Методы , формы организации деятельности учащихся
план-конспект урока

Ольга Владимировна Добеева

Предварительный просмотр:

Дидактическое обоснование: УМК «Школа России», А.А. Плешаков «Окружающий мир» 1 класс, часть 2.

Тема: Почему радуга разноцветная? (Радуга – явление природы).

Тип: изучение нового материала.

Цель:

  • создать условия для запоминания цветов радуги и формирования первичных представлений о цвете и свете;
  • показать возможность получения эстетического удовольствия от наблюдения явлений природы.

Планируемые результаты:

Предметные:

- называть цвета радуги в определенной последовательности;

- понимать причины возникновения радуги.

Метапредметные:

Регулятивные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке;

Познавательные: использовать приёмы запоминания цветов радуги;

Коммуникативные: работать индивидуально: выполнять задание, осуществлять самопроверку.

Личностные:

- понимать целостность картины мира;

- получать эстетическое удовольствие от наблюдения явлений природы.

Межпредметные связи: изобразительное искусство.

Ресурсы урока: Плешаков А. А. Учебник, с 40, 41; рабочая тетрадь; электронное приложение, ручка, фонарик, наглядный материал

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I Мотивация познавательной деятельности

Рассказ учителя

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Любовь Алексеекнаи сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Тихо садитесь.

(слайд 1; 2)

- Однажды, Муравей-Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под зонтиком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо…

- Ребята, а вы хотели бы узнать, какое чудо увидел Муравьишка?

- Тогда для этого вам нужно отгадать загадку. Все готовы?

Загадка

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути.

В них ни въехать, ни войти?

- Что появилось на небе?

- Правильно, радуга.

(Слайд 2)

-Как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить?

-А что вы хотите знать о радуге?

-Так какая будет задача урока? На какие вопросы нам надо ответить?

- Приветствие учителя

- Да

- Да

- Радуга

- О радуге

-Как радуга образуется, почему она разноцветная, откуда берётся

-Что такое радуга и как она появляется в природе

Регулятивные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке;

II Актуализация необходимых знаний

Вводная беседа

- Скажите, когда и где вы видели радугу?

-А бывает радуга зимой?

- Какое настроение у вас вызывает появление радуги?

- Летом после дождя на небе

-Нет

- Радостное, позитивное, веселое

Предметные:

понимать причины возникновения радуги

III Организация познавательной деятельности

Постановка проблемного вопроса

Словарная работа

Демонстрация опыта

Просмотр мультфильма

Объяснение учителя

Формулирование вывода по содержанию темы урока

(прикрепляю слово радуга на доску) + (слайд 3)

-Что такое радуга?

-Как вы понимаете, что такое природное явление?

-А это значит, что человек махнул рукой и получил радугу?

-Верно, это явление происходит само по себе, в природе без вмешательства человека

-Итак, что такое радуга?

-А на что оно похоже?

-Её что, кто-то взял кисточкой и нарисовал?

-Что это за дуга? Что её отличает?

-От какого слова произошло?

Т.е. радостная дуга. И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. В старину радугу называли «Райская дуга» и верили, что она приносит счастье.

Иногда, на небе можно увидеть не одну, а две радуги.

- А ещё, не все живые существа видят радугу, например, собаки и кошки.

-Ребята, а человек может сам сделать радугу?

-А я могу вам показать радугу (берём ручку и фонарик, светим фонариком на ручку и получаем на стене радугу) (слайд 4)

-Посмотрите, какие чудеса произошли! Что вы увидели?

- Ребята, сейчас мы посмотрим мультфильм «Почему радуга разноцветная?».

Ваша задача: внимательно его посмотреть и ответить на вопрос как образуется радуга? (включаю мультик №1)

-Так как образуется радуга?

-Это сложное природное явление. Оно может произойти в природе благодаря чему?

-И какая ещё особенность должна быть?

-А что такое влажный воздух? Как вы себе его представляете?

