Программа и КТП объединения «Юные исследователи природы»
материал

Феронова Лилия Ивановна

Программа «Юные исследователи природы» имеет естественнонаучную   направленность, рассчитана на 1 год обучения и предназначена для обучающихся начального и основного звена. Возраст детей  от 6 до 8 лет.

За период реализации программы обучающиеся получат теоретические и практические навыки в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_i_ktp_obedineniya_yunye_issledovateli_prirody.docx181.91 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Адыгея

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования РА «Центр дополнительного образования детей

Республики Адыгея»

«Согласовано»:

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

_________М.А. Воздамирова

«___»__________2023 г.

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор РЦДОД

__________ И.И. Щербина Н.А.

«___»__________2023г.

Приказ№ ___ от «___» ___________ 2023г.

Принят на заседании

Педагогического совета

Протокол № ____ от «___» ___________2023 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения

                              «Юные исследователи природы»

Направленность

Естественнонаучная

Сроки реализации программы

1 год (144 часа)

Вид программы

Модифицированная

Возраст обучающихся

Уровень

6-8 лет

базовый

Педагог дополнительного образования

Феронова Лилия Ивановна

г. Майкоп, 2023 г.

Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Цель и задачи программы.

1.3. Планируемые результаты

Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Учебный план

2.2. Методическое обеспечения программы

2.3. Рабочая программа воспитания

2.4. Календарный план воспитательной работы

№ 3 Список литературы

№ 4 Приложение

       КТП  

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

          Программа «Юные исследователи природы», разработана на основе нормативно-правовой базы:

1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022);

2. Федерального закона № 124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

3. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года Утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р;

4. Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и

5. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

6. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

7. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации и министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ»;

8. Распоряжения кабинет министров Республики Адыгея от 18 июня 2019 года N 154-р «О некоторых мерах по внедрению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей»;

9.  Приказа министерство образования и науки Республики Адыгея от 2 июля 2019 года N 840 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Адыгея».

10. Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении порядка и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Программа «Юный эколог» имеет естественнонаучную   направленность, рассчитана на 1 год обучения и предназначена для обучающихся начального и основного звена. Возраст детей  от 6 до 8 лет.

За период реализации программы обучающиеся получат теоретические и практические навыки в работе. Программа учитывает возрастные особенности детей, участвующих в ее реализации. Использование разнообразных видов деятельности при обучении позволяет развивать у обучающихся познавательный интерес к исследовательской деятельности, повышать стимул к обучению. Все это способствует более интенсивному усвоению знаний, приобретению умений и совершенствованию навыков исследовательской и проектной деятельности.

          При реализации содержания программы учитывается здоровье сберегающие аспекты: не ограничиваются перемещения воспитанников в помещении, проводятся физкультминутки; соблюдаются санитарно-гигиенические правила и нормы.

          Соответствовать высоким требованиям современных условий жизни может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития обучающихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений  обещающихся.

            Направленность программы «Юные исследователи природы»  естественнонаучная

            Связь с уже существующими по данному направлению программами.

            Степень авторства – модифицированная, разработана на основе авторской   Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник программа «Экология»

           Актуальность программы «Юные исследователи природы» обусловлена потребностями современного общества и образовательным заказом государства в области естественнонаучного образования. На первое место ставится формирование ключевой компетентности учащихся – их способности и готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Действуя в рамках дополнительного образования, программа призвана не только обобщить и дополнить знания учащихся, полученные в школе, но и предоставить им широкую возможность самореализации в различных учебных, ролевых, интеллектуальных играх, конкурсах исследовательских работ и проектной деятельности эколого-биологической направленности.

            Отличительные особенности программы заключаются:

          Адресат участвующих в программе – 6 - 8 лет. В этом возрасте они любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Обучающиеся активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.

           Объем программы - Программа «Юные исследователи природы» рассчитана на 1 года обучения и включает в себя 144  часа  учебного времени. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал.

          Формы и режим занятий:

- форма обучения – очная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17.)

- формы организации образовательной деятельности - групповые

           Режим занятий: занятия в кружке проводятся 2  раз  в неделю по 2 часа.

проводятся в классах или на природе (время проведения 1 занятия – 45 минут).   

