Рабочая программа " Основы религиозной культуры и светской этики"
рабочая программа (4 класс)

Мейлинг Нина Федоровна

 

 

         Рабочая программа по Основам православной культуры составлена на основе  Федерального   государственного образовательного стандарта начального  общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_orkse.doc65.57 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Омской  области‌‌

Комитет по образованию Знаменского муниципального района‌

БОУ "Семёновская средняя школа"

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

________________________

Чередова Л.А.

От 29.08.2023 г..

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

________________________

Подгорная М.В.

От 29.08.2023 г..

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Репин С.В.

Приказ №______

От __________2023 г..

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

для обучающихся 4 класса

Составитель: Мейлинг Н.Ф.

учитель начальных классов

с.Семёновка‌ 2023 - 2024г.‌

  1. Пояснительная записка

        Рабочая программа по Основам православной культуры составлена на основе  Федерального   государственного образовательного стандарта начального  общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков и  авторской учебной программы  «Основы религиозных культур и светской этики» А. Я. Данилюк М. Просвещение 2011, , планируемых результатов образования по основам православной культуры(Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М. : Просвещение, 2009. — 120 с.), фундаментального ядра общего образования (М. Просвещение, 2009).

Цель:

Формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним , а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

  1. Знакомство учащихся с основами православной культуры
  2. Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

   

  1.   Общая характеристика учебного предмета

 Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями и должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

   «Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Основной принцип, заложенный в содержание курса, - общность в многообразии, многоединство,  поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

- общая историческая судьба народов России;

- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально - политического пространства.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельной форме.

 

  1. Место учебного курса в учебном плане

Комплексный курс « Основы религиозный культур « изучается в объёме 1 час в неделю в  4 классе. Всего 34 часа

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты

        В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения:

- наличие мотивации у труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;

- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

-адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии  с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

-определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание , понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской о религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  1. Основное содержание курса « Основы религиозных культур»

Россия - наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: ; христианское искусство( иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья м её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм  многонационального и многоконфессионального народа России.

6. Планируемые результаты изучения курса «Основы православной культуры

Планируемые результаты освоения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» включают общие результаты по предметной области (учебному предмету) и результаты по каждому учебному модулю.
Общие планируемые результаты.
В результате освоения каждого модуля курса
выпускник научится:
– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;
– развивать первоначальные представления о православной религии народа России, его  роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской(гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.

Основы православной культуры
Выпускник научится:

– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;

– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное;

-самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования

7.  Тематическое планирование с  определением основных видов учебной деятельности

№ п/п

Наименование раздела, блока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

1.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

Основные виды деятельности:

Пользоваться условными обозначениями учебника, вести учебный, межкультурный диалог, различать способы и средства познания духовных традиций, оценивать результаты своей работы на уроке и во внеурочной деятельности, понимать значение духовных традиций народов России в жизни человека, семьи, общества. Осознавать этническую принадлежность и культурную идентичность гражданина России.

2.

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

28

Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
(словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать и оценивать работу походу его выполнения. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Ценить и принимать следующие базовые
ценности: «добро», «терпение»,«родина», «природа», «семья», «мир»,«настоящий друг», «справедливость»,«народ»,«национальность» и т.д. Анализировать объекты, явления, факты. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

3.

Духовные традиции многонационального народа России

5

Формировать мотивацию. Развивать познавательную  инициативу. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать и оценивать работу походу его выполнения. Понимать точку зрения другого. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Осваивать личностный смысл учения. Определять
самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Осознавать свою учебную деятельность и деятельность класса.

Итого

34


 Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям  и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога - фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков  можно проводить  для всего класса.

  На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины.  У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.

  Первый урок второго блока – вводный. На последующих уроках  второго  блока учащиеся должны получить целостное представление о том,  что есть культура православия.  Школьники знакомятся с основателем православия  - Христом. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные семейные  и общественные обязанности. Изучение второго блока  завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.

  В 3 блоке содержательный образ по модулю «Основы православной культуры» будут в большей мере выстраиваться с учётом культурно - исторических особенностей нашей страны и региона, где проживает семья обучающегося. Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяют   большинство тем третьего блока.

  Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получат возможность ознакомиться с основным содержанием других  модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка  и презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащегося и выставить ему отметку за весь курс. Блок завершается школьно – семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы православной культуры» относятся:

  • взаимные вопросы и задания групп,
  • взаимообъяснение,
  • беседа,
  • интервью,
  • драматизация (театрализация). 

       Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:

  • составление словаря терминов и понятий,
  • составление галереи образов,
  • использование информационных технологий.  

        Задания на дом в процессе изучения курса должны имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала.

                                                                 

  Календарно- тематическое планирование

Название

темы урока

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Вид и (или)

форма контроля

Домашнее задание

( по выбору учащихся)

По

плану

Факт

1

Россия- наша Родина

1

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Находить информацию о родном крае. Рассказывать о своей Родине, её национальном достоянии. Актуализировать имеющееся знания о Родине. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Фронт.

Инд.

-Найти материал об

известном  человеке .

 Подготовить

рассказ о нём. Объяснить,

почему ты выбрал именно

этого человека.

-Ответить на вопросы в учебнике

стр.5

- Подобрать   и записать в тетрадь пословицы о Родине

1неделя

2

Культура и религия

1

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Различать понятия « культура» и « религия», их особенности . Устанавливать взаимосвязи. Работать в паре, заполняя таблицу. Находить информацию в дополнительных источниках. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронт.

Инд.

-Прочитать

или пересказать членам

семьи и друзьям статью

обсудить с ними ее

содержание.

-Подготовить

вопросы по содержанию

статьи.

- Написать эссе « Что значит быть культурным человеком»

2 неделя

3

Человек и Бог в православии

1

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Понимать основы духовной традиции православия. Интервьюировать членов своей семьи. Анализировать полученный материал.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронт.

Инд.

-Ответить. на вопросы

стр.11.

-пересказ статьи и обсуждение в семье

-Подготовить

вопросы по содержанию

статьи.

3 неделя

4

Православная молитва

1

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Актуализировать имеющиеся знания о православной молитве. Рассказывать об особенностях различных видов молитв, проводить аналогию, анализ . Анализировать полученный материал. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Фронт.

Инд.

-Посмотреть мультфильм  « Отче наш», подготовить вопросы одноклассникам

4 неделя

5.

Библия и Евангелие

1

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Знать определения основных понятий православной культуры. Актуализировать имеющиеся знания о священных книгах. Различать содержательных составляющих священных книг Библии и Евангелие. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Фронт.

Инд.

-Ответить на вопросы

стр.19,

-Подготовить  свои

вопросы по содержанию

статьи.

-Написать эссе « Почему Библию называют Книгой книг?»

5 неделя

6

Проповедь Христа

1

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Устанавливать взаимосвязь между религиозной ( православной) культурой и поведением людей. Находить информацию в дополнительных источниках: библиотеки, Интернета. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронт.

Инд.

-Пересказ стр.21,

-Подготовить

вопросы по содержанию

статьи

-Посмотреть мультфильм  « О добром саморянине» , ответить на вопрос « Кто является ближним»?

6 неделя

7

Христос и его Крест

1

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Знать основы духовной традиции православия. Устанавливать взаимосвязь между религиозной ( православной) культурой и поведением людей. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронт.

Инд.

-Посмотреть мультфильм « Твой крест», подготовить вопросы

-Нарисовать православный крест, объяснить каждую из составляющих его частей.

7 неделя

8

Пасха

1

Актуализировать имеющиеся знания о православных праздниках. Описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Обсуждать полученные знания , работая в группе, в паре. Находить информацию в дополнительных источниках :справочниках, энциклопедиях, использовать ресурсы Интернет.

Фронт.

Инд.

Сам. работа

-Ответить на вопросы

 стр.31.

-составить кроссворд

-нарисовать рисунок

8 неделя

9

Православное учение о человеке

1

  Устанавливают  взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Распознавать  основные содержательные составляющие священных книг, описание священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. . Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронт.

Инд.

-Пересказ стр.35

 -Подготовить

вопросы по содержанию

статьи.

9 неделя

10

Совесть и раскаяние

1

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Различать через поступки людей  понятия: добро и зло; учиться  уметь прощать; уметь давать оценку своим действиям и поступкам. Обсуждать информацию , работая в паре, группе. Интервьюировать членов семьи по изучаемым вопросам. Моделировать ситуации, анализировать поступки. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронт.

Инд.

-Прочитать статью  учебника, ответить на вопросы

-составить словарь терминов и понятий

- Написать эссе « Что значит мучает советсть?»