-В нём много капелек воды, которые мы не видим, они маленькие, но мы видим, как будто пар над землёй, но при этом ярко светит солнце, дождь заканчивается. И когда яркие солнечные лучи попадают на эти мельчайшие капельки воды, то тогда они распадаются на 7 цветов. Наш свет, который мы с вами видим, он состоит из 7 цветов, но он для нас как будто белый. Мы не видим все 7 цветов, их можно увидеть только в этой необычной ситуации

-Откройте учебник на странице 4 и 1. Найдите вывод в учебнике. Покажите пальчиком, где вы видите жирный шрифт на странице. Внимательно послушайте меня.

-Теперь прочитайте про себя

-Теперь прочитай Коля

- Итак, солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики. Так возникает радуга.

- Природное явление

-То, что происходит в природе

-Нет

-Природное явление

-Разноцветная дуга в небе

-Нет

-Она разноцветная,7 цветов, которые следуют один за другим

-От слова радость

-Нет

-Радугу

- Солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики и на небе появляется радуга.

-Солнечным лучам

-Должна быть высокая влажность воздуха

-Как пар, туман

-Читают определение радуга жужжащим чтением

-Читают определение радуга выборочным чтением

IV Подведение итогов

Фронтальный опрос

Практическая работа

Просмотр мультфильма

Работа в рабочей тетради

Проверка первичного усвоения знаний (выполнение теста)

- Кто знает, из каких цветов состоит радуга?

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю выполнить следующее задание

У вас на столах лежат цветные полоски, расположите их так, чтобы получился кусочек радуги.

- В то время, когда вы работали, я наблюдала за каждым из вас и заметила, что у всех получилась своя радуга. Я очень рада, что вы проявили своё творчество и фантазию.

Давайте с вами узнаем правильное расположение цветов в радуге. (включаем мультик №2)

-Правильно ли вы расположили цвета?

-Кто расположил правильно, назовите их. Кто неправильно, исправьте.

- Сколько же цветов в радуге? В радуге 7 цветов и все они всегда расположены строго в одном порядке.

- А для того, чтобы нам было легче запомнить, люди придумали такую фразу-подсказку: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан» (Слайд 5)

- По первым буквам слова запоминаются цвета.

- Итак, дети, давайте с вами повторим и заучим эту фразу.

- Откройте рабочую тетрадь на странице 2 и 7. Найдите ребят с шариками. Представьте, что на радуге живут радужные человечки. У каждого из них воздушный шарик своего цвета. Раскрасьте шарики цветами радуги.

-Как будете выполнять задание?

-Скажите, все справились с заданием?

-Какой первый по цвету шарик, второй и т.д.

-А сейчас выполним тест

(читаю каждый вопрос со слайда 6-9)

- Какие вы молодцы!

(слайд 10)

-Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый

-Раскладывают полоски цветной бумаги на парте

-Да, нет

-7 цветов

-Проговаривают вместе с учителем 3 раза

-Мы возьмём 7 карандашей и будем раскрашивать по порядку, используя подсказку

Предметные: называть цвета радуги в определенной последовательности;

Личностные:

понимать целостность картины мира;

Коммуникативные: работать индивидуально: выполнять задание, осуществлять самопроверку.

V Рефлексия

Дидактическая игра

-Как возникает радуга?

Игра «Да, нет»

Я вам сейчас буду задавать вопросы, если вы согласны, похлопайте в ладоши, если нет, потопайте

  1. В радуге 6 цветов
  2. Радуга начинается с зелёного цвета
  3. Радуга- это природное явление
  4. Радуга бывает зимой
  5. Радуга появляется после дождя
  6. Последний цвет в радуге красный

Домашнее задание

-Ребята, кто хочет, вы дома можете выполнить творческие задания в рабочей тетради с. 26, с. 27

(показываю задания в рабочей тетради)

-Ребята, спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами работать! До свидания!

-Солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на

разноцветные лучики и на небе появляется радуга.

-Топают

-Топают

-Хлопают

-Топают

-Хлопают

-Топают

-До свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мир вокруг нас П о ч е м у р а д у г а р а з н о ц в е т н а я

Слайд 2

Какие природные явления мы знаем? ветер дождь

Слайд 3

На минуту в землю врос Разноцветный чудо-мост. Чудо-мастер смастерил Мост высокий без перил.

Слайд 4

Подумай и ответь! 1. Что такое радуга? 2. Почему она разноцветная? 3. Когда она появляется? 4. В каком порядке расположены цвета радуги?