1.2. Цель и задачи программы.

Цель: формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.

            Задачи:

1. Обучающие:

  • Расширить знания учащихся по биологии и экологии;
  • Сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности -  анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и др.;
  • Изучить отдельные виды загрязнений окружающей среды;
  • Рассмотреть влияние некоторых факторов на живые организмы;
  • Развить умение проектирования своей деятельности;
  • Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;
  • Научить оформлять результаты своей работы.

2. Развивающие:

  • Способствовать развитию логического мышления, внимания;
  • Развивать умение оценивать состояние городской среды и местных экосистем;
  • Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
  • Продолжить развивать творческие способности.

3. Воспитательные:

  • Продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе;
  • Совершенствовать навыки коллективной работы;
  • Способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности;
  • Усиление контактов школьников с природой.

1.3. Планируемые результаты

Обучающиеся должны знать:

  • Теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам;
  • Методики проведения исследований по темам;
  • Основные экологические понятия и термины;
  • Структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы;
  • Источники и виды загрязнения воздуха, воды и почвы на территории города;
  • Роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума;
  • Биологические и экологические особенности обитателей почвы и водоемов;
  • Виды - биоиндикаторы чистоты водоемов;
  • Критерии выделения сапробности водоемов;
  • Отличия естественных и антропогенных ландшафтов;
  • Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем в городе; меры по сохранению природы и защите растений и животных.

Обучающиеся  должны уметь:

  • Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
  • Оценивать состояние городской среды и местных экосистем;
  • Проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями; оценивать способы природопользования;
  • Проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования;
  • Проводить анкетирования, социологические опросы.
  • Применять коммуникативные навыки;
  • Работать с определителями растений и животных;
  • Работать с различными источниками информации.
  • Формировать портфолио, оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты своей работы.

Формы и виды контроля

Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.

 Промежуточный контрольколлективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

 Итоговый контроль: тестирование, участие в конкурсах.

Критерии оценки знаний, умений и навыков:

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

Формы аттестации:

  • Итоговые выставки творческих работ.
  • Участие в конкурсах.
  • Презентация итогов работы.
  • Тестирование.

Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Учебный план

 № п/п

   Раздел, тема

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего часов

1.

Вводное занятие

Жизнь на земле

4

4

Беседа

2.

Экология растений

Промежуточная аттестация.

28

32

60

Обсуждение, Практическая работа

3.

Жизнь животных

20

26

46

Обсуждение, Практическая работа

4.

Реки и озера

Итоговая аттестация.

10

24

34

Обсуждение, Практическая работа

Подведение итогов

Итого:

58

86

144

Содержание программы

1) Вводное занятие.

Ознакомление с задачами и целями объединения, обсуждения плана работы. Инструктаж по ТБ.

Жизнь на Земле 

         Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой «Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

Практикум. Экскурсия «Живая и неживая природа».

2)Экология растений

Времена  года на Земле.

          Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе 

Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

Изменения окружающей среды.

          Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке».

           Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.

Условия жизни растений.

           Дикорастущие и культурные растения. Экологические факторы, влияющие на растения: свет, температура, вода.

Значение света для процесса фотосинтеза.

           Понятие о процессе фотосинтеза и его значении в жизни растений. Космическая роль фотосинтеза.

Практикум. Условие образования хлорофилла.

Практикум. Обнаружение и выделение хлорофилла. Отработка практических навыков исследовательской работы.

Минеральное питание растений.

           Понятие об основных элементах минерального питания растений. Виды минеральных удобрений, их применение. Опасность избытка минеральных удобрений.

Что такое устьица. Органы газообмена и транспирации листа.

Практикум. Определение состояния устричных  клеток.

           Особенности растений разных природных зон, их видовой состав, многообразие. Растения – переселенцы и комнатные растения, условия их содержания. Природные зоны Земли. Особенности природной зоны, в которой мы живем.

Экологический проект «Растения – наши друзья».

Подготовка материала для проекта, его оформление и защита.

3)Жизнь животных

           Экологические особенности животных. Экологические группы по типу питания, видовое разнообразие и роль в природе. Типы взаимоотношений животных: конкуренция, мутуализм, паразитизм.

