«Заимствованные слова» конспект и презентация
материал
Предварительный просмотр:
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Заимствованные слова»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организация деятельности обучающихся для восприятия, осмысления, запоминания и применения знаний и умений о заимствованных словах в русском языке.
Задачи:
Образовательные: способность к восприятию, осмыслению, запоминанию и применению знаний и умений об использовании заимствованных слов в русском языке, формированию умения применять эти знания и умения в практических упражнениях.
Развивающие: способность к развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, речи, умения применять ранее полученные знания, умения распознавать синонимы среди других морфем русского языка, подбирать синонимы к словам, применять их в речи; сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдать СанПиН, гигиенические условия в кабинете, чередовать виды деятельности, применять методы, способствующие активизации учебной деятельности обучающихся, применять на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, актуализация личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной учебной деятельности , способности к самооценке и оцениванию других на основе критериев успешности, проявление интереса к русскому языку, бережного отношения к нему ,осознание богатства русского языка, его величия и многогранности.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности, используя ранее приобретенные знания; строят логическую цепочку рассуждений, выдвигают гипотезы и обосновывают их, осуществляют анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи, владеют общими приемами решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, учебные задачи, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности, корректировку выполненных учебных работ.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работают в парах.
Предметные: распознают заимствованные слова среди других слов русского языка, находят заимствованные слова в тексте и применяют их в речи, осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме и оформляют его письменно, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения; выражают собственное мнение, аргументируют его с учетом ситуации общения; используют правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У.: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Валерьевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.
2. Проверка готовности к уроку.
У.: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У.: На доске вы видите разбросанные слова, из которых надо собрать пословицу. Какая пословица у вас получилась?
О.: Учёба и труд к победам ведут.
У.: Как вы понимаете эту пословицу?
О.: С помощью усердной учебы и труда можно достигнуть успехов
У.: Отлично. Эта пословица будет нашим девизом на сегодняшний урок.
II. Актуализация умений и знаний.
2.Минутка чистописания
У.: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
У.: Для начала нужно узнать, какую букву вы будете прописывать сегодня. Посмотрите внимательно на слайд. Найди ту букву, которая повторяется чаще всего.
ББАРНКВСПББББ
У.: Какая буква встречается чаще всего?
О.: «бэ».
У.: Какие звуки обозначает эта буква?
О.: [б], [б`]
У.: Охарактеризуйте звук [б]
О.: Звонкий согласный звук [б] парный и образует пару по звонкости-глухости с глухим согласным звуком [п].
У.: - Верно. Сейчас вы пропишите строчную букву «бэ»
Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.
3.Словарно – орфографическая работа
У.: Ребята, посмотрите на экран, перед нами появились картинки. Что изображено на картинках?
О.: Пенал, лопата, театр, конфета
У.: - Что вы можете сказать об этих словах?
О.: - Они словарные.
У.: Запишите их в тетрадку через запятую, поставьте ударение, выделите орфограмму.
У.: Ребята, что означают эти слова.
О.: Пенал – это вещь, для хранения канцелярии; лопата – это инструмент для копания земли, конфета – это кондитерское изделие, театр – это место, где выступают актеры.
У.: Теперь, проверьте свои работы, опираясь на таблицу оценивания
О.: Проверяют
У.: Ребята, перед тем как перейти к нашей теме, давайте вспомним что такое синонимы, антонимы и омонимы. Перед вами на слайде представлены пары слов.
Холод-жара, лист-лист, собака-пес
У.: Вам нужно определить что из этого антонимы, синонимы и омонимы. Итак, первая пара слов это какие слова?
О.: Антонимы.
У.: Что такое антонимы?
О.: Антонимы – это противоположные по смыслу слова
У.: Верно. Вторая пара слов это какие слова?
О.: Омонимы.
У.: Что такое омонимы?
О.: Это одинаковые по написанию, звучанию, но разные по значению слова
У.: Верно. Третья пара слов это какие слова?
