Конспект тематического занятия для учащихся с ОВЗ «Славянская письменность правда и вымысел» Занятие 4 «Формы написания у славян»
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

Ткаченко Наталья Викторовна

Значение письменности очень велико, оно может сохранить в памяти славу, величие, могущество любого народа, а может отнять все добрые воспоминания о народе и  даже его имя.

Занятие рассказывает учащимся с ОВЗ, какими способами, наши предки, пытались сохранить в памяти веков славу, величие, могущество нашего народа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект тематического занятия для учащихся

с ОВЗ

«Славянская письменность правда и вымысел»

Занятие 4

«Формы написания у славян»

воспитателя ГБОУ школы-интерната №3

Ткаченко Натальи Викторовны

Актуальность:

Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и языкознания позволяют по-новому подойти к постановке вопроса о древности русского этноса.  Необходимость изучения «зародышей прошлого» русского народа является основой пути к познанию современной России и путём развития подрастающего поколения. Педагоги и воспитатели, обязаны всемерно воспользоваться опытами седого прошлого, чтобы сознательно и уверенно формировать в детях гордость за свою страну. Только так мы сможем двигаться вперёд!

Цель:

 Привить у учащихся, в том числе с ОВЗ, любовь к Отечеству, гордость за его культуру. Показать древнюю Русь, как государство, в котором существовала своя письменность, а грамотность была присуща большинству славян, включая женщин и детей.

Задачи:

1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.

2. Воспитание чувства собственного достоинства у учащегося, как представителя своего народа.

4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну.

Ход Занятия:

Мы с вами доказали, что значение письменности очень велико, оно может сохранить в памяти славу, величие, могущество любого народа, а может отнять все добрые воспоминания о народе и  даже его имя.

Сегодня мы поговорим, какими способами, наши предки, пытались сохранить в памяти веков славу, величие, могущество нашего народа.

Слайд 2

Древняя Русь была сильным и развитым государством, а славяне были обучены грамоте

Слайд 3

Форм написания у славян было несколько, в зависимости от того, что нужно было передать в письменном сообщении. Славянская письменность: буквица, глаголица, руны, черты и резы. Все эти формы письма сосуществовали вместе, в пределах единого временного отрезка.

Слайд 4

Буквица – была самым распространённым письмом среди наших Родов в древности. Прямая предшественница нашей нынешней азбуки, но в отличие от нее, каждый ее символ несет в себе Образ. В свое время она получила самое широкое распространение среди древних Славян. Ею пользовались при подписании межродовых и более крупных договоров, впоследствии буквицу, ввиду ее относительной простоты, использовали для записи знаний, которые нуждались в широком распространении.

Слайд 5

Глаголица считалась деловым, «торговым письмом». Различные реестры, соглашения, подсчеты – самая распространенная сфера ее использования. Этим письмом написано достаточно много книг, являющихся в настоящее время по существу памятниками древней истории и письменности. На пергаментных рукописях (кожа специальной выделки), дошедших до нас, мы можем видеть, что текст, нанесенный первоначально, был соскоблен, а другой наложен сверху. В те времена часто прибегали к такому приему, потому что обработка кожи была не легким занятием. Текст, который был соскоблен, написан глаголицей. Текст же, который нанесен сверху, являлся кириллицей. И до сегодняшнего дня не нашли ни одного пергамента, где глаголица была бы нанесена поверх кириллицы.

Слайд 6

Черты и резы – это народное письмо. Его использовали, чтобы передать какие-нибудь короткие сообщения (то, что мы сегодня называем запиской). Берестяные грамоты – характерный пример такого письма. Береста оказалась довольно долговечным материалом. Не так давно обнаруженные Новгородские берестяные грамоты хорошо сохранились и демонстрируют сегодня высокий уровень грамотности и самое ее широкое распространение среди новгородцев (переписку вели даже шестилетние дети).

Слайд 7

Руны относились к жреческим письменам. Древние Руны это не буквы и не иероглифы в нашем современном понимании, а своего рода тайные образы, передающие огромный объём Древних Знаний. Знаки обозначают и цифры, и буквы, и отдельные предметы или явления либо часто используемые, либо очень важные

Слайд 8

Если говорить об истоках нашей славянской письменности, то изначально письменность была  объёмная -  узелковая письменность.  Знаки этой письменности не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях.
К основной нити повествования подвязывались узелки, составляющие слово-понятие (отсюда – “узелки на память”, “связывать мысли”, “связать слово со словом”, “говорить путанно”, “узел проблем”, “хитросплетение сюжета”, “завязка” и “развязка” – о начале и конце рассказа).

Слайд 9

Одно понятие от другого отделялось красной нитью (отсюда – “писать с красной строки”). Важная мысль также вязалась красной нитью (отсюда – “проходит красной нитью через всё повествование”). Нить сматывалась в клубок (отсюда – “спутались мысли”). Хранились эти клубки в особых берестяных коробах (отсюда – “наговорить с три короба”).

Сохранилась и пословица: “Что знала, то сказала, на нитку нанизала”.

Слайд 10

А помните в сказках Иван-царевич, прежде чем отправиться в путешествие, получает клубок от Бабы Яги? Это не простой клубок, а древний путеводитель. Разматывая его, он читал узелковые записи и узнавал, как добраться до нужного места.

Давайте попробуем узелковым письмом написать дни недели. Поиграем в игру «Волшебные узелки», (приложение 1).

Вот мы показали узелковым письмом дни недели, сейчас я сверну нить в клубочек и положу его в коробочку, как это делалось миллионы лет назад.

