«Экскурсия по коми избе»
план-конспект

Пономарева Карина Александровна

Сценарий

«Экскурсия по коми избе»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл exkursia_po_komi_izbe_1.docx35.46 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

«Экскурсия по коми избе»

Сценарий составили

 студентки 331 группы

Пономарева Карина,

Булышева Александра,

Ляшенко Кира

Место проведения: ГПОУ «СГПК им.И.А.Куратова»

Ведущий 1: Пономарева Карина

Ведущий 2: Булышева Александра

Ведущий 3: Ляшенко Кира

Правила безопасного поведения учащихся во время экскурсии:

Вести себя спокойно, сдержанно;

Внимательно смотреть и слушать;

Без разрешения ничего не трогать;

Не забыть поблагодарить экскурсовода.

Цель: 

Знакомство с традиционным жизненным укладом и бытом;

Задачи:

- знакомство с интерьером и основными зонами коми избы;

знакомство с устным народным творчеством и видами женских рукоделий;

знакомство с предметами быта и инструментами;

воспитание любви и уважения к памяти предков, их гармоничному образу жизни;

- стимулировать познавательный и исследовательский интерес школьников к изучению истории и культуры своей «малой родины»

-воспитание уважения и гордости за свое село, республику, народ, бережного и заботливого отношения к их культуре, их прошлому и настоящему.

Оборудование и материалы: комната, оформленная в виде крестьянской избы; деревенская утварь, посуда, инструменты для мужских и женских ремёсел; подборка загадок.

Ведущий 1:

-Видза оланныд, дона ёртъяс!

Ведущий 2:

Добрый день, дорогие друзья!

Ведущий 3:

-Милости просим в нашу музейную комнату.Сегодня мы хотим вам рассказать о коми избе и интерьере в далекие времена.

-Как вы думаете, где строили избы в деревнях севера?

Ведущий 1:

-Верно, любым местом для возведения деревни и строительства русских изб был берег реки или озера. Люди при этом руководствовались и практичностью – близость к реке и лодке, как средству передвижения, но и эстетическими причинами. Из окон избы, стоящей на высоком месте, открывался красивый вид на озеро, леса, луга, поля, а также на свой двор с амбарами, на баню у самой реки.

Ведущий 2:

-Дом строился основательно, «на века», место для него подбиралось достаточно высокое, сухое, защищённое от холодных ветров – на высоком холме. Вход в дом находится на уровне второго этажа. Зимы могут быть снежными, с метелями, сугробами. Если сделать вход на уровне земли, то в дом можно не войти или не выйти. Дома в Коми крае строили из толстых, крепких брёвен, в основном из сосны, реже из ели, поэтому дома, построенные давно, сохранились до наших дней. Чтобы в доме сохранялось тепло, брёвна перекладывали мхом.  Окна – ӧшиньяс смотрели на южную сторону и сторону реки.

Ведущий 3:

 -Чтобы поближе познакомиться с коми избой,  нам помогут предметы, которые находятся в этой комнате. Примерно так выглядел быт в избе деревенских жителей.

 - Входя в дом, за дверью находятся сени. Они разделяют дом на две части – жилую и хозяйственную. В сенях хозяева хранили вещи; орудия труда для полевых работ, прялки, рыболовецкие снасти, хозяйственную утварь и многое другое. А внизу, под сеновалом, находился хлев, где держали домашних животных.

 -Как вы думаете, почему в деревенских избах маленькие двери?

-Высокий порог и низкий притолок сделаны по двум причинам: во-первых, чтобы тепло не выходило, во-вторых, вещь сакральная-«поклон». Входя в чужой дом, гость должен совершить поклон. Приходилось при входе и голову наклонить, и шапку снять. Но при этом дверной проём был достаточно широким.

Ведущий 1:

-Основную часть интерьера составляли: печь, стол, лавки, шкаф для посуды, кровать, зыбка – люлька для качания детей (в деревенских семьях всегда было много детей).

-В одном из углов находилась печь.  Она занимала большую часть избы. Печь играла самую важную роль в жизни крестьянской семьи. Она была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори, хранила огонь.

Ведущий 2:

-А сколько сказок было рассказано детям на печи. Недаром говорили: «Печь краса – в доме чудеса». Рядом с печкой или под печкой хранили железные ухваты разного размера, которыми ставили в печь и доставали из печи чугуны, горшки, корчаги для приготовления пищи для семьи и скота. Тут же хранили лопаты для выпечки хлеба, кочерга и помело для очистки пода печи. Над потолком около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали. Зимой детвора пряталась там от холода, играла там. А во время праздников, свадеб полати для детей были наблюдательным пунктом за происходящим в избе.

В печи находились углубления – печурки. Как вы думаете, для чего они использовались?

Ведущий 3:

-Печурка служила для просушивания вещей, обуви, посуды, так же туда помещали грибы, травы. А так же эти неглубокие ниши служат для улучшения теплообмена.

Взгляните на следующий элемент печи – это заслонка. Заслонка – это лист железа, закрывающий вход в горнило. Вы знаете, что такое горнило?

