Рабочая программа по внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас».
рабочая программа (2 класс)

Татьяна Александровна Кочегура

            «Геометрия вокруг нас» реализует новый подход к изучению геометрического материала в начальной школе. Она направлена  на создание условий для продуктивной, познавательной деятельности учащихся, расширение их творческого кругозора. Помогает развивать логическое и алгоритмическое мышление, пространственное воображение детей, умение соотносить изученные геометрические фигуры с объектами окружающей действительности и, наоборот, узнавать в окружающих объектах изученные геометрические фигуры и их сочетания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.А. АМАТУНИ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол № 2

от 28 августа 2023г.

ПРОВЕРЕНО

Заместитель директора

по ВР ____________ Москаленко Н.В.

УТВЕРЖДЕНО                                                                          приказом №____                                 от___________2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                                                                                                    

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГЕОМЕТРИЯ ВОКРУГ НАС

направление-  общеинтеллектуальное

2-Б класс

срок реализации программы 1 год

Кочегура Татьяны Александровны

(учителя начальных классов, первой квалификационной категории)

г. Симферополь

2023 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» составлена с учетом рабочей программы воспитания.

Рабочая программа специального курса внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования на основе нормативной базы:

  • Закона «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.
  • Федерального государственного образовательного стандарта НОО (приказ МО РФ № 373 от 06.10.2009 г.)
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №30 им. А.А Аматуни» для обучающихся 1 – 4 классов
  • Плана внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №30 им. А.А.Аматуни» на 2023 – 2024 учебный год.

      Программа «Геометрия вокруг нас» разработана на основе действующих учебных программ с использованием литературы «Наглядная геометрия в 1-4 классах» авторы Т. Жильцова, Л.Обухова; «Путешествие по стране геометрии» авторы В.Житомирский, Л. Шеврин.

            «Геометрия вокруг нас» реализует новый подход к изучению геометрического материала в начальной школе. Она направлена  на создание условий для продуктивной, познавательной деятельности учащихся, расширение их творческого кругозора.

Цели: • расширять и углублять знания и способы действий по геометрическому материалу, формировать умения моделировать геометрические фигуры, геометрические тела, выявлять их свойства, моделировать несложные объекты окружающего мира;

• развивать логическое и алгоритмическое мышление, пространственное воображение детей, умение соотносить изученные геометрические фигуры с объектами окружающей действительности и, наоборот, узнавать в окружающих объектах изученные геометрические фигуры и их сочетания;

• расширять геометрический кругозор детей, усиливать мотивацию к практическому использованию полученных геометрических знаний;

• развивать навыки творческой самостоятельной работы, формировать умения планировать последовательность действий при решении прикладных задач геометрического содержания;

• способствовать личностному развитию и росту каждого ребёнка через вовлечение его в индивидуальную и коллективную познавательную деятельность на занятиях курса «Геометрия вокруг нас».

Задачи:

• развивать познавательный интерес к нестандартным способам решения задач, содержание которых выходит за рамки образовательных программ начального обучения: выявление и применение свойств диагоналей прямоугольника (квадрата), свойств осевой симметрии, построение моделей объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (куба), решение логических и занимательных задач геометрического содержания, разгадывание и составление геометрических ребусов, использование геометрических игр и др.;

• формировать геометрические навыки и развивать пространственное воображение детей через создание, построение и преобразование моделей различных геометрических фигур (тел): деление и разрезание фигур на заданные части, составление из полученных частей новых фигур и объектов с заданными свойствами, изготовление различных объектов по заданным условиям; формировать умения соотносить геометрические фигуры и объекты действительности;

• использовать практические способы действий для изучения свойств линейных и плоскостных фигур (сгибание бумаги, использование счётных палочек - отрезков одинаковой длины в задачах на преобразования многоугольников, использование геометрии листа клетчатой бумаги и др.);

• развивать логическое мышление, формировать умения выполнять сравнение, анализ, устанавливать закономерность следования фигур в заданном ряду (узоре), выполнять классификацию фигур по заданным или самостоятельно установленным свойствам, делать выводы и проводить обобщение;

• формировать личностные качества детей: внимание, наблюдательность, память, мышление, самостоятельность.