Слайд 5

Слово «РАДУГА» похоже на слово «РАДОСТЬ». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор её так и зовут- Р А Д У Г А

Слайд 7

ФИЗМИНУТКА Радуга В небе дождь, гроза. (руки кверху) Закрывай глаза! Дождь прошел. Трава блестит. В небе радуга стоит. (показываем дугу) Поскорей, поскорей (машут руками) Выбегай из дверей, По траве Босиком (мягко ходим), Прямо в небо Прыжком… С. Маршак

Слайд 8

Источник появления радуги — солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, и раскладывает его на разноцветные лучи. Таким образом на небе появляется радуга.

Слайд 9

Все цвета в радуге идут в четкой последовательности и никогда не меняются местами.

Слайд 12

Проверь вместе с Вопросиком выполненное задание.

Слайд 13

Что ты узнал нового? Я научился… Я узнал... Я удивился… Мне непонятно… Особенно мне интересно… Я бы хотел…



Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 2 класс

Учитель:Добеева О. В.

УМК: «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Тема: Правило написания разделительного мягкого знака в словах.

Цель: создание условий для формирования у обучающихся навыка правописания слов с разделительным мягким знаком.

Формируемые УУД:

Познавательные:

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

Выявлять и корректировать причины собственного затруднения;

Коммуникативные:

Осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом;

Работать в парах, обосновывать и доказывать собственное мнение;

Участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи;

Уметь контролировать процесс и результат своей деятельности;

Находить и исправлять собственные ошибки;

Личностные:

Формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям;

Применять правила делового сотрудничества;

Планируемые результаты:

Предметные:

В результате освоения данной темы ученик овладеет умениями писать слова с разделительным мягким знаком, отличать разделительный Ь и Ь - показатель мягкости

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий Русский язык. 2 класс.- Учебник.

ИКТ.

Ход урока

I. Мотивационный этап

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

– Откройте тетрадь. Что надо записать?

(Дату.)

Комментированная запись числа.

II. Актуализация знаний

Чистописание.

- Запишите слоги: мя, ри, зе, лю, сё, ти. Обозначьте цветными точками звуки под каждой буквой.

- Что заметили? (это слияния, в которых первый звук – согл., мягкий, а второй – гласный)

- Измените запись так, чтобы она соответствовала такой сигнальной карточке. (Учитель показывает карточку: зелёный квадрат, обозначающий мягкий согласный звук.)

(Ученики называют и записывают ниже сочетания: мь, рь, зь, ль, сь, ть.)

- О какой букве мы сегодня будем говорить на уроке? Правильно, о букве «ь».)

Что вы знаете о букве «мягкий знак»? (Она не обозначает звука)

Словарная работа

Доска:

К…ньки, м…дведь, м…рковь, п... льто, т...традь, учит…ль.

- Что это за слова? (словарные)

- Почему их так называют? (во всех словах есть непроверяемая безударная гласная)

Спишите слова вставьте пропущенные буквы.

Взаимопроверка по образцу: смотрите на экран и соотнесите слово с записью.

Оцените работу своего товарища.

- На какие две группы можно разделить эти слова? Назови эти группы. (Обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы; слова с «ь» в середине слова и на конце).

- Подчеркните буквы, которые стоят рядом с «ь».

- Какую работу выполняет «ь» в этих словах? (Указывает на мягкость предшествующего согласного)

Вывод: Эта буква необходима в русском языке, чтобы указать на мягкость предшествующего согласного звука.

- Где пишется «ь» - показатель мягкости? (В середине между согласными и на конце слова после согласных).

-Как вы думаете, это все знания, которые мы должны знать о «ь», или существуют другие?

-Хотите узнать?

-Тогда за работу!

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

  1. Создание проблемной ситуации.

Игра «Назови предмет»

1. Мелкая бабочка, гусеница которой портит одежду ………………моль

2. Синоним к слову «товарищи» ………………………… друзья

3. Это то, что остается после сгоревших дров…………. угольки

4. Синоним к слову «метель» …………………………… вьюга

5. 7Я ……………………………………………………… семья

- Скажите, чем похожи эти слова? (во всех словах есть мягкий знак)

-Давайте сейчас уберем мягкий знак, и посмотрим, что получится. Прочтите полученные слова.