10 неделя

11

Заповеди

1

Знать о заповедях как правилах жизни, которые помогают каждому стать лучше и быть счастливым. «Не гордись, не ленись, не унывай, всех с радушьем принимай» и др. Излагают своё мнение по поводу значения соблюдения заповедей  в жизни человека. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры, сравнивать их.

Фронт.

Инд.

-Ответить на вопросы в

стр.68

 -Подобрать примеры из литературных произведений о нарушениях заповедей

11 неделя

12

Милосердие и сострадание

1

Учатся толерантному отношению к людям. Осуществляют поиск нужной информации в дополнительных источниках. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Анализируют ситуации и сравнивают понятия милосердие, сострадание, дружба. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

.

Фронт.

Инд.

-Ответить на вопросы в

стр.45,

-составить галерею образов

- составить синквейн об Ульяне Муромской

12 неделя

13

Золотое правило этики

1

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Знать правила этики; учиться формулировать свои правила отношений в обществе. Описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Фронт.

Инд.

Сам. работа

-Ответить на вопросы в

стр.47.

-Прочитать

или пересказать членам

семьи и друзьям статью из

пособия, обсудить с ними ее

содержание.

Написать эссе « Почему главное правило этики называют золотым?»

13 неделя

14

Храм

1

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Актуализируют свои знания  о храмах России. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Фронт.

Инд.

-Ответить на вопросы

стр.51,

 -Подготовить презентацию

« Храмы России» ( по выбору)

- подготовить рассказ о любом храме родного города

14 неделя

15

Икона

1

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Учиться видеть через иконы сокровенный мир души человека. Знать основные термины и понятия: икона, нимб, лик. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронт.

Инд.

Ответить на вопросы

стр.55,

составить словарь терминов и понятий,

15 неделя

16

Обобщающий урок

1

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни человека и общества.  

Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Дают определения основных понятий православной культуры.

Фронт.

Инд.

тест

Ответить на вопросы в

стр.51.

Прочитать

или пересказать членам

семьи и друзьям статью из

пособия, обсудить с ними ее

содержание

16 неделя

17

Презентация творческих проектов учащихся

1

Уметь применять полученные знания

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни человека и общества.  

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Дают определения основных понятий православной культуры.

Инд

групповая

17 неделя

                                                                           18

Как христианство пришло на Русь

1

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Уметь  излагать  своё мнение  по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Знать основные термины и понятия: Крещение, мудрость, Святая Русь, исповедь.

Фронт.

Инд.

Сам. работа

-Ответить на вопросы

стр.61

-Подготовить

вопросы по содержанию

статьи.

-Составить словарь терминов и понятий

- Посмотреть мультфильм « Князь Владимир», сделать аннотацию

18 неделя

19

Подвиг

1

Уметь рассуждать об условиях, при которых расставание становится жертвой. Знать основные термины и понятия: подвиг, Жертва Богу, подвижник. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронт.

Инд.

-Подобрать примеры на тему: подвиг ради себя, ради других, ради Бога

-Посмотреть мультфильм « Необыкновенные приключения Серафимы», составить вопросы

19 неделя

20

Заповеди блаженств

1

Уметь анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их c нормами религиозной культуры (православной и др.).Знать основные термины понятия: блаженный, Царство небесное.

Фронт.

Инд.

- Посмотреть мультфильм « Василий блаженный» , сделать аннотацию

-Ответить на вопросы в

стр.64.

- написать эссе « Кто такой блаженный»

20 неделя

21

Зачем творить добро?

1

Знать основные термины и понятия: Добро, зло, гуманность. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронт.

Инд.

-Ответить на вопросы в

 стр.67

 -создать свою копилку добрых дел

и проиллюстрировать их

21 неделя

22

Чудо в жизни христианина

1

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Знать   развитие  православной культуры в истории России. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий . Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронт.

Инд.

- подготовить рассказ о православном чуде

- прочитать статью учебника с. 69, ответить на вопросы

- написать эссе на тему « Добро ходит по кругу»

22 неделя

23

Православие о Божием суде

1

Учиться толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Знать основные термины и понятия:  Совесть. Стыд. Размышления.  Раскаяние. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронт.

Инд.

-Рассказать членам семьи и

друзьям о совести, раскаянии, спросить, что нового они узнали, над чем задумались.

- Ответить на вопросы

стр.72.

-Подготовить

вопросы по содержанию

статьи.

