«Заимствованные слова» конспект и презентация
материал

ы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaim_slova.docx205.35 КБ
Файл zaim_slova.pptx854.35 КБ

Предварительный просмотр:

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Заимствованные слова»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: организация деятельности обучающихся для восприятия, осмысления, запоминания и применения знаний и умений о заимствованных словах в русском языке.

Задачи:

Образовательные: способность к восприятию, осмыслению, запоминанию и применению знаний и умений об использовании заимствованных слов в русском языке, формированию умения применять эти знания и умения в практических упражнениях.

Развивающие: способность к развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, речи, умения применять ранее полученные знания, умения распознавать синонимы среди других морфем русского языка, подбирать синонимы к словам, применять их в речи; сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдать СанПиН, гигиенические условия в кабинете, чередовать виды деятельности, применять методы, способствующие активизации учебной деятельности обучающихся, применять на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов  учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, актуализация личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной учебной деятельности , способности к самооценке и оцениванию других на основе критериев успешности, проявление  интереса к русскому языку, бережного отношения к нему ,осознание богатства русского языка, его величия и многогранности.

Метапредметные: 

Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности, используя ранее приобретенные знания;    строят  логическую цепочку рассуждений, выдвигают гипотезы и  обосновывают их, осуществляют анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи, владеют общими приемами решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, учебные задачи, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности, корректировку выполненных учебных работ.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий:  слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работают в парах.

Предметные: распознают заимствованные слова среди других слов русского языка, находят заимствованные слова в тексте и применяют их в речи, осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме и оформляют его письменно, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения; выражают собственное мнение, аргументируют его с учетом ситуации общения;  используют правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У.: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Валерьевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У.: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У.: На доске вы видите разбросанные слова, из которых надо собрать пословицу. Какая пословица у вас получилась?

О.: Учёба и труд к победам ведут.

У.: Как вы понимаете эту пословицу?

О.: С помощью усердной учебы и труда можно достигнуть успехов

У.: Отлично. Эта пословица будет нашим девизом на сегодняшний урок.  

II. Актуализация умений и знаний.

2.Минутка чистописания        

У.: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

У.: Для начала нужно узнать, какую букву вы будете прописывать сегодня. Посмотрите внимательно на слайд. Найди ту букву, которая повторяется чаще всего.

ББАРНКВСПББББ

У.: Какая буква встречается чаще всего?

О.: «бэ».

 У.: Какие звуки обозначает эта буква?

 О.: [б], [б`]

 У.: Охарактеризуйте звук [б]

О.: Звонкий согласный звук [б] парный и образует пару по звонкости-глухости с глухим согласным звуком [п].

У.: - Верно. Сейчас вы пропишите строчную букву «бэ»

Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе. 

3.Словарно – орфографическая работа

У.: Ребята, посмотрите на экран, перед нами появились картинки. Что изображено на картинках?

  

О.: Пенал, лопата, театр, конфета

У.: - Что вы можете сказать об этих словах?

О.: - Они словарные.

У.: Запишите их в тетрадку через запятую, поставьте ударение, выделите орфограмму.

У.: Ребята, что означают эти слова.

О.: Пенал – это вещь, для хранения канцелярии; лопата – это инструмент для копания земли, конфета – это кондитерское изделие, театр – это место, где выступают актеры.

У.: Теперь, проверьте свои работы, опираясь на таблицу оценивания

О.: Проверяют

У.: Ребята, перед тем как перейти к нашей теме, давайте вспомним что такое синонимы, антонимы и омонимы. Перед вами на слайде представлены пары слов.

Холод-жара, лист-лист, собака-пес

У.: Вам нужно определить что из этого антонимы, синонимы и омонимы. Итак, первая пара слов это какие слова?

О.: Антонимы.

У.: Что такое антонимы?

О.: Антонимы – это противоположные по смыслу слова

У.: Верно. Вторая пара слов это какие слова?

О.: Омонимы.

У.: Что такое омонимы?