Слайд 11

Трудности установления истоков русской письменности связаны с незнанием родной истории, недостатком письменных первоисточников.

Всё это обусловлено не только беспощадным временем  и природными катаклизмами, но и в большей степени повсеместным уничтожением письменных источников у славян. Лишая русский народ исторической памяти.

Слайд 12

Русский народ — коренной житель Европы. Он является прямым потомком охотников и рыболовов каменного века, которые в невероятно трудных условиях осваивали территории, освободившиеся от ледника. Россия – особенная страна, не похожая ни на какую страну мира. Девиз России, в котором определена вся сущность бытия нашего государства с первых дней существования до нашего времени, независимо от государственного и общественного строя.

Сила России в Единстве,

Вере, Надежде, Любви!

Цель России в спасении

Родины, Мира, Земли!

Таким образом, русский народ необходимо рассматривать как один из самых  древнейших и имеющих изначально своё собственное имя и культуру.

Слайд 13

Теперь мы твердо знаем, что в Древней Руси была своя письменность! Какое письмо было самым распространённым на Руси?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, буквица – была самым распространённым письмом среди наших Родов в древности. Посмотрите, с какой любовью и как красиво наши предки выписывали каждую букву. Попробуем и мы также красиво украсить буквы нашего алфавита. Подойдите к общему рабочему столу, там лежат распечатанные буквы и цветные карандаши. Выберете себе букву и начинаем её делать такой же красивой и непохожей на другие буквы. Как все буквы будут разукрашены, мы организуем выставку наших работ и назовём её «Наш волшебный алфавит».

Рефлексия (дети сидят за общим рабочим столом, перед каждым ребёнком лежит весёлый смайлик и  грустный): наше занятие подошло к концу, мы многое узнали, и многое успели сделать. Узнали, как появилась у людей речь, как появилась письменность,  и какое значение она имеет. Попробовали общаться с помощью жестов и звуков и научились передавать сообщения с помощью картинок и узелковой письменности, у нас с вами появился свой волшебный алфавит. Перед вами лежит весёлый смайлик и  грустный. Если вам понравилось занятие поднимите весёлого смайлика, если нет, то грустного. Спасибо за работу!

Приложение 1

Игра «Волшебные узелки»

Оборудование: красивая коробочка с разноцветными тоненькими ленточками (синяя ленточка – 1 шт., красная ленточка – 2 шт., белая лента – по количеству детей).

Ход игры:

 Для узелкового письма нам понадобятся волшебные разноцветные ленточки. С помощью их мы «напишем» дни недели. Для этого я возьму из короба (показывает украшенную коробку) синюю ленточку, а вы разберите белые и красные ленточки, которые лежат в коробке (подносит коробку к каждому ребёнку), кому какая достанется. Покажите, кому какая ленточка досталась. Мы знаем, что неделя состоит из пяти рабочих дней – мы их отметим белыми лентами и двух дней выходных – эти дни мы отметим красными лентами. Как называется первый день недели? (Понедельник.) Ко мне подойдёт (имя ребёнка) у него белая лента в руках, он завяжет один узелок на моей синей ленточке. Как называется второй день недели? (Вторник.) Ко мне подойдёт (имя ребёнка) у него белая лента в руках, он завяжет два узелка на моей синей ленте, один узел под другим – мы показали второй день недели. (Далее работа по схеме) Как называется шестой день недели? (суббота), это первый выходной день недели. Ко мне подойдёт (имя ребёнка) у него красная лента в руках, он завяжет шесть узелков на моей синей ленте, один узел под другим – мы показали шестой день недели. (Далее работа по схеме).

Если детей в классе больше семи, можно нанизать на ленту две недели, или дети,  которым не досталось лент, помогают завязать узелки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к тематическому занятию для учащихся с ОВЗ «Славянская письменность правда и вымысел» Занятие 4 « Формы написания у славян» Презентацию подготовила Ткаченко Натальи Викторовны Учитель ГБОУ Самарской области «Школа интернат № 3 для обучающихся с ОВЗ г. о. Тольятти» Тольятти , 202 3г .

Слайд 2

В дохристианской Руси была своя письменность

Слайд 3

Буквица

Слайд 4

Глаголица

Слайд 5

Черты и резы

Слайд 6

Руны

Слайд 7

Объёмная узелковая письменность

Слайд 8

«Что знала, то сказала, на нитку нанизала»

Слайд 9

Клубок от бабы Яги

Слайд 10

Россия – особенная страна, не похожая ни на какую страну мира!

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия "День славянской письменности и культуры".

Конспект внеклассного занятия "День славянской письменности и культуры"....

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню славянской письменности и культуры «Мы – славяне»

24 мая во всех странах, где живут славяне, празднуют День славянской письменности и культуры. Этот день посвящён учёным и просветителям -Кириллу и Мефодию, создавшим впервые в мире славянское письмо....

Внеучебное занятие "День славянской письменности и культуры"

Представлена методическая разработка внеучебного занятия "День славянской письменности и культуры" для учащихся 4 класса начальной школы....

Конспект урока по литературному чтению :"В. Бианки. Приключения Муравьишки. Правда и вымысел в сказке В. Бианки." 3 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока по литературному чтению  "  В. Бианки " Путешествие Муравьишки" .Правда  и вымысел в сказке В.Бианки".            ...

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие №1 «Как возникла письменность»

Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и ...

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие № 2 «Значение письменности»

Занятие "Значение письменности" помогает привить у учащихся  с ОВЗ, любовь к Отечеству, гордость за его культуру. Показать значение письменности в развитии цивилизации народов мира и...

Конспект занятия : «День славянской письменности и культуры»

Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям...