русс яз «Абзац» 2 кл
материал

ы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл abzats.docx161.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

 УМК: «Начальная школа XXI века», 2 класс

(Учебник «Русский язык» Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И стр. 75-76)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 20.04.2022

Время: 10:10-10:55

Место: МАОУ «СОШ №5 им. И.Д. Черняховского»

Класс: 2 «А»

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Абзац»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: организация деятельности обучающихся для первичного восприятия, усвоения и закрепления знаний и умений о абзаце.

Задачи:

Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений об абзаце, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, речи, умения применять ранее полученные знания, умения распознавать абзац, находить абзацы в тексте, сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности, развивать навык сотрудничества

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов  учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, актуализация личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной учебной деятельности , способности к самооценке и оцениванию других на основе критериев успешности, проявление  интереса к русскому языку, бережного отношения к нему ,осознание богатства русского языка, его величия и многогранности.

Метапредметные: 

Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности, используя ранее приобретенные знания;    строят  логическую цепочку рассуждений, выдвигают гипотезы и  обосновывают их, осуществляют анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи, владеют общими приемами решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, учебные задачи, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности, корректировку выполненных учебных работ.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:  слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Предметные: распознают абзацы в тексте, осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме и оформляют его письменно, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения; выражают собственное мнение, аргументируют его с учетом ситуации общения; используют правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И стр. 75-76

Содержательный компонент урока:

Ход урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виолетта Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У: Ребята, начинаем урок русского языка.

Запрещается лениться!

Не болтать и не крутиться!

Лишь учиться и трудиться!

В жизни это пригодится!

У: Почему же на уроке запрещается лениться, болтать и крутиться?

О: Запрещается лениться, болтать и крутиться, потому что можно не усвоить материал, пропустить информацию.

У: Правильно, именно поэтому мы должны лишь учиться и трудиться.

II. Актуализация умений и знаний.

  1. Минутка чистописания.

У: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

У: Посмотрите на доску.

(оо, аа, ее, ии)

(бп, вф, гк, жш, дт)

У: Что можете сказать об этих буквах на 1-ой строке?

О: Буквы гласных звуков.

У: Что можем сказать о буквах на 2-ой строке?

О: Парные согласные.

У: Где они нам встречаются?

О: В словах.

У: Что есть в словах? Многие слова мы пишем, применяя правило, значит в них есть…

О: Орфограммы.

У: Что такое орфограмма?

О: Написание по правилу.  (Опасное место в слове)

У: В каких орфограммах встречаются буквы 1-ой строки?

О: Безударный гласный в корне слова, не проверяемый ударением (словарные слова) и безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением.

У: В каких орфограммах встречаются буквы 2-ой строки?

О: Парный согласный по звонкости-глухости.

У: Есть орфограммы, которые не можем проверить?

О: Да, слова нужно запомнить – словарные слова.

У: Выполним словарную работу. Отгадайте загадку.

Чьи рисунки на окне,

Как узор на хрустале?

Щиплет всякого за нос

Зимний дедушка…

О: Мороз

У: Правильно, что это за слово?

О: Это словарное слово

У: Выйди к доске, запиши слово, поставь ударение, выдели орфограмму.

У: Посмотрите на картинку. Кто это?

О: Это заяц

У: Верно, выходи к доске, записывай слово, ставь ударение, выделяй орфограмму. Остальные на своих рабочих местах в тетрадях.

У: Посмотрите на картинку. Что за слово тут спрятано?

О: Иней – это словарное слово.

У: Молодец, выходи к доске, записывай, ставь ударение, выделяй орфограмму, остальные на своих рабочих местах в тетрадях.

У: Что это за слово?

О: Ветер – это словарное слово.

У: Молодец, выходи к доске, записывай, ставь ударение, выделяй орфограмму, остальные на своих рабочих местах в тетрадях.

У: Внимательно послушайте и скажите, кого я описала.

О: Ворона – это словарное слово.

У: Выходи к доске, записывай слово, ставь ударение, выделяй орфограмму.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

 У: (На доске разбросаны буквы ЦАЗБА)

-Посмотрите, какое слово спряталось?

О: Абзац.

У.: Верно. Запишите его в тетрадь. Обозначьте ударение, подчеркните безударную гласную.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

О.: Тема нашего урока «Абзац».

У.: Молодцы. Но, прежде чем мы продолжим, определите цель нашего урока?

О.: Узнать что такое абзац и для чего он нужен в тексте.

У.: Верно, это и будет целью нашего урока.

IV. Открытие новых умений, знаний.

Восприятие

Работа с учебником. Стр.75 упр.1

У.: Откройте учебник на странице 75. Прочитайте упражнение №1.

-Прочитай. Какой текст читается легче? Как ты думаешь, почему один и тот же текст напечатали по-разному?

У.: Что вы должны сделать?

О.: Мы должны определить, какой текст читается легче, и почему.