О.: Это одинаковые по написанию, звучанию, но разные по значению слова

У.: Верно. Третья пара слов это какие слова?

О.: Синонимы

У.: Верно. Что такое синонимы?

О.: Это близкие по значению слова

У.: Верно, мы вспомнили что такое синонимы, антонимы, омонимы. А есть еще одна группа слов. Эти слова называются заимствованными. Ребята, кто-нибудь что-то знает о заимствованных словах?

О.: Это слова, которые пришли из других языков

У.: Верно. И сегодня мы узнаем значение некоторых заимствованных слов.

 III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У.: Ребята, на доске картинка, что это?

О.: Библиотека

У.: Что такое библиотека?

О.: Это комната, где хранятся книги

У.: А кто-нибудь знает как произошло это слово и откуда оно?

О.:…

У.: Откройте учебник  на стр 79 и найдите объяснение слова «библиотека»

О.: Библиотека - от греческих слов библион — «книга» и тека — «хранилище»

У.: Из какого языка пришло?

О.: Из греческого

У.: Верно. Следующее слово?

О.: Фотография

У.: Что оно означает?

О.: Фотос — «свет» и графо — «пишу»

У.: Как вы понимает объяснение слова?

О.: Фотография – карточка с изображением

У.: Из какого языка пришло?

О.: Из греческого

У.: Верно. Следующее слово?

О.: Микроскоп

У.: Что оно означает?

О.: Микрос — «малый» и скопео — «смотрю»

У.: Как вы понимает объяснение слова?

О.: Микроскоп – это прибор для того чтобы можно было рассматривать мелкие предметы

У.: Из какого языка пришло?

О.: Из греческого

У.: Верно. Следующее слово?

О.: Телеграмма

У.: Что оно означает?

О.: от греческих слов теле — «далеко» и грамма — «запись», «буква»
У.: Как вы понимает объяснение слова?

О.: Отправка письма на дальнее расстояние

У.: Верно. Из какого языка пришло?

О.: Из греческого

У.: Следующее слово

О.: Агроном

У.: Что оно означает?

О.: От латинских слов агер — «поле», «земля» и номос — «закон»

У.: Как вы понимает объяснение слова?

О.: Он все знает о семенах

У.: Верно. Из какого языка пришло?

О.: Из латинского

У.: Что общего у этих слов?

О.: Они все пришли из других языков

У.: Верно

V. Физминутка

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на      них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами.)

 Больше спать не захотел,

(Руки   поднять   вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох))

Взвился вверх и полетел.

{Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

У.: Ребята, откройте учебник на стр 80, упражнение 1. И/О читай упражнение

О.: 1. К заимствованным словам первой группы подбери близкие по значению слова или сочетания слов из второй группы. Запиши по образцу.

Образец: барьер — заграждение.

1) ветеран, вираж, легенда, пират

2) народное поверье, морской разбойник, крутой поворот, старый воин

У: Как вы поняли это задание?

О.: Надо, к слову из 1 группы подобрать слово из 2 группы

У.: Выходи к доске, читай 1 слово

О.: Ветеран

У.: Кто такой ветеран?

О.: Тот, кто воевал на войне

У.: Какое словосочетание из 2 группы близко по значению к слову ветеран?

О.: Старый воин

У.: Верно. Записывай. Следующее слово читай

О.: Вираж

У.: Что такое вираж?

О.: …

У.: Подойди к учительскому столу. Что за книга лежит на столе? Прочитай название книги

О.: Толковый словарь С. И. Ожегова

У.: Что такое толковый словарь?

О.: Книга, где записаны значения слов

У.: Ищи значение слова в словаре

О.:Вираж - франц. virage, от virer — поворачиваться. 1) поворот. 2) Фигура пилотажа в виде замкнутой кривой (окружности) в горизонтальной плоскости, выполняемая с вводом и выводом самолёта в одном направлении. 3) Участок пути на повороте автомобильной дороги, на закруглении велосипедного трека, автодрома и т.п., имеющий односторонний поперечный уклон дорожного покрытия. 