- Так, что же случилось, когда мы убрали «ь»? (варианты ответов)

- Одинаковую роль играет «ь» в этих словах? А почему?

- Разделите данные слова на две группы и объясните, по какому принципу вы их разделили?

В 1 столбике слова с ь - показателем мягкости. Мы знаем правило, буква ь знак – показатель мягкости согласных пишется в конце слова после согласных и в середине слова между согласных. Поэтому в словах 1 столбика ь - показатель мягкости

- А во второй группе? Слова с разд. ь знаком.

- Докажите!

2) Постановка проблемного вопроса.

Значит в чём затруднение?

(Не можем объяснить, почему эти слова пишутся с разд. «ь»)

Сформулируйте проблему?

(Не знаем правило правописания слов с разд. «ь»)

- Значит, что мы должны сегодня узнать? Какая тема?

Тема: Правило написания разделительного мягкого знака в словах.

-Давайте поставим задачи, над которыми будем работать.

#1053;аучиться различать разделительный «ь» и «ь» – показатель мягкости

#1054;пределить место написания разделительного «ь»

#1043;рамотно писать слова с разделительным «ь»

ΙV. Открытие новых знаний.

Работа по учебнику: с.31, упр.51.

- Прочитайте пары слов: полю - полью, солю – солью.

- Чем они похожи и в чём отличие?

Полю (полоть)

Полью (поливать, лью, лить)

Солю (соль)

Солью (сливать, лить)

- Сформулируйте проблемный вопрос. (Зачем нужен «ь» и в каких случаях он пишется?)

- Произведите звуко - буквенный анализ слов полю и полью, солю и солью (работают в парах, проверка на слайде). Сравните написание и произношение.

- Отдохнём.

Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

(Растирание ладоней карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикал (горизонтально).

- Сделаем вывод: для чего нужен в словах «ь», на что он указывает? (Он нужен, чтобы показать, что за согласным произносится звук [й].)

- А за какими буквами «прячется» этот звук? (За буквами е, ё, ю, я, и)

- Понаблюдаем, в каких случаях он пишется?

Учебник: с. 32, № 52

- Между какими буквами он пишется? (Учащиеся подчёркивают буквы перед «ь» и после него, затем делают вывод: пишется после букв согласных перед буквами е, ё, ю, я, и)

- Почему «Ь» в этом случае называют разделительным?

Работа с правилом в учебнике на с.52

#1060;изминутка.

- Встали около парт. Если слышим, что в слове надо написать разделительный «ь», то мы приседаем. А если в слове мягкий знак – показатель мягкости, то хлопаем в ладоши 2 раза.

Листья, бельё, день, прутья, камень, стулья, метель, шью, счастье, олень, пеньки.

- Молодцы, вы были внимательны.

VI. Первичное закрепление

Работа по учебнику: с.33, упр.56.

Взаимопроверка по образцу: смотрите на экран и соотнесите слово с записью.

Объяснение написания слов «по цепочке» по алгоритму:

  1. Произношу слово.
  2. Слушаю, есть ли звук [й] в корне после согласного перед гласным.
  3. Если слышу звук [й] после согласного, пишу букву «Ь» после буквы согласного перед е, ё, ю, я, и.

- Оцените работу своего товарища.

#1056;ефлексия

- Какое открытие мы с вами сделали на уроке?

- Что узнали нового о «Ь»?

Разделительный «Ь» пишется в корне слова после согласных, перед гласными е, ё, ю, я, и, если при произношении после согласного слышится звук «й».

Разделительный «Ь» показывает, что согласный звук не сливается с гласным, а произносится раздельно.

-Что было легко? Что было трудно?

- Какое задание было самым интересным?

- Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

Учащимся предлагается закончить следующие предложения:

  • "На сегодняшнем уроке я узнал …";
  • "На этом уроке меня порадовало…";
  • "Я похвалил бы себя…";
  • "После урока мне захотелось…".

- Спасибо за хорошую работу.

VIII. Домашнее задание

Найдите в учебнике «Литературное чтение» и запишите 10 слов с разделительным мягким знаком.



