РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности кружок « Умка»
рабочая программа (1, 2, 3 класс)

Сидорова Светлана Владимировна

Программа  кружка «Умка»    направлена на приобретение опыта творческой деятельности, что  позволяет  детям эффективно решать личные и  учебные проблемы, с которыми он сталкивается в  процессе обучения.

Чтобы успешно решать проблемные задачи,  ученик должен обладать определенной  культурой мышления, которая позволит организовать систему знаний, являющуюся надежной основой для полноценной выработки и принятия эффективных решений. Знания должны быть системно организованы, гибкими и динамичными, носить ценностно-смысловой и процедурный характер, быть оперативны, должны быть осмыслены учеником.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОГОРЕЛЬСКАЯ ОСНОВНАЯ  ШКОЛА»

СОГЛАСОВАНО

«____»____________20_____г.

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Погорельская ОШ»

/________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Приказ №_______

от «____» __________20______г.

И.о.директора МБОУ «Погорельская ОШ» «/__________/___________________/

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

кружок « Умка»

срок реализации 2021-2022 уч.год

Сидорова Светлана Владимировна

(Ф.И.О. составителя программы)

Погорелье 2021г.

Рабочая программа кружка « Умка»  

1 час в неделю (всего 34 часа) 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  кружка «Умка»    направлена на приобретение опыта творческой деятельности, что  позволяет  детям эффективно решать личные и  учебные проблемы, с которыми он сталкивается в  процессе обучения.

Чтобы успешно решать проблемные задачи,  ученик должен обладать определенной  культурой мышления, которая позволит организовать систему знаний, являющуюся надежной основой для полноценной выработки и принятия эффективных решений. Знания должны быть системно организованы, гибкими и динамичными, носить ценностно-смысловой и процедурный характер, быть оперативны, должны быть осмыслены учеником.

Начальная школа должна уделять все большее внимание проблемам формирования творческого стиля мышления в процессе обучения и воспитания учащихся. Для этого необходим переход на личностно ориентированную систему образования, активно способствующую саморазвитию личности. Появилась потребность в инновационных технологиях, внедрение которых в учебный процесс способствовало бы воспитанию творчески мыслящей личности.

 

Рабочая программа кружка составлена в соответствии с учебным планом  МБОУ «Погорельская ОШ» Велижского района Смоленской области на 2021-2022учебный год.

 

Целью программы является:

  • развитие творческих  способностей, неординарного мышления у детей младшего школьного возраста,  позволяющих решать проблемные задачи;
  • создание  творческих   проектов;
  • формирование  умений  решать  изобретательские (проблемные) задачи,

         воспитание мыслящей личности, проявляющей интерес к собственному           творчеству, к поиску рациональных решений.

Задачи программы:

  • выработать навыки превращения знаний в инструмент творческого освоения мира;
  • создать условия для раскрытия  интеллектуальных способностей учащихся;
  • развить системно-диалектический стиль мышления, креативность и воображение;
  • способствовать формированию самоорганизующейся, творческой личности.

 Основные виды деятельности:

-- решение логических задач по разным отраслям знаний

-- работа с различными источниками информации

-- составление собственных логических задач, ребусов, головоломок

-- интеллектуальные игры

-- экскурсии.

     Особенностью организации  кружка 

Содержание программы  тесно связано с учебными предметами, что обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности.  Элементы ТРИЗ легко интегрируются с базовыми предметами начальной школы, а также с такими предметами как информатика, ИЗО, математика, литература, окружающий мир  и другие.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.  

  Годовой курс программы рассчитан на 34 часа 1 занятие  в неделю.  

     

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса   является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

-проговаривать последовательность действий.

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

-учиться работать по предложенному учителем плану.

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности товарищей.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

-находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-слушать и понимать речь других.

-читать и пересказывать текст.

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты  изучения курса:

   Обучащийся научится:

  •  выделять свойства предметов;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  • приводить примеры отрицаний;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. 

 Обучащийся получит возможность научиться: 

- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

- целеполагать (ставить и удерживать цели);

- планировать (составлять план своей деятельности);

- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Ожидаемый результат:

   Интеллектуальные знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков. Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность.

  Ребенок самостоятельно  и во взаимодействии с педагогом,   сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать, оценивать ситуацию и полученный результат.

 

                          Учебно-тематический план кружка «Умка»

№п/п

Раздел

Тема, содержание

Количество часов

1

Математика

 Интересные приёмы устного счёта.

1

 2

Математические горки.

1

 3

 Загадки-шарады.

Обучение разгадыванию шарад.

1

  4

 Открытие нуля. Загадки-смекалки.

1

 5,6

 Что скрывает сорока? Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа.

2

 7

Нестандартные задачи.

1

 8,9

 Что бы это значило?

Обучение решению и составлению рисуночных ребусов.

2

 10

 Что увидел Шерлок Холмс? Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей.

1

 11

 Математический брейн-ринг.

1

 12

Литературное чтение

Путешествие в сказку. Решение загадок и логических задач о сказочных героях.

1

 13

Рифмы. Сочинение стихов по выбору учащихся.

1

 14

Учусь сочинять сказки.

1

 15,16

Карусель загадок. Обучение разгадыванию  и составлению загадок.

2

 17

Окружающий мир

Наши имена. Знакомство со значениями имён, нахождение соответствий русских и иностранных имён, разгадывание и составление ребусов.

1

 18,19

Из истории родного края. Создание  буклета.

2

 20

Экскурсия. Моя улица.(безопасность на дороге).

 1

 21

Оранжерея на окне. Создание буклета.

 .