У.: Значит, Какое словосочетание из 2 группы близко по значению к слову вираж?

О.: Крутой поворот

У.: Записывай. Следующее слово читай

О.: Легенда

У.: Что такое легенда?

О.: …\

У.: Ищи значение в словаре. Какое значение дано в словаре?

О.: Легенда происходит от латинского legenda, что означает «то, что должно быть прочитано», основанное на устных преданиях.

У.: Значит, какое словосочетание из 2 группы близко по значению к слову легенда?

О.: Народное поверье

У.: Записывай. Следующее слово читай

О.: Пират

У.: Кто такой пират?

О.: Бандит в море

У.: Значит, какое словосочетание из 2 группы близко по значению к слову пират?

О.: Морской разбойник

У.: Верно. Садись. Следующее упражнение 3. И/О прочитай упражнение

О.:

3. Закончи предложения и запищи их.  Используй слова для справок.

Исполнитель ролей в театре или кино — это ... .

Объявление о спектакле или концерте — это ... .

Нижний этаж зрительного зала в театре с местами для зрителей — это ... .

Здание со сценой, где ставят спектакли, — это ... .

Можно ли закончить предложения без заимствованных слов?

Слова для справок: афиша, театр, актёр,.  партер.

У.: Как вы поняли задание?

О.: Надо закончить предложения используя слова для справок.

У.: Верно. И/О выходи к доске. Читай 1 пункт. Как ты думаешь, о ком говорится в предложении?

О.: О актере

У.: Почему?

О.: Потому что в театре исполняет роли актер

У.: Верно, записывай. Остальные работают самостоятельно, в тетрадях. Читай следующее предложение. О чем говорится?

О.: О афише.

У.: Почему?

О.: Потому что, афиша – это объявление о концерте

У.: Верно, записывай. Читай следующее предложение. О чем говорится?

О.:…

У.: Найди в словаре

О.: Это партер.

У.: Почему?

О.: Партер – это Нижний этаж зрительного зала в театре с местами для зрителей

У.: Верно, записывай. Читай следующее предложение. О чем говорится?

О.: О театре

У.: Почему?

О.: Театр – это место где выступают на сцене

У.: Верно. Записывай.

VII. Итог урока. Рефлексия.

У.:  Ребята, с чт мы узнавали на уроке?

О.: Значение заимствованных слов

У.: Что такое заимствованные слова?

О.: Слова, которые пришли из других языков

У.: Верно. Если мы не знаем значение слова, мы где можем посмотреть его значение

О.: В толковом словаре

У.: Верно. На ваших партах лежат листочки. Это анкеты, заполните их

1.На уроке я работал

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

У.: Спасибо. Урок окончен. До свидания!

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учёба и труд к победам ведут Учёба и труд к победам ведут

Слайд 2

ББАРНКВСПББББ

Слайд 4

Количество ошибок Отметка 0 «5» 1-2 «4» 3 «3» п е на́л л о па́та т е а́тр к о нфе́та

Слайд 5

холод - жара антонимы лист (бумаги) – лист (клёна) омонимы собака - пёс синонимы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тайна заимствования слов

В  презентации подобран материал по русскому языку. Многие заимствованные слова в школе изучаются как словарные. Откуда пришли они в наш язык и в какую эпоху? На эти вопросы отвечает материал дан...

Интегрированный урок английского и русского языка на тему "Заимствованные слова"

Интегрированный урок русского и английского языка по теме "Заимствованные слова. Англицизмы". Для начальной школы, 2 класс....

технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме "Заимствованные слова. Повторение. Перенос слова" УМК "Начальная школа 21 века"

Технологическая карта составлена по всем требованиям новых ФГОС, содержит описание учебного материала, УУД, физминутки. Надеюсь, пригодится в работе....

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов  в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...

Конспект урока русского языка «Значения заимствованных слов» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Значения заимствованных слов» Цели деятельности учителя: закрепление и обобщение знаний учащихся о заимствованных словах; формирование умения сознательно использовать заимствованные...

Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."

Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...