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков.

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров, связанных с образом жизни и питания.

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Республики Адыгея области. Знакомство с видами, представляющими опасность для человека, обитающими в нашей местности.

Практикум. Экологический проект «Почему нужно защищать природу?

Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

4)Реки и озера

           Пресная вода. Отличия экологии реки и озера. Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)

Обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов

Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие, их особенности и охрана.

Практикум. Изучение видового состава пресноводного водоема.

Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов». Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка сточных вод - причина загрязнения водоемов. Необходимость охраны вод.

2.2. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программой.

Методы обучения:

  • словесные методы обучения (лекция, объяснение, рассказ, беседа, диалог, консультация);
  • наглядные (показ видеоматериалов, слайд-фильмов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • методы практической работы;
  • метод наблюдения (записи, зарисовки, рисунки, эскизы, видеосъемка);
  • метод проблемного обучения (эвристическая беседа, объяснение основных понятий, терминов, самостоятельный поиск ответа учащимися на поставленную задачу и т.д.);
  • проектный метод (разработка творческих проектов, художественное конструирование из натурального и др.  материала);
  • игровой метод (игры развивающие, познавательные, на развитие воображения, конкурсы, путешествия, ролевые и деловые, игры-шутки, игры-минутки и т.д.);
  • наглядный метод (наглядные материалы – рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, схемы;
  • демонстрационный материал – образцы изделий; видеоматериал).

Формы организации учебного занятия:

  • технические средства обучения (видео, аудиоаппаратура и др.);
  • методические средства обучения (видео, аудиозаписи, методическая и учебная литература, методические разработки и др.);
  • объекты живой и неживой природы.

Дидактические материалы:

  • средств искусства (изобразительного, декоративно-прикладного, литературы, музыка);
  • активных форм познавательной деятельности (обсуждение сообщений, защита проекта, викторина, конкурс и т.д.);
  • психологические и социологические методы (разработка, проведение и анализ анкет, тесты, решение различных ситуаций – психология общения, деловая игра и т.д.)

Условия реализации программы.  Материально-техническое обеспечение.

      Для успешного выполнения программы необходимо обучение, основанное на развитие интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы  они имели естественнонаучную  направленность.

      За основу композиционного замысла программы взяты такие методы и формы   занятий, как мотивация и стимулирование когда на первых занятиях педагог формирует интерес воспитанников к обучению и самому себе, используя при  этом:

- словесные, наглядные, аудиовизуальные, практические занятия;

- познавательные игры;

- методы эмоционального стимулирования;

- творческие задания;

- анализ, обобщение систематизации полученных знаний и умений;

- выполнение работ под руководством педагога;

- самостоятельная работа;

- контроль в виде анализа, взаимоконтроль, самоконтроль.

Организационное обеспечение:

Оборудование:

- кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами;

- стол педагога;

- ученическая доска;

- выставочный комплекс;

           

2.3. Рабочая программа воспитания

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит задачу формирования общей культуры личности обучающихся.

За период реализации программы обучающиеся получат теоретические и практические навыки в работе, узнают роль растений и животных и их место в естественной среде. Основное внимание при изучении программы, направленно на рассмотрение общих вопросов экологии.

Так же в программе большое внимание уделяется эстетическому воспитанию: понимание прекрасного в природе, усвоение эталонов ее красоты; стимулирование детей к самопознанию, изучению практической деятельности, бережному отношению и сохранению природных богатств и их преобразованию.

Особенности организуемого воспитательного процесса.

Программа «Юные исследователи природы» имеет естественно научную   направленность.

Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 6 до 8 лет.

Формы работы - групповые.

    Цель, задачи и результат воспитательной работы

    Цель воспитания – общеобразовательной общеразвивающей программы  

является приобщение обучающихся к экологической и духовной культуре, формирование и развитие обще трудовых и специальных умений и навыков, развитие творческого потенциала и личностное развитие ребенка.

Основные задачи воспитательной работы:

- формирование элементов экологического сознания; 

- формирование практических навыков и умений по уходу за объектами живой природы и некоторых способов охраны природы. Расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях.

- способствовать развитию познавательной и творческой активности обучающих, формирование в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о природе.

- воспитывать экологическую грамотность.

