизорфография выявляется в процессе диагностики сформированности устной и письменной речи, анализа рабочих тетрадей ученика. Коррекционный логопедический процесс включает формирование фонетико-фонематического, лексического, грамматического, морфологического, синтаксического компонентов речевой системы, развитие ВПФ.

Слайд 3

Причины дизорфографии Трудности овладения орфографическими навыками в начальном звене школы объясняются следующими механизмами: • Несформированностью языковых функций. • Несформированностью Высших психических функций

Слайд 4

три вида дизорфографии Морфологическая Синтаксическая Смешанная

Слайд 5

три степени дизорфографи и Легкая степень. Средняя степень. Тяжелая степень.

Слайд 6

Симптомы дизорфографии • Ребенок не может запомнить и часто смешивает такие термины, как «звук», «слог», «слово» и некоторые другие. • Содержание правил правописания усваивается детьми с данной речевой патологией формально и в более длительные сроки по сравнению с одноклассниками в норме. • Ребенку практически недоступна система суждений и умозаключений, благодаря которым возможно выделение искомых слов (проверочного и проверяемого), а также цепочка действий и операций по их осуществлению. • Невозможность самостоятельно, своими словами пересказать содержание орфограммы, сделать обобщение, вывод. • Неверные примеры слов на пройденные орфограммы. • Грамматические признаки орфограмм обычно усваиваются формально. • Трудности усвоения операций и способов проверки слов. • Дети с дизорфографией не выделяют « ошибкоопасные » места в словах, подчиняющихся морфологическому принципу письма. Написание таких слов требует определенной многооперационной проверки. • Самопроверка не дает положительных результатов.

Слайд 7

Диагностика В ходе логопедической диагностики оценивается уровень понимания речи, владения связной речью и грамматическими нормами, сформированности звукопроизношения и звукослоговой структуры слов, объем словаря. При изучении письменных работ (сочинений и изложений) учитель-логопед обращает внимание на наличие и ведущий тип грамматических ошибок, определяет степень тяжести и характер речевого нарушения. К оценке сформированности ВПФ привлекается школьныйпсихолог . В первую очередь, дизорфографию дифференцируют от дисграфии , в основе которой лежит нарушение фонематического принципа письма. Кроме того, трудности усвоения и использования грамматических правил могут быть связаны с частыми заболеваниями ребенка и пропусками школы, педагогической запущенностью, переводом ребенка на обучение к другому учителю или по другой программе. В подобных случаях грамматические пробелы имею нестойкий характер и преодолеваются при объяснении и усвоении орфографического правила.

Слайд 8

Коррекция дизорфографии • Совершенствование фонетико-фонематических компетенций. • Расширение лексики. • Усвоение грамматических норм. • Работа над словообразованием. • Развитие синтаксических представлений. • Развитие орфографического самоконтроля. Параллельно с коррекцией дизорфографии проводится работа по развитию когнитивных функций: речеслуховой и зрительной памяти, внимания, языкового мышления, аналитико-синтетической деятельности. Данные психические процессы играют существенную роль в усвоение основных принципов письма, поскольку способствуют формированию самоконтроля в рамках учебной деятельности.

Слайд 9

Профилактика Для орфографически правильного письма Чтобы сформировать Надо владеть Процессы усвоения таких абстрактных грамматических понятий, как «звук», «буква», «слог», «слово», «имя существительное», «склонение» Рядом мыслительных действий (анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения, классификации и некоторых других). Написание окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наиболее часто употребляемых суффиксов Элементарными представлениями об основных временных и количественных отрезках, умением сравнивать, находить сходство и различие. Усвоение графических изображений букв, условных обозначений, таблиц и схем Сформированным зрительным восприятием и ориентировкой в пространстве Усвоение правил правописания Развитой мелкой моторикой рук, сформированными каллиграфическими навыками Орфографический навык Высоким уровнем развития процессов абстракции, основанных на приемах звукобуквенного анализа, синтеза, формирования представлений; умении оперировать грамматическими понятиями («звук», «буква», «слово» и т.д.), а также процессов запоминания, сохранения и воспроизведения. Языковые обобщения Сформированными операциями сравнения, сопоставления, определения сходного и различного. Усвоение орфограмм Сформированными операцияями систематизации и классификации «Языковое чутье» (система определенных языковых связей, довольно высокая степень практического владения морфологическими и синтаксическими обобщениями, сформировавшимися на «дограмматической» ступени речевого развития детей. Достаточно развитым фонематическим слухом, формирующимся в дошкольном возрасте в речевой деятельности (в процессе аудирования , говорения) и под воздействием специальных упражнений.

Слайд 10

Примеры ошибок

Слайд 12

Профилактика Большую роль в раннем выявлении нарушений письменной речи играет слаженная совместная работа учителя начальных классов, школьного логопеда и детского психолога. Своевременно начатый, систематический и четко спланированный коррекционный процесс помогает преодолеть дизорфографию и справиться с освоением школьной программы .

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подводные камни процесса формирования письменной речи.Приёмы и методы по преодолению нарушений письменной речи.

Данная презентация поможет учителю-логопеду общеобразовательной школы подготовить и провести семинар для родителей....

Нарушение письма - что это? Предупреждение нарушений письменной речи у младших школьников.

Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе....

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи

Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли -показатель культурного уровня человека. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служат камнем преткновения в ...

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с учащимися 4 классов, имеющих нарушения письменной речи (дизорфография)

Планирование предназначено для учителей-логопедов, работающих с детьми, имеющими нарушения письменной речи-дизорфография. Также, может использоваться учителями начальных классов, планирующих работу с ...

Диагностика и устранение дизорфографии у детей с нарушением письменной речи.

Диагностика и устранение дизорфографии у детей с нарушением письменной речи....