Предварительный просмотр:

Тема урока

Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания в пределах 100. Решение задач.

Тип урока: закрепление пройденных тем.

Вид урока: Урок — путешествие. Обобщающий урок

Цель урока: совершенствовать вычислительные навыки письменного приёма сложения и вычитания в пределах 100

Задачи:

закрепить устные и письменные приемы сложения и вычитания в пределах 100;

вырабатывать навыки решения задач разных видов на сложение и вычитание;

развивать математическую речь, наблюдательность, память, смекалку, логическое мышление;

воспитывать активность, уважение друг к другу, дисциплину, самостоятельность, желание вести здоровый образ жизни.

Предметные результаты

-дать возможность научиться решать примеры изученных видов на сложение и вычитание чисел в пределах 100,

- уметь правильно читать выражения и находить их значения;

-решать задачи разных видов.

Метапредметные результаты

1. Регулятивные УУД:

-использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений при выполнении учебных заданий,

- определять и формулировать тему и цели урока,

- учить самооценке самоконтролю выполняемой работы,

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.

2. Познавательные УУД:

- осуществлять синтез условия текстовой задачи (восстановление условия по схеме, краткой записи);

- устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки);

- анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель — что известно, что требуется найти);

-осуществлять межпредметные связи.

#1050;оммуникативные УУД:

- слушать и понимать друг друга;

- высказывать свое мнение при обсуждении задания.

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках;

Личностные результаты

- положительное отношение к урокам математики;

- умение признавать собственные ошибки;

- формирование нравственно-эстетических ценностей;

-умение оценивать трудность предлагаемого задания;

-восприятие математики как части общечеловеческой культуры.

Методы и формы работы: совместная с учителем учебно - познавательная деятельность, фронтальная, работа в парах, группах, индивидуальная, самостоятельная, практическая, учебный ( проблемный) диалог, наблюдение за математическими объектами (сравнение, анализ).

Структура урока-рефлексии

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Самоопределение

4. Работа по теме урока

5. Физкультминутка

6. Продолжение работы

#1056;ефлексия

#1048;тог урока. Домашнее задание

Ход урок

I. Организационный момент. Психологический настрой.

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать.

И друг другу помогать.

Желаю вам успехов на уроке!

К уроку все готовы? (Да)

Можем начинать тогда

Будем все внимательны, делать всё старательно.

Думать, прежде чем писать

И пятёрки получать.

2) Сегодня на уроке нас ожидают путешествия на планету наших знаний, но мы отправимся не одни, к нам на урок пришел сказочный гость, чтобы узнать как его зовут, нужно выполнить задание. Итак, отгадываем имя сказочного героя

1) Незнайка ,задание на карточках. (задание)

Путешествие нам покажет как мы усвоили сложение и вычитание в пределах

100,как умеете решать задачи и логически мыслить.

3) Работа по теме.

Открываем тетради и записываем число и классная работа. Вспомним наше правила, как нужно сидеть за партой.(осанка)

А теперь отправляемся в путешествие.

Мы с Незнайкой будем путешествовать на ракете, но чтобы наша ракета взлетела нужно выполнить задание.

Задание 2

54+23= 14+55= 81+17= 76-64= 46-32=

65-45=

Ракета взлетает и приземляется на планете «Закрепление»

На этой планете растет дикая яблоня, а на яблоне созрели яблоки. Мы должны помочь яблоне (собрать яблоки).А яблочки не простые , а математические, в корзину оно попадет ,если правильно решить пример в столбик.(один ученик решает у доски , а остальные в тетради)

Проверка.

Физкультминутка

Лучшие качели –гибкие лианы,

(Покачивание вправо влево)

Это с колыбели знают обезьяны

Кто весь век качается –

Да.да.да!-

(Хлопки в ладоши)

Тот не обижается никогда!

(прыжки на месте)

Продолжение работы по теме урока

Задание №3

- Идем по дорожке дальше.

Ребята, посмотрите, а вот белочка с бельчатами, которые собирают в корзину грибы. Белочка собрала 25 грибов, а бельчата 15. Из всех собранных грибов 3 оказались несъедобными. А сколько же съедобных грибов оказалось в корзине Да у нас целая задача получилась.

