Конспект урока по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»
план-конспект урока

Конспект урока по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_rasskazu_chehova_chelovek_v_futlyare.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»

Тема урока: Необычность образа и символичность названия рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре».

Задачи: вспомнить сюжет рассказа; найти портретные характеристики главного героя, выявить особенности образа главного героя.

Цель урока: раскрыть смысл названия рассказа.

Формировать УУД:

Регулятивные УУД – самостоятельно планировать свою работу, уметь оценивать свою деятельность в ходе совместной работы.

Коммуникативные УУД – уметь работать в парах, в группе, принимать участие в диалоге с учителем и одноклассниками, формулировать собственные мысли, высказывать, отстаивать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные УУД – развивать умение анализировать художественное произведение, соотносить изучаемое произведение с творчеством писателя, извлекать нужную информацию из текста, читать и слушать.

Планируемые результаты: 

Личностные результаты – формировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной словесности XIX века.

Метапредметные результаты выявлять причинно-следственные связи в тексте, формулировать выводы.

Оборудование и материалы: художественный текст рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре», «футляр» для «лишних» качеств.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: анализ художественного произведения, создание «футляра» для «лишних» качеств людей.

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие учащихся)

II. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя.

–Нередко можно услышать от собеседника: «Ничего не могу с собой поделать: у меня такой характер!» Когда Ольга Леонардовна Книппер, жена Чехова, написала ему, что у него мягкий и уступчивый характер, писатель ответил: «Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий и вспыльчивый, но я привык сдерживать себя, потому как распускать себя порядочному человеку не годится…» (А.П. Чехов). Есть чеховская школа в литературе – школа морального воспитания. А.П. Чехов писал: «Воспитанные люди уважают человеческую индивидуальность, поэтому всегда снисходительные, мягкие, вежливые; они сочувствуют не только нищим и бездомным кошкам, они искренние и боятся лжи, как огня, потому как ложь унизительна для слушателя, они не унижают себя и других, а, главное, они не пустословят. В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

ІІІ Объявление темы и целей урока

Сегодня на уроке мы поговорим о важных человеческих качествах. А поможет нам в этом рассказ А.П. Чехова «Человек в футляре», который мы проанализируем. А также на сегодняшнем уроке мы с вами выясним, почему произведение так называется.

IV Актуализация опорных знаний учащихся

– У вас на партах лежат распечатанные листы с викториной по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре».

1. Кто из героев рассказывал про Беликова

а) Иван Иванович

б) Буркин

в) Алехин

2. Беликов преподавал

а) английский язык

б) греческий язык

в) французский

3. Любимая поговорка Беликова

а) черт побери

б) как бы чего не вышло

в) нет худа без добра

4. Беликов держал гимназию в своих руках

а) 10 лет

б) 15 лет

в) 20 лет

5. Спальня Беликова напоминала

а) ящик

б) сарай

в) подвал

         6. Привычка Беликова

а) спать, укрывшись с головой

б) спать с открытым окном

в) на ночь пить чай

7. По словам Беликова, малороссийский язык напоминал

а) итальянский

б) испанский

в) древнегреческий язык

8. Продолжи предложение

а) Беликов скрюченный, точно его из дому клещами вытащили

б) Беликов сказал, точно мешком из-за угла ударили

в) Беликов сказал, точно язык проглотил

9. Как Коваленко называл Беликова

а) Иудой

б) чудиком

в) страшилой

10. У Беликова помутилось в глазах, потому что он увидел:

а) девушка на велосипеде

б) девушка одна на вокзале

в) как Варенька хохотала

11. С каким настроением гимназия хоронила Беликова

а) с удовольствием

б) с горечью

в) с равнодушием

12. Что подразумевается под названием «Человек в футляре»

а) сострадание бедным

б) активная жизнь

в) жизнь среди бездельников, сутяг

V Работа над темой урока (анализ рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре»)

Чехов был мастером короткого рассказа. Прочитаем высказывание М. Горького о писательской манере А.П. Чехова («Чехов умел писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно»).