- способствовать воспитанию мотивации здорового образа жизни, бережного отношения к природе, чувства ответственности

- развивать способность к формированию  эстетических потребностей и вкусов

Работа с коллективом обучающихся:

- формирование таких черт характера, как целеустремленность, дисциплинированность, ответственность, трудолюбие, практических умений;

-   профессиональная ориентация и самоопределение обучающихся;

- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;

-  развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала обучающихся

в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;

-   содействие формированию активной гражданской позиции;

-   воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.

Работа с родителями:

-  содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность кружкового объединения (организация и проведение открытых занятий для родителей

в течение года);

-  оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания обучающихся. 

2.4. Календарный план воспитательной работы

п/п

Разделы

Мероприятие

Сроки проведения

1

Духовно-нравственное воспитание.

Воспитание гражданственности, патриотизма.

Экскурсия в парк

Сентябрь

Экскурсия в лес

Октябрь

2

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Беседа «Искусство общения»

Викторина «Юный эколог»

Ноябрь

3

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Беседа «Добрые дела живут века»

Декабрь

Беседа «Кем я хочу стать»

Январь

4

Воспитание ценностей к природе, окружающей среде

Экологическая игра «Знатоки своего края»

Февраль

Экскурсия  «Пешие прогулки на природе», видео и фото сьемка

Март

5

Формирование ценного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Игра «Веселые старты»

Беседа о здоровом образе жизни

Апрель

6

Воспитание ценностного к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Конкурс рисунков родного края.

Май

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

для обучающихся:

  1. «Охрана природы», п/р профессора Пашканга К. В., Москва, «Просвещение», 1990.
  2. Балашов Н.Б., «Определитель водорослей», Лениздат, 1989.
  3. Буянов М.И. «Размышления о наркомании», Москва, Просвещение, 1990
  4. Драгомилов А.Г. Маш Р.Д. «Биология. Человек. 8 класс», Москва, Вентана – Граф, 2005
  5. Заяц Р.Г. и др «Биология для абитуриента», Минск, ЧУП «Издательство Юнипресс», 2004
  6. Коробейникова Л.А. «Практическая экология для школьников» Иваново, 1995.
  7. Куреннов И, «Энциклопедия лекарственных растений», Москва, «Мартин», 2011
  8. Лаптев Ю. П. «Растения от А до Я», Москва, «Колос», 1992.
  9. Михеев А.В. «Охрана природы», «Просвещение», Москва, 1990
  10. Новикова В.С., Губанов И.А, «Атлас – определитель высших растений», Москва, Просвещение, 1991.
  11. Плавильщиков Н.Н. «Юным любителям природы», Москва, «Детская литература», 1975
  12. Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. «Экология человека. 8 класс», Москва, Вентана – Граф, 2003
  13. Чертопруд М.В. «Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России»
  14. Юдин А.В., «Большой определитель грибов», Москва, ООО «Издательство АСТ», 2001.

для педагога:

  1. «Методические материалы по антинаркотическим профилактическим программам в учебных заведениях», Приволжск, 2008
  2. «Учебно – исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт – Петербург, Каро, 2005
  3. Баринова И.И. «Внеурочная работа по географии» Москва, Просвещение, 1988
  4. Войткевич Г.В. «Основы учение о биосфере» «Просвещение», Москва, 1989
  5. Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручникова А. А., Попов Д.В. «Основы исследовательской деятельности школьников», Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.
  6. Еременко Н.И. «Профилактика вредных привычек» издательство «Панорама», Москва 2007.
  7. Захлебный А.Н «Экологическое образование школьников во внеклассной работе», Москва, «Просвещение», 1984.
  8. Кулькевич С.В. «Не совсем обычный урок», Воронеж, «Учитель», 2001.
  9. Кучменко В.С., Анастасова Л.П. «Формирование здорового образа жизни подростков», Москва, Вентана – Граф, 2004
  10. Литвиненко Л.С. «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Москва, «5 за знания», 2005.
  11. Муртазин Г.М. «Активные формы и методы обучения биологии» Москва, Просвещение, 1989
  12. Полосин В.С. «Практикум по методике проведения химического эксперимента» «Просвещение», Москва, 1996
  13. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся», Москва, «Аркти», 2005.
  14. Сорокина Л. В. «Тематические игры и праздники по биологии», Москва, «Творческий центр», 2005
  15. Степанчук Н.А. «Модели экологического образования», Волгоград, Издательство «Учитель», 2011
  16. Сухова Т.С. Строганова В.И. Пономарква И.Н. «Природоведение. Биология. Экология: 5-11классы: программы» Москва, Вентана – Граф, 2010

