Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие №1 «Как возникла письменность»
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

Ткаченко Наталья Викторовна

Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и языкознания позволяют по-новому подойти к постановке вопроса о древности русского этноса.  Необходимость изучения «зародышей прошлого» русского народа является основой пути к познанию современной России и путём развития подрастающего поколения. Педагоги и воспитатели, обязаны всемерно воспользоваться опытами седого прошлого, чтобы сознательно и уверенно формировать в детях гордость за свою страну. Только так мы сможем двигаться вперёд!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного занятия для  обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел»

Занятие №1

«Как возникла письменность»

Актуальность:

Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и языкознания позволяют по-новому подойти к постановке вопроса о древности русского этноса.  Необходимость изучения «зародышей прошлого» русского народа является основой пути к познанию современной России и путём развития подрастающего поколения. Педагоги и воспитатели, обязаны всемерно воспользоваться опытами седого прошлого, чтобы сознательно и уверенно формировать в детях гордость за свою страну. Только так мы сможем двигаться вперёд!

Цель:

 Привить у учащихся, в том числе с ОВЗ, любовь к Отечеству, гордость за его культуру. Показать древнюю Русь, как государство, в котором существовала своя письменность, а грамотность была присуща большинству славян, включая женщин и детей.

Задачи:

1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.

2. Воспитание чувства собственного достоинства у учащегося, как представителя своего народа.

4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну.

Ход Занятия:

Педагог: Кто может сказать, когда люди научились разговаривать?

Ответы детей.

Педагог: Ученые выдвинули предположение, что люди научились разговаривать около 20 миллионов лет назад.

Язык свойственен каждому человеческому сообществу.

Слайд 2

На первых порах люди общались при помощи жестов. Они могли указывать пальцем на предметы или изображать какие-либо действия, издавая при этом разные звуки. Давайте попробуем с помощью жестов рассказать, как мы умеем помогать маме, пальчиковая игра «Я маме помогаю», (приложение 1).

 Слайд 3

Со временем определенные голосовые сигналы начали прочно быть связаны с тем, о чем хочет сообщить человек. Давайте попробуем звуками изобразить объекты и предметы, которые будут встречаться в нашем рассказе. Игра со звуками: «На лесной полянке», (приложение 2).

Скорее всего, именно так и были придуманы первые слова, которые впоследствии стали сложнее по структуре и нести больше смысловой нагрузки.

Слайд 4

С момента появления речи, люди со временем накопили  много преданий, сказок, мифов,  верований, обрядов, песен, люди стали задумываться над тем, что им нужно как - то передавать информацию. Возникла и начала развиваться письменность.

 Для чего нужна письменность?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, существование письменных источников, по которым мы узнаём историю, наши обычаи, песни и сказки нашего народа было бы невозможно, если бы люди не придумали письменность.

Письменность появилась около 7 тысяч лет назад. 

Слайд 5

Древние люди еще в каменном веке пытались передавать сообщения с помощью наборов предметов, рисунков, но это вызывало затруднения. Как расшифровать послание? Каждый расшифровывал послание по- своему. Давайте попробуем передать сообщение друг другу, с помощью картинок. Игра «Прочитай по картинкам», (приложение 3).

Можно ли назвать предметное и рисуночное письмо письменностью в современном понимании?

Ответы детей.

В чем состоят недостатки такого письма?

Ответы детей.

Слайд 6

Людям нужно было другое письмо – легкое простое и удобное  Неудобство предметного и рисуночного письма, привело в итоге к созданию алфавита, в котором каждый знак – буква – обозначал лишь один определенный звук речи. Звуки (сочетание звуков) изображаются в виде значков, собранных в алфавит.

С появлением алфавита у людей появилась возможность в создании постоянных записей информации, выраженной средствами языка.



Предварительный просмотр:

Приложение к внеурочному занятию для учащихся с ОВЗ,

«Как возникла письменность»

Занятие №1 из цикла

«Славянская письменность правда и ложь»

Приложение 1

«Я маме помогаю»

(пальчиковая игра)

Пальчики могут не только играть, (волнистые движения пальчиками обеих рук)

Они могут маме во всём помогать, (пальчики в кулачок, большой палец поднять к верху, движения выполняем двумя руками)

Могут посуду помыть, постирать, (круговые движения ладонью правой руки на ладони левой руки, затем руки в кулак и потереть кулачки друг об друга)

Гвозди забить и в квартире убрать. (Правую ладонь в кулак, стучим об левую ладонь, левая ладонь открыта, затем разводим руки в стороны, ладони параллельно полу)

Всё сделают быстро они и умело, (пальчики в кулачок, большой палец поднять к верху, движения выполняем двумя руками)

Смело возьмутся за трудное дело! (хлопаем в ладоши)

Грязные тарелки – (пальчики в кулачок, большой палец опустить вниз, движения выполняем двумя руками)

Глубокие и мелкие. (ладони соединить и сделать глубокую «чашечку», затем неглубокую «чашечку»)

Чтобы они не плакали,(грозим указательным пальцем)

Вымоем их в раковине. (Круговые движения ладонью правой руки на ладони левой руки.)