У.: Верно. Прочитай первый текст.

О.: (читает)

У.: Прочитай второй текст.

У.: Скажите, какой текст читается легче?

О.: Второй текст читается легче.

У.: Почему?

О.: Потому что он разделён на части.

У.: Верно. Из скольких частей состоит второй текст? Как вы это узнали?

О.: Второй текст состоит из трёх частей. Он разделён красной строкой (абзацем).

Осмысление

У.: Верно. Прочитайте правило внизу страницы. Как вы его понимаете?

О.: Текст может состоять из нескольких смысловых частей - абзацев. Абзац пишется с красной строки.

У.: Какой вывод можно сделать?

О.: Новый абзац всегда пишется с красной строки.

У.: Верно. Как вы думаете, почему строку, с которой начинается каждый абзац, мы называем красной, а не белой или синей?

О.: (Предполагают)

У.: (Сделать распечатки с буквами). Перед писцом стояли баночки с тушью двух цветов - черной и красной. Весь текст писец переписывал черной тушью, а начиная новую страницу, он менял кисточку и рисовал красивый узор, выводя красной краской фигурную первую букву.

 Красная строка – значило красивая строка. Цвет, словом красный стали обозначать позже.

Запоминание

У.: Теперь спишите второй текст, соблюдая красную строку. Спину держим ровно, стараемся писать аккуратно, каллиграфическим почерком.

(Оценивать за списывание текста тех, кто выполнит первее. Без ошибок - 5, 1-2 ошибки - 4, 3 ошибки - 3)

V. Физминутка

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

VI. Закрепление открытых умений, знаний.

Применение

Работа по учебнику. Стр. 76. Упр.2

У.: Прочитайте упражнение №2. Что вы должны сделать?

О.: (Ответы обучающихся)

У.: Читаем текст цепочкой.

О.: (Читают).

У.: Можно ли сказать, что он состоит из двух частей?

О.: Да, можем.

У.: Почему?

О.: Потому что в тексте два абзаца.

У.: Можно ли сказать, что в каждой части текста высказывается новая мысль?

О.: Да.

У.: Попробуй одним предложением или ключевым словом выразить основную мысль каждого абзаца.

О.: Ленивая девочка. Земляника.

У.: Верно. Теперь озаглавим текст. Как его можно назвать?

О.: Вкусная ягода - земляника.

У.: Запишите заголовок. Как пишем заголовок?

О.: По середине строки с заглавной буквы.

У.: Верно. Запишите.

- Какие ключевые слова или предложения есть в каждом абзаце?

О.: Вкусная и полезная ягода земляника.

У.: Верно. Выйди к доске, запиши. Остальные записывают в тетрадь.

У.: Какое следующее предложение или ключевое слово?

О.: Маленькая девочка ленилась собирать ягоды.

У.: Молодец. Выйди к доске, запиши. Остальные записывают в тетрадь.

У.: Какое последнее предложение или ключевое слово?

О.: Землянику непросто собирать.

У.: Верно. Выйди к доске, запиши. Остальные записывают в тетрадь.

VII. Итог урока. Рефлексия

У: Пришло время подвести итоги. Ребята, с какой темой мы сегодня познакомились?

О: С темой абзац.

У: Верно. Какую цель мы ставили?

О.: Познакомиться с абзацем и узнать для чего он нужен в тексте.

У.: Достигли ли мы её?

О: Да.

У: Молодцы. Сейчас я вам раздам сигнальные карточки. Ваша задача, если ответ «да» на мой вопрос - поднять зелёную карточку. Если ответ «нет» - поднять красную.

- Мне был интересен урок.

- Мне было легко справляться с заданиями.

- Я хорошо усвоил материал.

У: Отлично. Спасибо за урок. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе "Составление текста из абзацев" УМК «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка «Составление текста из абзацев» проводится во 2 классе. Тема изучается в рамках уроков блока «Развитие речи». На уроке реализуется системно-деятельностный подход. Общая цель обуче...

Урок русского языка. 2 класс. "Последовательность абзацев. Составление текста по абзацам".

Конспект урока  русского языка. 2  класс. Программа "Начальная  школа 21 века". Тема урока "Последовательность абзацев. Составление текста по абзацам". К  конспекту  прилагает...

Урок русского языка 2 кл по теме "Абзац"

Конспект урока русского языка во 2 классе по программе Начальная школа 21 века...

Конспект урока на тему: Абзац

Абзац - смысловая часть текста....

Конспект урока русского языка «Абзац. Учимся выделять абзацы» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Абзац. Учимся выделять абзацы». Цели деятельности учителя: формирование знаний о понятиях «абзац», «красная строка»; развитие умения выделять абзацы в тексте...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Последовательность абзацев в тексте. Деление текста на абзацы" (УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс)

Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: систематизация знаний обучающихся о тексте и развитие умения делить текст на абзацы и определять их последовательность.Задачи урокаПланируемы...