Место курса внеурочной деятельности

«Геометрия вокруг нас» в учебном плане

В соответствии с планом, программа курса внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» реализуется в классном коллективе обучающихся во 2 классе. Программа рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю).

2. Планируемые результаты освоения обучающимися

программы курса внеурочной деятельности:

Личностными результаты

У обучающегося:

• будут сформированы расширенные знания и представления о геометрических понятиях и способах действий в познании окружающего мира средствами математики;

• будут сформированы начальные представления о целостности окружающего мира, об органичном единстве его количественных и пространственных отношений;

• будут сформированы начальные представления о связи геометрических понятий с объектами и явлениями действительности;

• более развитыми станут интерес и мотивация к самостоятельному поиску способов решения задач, к применению исследовательских методов познания;

• повысится интерес к изучению математики и развитию своих способностей. Метапредметные результаты 

Регулятивные универсальные учебные результаты.

Обучающийся научится:

• понимать смысл поставленной учебной задачи, предложенной в словесной, табличной или графической форме, в прямом или косвенном её представлении, а также при представлении задания в занимательной форме;

• составлять план выполнения заданий, выполнять последовательно намеченные действия и проводить контроль на этапах выполнения составленного плана;

• оценивать результаты выполнения конкретных заданий и своей деятельности в работе кружка;

• проявлять больше самостоятельности при выполнении заданий, как в индивидуальной работе, так и в работе в паре, в группе.

Познавательные универсальные учебные результаты:

Обучающийся научится:

• воспроизводить изученные понятия, свойства, отношения;

• анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать делать выводы, проводить классификацию различных объектов по разным признакам;

• находить несколько способов решения учебной задачи; отражать их в графической форме;

• использовать полученные знания в изменённых условиях, в том числе, при решении задач практического и прикладного содержания;

• искать и находить способы решения нестандартных задач;

• применять способы выполнения заданий занимательного содержания (лабиринты, кроссворды, ребусы).

Коммуникативные универсальные учебные результаты:

Обучающийся научится:

• работать в коллективе;

• уметь выслушивать и оценивать различные предложения по способу решения поставленной задачи;

• аргументированно формулировать и отстаивать своё предложение, свой способ выполнения задания, приводить примеры и контрпримеры.

Предметные результаты:

Используя циркуль и линейку обучающийся научится:

• чертить отрезок, равный данному;

• делить пополам заданный отрезок,

• строить треугольник по трём сторонам;

• изготавливать модель правильной треугольной пирамиды.

На нелинованной бумаге:

• чертить прямоугольник, используя чертёжный треугольник;

• чертить прямоугольник (квадрат), используя свойства его диагоналей;

• чертить прямоугольник (квадрат), вписанный в окружность;

• делить окружность (круг) на 6 и 12 равных частей;

• чертить правильный шестиугольник, вписанный в окружность; на клетчатой бумаге:

• чертить развёртку прямоугольного параллелепипеда, куба;

• чертить фигуру, симметричную заданной фигуре, предмету;

• восстанавливать чертёж (рисунок) всего объекта по чертежу его половины;

• изготавливать модели: прямого угла, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба, правильной треугольной пирамиды;

• изготавливать модели предметов быта, имеющих форму: прямоугольника, круга, прямоугольного параллелепипеда;

•чертить оси симметрии геометрических фигур (прямоугольника, квадрата, правильного треугольника, правильного шестиугольника);

•чертить оси симметрии на рисунках симметричных фигур, знаков, букв, цифр;

Решать нестандартные задачи на:

•преобразование фигуры по заданным условиям;

•деление фигуры на заданные части;

• составление фигуры из заданных частей, а также с выбором нужных частей из нескольких заданных.

3. Содержание разделов внеурочной деятельности

«Геометрия вокруг нас»

Раздел 1. Числа. Арифметические действия. Величины.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др.

Раздел 2. Мир занимательных задач.

Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи.

Раздел 3. Геометрическая мозаика.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Тематический план курса внеурочной деятельности

«Геометрия вокруг нас»

№ п/п

Темы, раскрывающие данный раздел программы, и число часов на их изучение

Содержание программы

Основные виды деятельности обучающихся при изучении тем

Раздел 1. Числа. Арифметические действия. Величины.

Математические игры

Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».

игра

Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

игра

Секреты задач

Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

Практика

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Игра-соревнование

Математический марафон

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Интеллектуальный марафон

Раздел 2. Мир занимательных задач.