Кран с водичкой мы открыли, (правую руку согнуть в локте, поднять вверх, пальцы согнуты – «кран», затем двумя руками круговыми движениями пальцев «открываем кран»)

Всю посуду перемыли. (Круговые движения ладонью правой руки на ладони левой руки.)

Все тарелки чистые, (вытянуть руки вперёд, ладони рук открыты, согнуты в запястьях, в таком положении повернуться направо, затем налево)

Чистые, лучистые, (волнообразные движение пальцами рук)

Улыбаются, смеются, (улыбнуться, затем вытянуть правую руку, с указательным жестом, вперёд, а левую руку положить на живот, произнести – ха, ха, ха!)

А уронишь – разобьются. (Развести руки в стороны, затем ладонями рук дотронуться до щёк и покачать головой, сделать огорчённое лицо)

Будем крепко их держать, (Сжать ладони рук в кулаки.)

Полотенцем протирать. (Перед грудью соединить ладони рук, делаем круговые движения ладонями.)

Приложение 2

«На лесной полянке»

(игра со звуками)

Ребята, я расскажу вам небольшой рассказ, а вы поможете мне его озвучить.

В одном лесу на большой, красивой полянке жили насекомые. Утром, когда вставало солнце, насекомые просыпались, полянка оживала. Вот проснулась пчела и, перелетая от цветка у цветку, запела свою песенку:

- Ж-ж-ж-ж-ж-ж.

Комар, услышав жужжание пчелы, звонко зазвенел:

-З-з-з-з-з-з.

Расправляя свои крылья, застрекотала стрекоза:

-Ц-ц-ц-ц-ц-ц.

Пение насекомых разбудило змею, и она сердито зашипела:

-Ш-ш-ш-ш-ш-ш.

Ёж под деревом не испугался, но свернулся в клубок и зафырчал:

-Ф-ф—ф-ф-ф.

Подул лёгкий ветерок и зашелестел ветками деревьев:

-В-в-в-в-в-в.

Далеко за лесом, по железной дороге разгонялся поезд:

-Ч-ч-ч-ч-ч-ч.

А над лесом пролетел вертолёт. Его мотор рычал:

-Р-р-р-р-р-р.

Наступил день. Стало жарко. Животные спрятались в норы. Только стрекозы и пчёлы продолжали жужжать:

Ц-ж-ц-ж-ц-ж-ц-ж.

 (При работе с учащимися с ОВЗ необходимо использовать предметные картинки)

Приложение 3

Игра «Прочитай по картинкам»

Дети разделены на четыре команды, каждая команда получает конверт, в котором лежат картинки, задание, чистый лист бумаги и клей карандаш. Команды подходят к рабочим столам, читают задания и рассматривают картинки. Выбирают нужные картинки, затем их наклеивают на лист бумаги. Задание выполнено. Меняются листами с другой командой и разгадывают их послание. (В конвертах лежат картинки, с изображением времён года и задание: «Покажи, что такое лето», «Покажи, что такое зима» и т.д. ).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ц икл занятий: Славянская письменность правда и вымысел Внеурочное занятие № 1 Как возникла письменность Презентацию подготовила Ткаченко Наталья Викторовна учитель начальных классов ГБОУ Самарской области «Школа интернат № 3 для обучающихся с ОВЗ г. о. Тольятти» Тольятти , 202 3г .

Слайд 2

Первым языком в мире был язык жестов

Слайд 3

Голосовые сигналы постепенно начали использовать для сообщений (о чём хочет сообщить человек)

Слайд 4

Появились предания, сказки, мифы, верования , обряды песни К ак передать информацию будущим поколениям?

Слайд 5

Передача сообщений с помощью наборов предметов и рисунков Как расшифровать послание?

Слайд 6

Знаки которые можно видеть и которые служат средством общения между людьми на расстоянии

Слайд 7

Спасибо за внимание!