Главные вкладки

    Внеклассное занятие для 4 класса из цикла "Занимательная лингвистика" по теме: "Фразеологические обороты"(конспект с презентацией).
    план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

    Занятие проходит в форме викторины, состоящейиз 6-7 конкурсов. Класс делится на 2 команды. Жюри подводит итоги, победители награждаются фразеологическими словарями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon frazeologicheskie_oboroty.doc34.5 КБ
    Файл frazeologicheskie_oboroty.pptx2.33 МБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка  занятия для организации внеурочной деятельности по теме: «Фразеологические обороты».

                                                                                                                      Разработала учитель нач. классов:
    Малеева И. В.

    Аннотация: Данное занятие разработано в рамках  программы внеурочной деятельности "Занимательная грамматика".

    Занятие по теме «Фразеологизмы» разработано для учащихся  4 класса "Г". Форма проведения: ВИКТОРИНА.  
    Тема: «Фразеологические обороты».
         Цель: формировать умения использовать фразеологизмы в речи для придания ей образности, яркости, выразительности.  
    Личностные УУД
    Осознавать богатство русского языка, испытывать гордость за русский язык; стремление к речевому самосовершенствованию.
    Регулятивные УУД
    Умение формулировать учебную задачу; выделять существенные признаки; умение слушать, задавать вопросы. Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения; адекватно оценивать свои достижения.
    Познавательные УУД
    Владение поисковыми и творческими способами решения практических проблем; пользование различными словарями. Умение осуществлять логические действия «анализ» с выделением существенных и несущественных признаков, «классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
    Коммуникативные УУД
    Умение работать в командах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать её.
    Оборудование:

          презентация 

     оформление  доски (рисунки детей)
    музыкальное сопровождение к конкурсам
    игрушки: кот, медведь, курица, свинья в мешочке
    фразеологические словари

    Ход занятия

    Дети поделены на 2 команды по 5 человек (из них 2 капитана), 2 человека в жюри.

    I.Организационный момент.        

    II. Сообщение темы и цели  занятия.
    Начинаем наше занятие.
          Глеб у доски повесил нос.
         Краснеет до корней волос.
         Он в этот час, как говорится,
         Готов сквозь землю провалиться.
         О чём же думал он вчера?
         Когда баклуши бил с утра?

    Как называются эти выражения? Вспомните, что такое фразеологизмы.
    ( устойчивые сочетания слов в языке).
    Сообщение "Что такое фразеологизмы?"
    Сегодня наше занятие пройдёт в форме ВИКТОРИНЫ.  
    Ведущий ( в роли ведущего выступает учитель)
    Мы начинаем ВИКТОРИНУ.

    III. «Представление команд»
    Ведущий: Начинаем с представления команд. Первое задание командам - надо было подобрать название-фразеологизм; нарисовать эмблему своей команды в соответствии с названием.
    Представление команд - «Дело в шляпе» и «Зарубить на носу».
    Ведущий: Спасибо командам.

    IV.Первый конкурс «Разминка».
    Игра "Доскажи словечко".

       Дружнее этих двух ребят
      На свете не найдёшь.
      О них обычно говорят:
    (
    Водой не разольёшь).

      Товарищ твой просит украдкой
      Ответы списать из тетрадки.
      Не надо! Ведь этим ты другу
      Окажешь (
    медвежью услугу).

      Фальшивят, путают слова.
      Поют, кто в лес, (
    кто по дрова).
      Ребята слушать их не станут:
      От этой песни (
    уши вянут).
    Подсчёт очков.
    Для чего нужно изучать фразеологизмы? (они помогают говорить метко, ярко; способствуют развитию логического мышления)
    - Чем больше вы сегодня узнаете и запомните фразеологизмов, тем выразительнее и интересней станет ваша речь.
    Русский язык богат фразеологическими оборотами, но в речи, мы используем их очень мало.
    Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

    V. Конкурс «Вопрос - ответ»
     (работа со словарём)
    Команды выбирают 3 фразеологизма из словаря для соперников. Команда соперников расшифровывает фразеологизмы.
    На подготовку даётся 5 минут (звучит музыка).

    VI. Конкурс "Фразеологизмы с частями тела".
    Загадки про нос, уши и рот.

    Задание: как можно больше назвать фразеологизмов с частями тела.
      В этом конкурсе побеждает та команда, которая последняя назовёт та фразеологизм.
     
    Сообщение "Фразеологизмы с частями тела".
    Соревнование между командами. Подсчёт очков.