«Спичечный» конструктор

Выбор наиболее эффективных способов решения.

Практика

Математические фокусы

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Демонстрация

Геометрический калейдоскоп

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

Урок-игра.

Геометрия вокруг нас

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Построение фигур

Тайны окружности

Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Интеллектуальный марафон.

Секреты задач

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.

Решение задач

Путешествие точки

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

Практика

«Часы нас будят по утрам…»

Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

Определение времени по часам

Геометрический калейдоскоп

Задания на разрезание и составление фигур

Разрезание и составление фигур

Раздел 3.  Геометрическая мозаика.

Геометрические фигуры вокруг нас

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки

Практика

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Игра-соревнование

«Математический праздник»

Математический праздник, викторины, конкурсы.

КВН

5. Форма проведения занятий

  • Беседа, рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов;
  • экскурсия;
  • практическое занятие, викторина;
  • защита проектов;
  • выставки;
  • соревнования;
  • конкурсы;
  • проектная деятельность.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» разработана с учётом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, создания условий для развития воспитательной среды.

6. Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса

Методические материалы для ученика

1. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина,

С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М.: ВАРСОН, 2010.

2.Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М.: ВАРСОН, 2010.

3. Кубики (игральные) с точками или цифрами.

4. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

5. Набор «Геометрические тела».

6. Математические настольные игры: математические пирамиды

«Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др.

7. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др.

Методические материалы для учителя

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

5.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —

2009. — № 7.

6.Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —

СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.

7. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2001.

8.Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,

Л.А. Улицкий. — Минск: Фирма «Вуал», 1993.

Цифровые образовательные ресурсы и интернет ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

6. http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе.

7. http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия

8. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Учебное оборудование

Ноутбук, музыкальная аппаратура, микрофон.

7. Календарно – тематический планирование курса

«Геометрия вокруг нас»

4 класс (17 часов, 0,5 час в неделю)

№ занятия

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Ресурс

ЦОР

Плани-руемые сроки

Факти

ческие сроки

Раздел 1. Числа. Арифметические действия. Величины.

5

Математические игры

1

http://konkurs-kenguru.ru 

http://school-collection.edu.ru/catalog/?class[]=42&subject[]=16

11.09

Прятки с фигурами

1

25.09

Секреты задач

1

http://4stupeni.ru/stady

09.10

Числовые головоломки

1

23.10

Математический марафон

1

13.11

Раздел 2. Мир занимательных задач.

9

«Спичечный» конструктор

1

http://www.develop-kinder.com 

27.11

Математические фокусы

1

https://education.yandex.ru

11.12

Геометрический калейдоскоп

1

http://puzzle-ru.blogspot.com 

25.12

Геометрия вокруг нас

1

22.01

Тайны окружности

1

05.02

Секреты задач

1

http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 

19.02

Путешествие точки

1

http://school-collection.edu.ru/catalog/?class[]=42&subject[]=16

04.03

«Часы нас будят по утрам…»

1

25.03

Геометрический калейдоскоп

1

Раздел 3. Геометрическая мозаика.    

3

Геометрические фигуры вокруг нас

1

http://ru.wikipedia.org/w/index

08.04

Интеллектуальная разминка

1

https://education.yandex.ru

22.04

«Математический праздник»- КВН

1

13.05

Итого

17

Даты в КТП проставлены с учетом региональных и федеральных праздников.

 Форма промежуточной аттестации.

         

Промежуточная аттестация проводится в рамках освоения рабочих программ внеурочной деятельности с учетом специфики направления развития личности- КВН «Математический праздник»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" для учащихся 1-4 классов.

Разработана по научно-познавательному направлению. Рассчитана на 4 года. Считаю полезной и нужной для учителей начальных классов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас", 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир геометрии", 2 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» (2 класс)

Настоящая  программа разработана на основе программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И. Вол...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас».

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас»....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" 3 класс.

Программа содержит учебно-методический материал по внеурочной деятельности по математике для 3 класса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". 1 класс. Школа России. 2020

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". 1 класс. Школа России. ( на основе программы С.И. Волковой)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас"

Курс внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» реализуется с 1 по 4 класс, рассчитан на 136 часов всего, в первом классе 33 часа в год, 1 час в неделю.Цели организации внеурочной деят...