Упражнения для речевого развития младших школьников
материал (1 класс)

Лазукина Елена Сергеевна

Развивать речь детей - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Упражнения для речевого развития  младших школьников

                                                                                              Лазукина  Елена Сергеевна

                                                                                                   учитель начальных классов

                                                                                      МБОУ «СОШ №2»

Упражнения для речевого развития  младших школьников

      Начальная школа – первая ступень общего образования. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

       Развитие речевой деятельности детей происходит на всех уровнях обучения: и естествознания, и музыки, и математики и др. Однако основной базой для решения задач развития речевой деятельности являются уроки русского языка и литературы.

        В начальном курсе русского языка все более четко выступают две взаимосвязанные подсистемы: языковое образование и речевое развитие. При этом знания по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Сегодня приходится констатировать, что, несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, наблюдаемое в последние годы, эти задачи решаются не полностью. И речевая среда, в которой растет ребенок, не всегда удовлетворяют школу, и обучение речевой деятельности пока страдает большими недостатками.

       К моменту поступления в школу, дети в большинстве случаев имеют достаточно тренированный речевой аппарат и достаточно развитый речевой слух, чтобы различать на слух и воспроизводить в собственной речи все смыслоразличительные свойства звуковых единиц. Между тем, специальные исследования детской речи показывают, что в развитии произносительного навыка учащихся имеются существенные проблемы. Так значительная часть учащихся начальной школы не владеет достаточно четкой членораздельной речью. Это отражается и на навыках письменной речи: плохая дикция часто является причиной ошибок типа описок. 

      Проблемы формирования коммуникативной компетенции у младших школьников: 
речевая среда, в которой растет ребенок; недостатки развития речевого аппарата (около половины класса с логопедическими проблемами); недостаточное развитие речевого слуха; нарушение литературной произносительной нормы; бедный словарный запас детей; низкая мотивация речи. 

      Направления работы по развитию речевой деятельности : 
Развитие произносительного уровня: техника (правильное дыхание, дикция); орфоэпия; интонация (мелодика, интенсивность, темп или длительность, пауза, особый тембр). 

Источники обогащения словаря: 
Речевая среда в семье, среди друзей. Речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение. Учебная работа в школе (учебники, речь учителя). Словари, справочники. 

 Виды упражнений: устный пересказ прочитанного в различных вариантах; различные текстовые выступления учащихся; различные импровизации; сочинение по теме, по картине, по предложенному или самостоятельно составленному плану, по началу и концу, по заданной схеме сюжета; записи по наблюдениям, ведение дневников; различные виды драматизации, инсценировка; статьи в газеты, отзывы о прочитанном. 

      Развивать речь детей - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

      Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения. Поскольку половина новых слов входит в словарь младших школьников через эти уроки.

Поэтому перед учителями стоят задачи:

  1. расширить детский словарь;
  2. пассивный словарь сделать активным;
  3. обогатить речь ученика образными словами и выражениями.

       Все это имеет большое значение для общего развития ребенка. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз.

      Такие задания в основном даются детям на уроках русского языка. В книгах для чтения помещены высокохудожественные произведения, воспитывающие у учащихся высокую нравственность. Но это воспитывающее содержание окажет благотворное влияние на учащихся, если повысится их интеллектуальная и эмоциональная активность на уроке (таким образом, продолжается работа по развитию устной речи).

      Дети -наивные реалисты, они очень эмоциональны. Сюжет они воспринимают фрагментарно, он в их сознании рассыпается на отдельные события. Поэтому, задача учителя постараться пережить это событие вместе с детьми, сделать так, чтобы ребенок был героем рассказа. Например, можно предлагать такие задания:

  • составьте рассказ о том, как бы вы поступили в данном случае;
  • представьте себя в виде цветка (и т.п.), чтобы вы смогли рассказать на
    его месте;

            измените рассказ, дополнив его описанием реки, леса и т.п.;

            представьте отрицательного героя - положительным. Как бы тогда
           изменился смысл рассказа.

Такие задания помогают развивать у детей творческие способности, способствуют раскрепощению в диалоге. Очень часто процесс общения в начальной школе на уроках сводится к простейшей беседе или расспросу, что затрудняет развитие устной речи младшего школьника, ограничивает его возможности широко и свободно мыслить. Вместе с тем дети часто испытывают трудности в общении на уроке из-за неумения вести диалоги

  • Выделить слова, содержащие новые сведения;
  • Завершить составление предложения, поставив новые сведения в его
    конец;
  • Проверить развитие мысли.

     Существует два способа организации подобных упражнений:

  1. с помощью специальным образом поставленных задач;
  2. с помощью выделения того аспекта содержания, который является
    важным для данной речевой ситуации

       Например: составь из слов предложение (шкатулка, на, мы, чердак, деревянный, найти) расставив их в таком порядке, чтобы было понятно:

а) чо нашли

б) где нашли

в) что сделали с деревянной шкатулкой на чердаке.

      Так же в качестве теоретической основы обучения школьников построению предложения могут быть использованы некоторые положения теории актуального членения предложения. Среди них выделяются в первую очередь задания:

  1. На составление предложения из «рассыпанных» слов;
  2. Из слов...составь такие предложения, чтобы они продолжили и
    развили мысли, высказанные в предложениях...(при этом предлагать
    нужно минимум два предложения);
  3. Спиши текст. Вместо точек впиши подходящее по смыслу
    предложение (которое наиболее удачно продолжает и развивает мысль,
    высказанную в предыдущем предложении);
  4.  Прочитай текст, спиши, пользуясь правилом: сведения, стоящие в
    конце предыдущего предложения, должны повториться в начале
    следующего. (Например: летом я отдыхал у бабушки в деревне....стоит на берегу реки. ( по ) … идут суда… перевозят разные грузы).