Министерство образования и науки Республики Адыгея

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования РА «Центр дополнительного образования детей

Республики Адыгея»

«Согласовано»:

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

_________М.А. Воздамирова

«___»__________2023 г.

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор РЦДОД

__________ И.И. Щербина Н.А.

«___»__________2023г.

Приказ № ___ от «___» ___________ 2023г.

Принят на заседании

Педагогического совета

Протокол № ____ от «___» ___________2023 г.

Календарно-тематическое  планирование

Первого года обучения

«Юные исследователи природы»

Направленность

Естественнонаучная

Сроки реализации программы

1 год (144 часа)

Вид программы

Модифицированная

Возраст обучающихся

Уровень

6-8 лет

базовый

Педагог дополнительного образования

Феронова Лилия Ивановна

г. Майкоп, 2023 г.

Календарно-тематическое  планирование

занятия

Тема занятия

Всего часов

Количество

часов

Дата

проведения

Теория

Практика

План

Факт

1. Введение (4часов).

4

4

1-2

Вводное занятие. Жизнь на Земле.

2

3-4

Экскурсия «Живая и неживая природа».

2

2. Экология растений (60часов).

60

28

32

4-8

Времена года на Земле.

2

2

9-12

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе.

4

13-16

Изменения окружающей среды.

2

2

17-20

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке».

2

2

21-24

Условия жизни растений.

2

2

25-28

Значение света в жизни растений. Условие образования хлорофилла.

2

2

29-32

Обнаружение и выделение хлорофилла

2

2

33-36

Минеральное питание растений.

Знакомство с минеральными удобрениями.

2

2

37-40

Что такое устьица? Определение состояния устричных клеток.

2

2

41-44

Растения саванн и степей.

2

2

45-48

Растения пустынь и полупустынь.

Промежуточная аттестация.

2

2

49-52

Растения тайги.

2

2

53-56

Растения тропических лесов.

2

2

57-60

Природные зоны.

2

2

61-64

Экопроект «Растения наши друзья»

2

2

3. Жизнь животных (46часов).

46

20

26

65-68

Животные, какие они?

2

2

69-72

Динозавры – вымерший вид животных.

2

2

 73-76

Хищники.

2

2

77-80

Травоядные.

2

2

81-84

Падальщики.

2

     2

85-88

Взаимоотношения в животном мире.

2

2

89-92

Просмотр видеофильма о жизни динозавров

2

2

93-100

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

2

6

101-106

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений.

2

4

107-110

Опасные животные нашей местности

2

2

4. Реки и озера (34часа).

34

10

24

111-116

Реки и озера.

2

4

117-120

Получение кислорода под водой.

2

2

121-124

Пресноводные животные и растения.

2

2

125-128

Пресноводные животные и растения.

2

2

129-134

Жизнь у рек и озер.

2

4

135-144

Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов».

Итоговая аттестация.

10

58

86

Итого:

144 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс

Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....

Элементы экологического воспитания школьников в работе творческого объединения "Юные друзья природы"

Многообразие экологического воспитания, развитие эстетического отношения к природе....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учитьс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" для 4 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана по требованиям ФГОС...

Методическая разработка занятия на тему «Разнообразие животного мира» по курсу дополнительной общеразвивающей программы «Юный исследователь природы»

Методическая разработка занятия на тему "Разнообразие животного мира".Цель данного занятия - познакомить детей с основными классами животных (насекомые, рыбы, птицы, земноводные, пресмыкающи...

Заседание клуба юных исследователей "Природа и человек в условиях ХМАО"

Игра - это многогранность ситуаций, неожиданность, непредсказуемость результатов. Об игре написано много. Технология воспитательного процесса должна существенно отличаться от форм и методов обучения д...