 – Как вы понимаете данное высказывание? (ответы учащихся)

 –Какие впечатления у вас остались после прочтения рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре»?

  – Каким образом построено данное произведение? (Рассказ в рассказе, приём обрамления).

  – Кто эти запоздавшие охотники? ( Иван Иванович со странной фамилией Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин).

  – От чьего лицо ведется рассказ о Беликове? ( от учителя гимназии Буркина).

  – Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра? (Это ключ к рассказу)

  – Зачитайте, пожалуйста, описание героини.

 – Какой вывод мы можем сделать касаемо ее? (Мавру сравнивают с раком-отшельником или улиткой. Люди стараются уйти в свою скорлупу. Такие люди – явление нередкое).

 – Что автор говорит о Беликове? ( Он является товарищем Буркина).

 – Чем он примечателен? Найдите ключевые слова и выражения, характеризующие Беликова.

– Ответы учащихся: тёплое пальто на вате, зонтик в чехле, калоши, нож в чехольчике, часы в чехле из серой замши, тёмные очки, вата в ушах, коляска с поднятым верхом, укрывался одеялом с головой, преподавал древние языки, мысль запрятать в футляр, «как бы чего не вышло», спальня точно ящик.

– Какой вывод мы можем сделать о Беликове? (Беликов нарочито прячется в оболочку, в футляр, потому что боится жизни).

– При помощи какого художественного средства Чехов создает образ Беликова? (Художественной детали – особо выделенного элемента художественного образа, несущего значимую смысловую нагрузку).

 –Каким было поведение Беликова? Найдите в тексте и зачитайте.

 – Ответы учащихся:

1) Беликов выступал на педсоветах,

 2) имел обыкновение ходить по квартирам - будто что-то высматривает,

 3) ложась спать, он укрывался с головой. И ему было страшно под одеялом.

– Какие отношения у Беликова с коллегами? (Они его боятся, следовательно, подчиняются и терпят).

– Так кто же виноват в том, что Беликов терроризирует весь город? (Те самые умные, образованные, интеллигентные люди).

 –Какое событие из жизни Беликова повергло окружающих в шок? (Герой едва не женился). 

  –Как повлияли на это событие окружающие? ( Все стали уверять его, что он должен жениться).

  – Как вы считаете, подходили ли друг другу наши герои? (Нет, они были полностью противоположными).

  – Тогда почему жители города так жаждали этой женитьбы? (Ради развлечения; может быть, Беликов женится и не будет терроризировать город морализаторством).

  – Как отнёсся к Беликову брат Вареньки Коваленко? (Возненавидел)

– Какой прием использует Чехов при создании образов Беликова, Вареньки и Михаила Саввича? (прием контраста, сопоставления)

– Вспомним случай, который произошел с Беликовым первого мая, зачитаем данный фрагмент.  По какой причине он вышел из дома «зелёный, мрачнее тучи?» (Карикатура, нарисованная на Беликова во множестве экземпляров.)

 – Какое событие убило Беликова настолько, что на другой день он даже ушёл с занятий? (Беликов увидел Вареньку, катающуюся на велосипеде)

- Давайте попробуем разыграть разговор Беликова с Коваленкопо ролям (Беликов: «Я должен доложить…»)

 – Как называет Михаил Саввич Беликова? (Фискал).

 – Какое значение этого слова? (Должность, утвержденная Петром І – тайный надсмотрщик над всеми делами и доносчик).

 –Какой итог разговора Беликова с Михаилом Саввичем? (Михаил Саввич спускает Беликова с лестницы). Здесь «спуск с лестницы» символичен: происходит низвержение Беликова с его высоты, высоты его положения).

 – Чем закончилось сватовство? (Заливчатым варенькиным «ха-ха-ха». Эта сцена его убила).

VI Обобщение изученного материала

Беседа

– Почему наш герой умирает? (От страха жизни, которая грубо разорвала замкнутое пространство, в котором он благополучно пребывал).