1

 22

Красная книга – важная книга. Создание буклета(презентации)

1

 23

Интеллектуальная игра « Велиж– мой город родной».

1

 24,25

Русский язык

Вежливые слова. Диалоги. Сценки. Анализ ситуаций.

2

 26,27

Крылатые слова. Знакомство с фразеологизмами, их значением и происхождением.

2

 28,29

Шиворот-навыворот. Знакомство с антонимами и синонимами.

2

 30,31

Пословица недаром молвится. Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц  их иллюстрирование.

Пословицы и поговорки.

2

 32,33

Прятки с предлогами. Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги.

2

 34

Конкурс эрудитов «Самый, самый…»

1

Содержание курса

 (34 часа)

Раздел:  « Математика» (11ч.)

 Интересные приёмы устного счёта.   Математические горки. Загадки-шарады.

Обучение разгадыванию шарад. Открытие нуля. Загадки-смекалки. Что скрывает сорока? Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа. Что увидел Шерлок Холмс? Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей. Математический брейн-ринг.

 

Раздел: «Литературное чтение» (5ч.)

Путешествие в сказку. Решение загадок и логических задач о сказочных героях. Рифмы. Сочинение стихов по выбору учащихся. Учусь сочинять сказки. Карусель загадок. Обучение разгадыванию  и составлению загадок.

Раздел: « Окружающий мир» (7ч.)

Наши имена. Знакомство со значениями имён, нахождение соответствий русских и иностранных имён, разгадывание и составление ребусов. Из истории родного края. Создание  буклета. Экскурсия. Моя улица.(безопасность на дороге). Красная книга – важная книга. Создание буклета(презентации). Интеллектуальная игра « Велиж– мой город родной» (История и культура родного края.)

Раздел: «Русский язык» (11ч.)

Вежливые слова. Диалоги. Сценки. Анализ ситуаций. Крылатые слова.

Знакомство с фразеологизмами, их значением и происхождением. Шиворот-навыворот. Знакомство с антонимами и синонимами. Пословица недаром молвится. Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц, иллюстрирование. Пословицы и поговорки.

Прятки с предлогами. Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги.

Конкурс эрудитов «Самый, самый…» Конкурс эрудитов «Самый, самый…»

Календарно-тематический план кружка «Умка»

Раздел, тема

Кол-во часов

Содержание

Дата

план

Примеч

1

Математика. Интересные приёмы устного счёта.

1

Приёмы устного счёта.

2

Математические горки.

1

Счёт по лесенке.

3

Загадки-шарады.

1

Обучение разгадыванию шарад.

4

Открытие нуля. Загадки-смекалки.

1

Открытие нуля. Загадки-смекалки.

5,6

Что скрывает сорока?

2

Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа.

7

Нестандартные задачи.

1

Решение нестандартных задач.

8,9

Что бы это значило?

 

2

Обучение решению и составлению рисуночных ребусов.

10

Что увидел Шерлок Холмс?  

1

Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей.

11

Математический брейн-ринг.

1

Математический брейн-ринг.

12

Литературное чтение. Путешествие в сказку.

1

Решение загадок и  логических задач о сказочных героях.

13

Рифмы.  

1

Сочинение стихов по выбору учащихся.

14

Учусь сочинять сказки.

1

Учусь сочинять сказки.

15,16

Карусель загадок.  

2

Обучение разгадыванию  и составлению загадок.

17

Окружающий мир. 

Наши имена.  

1

Знакомство со значениями имён, нахождение соответствий русских и иностранных имён, разгадывание и составление ребусов.

18,19

Из истории родного края.  

2

Из истории родного края. Создание  буклета  о исторических и культурных памятных местах родного края.

20

Экскурсия. Моя улица.

1

  Моя улица.(безопасность на дороге).Правила дорожного  движния, условные знаки. Схема пути  в школу и обратно.

21

Оранжерея на окне.  

1

Создание буклета комнатных растений с их описанием и правилом ухода.

22

Красная книга – важная книга.  

1

Создание буклета о редких растениях и животных родного края. (презентация)

23

Интеллектуальная игра

«Велиж– мой город родной».

1

История и культура родного края.

24,25

Русский язык.

Вежливые слова.  

2

Вежливые слова. Диалоги. Сценки. Анализ ситуаций.

26,27

Крылатые слова.  

2

 Знакомство с фразеологизмами их значением и происхождением.

28,29

Шиворот-навыворот.  

2

 Знакомство с антонимами и синонимами.

30,31

Пословица недаром молвится.  

2

 Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц   и поговорок  их   илллюстрирование.

Пословицы и поговорки.

32,33

Прятки с предлогами.  

2

Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги.

34

Конкурс эрудитов «Самый, самый…»

1

Разгадывание загадок, ребусов,шарад.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности. Кружок "Поиграй-ка"

Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы  (М., Просвещение, 2010 г.)...

Программа внеурочной деятельности (кружок "Акварель" ФГОС)

Внеурочная деятельность по художественному направлению в рамках ФГОС. Рабочая программа включает: пояснительную записку, цели и задачи, тематическое планирование, результаты, диагностики....

Программа внеурочной деятельности (кружок "Подвижные игры" ФГОС)

Программа составлена для учащихся начальных классов....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖОК «ГЕОМЕТРИКА»

ЛИЦЕНЗИРОВАНА НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ21 декабря 2011 года программа внеурочной деятельности «Кружок «Геометрика» прошла экспертизу в Академии постдипломного педаго...

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности. Кружок "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?" (проектная деятельность)

Муниципальное  общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №61»Ленинского района  города Саратова   «Рассмотрено» Руководитель МО ____________ Н.В.Юрина...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...