В своих тетрадях запишите условие, решение и ответ. Можно приступать к работе.

Самостоятельная работа над задачей.

Проверка. Анализ решения.

Ребята, тем, у кого задача решена верно, наша белочка дарит грибочек. Нарисуйте его у себя в тетради рядом с ответом.

Задание №4

Мы продолжаем наше путешествие, и на пути нам встречается еще одно задание. У нас на дороге лежит огромный камень и мешает нам пройти, чтобы убрать камень с дороги нужно решить уравнения :

27-х=9 70-х=6 х-8=10 4+х=14 х+7=18

Задание №5 ( в парах)

Но, вот мы подошли к домику Незнайки. Из каких геометрических фигур он состоит? (квадрат, треугольник, прямогольник).

Рефлексия.

-Какова была цель сегодняшнего урока? Достигли цели?

- Какое задание вам больше всего понравилось? Какое задание было самым интересным?..

- Теперь я предлагаю вам оценить вашу работу.

- Кто доволен собой погладьте себя по голове и скажите : « Я — молодец!»

А кто не доволен собой сожмите кулачки и скажите: « Я всего добьюсь сам

-А какое настроение у вас сейчас? Нарисуйте на солнышке улыбку, показав тем самым, с каким настроением вы уходите с урока. Поднимите солнышко. Посмотрите, как светло стало в нашем классе от ваших улыбок.

Итог урока

- Ну вот и подошло к концу наше путешествие. Трудно было?

- Какие задания вам показались самыми трудными?

- Что нам нужно было знать и уметь, чтобы попасть в гости к Незнайке?

- Понравился урок?

- Что особенно понравилось?

- Что мы с вами делали на уроке?

- Молодцы, ребята, мне было интересно работать с вами.

- А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание…..

- Спасибо за внимание. Урок окончен.

Домашнее задание

Самоанализ урока

В классе обучается 5 учащихся. Все ребята очень подвижные, поэтому я стараюсь проводить как можно больше уроков — путешествий.

Урок — путешествие в зимний математический лес — это урок закрепления по теме « Письменное сложение и вычитание в пределах 100». Он тесно связан с предыдущими уроками и опирается на приобретённые навыки учащихся. Цель урока: совершенствование устных и письменных приёмов « +», « -» в пределах 100, была поставлена перед учащимися в начале урока и при выполнении разнообразных заданий была полностью реализована. Содержание учебного материала соответствовало программным требованиям и обеспечило самостоятельную работу, сотрудничество учителя и учащихся, постоянный контроль со стороны учителя, а также самоконтроль, дифференцированный подход в обучении. На уроке использовались различные формы познавательной деятельности: вопросы занимательного характера, карточки для самостоятельной работы, практическая работа. Все эти формы обеспечили активное включение учащихся в процесс урока, быстрое выполнение заданий.

Урок содержал 3-единую задачу: познавательную, воспитательную и развивающую. Для решения задач использовала: методы работы — практический, словесный, частично — поисковый, метод контроля, формы работы — коллективная, групповая, работа в парах, тройках, самостоятельная работа.

Конечный результат: обучающийся умеет:

-складывать двузначные числа с переходом через разряд;

-самостоятельно осуществлять деятельность учения;

-ставить учебные цели;

-находить и использовать необходимые средства и способы достижения цели;

-контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Весь урок проведён в соответствии с требованиями здоровьесберегающей технологии. С целью избегания перегрузки и переутомления использовалась физкультминутка.

На всех этапах урока прослеживалась положительная мотивация к учебной деятельности. На уроке был создан благоприятный психологический климат, что явилось показателем успешности его проведения. Оценка деятельности обучающихся осуществлялась с помощью оценочных листов, не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.

Положительные результаты урока обеспечили: смена одного вида деятельности другим, использование различных форм урока, способствующие продуктивной деятельности, рациональное распределение времени на уроке, оборудование урока, соблюдение гигиенических требований к уроку, готовность учителя и учеников помочь друг другу. Обстановка на уроке способствовала активизации умственной деятельности.