    VII. Конкурс «Мешок фразеологизмов».
    Сообщение "Фразеологический зоопарк"
    В мешке находятся игрушки  (кошка,  медведь, курица, свинья).
    Задание:  команды по очереди  достают по 1 предмету и называют фразеологизмы, связанные с этим предметом.
    свинья - свинью подложить, гусь свинье не товарищ, свинья всегда грязь найдёт
    кошка – как кошка с собакой, кошки скребут на душе, купить кота в мешке, играть в кошки-мышки
    медведь – медвежья услуга, медведь на ухо наступил

         курица - куры не клюют, как курица лапой.

    Каждый ответ оценивается 1 баллом.
     Сообщение "Крокодиловы слёзы".
    Оценки жюри…
    VIII.Конкурс «Капитанов»
    Сообщение "Баклуши бить", "Лясы точить".
    Ведущий: к доске приглашаются самые смелые, находчивые, весёлые – капитаны команд.
    Задание: вам нужно вспомнить и назвать как можно больше  фразеологизмов по рисункам.  
    Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
      Итак, подводим итоги конкурса капитанов. Капитаны получают следующие баллы …

    IX.Конкурс "Найди пару"(карточки).

    Соедини  антонимичные пары фразеологизмов. 

    кот наплакал          куры не клюют
    за тридевять земель          рукой подать
    лясы точить          держать язык за зубами
    баклуши бить          не покладая рук
    держать ухо востро          пропускать мимо ушей
    душа в душу          как кошка с собакой
    повесить нос          воспрянуть духом

    Оценки жюри …

    X.Подведение итогов.
    А сейчас пора узнать, кто же является победителем. Оглашаем результаты …
    Пока готовится, физминутка

    - Закончите и изобразите фразеологизм (мимикой, движениями):
    Голоден как …
    (ВОЛК) 
    Хитёр как …
    (ЛИСА) 
    Труслив как …
    (ЗАЯЦ) 
    Здоров как …
     (БЫК) 
    Надут как …
    (ИНДЮК) 
    Упрям как …
     (ОСЁЛ) 

    Команды награждаются фразеологическими словарями.































    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Фразеологические обороты Занятие подготовила учитель начальных классов Малеева Ирина Владимировна

    Слайд 3

    Слово фразеология произошло путем сложения двух греческих слов: phrasis ( фрасис ) – выражение, оборот речи и logos ( логос ) – слово, понятие, учение. Фразеологизм иначе можно назвать “ фразеологическим оборотом ” или “ крылатым выражением ”.

    Слайд 6

    Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят …

    Слайд 7

    Доскажи словечко Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь … Фальшивят, путают слова. Поют кто в лес, … . Ребята слушать их не станут: От этой песни ... .

    Слайд 8

    Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего язык

    Слайд 9

    Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело нос

    Слайд 10

    Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные уши

    Слайд 11

    Физминутка Закончите и изобразите фразеологизм (мимикой, движениями) : Голоден как … Хитёр как … Труслив как … Здоров как … Надут как … Упрям как …


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное занятие 2 класс. Планета Земля (презентация)

    Открытый урок по окружающему миру во 2 классе по теме :"Планета Зелля" с разработанной презентацией....

    Презентация к внеклассному занятию 2 класс по теме "Безударные гласные проверяемые и не проверяемые ударением"

    Презентация  к внеклассному занятию по теме "Безударные гласные проверяемые и не про веряемые ударением"....

    Пионеры-герои. Конспект внеклассного занятия (2 класс)

    Пионеры-герои. Конспект внеклассного занятия (2 класс)...

    Растем здоровыми. Конспект внеклассного занятия (2 класс)

    Растем здоровыми. Конспект внеклассного занятия (2 класс)...

    Конспект внеклассного занятия 1 класс "Весна, весна! И все ей рады"

    Внеклассное мероприятие 1 классТема: «Весна, весна! И все ей рады!»Цели: 1. формирование представлений о весеннем времени года, о признаках весны;воспитание позитивного эмоционально-ценнос...

    Конспект внеклассного занятия 2 класс тема "12 апреля - День Космонавтики" + презентация

    Конспект внеклассного мероприятия по теме«12 апреля – День Космонавтики»     Выполнила:Студентка 41 группыЛяхова Анна МихайловнаПроведение: 12.04.2019 г....

    Конспект итогового внеклассного занятия "Наш класс"

    Тема:  Наш классФорма проведения: Внеурочная деятельностьЦель:  Узнать как можно больше о своем классе за короткое время.Планируемые результаты:  Выявить и обсудить с детьми общие интер...