Горнило – это топливник печи, варочная камера, в которой жгут дрова, а после варят еду.  Заслонку обычно изготавливали из металла, иногда из дерева. В такой печи готовят с закрытой заслонкой.

Ведущий 1:

-Самым почетным местом в избе был красный угол, ведь в нем совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Это почётное место, сюда усаживали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. В углу, на особой полочке стояли иконы, висела лампадка, и была укреплена полочка, на которой лежали крашеные яйца, верба.

Ведущий 2:

-Столу придавалось большое значение в красном углу дома и в целом в избе. Стол в избе стоял на постоянном месте. Места за столом в красном углу были жёстко закреплены традицией, причём не только во время праздников, но и во время обычных приёмов пищи. Трапеза объединяла род и семью.

 Стол накрывали льняной скатертью. Вокруг стола стояли лавки, где семья обедала. Для хозяина семьи имелся стул. 

-Это место считалось почетным и члены семьи не имели права занимать его. На пол стелили половики, дорожки или самотканые ковры. Они напоминали дорожку, стелющуюся по земле.

Ведущий 3:

На самом видном месте в доме красовался самовар. Он также занимал почетное место на столе. Самовар был не просто бытовой принадлежностью, он олицетворял собой благополучие, семейный уют и достаток.

-От дверей до боковой стены избы широкая лавка. На ней мужчины занимались хозяйственными работами долгими зимними вечерами. Около печи часто устраивалась широкая лавка - лежанка, на которой могли прилечь отдохнуть или женщины садились прясть, вязать. От печи исходило тепло. А дети по вечерам играли, мы с вами тоже сейчас поиграем.

Ведущий 1:

Игра называется «Стой, олень».(Играющие находятся в разных местах площадки (границы её обозначены)выбирается пастух. Получив палочку, становится на середине площадки. После сигнала «Беги, олень» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и сказать: «Стой, олень». Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей. Правила игры: разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень». Осаленные отходят в условленное место. Салить надо осторожно.

Ведущий 2:

-Для населения нашего края большое значение имели охота и рыбалка. Поэтому часто в сундуках лежали оружия, рыболовные сети и многое другое. Основным охотничьим оружием были капканы, силки и ружье. Коми с детства приучали своих сыновей всем приемам охоты. С 9 лет сыновья шли с мужчинами на охоту в качестве учеников. Искусство охоты передавалось из поколения в поколение.

азнообразны и снасти рыбака, самые что ни на есть экологичные: гымги (морды), ветели, запоры, остроги, продольники, вязаные, а не синтетические сети. Рыбачили в сёлах все: и мужчины, и женщины, и дети. Последние, правда, часто обходились примитивными удочками или просто платками, вылавливая на мелководье ёс — «коми анчоус». Перед началом лова принято было задабривать водяного (васу), бросая в воду куски хлеба. И первого окуня тоже отдавали ему же — хозяину воды Вакулю.

Ведущий 3:

-Из тягловых сетей наряду с неводом у  коми   также широко применялся   бредень   (ковтым).  Он лежит у нас в сундуке. Его вязали из более толстых ниток, чем невод, ловили ковтым обычно семьями.

-На зиму в избе устанавливался деревянный ткацкий станок, на котором женщины при лучине ткали полотна для приготовления одежды. Для ткацкой работы нужны были волокна – нити. Их тоже готовили сами. Ребята, а как вы думаете, из чего делали волокна?  

-Да, в нашей местности волокна изготавливали из льна. Долгий путь проходило льняное семечко до того, как станет рубашкой. Сначала его надо посеять, вырастить. Он зацветал голубым красивым цветком, из которого превращался в маленькую круглую коробочку с семечками. Затем лен надо было вытеребить, связать снопами, высушить, околотить головки с семенами. Из коробочек отделить семена, которые шли на посев, а часть на приготовление вкусного льняного масла.

Ведущий 1:

- Снопы замачивали в реке, затем сушили, мяли на специальном устройстве или в ступе, а затем трепали и чесали на дощечке с зубьями, чтобы отделить кору стебля – костру и волокно. Расчесанное волокно называли куделей. Кудель привязывали к прялке и пряли волокно. Прялки были ручные и ножные. На ручной прялке волокно наматывалось на веретено, а на ножной - на катушку. Полученные нити использовались для вязания, шитья, приготовления дратвы и канатов, веревок и получения полотна на ткацком станке.

Ведущий 2:

-В нашей музейной комнате стоит станок. На нем ткали половики. Нити наматывались на трубочку, которая вставлялась в лодочку (челнок). Он пробегал между нитями в станке. Чтобы нити уплотнить применялось устройство, которое передвигалось вдоль нитей.

-А эти старинные предметы, наверное, встречались вам не раз. Прялки - незаменимые спутницы женщин. Плетеные сундуки для хранения приданого молодушкам, невестам. Начиная с 8-9 лет, к рукоделию приобщались девочки, которые под присмотром матерей постигали секреты женского рукоделия и начинали готовить приданое. Праздничные одежды, скатерти,

края покрывал – подзоры, концы полотенец все было украшено тканым или вышитым орнаментом.