Я ещё раз пришла к выводу. Что такие уроки дети ждут и дают хороший результат.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения по теме В. Драгунский «Он живой и светится…»

(3 класс)

Составитель: Добеева О.В. учитель начальных классов

2023г.

Тема урока: В. Драгунский «Он живой и светится…»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: создание условий для выработки навыка осознанного, выразительного чтения произведения В. Драгунского «Он живой и светится…», формирование читательской грамотности учащихся.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Метапредметные (развивающие):

  • Коммуникативные: уметь слушать, воспринимать письменную речь и понимать другого; уметь сопоставлять информации, полученную от другого, с собственным знанием, мнением, позицией.
  • Регулятивные: под руководством учителя и совместно с одноклассниками определять учебную задачу (проблему) и формулировать цель урока.
  • Познавательные: уметь воспринимать информацию из различных источников; уметь перерабатывать информацию.

Предметные (образовательные): читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения.

Личностные (воспитательные): принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знакомиться с общечеловеческими ценностями.

Основные методы: словесный, наглядный, практический.

Учебник: Л.Ф.Климанов, В.Г.Горецкий – Литературное чтение 3 кл. 2 ч., презентация

План урока:

Этап урока

Регламент

I.

Орг.момент

2

II.

Актуализация знаний.

10

III.

Постановка цели и задач урока.

5

IV.

Первичное усвоение новых знаний

8

V.

Первичная проверка понимания

20

VI.

Первичное закрепление

4

VII.

Итог (Рефлексия) Информация о домашнем задании.

3

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя / Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Орг.момент.

-Здравствуйте, ребята.

-Присаживайтесь

Давайте с вами проверим готовность к уроку. У вас на столе должен быть учебник, дневник, и рабочая тетрадь.

Регулятивные: положительный настрой на работу и взаимодействие с учителем.

2. Актуализация знаний

  • Дома вы готовились к пересказу рассказа В.П. Астафьева «Капалуха» по вопросам, которые вам даны после этого рассказа. - Кто хочет ответить?

-Какую птицу охотники называют капалухой?

-Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята?

-Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? -Кто из ребят думает о птицах и окружающей нас природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?

-Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? -Как ты думаешь, изменится ли их отношение к природе после этого случая?

-Определите основную мысль рассказа.

  • Кто хочет дополнить?

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные:

самоопределение Познавательные: уметь из информации выделять главное

4. Первичное усвоение новых знаний

Биография автора

Беседа до чтения

  • Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Виктора Юзефовича Драгунского "Он живой и светится"
  • А какие рассказы В. Ю. Драгунского вы читали раньше?

("Денискины рассказы" «Тайное становится явным»,

«Девочка на шаре»)

  • А кто помнит биографию автора?
  • Я вам напомню.

Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) родился 30 ноября 1913 в Нью-Йорке, где поселились его родители, приехавшие из России в поисках лучшей жизни. Однако уже через год его семья вернулась обратно в Гомель, где и прошло детство Драгунского.

На жизнь писатель зарабатывал самостоятельно. Поступил в «Литературно-театральные мастерские» учиться актерскому ремеслу. Он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь. Первая книга вышла в 1961 году под названием "Он живой и светится", куда вошло 16 рассказов о

Денискиных приключениях. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.

  • Драгунский был добрым, веселым человеком, очень любил детей, и дети тянулись к нему, чувствую в нем старшего доброго товарища и друга.
  • Сегодня мы познакомимся с его рассказом, который называется «Он живой и светится»

-Судя по названию, о чем будет произведение? То погаснет, то зажжётся Ночью в роще маячок.

Угадай, как он зовётся?

Золотистый …

Рассказ о светлячках

  • Светлячки – это насекомые. Все виды светляков обладают удивительной способностью испускать в темноте мягкий жёлто-зелёный свет. Их орган свечения чаще всего располагается на конце брюшка. Многие виды способны по своему желанию уменьшать и увеличивать силу света, а также испускать прерывистый свет. Обладают светящимся органом, как самцы, так и самки светлячков. Более того, светятся, хотя и гораздо слабее, личинки, куколки, и даже отложенные этими жуками яички.

Свет, испускаемый многими тропическими видами светлячков, очень яркий. Первые европейцы, поселившиеся в Бразилии, при отсутствии свечей освещали свои дома светлячками.