      С получившимся текстом можно продолжить работу над распространением предложений в пересказах, рассказах, диалогах, сочинениях и т.п. Начинаем мы обычно эту работу с лексического значения слова, но объяснение слова - это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учащихся. Всю работу по активизации словаря можно представить в виде следующих этапов:

      1. Толкование слова с помощью таких приемов:

   а) контекста;

   б) подбора синонима или антонима;

   в) оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово;

   г) описания.

  1. Работа над орфоэпией и орфографией.
  2. Работа над образцами употребления слова.
  3. Работа над семантическими связями слова.

      Проводить такую работу будет интереснее, если использовать игровую форму. Игры могут служить и средством повторения.

      Игра «Как назвать одним словом?» (заботливое отношение к кому-нибудь - внимание: оскорбление, униженное достоинство - унижение и т.п.).

      Игра «Магнит» - когда слово «притягивает» к себе добрые слова и противоположные по смыслу (антонимы).

      Игра «Букву заменить - смысл слова изменить» (поседел - посидел, примерять - примирять и т.п.).

      Игра «Я начну, а ты продолжи...» (на доске даются две стихотворные строки, а дети продолжают.

      Если мы хотим, чтобы дети при построении собственных высказываний знали, как добиться развития мысли в тексте и с помощью каких языковых средств «скрепить» в нем предложения, необходимо вооружить их соответствующим способом действия. Этот способ может быть представлен в виде алгоритма:

  • Вдуматься в контекст или вопрос;
  • Найти слова, в которых есть повторение сказанного в предыдущем
    предложении, поместить их в начало составляемого предложения.

      Диалогическую речь необходимо развивать не только на уроках, но и во время подготовки и проведения внеклассных мероприятий. В таких случаях учитель может вести беседу в форме дискуссионного характера, что позволит формировать такие коммуникативно-речевые умения, как слушать, устанавливать обратную связь, изменять свое коммуникативное поведение.

      Работа по развитию речи продолжается и на уроках математики.

Работа над звуковой стороной речи сводится к формированию правильного произношения и выразительного чтения любого задания. Полезно в ходе устного счета предлагать задания вида:

  1. Прочитайте слова, соблюдая ударение: километр, миллиметр,
    вычислить, наименование и т.п.
  2. Прочитайте правильно: прибавить к числу 95, вычесть из числа 89, из
    суммы чисел 50 и 13 вычесть 2 и т.п.
  3. Из 25 вычесть 12.

Словарная работа на уроках математики сводится к пониманию и умению объяснять значение математических терминов, усвоению их правильного написания и формированию умений составлять содержательное связное высказывание. С этой целью полезно предлагать такие упражнения:

  1. Объяснить значение слов и выражений: уменьшаемое, слагаемое,
    частное и т.д.
  2. С помощью данных слов, составьте известное вам правило (слагаемое,
    сумма, найти, вычесть, неизвестное, слагаемое, другое, чтобы, надо, из)
  3. Прочитайте предложения, вставив пропущенные слова:
    от.. .слагаемых.. .не изменится и т.п.

Упражнения этого вида направлены на усвоение правильной и точной формулировки правил и определений.

Формирование культуры математической речи сводится к устранению грамматических и математических ошибок, таких речевых недостатков, как

  1. Устраните математические ошибки в тексте: «Чтобы найти неизвестное
    число в выражении 0 + 2 = 8, надо к 8 прибавить 2.
  2. На вопрос учителя Коля ответил так: «При прибавлении к цифре 5
    числа 4 будет 9». Какие ошибки допустил Коля? И т.п.

 Упражнения на устранение речевых недостатков подбираются в основном такие же, как и   на уроках чтения и русского языка, только используется математический материал. Такие упражнения могут проходить на минутках отдыха.

Развитие связной математической речи способствуют упражнения следующего вида:

  1. Составьте текст, используя слова (чтобы, на, произведение, двух чисел,
    это, умножить, число, можно, умножить, первый, число, на,
    множитель, число, на второй, и, полученное, умножить, множитель);
  2. 4 • (2 • 3), тогда (4 • 3) • 3, 24, =, 8 • 3, =
  3. Закончите объяснение: «Чтобы разделить 12 на произведение 3-2,
    можно 12 разделить на 3 и ...»

       Развитие математической речи - работа трудная и кропотливая, потому что здесь приходится много заниматься с каждым учеником индивидуально.

       Работа по развитию речи, организации детского речевого творчества в начальной школе не терпит одноразовости, фрагментарности, суеты. Такая работа должна проводиться в системе. Предлагаемые упражнения создают возможность обогащения речи детей лексикой человеческих отношений, а следовательно, обуславливает усвоение понятий, активизирует словарь младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для речевого дыхания

Упражнения для развития речевого дыхания:“Разминка”.вдох носом, выдох через рот; вдох, задержка дыхания, выдох; вдох, выдох по порциям"Футбол". Скатать ватный шарик и поставить два кубика в...

Роль детской сказки в нравственном и речевом развитии школьников.

Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС....

Алтухова Т.А. Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи

Алтухова Т.А. Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи...

Доклад "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ".

            Когда мы слышим, как ученики разговаривают свободно, гладко, красиво, то восхищаемся их речью и говорим: «Как развита речь. Умница!» Да, логически четк...

Речевая карта школьника

Речевая карта для школьного логопункта...

Использования нетрадиционных технологий в речевом развитии школьников с ОВЗ.

Использования нетрадиционных технологий в речевом развитии школьников с ОВЗ....

Упражнения для речевой разминки. 1 класс

Данные речевые упражнения можно использовать на уроках чтения в 1 и 2 классах....