"Как сформировать умение контролировать свои действия на уроке и на перемене?"
материал

Самоконтроль является неотъемлемой частью процесса учебной деятельности. Развитие навыков самоконтроля оказывает большое влияние на дальнейшее формирование умений и навыков, предусмотренных программой. В данном документе представлена подборка упражнений, способствующих формированию самоконтроля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Как сформировать умение контролировать свои действия на уроке и на перемене?»

Ступина Мария Владимировна

ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж»

Учитель начальных классов

«Воспитание есть усвоение хороших привычек»

Платон, афинский философ классического периода Древней Греции

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение или обнаружение уже совершенных ошибок. С помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе, труде, в поведении.

В младшем школьном возрасте формирование основных качеств личности и психических процессов происходит в рамках учебной деятельности как деятельности по самоизменению ребенка. Поэтому закономерностремление учителя начальных классов к развитию у детей способности к самостоятельной организации и регуляции деятельности, прежде всего учебной.

Особое место в структуре учебной деятельности занимают действия самоконтроля, имеющие специфические функции: они направлены на саму деятельность, фиксируют отношение учащихся к себе как к субъекту этой деятельности, вследствие чего их направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер.

Начинать развитие навыков самоконтроля целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе и проводить эту работу в различных видах учебной деятельности и на различных этапах урока, а также на переменах. Систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность и самостоятельность мышления учащихся. Уровень сформированности навыков самоконтроля во многом определяеткак осознанность усвоения программного материала, так и развитие способности к саморегуляции.

Упражнения для развития навыков самоконтроля, которые помогут вам стать более успешными учениками.

1. Игра "Сохрани слово в секрете".

Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть вам разные слова, а вы будете их четко за мной повторять. Но помните об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, вы должны молча хлопнуть один раз в ладоши.

Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга, школа, роза, кошка, дом, игрушка, пион, капуста, конфета, нос, тюльпан, сирень.

Переходим к игре с одновременным использованием двух правил.

Например:

1. Нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;

2. Нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука ,надо отмечать их двумя хлопками.

Лес, дом, улитка, курица, книга, алмаз, друг, чайка, ослик, клад, улица, скворец, школа, ворона, огурец, кабинет, этаж, лампа, воробей.

В данной игре можно использовать любой набор слов.

2. Игра «Помоги пчёлке собрать урожай».

Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому. Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет буквы правильно, у нее получится целое слово.

Если вы будете четко следить за моими командами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы вы сможете прочесть полученное слово. Запомните: за каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет.

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

Ь

К

Л

Э

М

Н

А

О

П

Ъ

Р

С

Т

У

Ф

Я

Х

Ц

Ч

Ш

Ю

Щ

Пчелка сидела на букве Ш. Запишите эту букву. Затем пчела полетела. Следите за направлением полета и остановками. Вверх, вверх, вверх, остановка. Вниз, остановка. Направо, вверх, остановка. Влево, влево, вниз, остановка. Какое слово получилось?

3. Упражнение «Свеча»

Стоя прямо, колени прямые, руки напряжены и подняты вверх, тело напряжено, будто свечка на праздничном торте. Постепенно свечка начинает таять - тело расслабляется сверху вниз. Сначала опускаются руки, затем голова падает на плечи, потом сгибается туловище, подгибаются ноги, и ребенок медленно падает на пол - «свеча растаяла». Если нет возможности сделать это упражнение на ковре, падение на пол можно заменить медленным сползанием на стул.

Если ребенок научился сознательно планировать и регулировать свою деятельностьу ребенка развит самоконтроль.

Отсутствие или недостаточное развитие самоконтроля поведения превращают школьную жизнь ребенка в настоящий ад — ему сложно соответствовать требованиям режима и переносить нагрузку учебной программы. Самоконтроль поведения должен быть сформирован у ребенка еще до школы. В первом классе он совершенствуется, стабилизируется и обычно ребенок справляется со стрессом адаптации к школьной жизни, приобретает новые навыки общения с одноклассниками, втягивается в новый режим.

Список использованных источников

  1. Абакумова, Л. В. Формирование умений и навыков самоконтроля в учебной деятельности школьников начальных классов // дис. канд. пед. наук: Л. В. Абакумова. – Спб.: Санкт-Петербургский ун-т., 2005. – 156 с
  2. Вершинина, Л. В. Формирование у младших школьников самоконтроля как универсального учебного действия // Л. В. Вершинина, Л. Е. Дичинская // Вестник ЧГПУ, 2010. ‒ № 10. – С. 31-38
  3. Пачина, А. Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников / А. Г. Пачина // Начальная школа, 2004. - № 11. - С. 31- 37


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умение контролировать свое поведение и эмоциональное состояние для учащихся 1-х классов

Классный час для учащихся 1-х классов с целью научить детей управлять своим настроением и приемам саморегуляции....

Выбор средств, форм, приемов и методов по формированию умений учащихся самостоятельно контролировать свою деятельность

Материал может быть использован для подготовки педагогического совета по вопросам обучения по ФГОС...

Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность

Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность...

Как сформировать умение контролировать свои действия на уроке и на перемене

Как сформировать умение контролировать свои действия на уроке и на перемене. Упражнения для контроля ...

Как сформировать умение контролировать свои действия на уроке и на перемене.

Как сформировать умение контролировать свои действия на уроке и на перемене.Упражнения и игры....

Методическая разработка на тему «Формирование умения контролировать на этапе анализа условия задачи»

Разработка практического материала для формирования этапа анализа задачи на уроках математики 2-4 классов....