-Словарная работа

Перед тем, как начнем читать, давайте посмотрим, какие трудные слова встретятся в тексте:

Брынза, моментально, Гватемала, Барбадос, пристально

«Чтение в кружок»

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Озвучиваю задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам.

Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу

вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает.

Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

Регулятивные: Уметь высказывать своё предположение.

Личностные: уметь осознавать трудности и стремиться к их преодолению; оценивать поступки людей, высказывать своё отношение к герою произведения.

Познавательные: ориентироваться в карточке по уровням, перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные: работать в паре с учителем

5. Первичная проверка

понимания

Беседа во время чтения

Чтение текста по частям.

  • Ребята, откройте учебники на странице 105. Будем читать текст по частям. Один ученик начинает (до слов «сидеть на песке и скучать») - Достаточно. Спасибо.
  • Ребята, как чувствовал себя Дениска, зная, что мама опаздывает?

(скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть. Он упрекает маму, что она так долго не приходит)

  • Какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть?

(грусть, жалость, сочувствие).

  • Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? ("Ожидание мамы").

Продолжает другой ученик (до слов «тогда увидишь» ) - Достаточно, спасибо.

  • Что Мишка увидел интересного у Дениски?

( самосвал)

  • На что он хотел его поменять?

( на Гватемалу и 2 Барбадоса или на плавательный круг)

  • А почему Дениска не соглашался поменять свой самосвал? Он был жадным? (нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы).
  • Ребята, а каким был Мишка?

(Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь; эгоистичный - любым путем хотел завладеть игрушкой; любил марки-были марки других стран: Гватемалы и Барбадоса; любил машинки, поэтому был неравнодушен к самосвалу; Мишка был настырным и бестактным; получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; он был невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо. Он просто схватил самосвал и побежал домой; он был нечестным: предлагал за новую игрушку поломанный круг.) - Как озаглавим эту часть? ("Обмен самосвала").

Третий ученик читает (до слов «забыл про всех на свете»)

  • Достаточно, спасибо.
  • Почему Дениска согласился отдать ценный папин подарок за светлячка? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала) - Как вы думаете, обмен был равноценным? (Да, мальчик считал живого жучка достойным папиного подарка; или считал светлячка дороже, ценнее самосвала).
  • Найдите и прочитайте в тексте отрывок, в котором автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок?

(а я остался со своим светлячком… ) - Как озаглавим эту часть?

("Светлячок", "Встреча со светлячком", "Живое чудо",

"Крошечная звездочка в коробке").

Четвертый ученик читает до конца.

  • Хорошо, спасибо.
  • Ребята, как вы думаете, почему мама не стала ругать Дениску за самосвал? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка.) - А мама считала такой обмен равноценным? (Нет, мама не считала этот обмен равноценным) - Почему светлячок был лучше, чем самосвал для Дениски?

( он живой и светится)

  • Озаглавьте последнюю часть рассказа.

("Лучше любого самосвала на свете")

6. Первичное закрепление

  • Ребята, как вы думаете, почему Драгунский именно так, называет свой рассказ?

(Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.) - Почему Дениска не стал упрекать свою маму за опоздание? (Со светлячком он забыл об этом, и даже про маму).

  • А теперь сравним двух героев. Какой Дениска? (Дениска - добрый, любящий природу, бескорыстный, чувствительный, верный, надежный, нежный.) - А Мишка?

(Мишка - невежливый, любил собирать марки, любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный, бестактный.)

  • То есть ребята по характеру совершенно разные. А теперь давайте подумаем: возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем?

(Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки.

Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.)

7. Итог

(Рефлексия)

Информация о домашнем задании

-С каким произведением мы познакомились?

-Кто его автор?

-Понравилось ли тебе это произведение?

  • Что бы вам хотелось сделать после этого урока?
  • подготовьте краткий пересказ.

-Оцените свою работу на уроке:

-Больше всего мне понравилось….

-Мне было сложно….. -Я справился легко…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Конспекты уроков и методическое обоснование их...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Рабочая программа, 2 класс, русский язык по программе "Начальная школа 21 века"Технологическая карта урока математики, 1 класс по программе "Школа России"...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...