 – В чем парадокс смерти Беликова? (Человек, державший в страхе весь город, сам умер от страха).

  –Каких вершин достиг Беликов? (Беликов достиг того, к чему всю жизнь стремился: идеальный футляр – гроб. Лежит там, улыбаясь).

  –  Как вы понимаете высказывание : «Хоронить таких людей: большое удовольствие»?

  –Как поменялась жизнь города после смерти Беликова ? (Никак, ведь таких людей много).

  – Зачитайте, что говорит Иван Иваныч в конце рассказа, когда уходит Мавра.

– Как  на это реагирует Буркин?

 – Каким показан  он в начале рассказа? Какой из этого следует вывод? (В начале рассказа  «Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потемках». Вывод: Буркин тоже человек в футляре).

VІІ Подведение итогов урока.

  1. Итоговая беседа

– Так почему же жизнь в городе после смерти Беликова не изменилась, не стала свободнее? (Потому что таких людей, как Беликов, много. Этот страх перед начальством, потерять хотя и скромное, но стабильное жалование невозможно изжить. Это боязнь чего-то нового, боязнь стать свободным – а то «как бы чего не вышло»).

– В чём заключается смысл названия произведения и актуальна ли эта тема сегодня? (Явление «футляризма» очень распространено в окружающей жизни. Человеку очень трудно повлиять на границы этого самого футляра и жизнь получается ненастоящей, убогой, превращается в серое и никчемное прозябание. Рассказ Чехова  показывает как «футляр» мешает человеку мыслить и действовать так, как жаждет его душа. Но, тем не менее, такое событие в рассказе, как смерть Беликова, свидетельствует о том, что от человека только требуется небольшое усилие, способное перевернуть все вокруг. Например, в данном рассказе, для того чтобы справиться с Беликовым, над ним достаточно было посмеяться, не боясь проявить истинные чувства).

  2. Заключительное слово учителя.

 Творчество А.П. Чехова пронизано идеей: человек должен быть свободен от предрассудков, от суда обывателей, он должен бескорыстно служить общественному благу, нести людям добро и счастье, но при этом  должен оставаться счастливым сам.

  3.Создание «футляра для лишних качеств»

–Сейчас мы с вами создадим свой футляр, в который поместим наши «лишние» качества, которые нас тормозят в жизни и развитии, чтобы быть свободными, искренними и справедливыми, чтобы не оказаться «в футляре» и быть счастливыми людьми. (Учащиеся пишут на листочках свои «лишние» качества и кладут в «футляр»)

4. Оценивание учащихся.

VIІІ. Домашнее задание.

Базовый уровень: в тетради привести отличительные черты явления «футляризма»;

Профильный уровень: написать мини-сочинение на тему «Встречали ли вы «футлярных» людей?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по рассказу Л.Толстого "Прыжок".

Урок литературного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Прыжок" для 2 класса, УМК "Перспективная начальная школа". Может быть использован учителями, которые работают по другим комплектам....

Литературно - методический анализ и конспект урока по рассказу Л.Н. Толстого «Акула» УМК «Школа России»

Работа включает в себя литературно-методический анализ и конспект урока для 3 класса. Работа будет полезна учителям начальных классов....

Конспект урока чтения "Рассказы К.Д. Ушинского для детей" 1 класс.

Конспект и самоанализ урока чтения в 1 классе. Тема:"Рассказы К.Д. Ушинского для детей"...

Конспект урока "Составление рассказа по серии сюжетных картин" ("Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя:формировать умение составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок;развивать объём слухо-речевой памяти, внимания, лексический анализ слов....

Конспект урока "Страшный рассказ Е. Чарушин" (2 класс, УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с творчеством Е. Чарушина; развитие навыков выразительного, беглого чтения; создание условий для умения делить текст на смысловые части и озаглавливать; с...

Литературное чтение. Конспект урока по рассказу В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип"

Конспект урока литературного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип". УМК "Школа России".На уроке используются различные формы организации деятельности обучающихся и вид...

Конспект урока по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»

Конспект урока по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»...