О.: Синонимы
У.: Верно. Что такое синонимы?
О.: Это близкие по значению слова
У.: Верно, мы вспомнили что такое синонимы, антонимы, омонимы. А есть еще одна группа слов. Эти слова называются заимствованными. Ребята, кто-нибудь что-то знает о заимствованных словах?
О.: Это слова, которые пришли из других языков
У.: Верно. И сегодня мы узнаем значение некоторых заимствованных слов.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У.: Ребята, на доске картинка, что это?
О.: Библиотека
У.: Что такое библиотека?
О.: Это комната, где хранятся книги
У.: А кто-нибудь знает как произошло это слово и откуда оно?
О.:…
У.: Откройте учебник на стр 79 и найдите объяснение слова «библиотека»
О.: Библиотека - от греческих слов библион — «книга» и тека — «хранилище»
У.: Из какого языка пришло?
О.: Из греческого
У.: Верно. Следующее слово?
О.: Фотография
У.: Что оно означает?
О.: Фотос — «свет» и графо — «пишу»
У.: Как вы понимает объяснение слова?
О.: Фотография – карточка с изображением
У.: Из какого языка пришло?
О.: Из греческого
У.: Верно. Следующее слово?
О.: Микроскоп
У.: Что оно означает?
О.: Микрос — «малый» и скопео — «смотрю»
У.: Как вы понимает объяснение слова?
О.: Микроскоп – это прибор для того чтобы можно было рассматривать мелкие предметы
У.: Из какого языка пришло?
О.: Из греческого
У.: Верно. Следующее слово?
О.: Телеграмма
У.: Что оно означает?
О.: от греческих слов теле — «далеко» и грамма — «запись», «буква»
У.: Как вы понимает объяснение слова?
О.: Отправка письма на дальнее расстояние
У.: Верно. Из какого языка пришло?
О.: Из греческого
У.: Следующее слово
О.: Агроном
У.: Что оно означает?
О.: От латинских слов агер — «поле», «земля» и номос — «закон»
У.: Как вы понимает объяснение слова?
О.: Он все знает о семенах
У.: Верно. Из какого языка пришло?
О.: Из латинского
У.: Что общего у этих слов?
О.: Они все пришли из других языков
У.: Верно
V. Физминутка
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох))
Взвился вверх и полетел.
{Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
У.: Ребята, откройте учебник на стр 80, упражнение 1. И/О читай упражнение
О.: 1. К заимствованным словам первой группы подбери близкие по значению слова или сочетания слов из второй группы. Запиши по образцу.
Образец: барьер — заграждение.
1) ветеран, вираж, легенда, пират
2) народное поверье, морской разбойник, крутой поворот, старый воин
У: Как вы поняли это задание?
О.: Надо, к слову из 1 группы подобрать слово из 2 группы
У.: Выходи к доске, читай 1 слово
О.: Ветеран
У.: Кто такой ветеран?
О.: Тот, кто воевал на войне
У.: Какое словосочетание из 2 группы близко по значению к слову ветеран?
О.: Старый воин
У.: Верно. Записывай. Следующее слово читай
О.: Вираж
У.: Что такое вираж?
О.: …
У.: Подойди к учительскому столу. Что за книга лежит на столе? Прочитай название книги
О.: Толковый словарь С. И. Ожегова
У.: Что такое толковый словарь?
О.: Книга, где записаны значения слов
У.: Ищи значение слова в словаре
О.:Вираж - франц. virage, от virer — поворачиваться. 1) поворот. 2) Фигура пилотажа в виде замкнутой кривой (окружности) в горизонтальной плоскости, выполняемая с вводом и выводом самолёта в одном направлении. 3) Участок пути на повороте автомобильной дороги, на закруглении велосипедного трека, автодрома и т.п., имеющий односторонний поперечный уклон дорожного покрытия.
У.: Значит, Какое словосочетание из 2 группы близко по значению к слову вираж?