23 неделя

24

Таинство причастия

1

Уметь анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронт.

Инд.

Ответить на вопросы в

пособии- стр.76

Подготовить

вопросы по содержанию

статьи.

24 неделя

25

Монастырь

1

Уметь приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. Знать основные термины  и понятия: монах. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Фронт.

Инд.

-Ответить на вопросы в- стр.

 составить словарь терминов и понятий

- посмотреть видеопритчу

« Истинное предназначение», ответить на вопрос « Почему так названа притча?»

25 неделя

26

Отношение христианина к природе

1

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Уметь приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронт.

Инд.

-Написать эссе  « Христианское отношение к природе»

-Пересказ  стр.84

- составить памятку « Отношение человека к природе»

26 неделя

27

Христианская семья

1

Учиться толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Знать основные термины и понятия:  семьи, венчание, обручального кольца.

Фронт.

Инд.

Сам.  работа

-Посмотреть мультфильм « Пётр и Февронья», составить кластер о героях

-составить галерею образов

27неделя

28

Защита Отечества

1

Уметь различать поступки недопустимые даже на войне. Знать основные термины и  понятия: Отечество.  Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности. Народ

Фронт.

Инд.

-Посмотреть мультфильм « Песвет и Ослябя», составить синквейн о героях

-Пересказ стр.88.

 -Подготовить

вопросы по содержанию

статьи.

28 неделя

29

Христианин в труде

1

Знать понятия: Категории любви. Любовь – основа нашей жизни. Любовь и уважение к Отечеству. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Фронт.

Инд.

-Подобрать  примеры (из

истории, литературы)

беззаветного служения

Отечеству.

-составить словарь терминов и понятий,

29неделя

30

Любовь и уважение к Отечеству

1

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Знать понятие: любовь и уважение к Отечеству.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Фронт.

Инд.

:

-составить галерею образов

-подготовить сообщение о полководцах, русских богатырях

30 неделя

31

Обобщающий урок

1

Повторение основных содержательных моментов курса. Проект и этапы работы над ним. Определение темы для индивидуальных творческих работ на основе анализа пройденного материала. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронт.

Инд.

31неделя

32

Работа над проектом

1

Повторение  основных содержательных моментов

курса. Уметь участвовать т в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение.

Фронт.

Инд.

Работать  над проектом  (по

индивидуальной теме)

32 неделя

33

Защита проектных работ

Уметь применять полученные знания

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни человека и общества.  

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Дают определения основных понятий православной культуры.

Инд

групповая

33 неделя

34

Защита проектно- исследовательских работ

Уметь применять полученные знания

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни человека и общества.  

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Дают определения основных понятий православной культуры.

Инд

групповая

34 неделя

                                                                    Учебно – методическое обеспечение образовательного  процесса

Для учащихся;

Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011. - 95 с.: ил.

Дополнительная литература для учащихся:

1. Библия    в    гравюрах    Гюстава    Доре.   Российское    Библейское общество. Москва, 1996.

2. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.

3. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.

        Для учителя:

1. Библейская история Ветхого и Нового Завета. В трех томах. Лопухин А.П. Издательство Белорусского Экзархата. При участии ООО «ХАРВЕСТ». Минск, 2005.

2. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Гюстава Доре и цветными вкладками.- М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.

3. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. Москва, 1996.

4. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.

5. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.

6.Основы Православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева

7. Интернет ресурсы.

Материально-техническое обеспечение

Комплекты таблиц, раздаточных пособий, дидактических материалов, сюжетных картинок, фотографий в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по предмету

Основы Православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева

Словари, справочники

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики"

Рабочая программа, в дальнейшем Программа, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, Образовательной программы школы,  примерной (авторской) программы по Основам ре...

Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс

Программа составлена на основе авторской программы А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики», М., Просвещение, 2013 год, учебника...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» («Основы светской этики»)

Личностными результатами изучения предмета "Основы религиозных культур и светской этики" ("Основы светской этики") являются:1) формирование основ российской гражданской идентичност...

Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики" для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")

Рабочая программа  "Основы религиозных культур и светской этики" для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основы религиозных культур и светской этики Модуль «Основы светской этики» 4 класс

Данная рабочая программа учебного предмета «Основы светской этики»» для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе требований к предметным и метапредметным  резуль...

Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс.

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» разработана для обучающихся 4 класса  в соответствии ...