О.: Крутой поворот
У.: Записывай. Следующее слово читай
О.: Легенда
У.: Что такое легенда?
О.: …\
У.: Ищи значение в словаре. Какое значение дано в словаре?
О.: Легенда происходит от латинского legenda, что означает «то, что должно быть прочитано», основанное на устных преданиях.
У.: Значит, какое словосочетание из 2 группы близко по значению к слову легенда?
О.: Народное поверье
У.: Записывай. Следующее слово читай
О.: Пират
У.: Кто такой пират?
О.: Бандит в море
У.: Значит, какое словосочетание из 2 группы близко по значению к слову пират?
О.: Морской разбойник
У.: Верно. Садись. Следующее упражнение 3. И/О прочитай упражнение
О.:
3. Закончи предложения и запищи их. Используй слова для справок.
Исполнитель ролей в театре или кино — это ... .
Объявление о спектакле или концерте — это ... .
Нижний этаж зрительного зала в театре с местами для зрителей — это ... .
Здание со сценой, где ставят спектакли, — это ... .
Можно ли закончить предложения без заимствованных слов?
Слова для справок: афиша, театр, актёр,. партер.
У.: Как вы поняли задание?
О.: Надо закончить предложения используя слова для справок.
У.: Верно. И/О выходи к доске. Читай 1 пункт. Как ты думаешь, о ком говорится в предложении?
О.: О актере
У.: Почему?
О.: Потому что в театре исполняет роли актер
У.: Верно, записывай. Остальные работают самостоятельно, в тетрадях. Читай следующее предложение. О чем говорится?
О.: О афише.
У.: Почему?
О.: Потому что, афиша – это объявление о концерте
У.: Верно, записывай. Читай следующее предложение. О чем говорится?
О.:…
У.: Найди в словаре
О.: Это партер.
У.: Почему?
О.: Партер – это Нижний этаж зрительного зала в театре с местами для зрителей
У.: Верно, записывай. Читай следующее предложение. О чем говорится?
О.: О театре
У.: Почему?
О.: Театр – это место где выступают на сцене
У.: Верно. Записывай.
VII. Итог урока. Рефлексия.
У.: Ребята, с чт мы узнавали на уроке?
О.: Значение заимствованных слов
У.: Что такое заимствованные слова?
О.: Слова, которые пришли из других языков
У.: Верно. Если мы не знаем значение слова, мы где можем посмотреть его значение
О.: В толковом словаре
У.: Верно. На ваших партах лежат листочки. Это анкеты, заполните их
1.На уроке я работал | активно / пассивно |
2.Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3.Урок для меня показался | коротким / длинным |
4.За урок я | не устал / устал |
5.Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6.Материал урока мне был | понятен / не понятен |
У.: Спасибо. Урок окончен. До свидания!
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ББАРНКВСПББББ
Количество ошибок Отметка 0 «5» 1-2 «4» 3 «3» п е на́л л о па́та т е а́тр к о нфе́та
холод - жара антонимы лист (бумаги) – лист (клёна) омонимы собака - пёс синонимы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тайна заимствования слов
В презентации подобран материал по русскому языку. Многие заимствованные слова в школе изучаются как словарные. Откуда пришли они в наш язык и в какую эпоху? На эти вопросы отвечает материал дан...
Интегрированный урок английского и русского языка на тему "Заимствованные слова"
Интегрированный урок русского и английского языка по теме "Заимствованные слова. Англицизмы". Для начальной школы, 2 класс....
технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме "Заимствованные слова. Повторение. Перенос слова" УМК "Начальная школа 21 века"
Технологическая карта составлена по всем требованиям новых ФГОС, содержит описание учебного материала, УУД, физминутки. Надеюсь, пригодится в работе....
«Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова»
Разработка...
Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...
Конспект урока русского языка «Значения заимствованных слов» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )
Тема: «Значения заимствованных слов» Цели деятельности учителя: закрепление и обобщение знаний учащихся о заимствованных словах; формирование умения сознательно использовать заимствованные...
Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."
Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...