Ведущий 1:

-Когда девушки пряли, могли петь коми песню:

Вőльнőй светын медся мича
Войвыв дзоридз пőлőзнича,
Быдмő сiйő коми муын
Шоныд лола асъя руын.

-Давайте споем ее все вместе.

Ведущий 3:

- С древних времен люди следили за своей внешностью и хотели выглядеть опрятно. Мятая одежда нравились никому. Именно поэтому стали появляться различные приспособления, с помощью которых ткань гладили, избавляясь от складок и заломов. Самым давним предшественником утюга считается плоский тяжелый камень. На его ровной поверхности расстилали влажную одежду, придавливали сверху другим подобным камнем и оставляли до полного высыхания. Затем появилось приспособление, по форме напоминающее сковородку, в которое насыпали раскаленные угли и гладили одежду.

Ведущий 2:

Приспособление такое имело большой недостаток: нередко искры и мелкие угольки попадали на ткань, оставляя опалины и дырки. Для глажки использовалась рифленая доска — рубель. На скалку наматывали ткань, затем толстой плашкой с зазубринами ткань раскатывалась.

Вся одежда хранилась в сундуках около кровати.  Кровати изготавливались в основном из дерева, покрывались вязаными покрывалами с подзорами. Одеяло были сшиты из лоскутов ткани.

Ведущий 1:

Коми-народ придавали большое значение чистоте. Считалось, что с людьми, забывшими утром помыться, может случиться беда. Поэтому, в каждом доме был рукомойник. Рукомойник ( ки миськалан ) - глиняная ёмкость круглой или овальной формы, с широким отверстием для наливания воды, на одной стороне имелся носик.

-В избе было немало предметов, которые использовались семьей. Это лукошки, короба, которые плелись из бересты или липовой коры корзины, туески,  глиняная и деревянная посуда различных видов и форм. В более крупных горшках готовили пищу, хранили запасы продуктов. Мелкие чаши использовались в качестве столовой посуды.  

Ведущий 2:

-Теперь познакомимся поближе с посудой, а для этого отгадайте загадку:

Сама не ем, а людей кормлю(ложка)

-Это ложка – пань. Она была единственным приспособлением для еды, пока не появились вилки. В основном они были деревянными. Ложки украшались росписью или резьбой.

Ведущий 3:

Для раскатывания теста люди использовали валяйтчан – это скалка. Она была выполнена из дерева, могла быть разным размером: от 30 см до 90 см.

-Отгадываем следующую загадку:

На Руси звалася плошкой, изменилася немножко. Это, право, не безделка! Как зовут ее? (тарелка)

- На столе обычно стояла деревянная посуда – солонка в форме утки, тарелка (тастi) и туес.

Ведущий 1:

-Ту́ес, бура́к — сосуд из бересты цилиндрической формы. Используется в быту для хранения различных пищевых продуктов и жидкостей, засолки грибов,  в них хранили жидкости, сыпучие продукты, ягоды. Берестяной мальчишка, вместо шляпы крышка. Людям очень помогает, всяку пищу сохраняет. - был цилиндрической формы. Такие сосуды делали разных размеров и объемов от одного литра до нескольких ведер. Украшали туеса ажурной резьбой, изредка расписывали. В туеске горячая вода долго не остывала, а квас и вода в нем долго оставались холодными. Молочные продукты не портились даже в жару, так как береста надежно защищает от перегрева благодаря множеству тончайших слоев, не пропускающих влагу и воздух. Многослойность создает внутри эффект термоса.

Ведущий 2:

- Сельница большая для сеянья муки – длинное, плоское корытце в одном углу клали большой кусок теста, в другой насыпали муку для «выкатывания хлеба».

Решето – крупное сито, состоит из обечайки (широкого плоского обода, согнутого кольцом), рогожки (из лыка, ремешков, проволоки), через которую производится просев, и обруча, который крепит рогожку к обечайке.

Сито – устройство для разделения сыпучих масс по величине зерён, круп, песка. Используются в быту при приготовлении пищи. Для хранения посуды мастера по дереву изготавливали шкафы.

Ведущий 3:

- Мужчины и женщины часто ходили в лес и брал с собой пестерь. Пестерь – короб – сумка для ношения обеда с собой в поле, для сбора ягод. Носили его и на руке, и на лямках за плечами. Плели их в основном из узких полос бересты прямым или косым плетением, лямки делали из льняной или конопляной веревки, реже кожаные.

Ведущий 1:

Когда спускались сумерки, зажигались лучины или керосиновые лампы. Мужчины в это время плели из лыка (кора молодой липы со счесанным верхним слоем), лапти, делали дратву (промазанная гудроном-варом с мылом или свиным салом нить, чтобы она не намокала и не гнила) и подшивали валенки. Девушки занимались рукоделием: вышивали, ткали, вязали, шили. Во время рукоделия пели песни, водили хороводы, играли, загадывали загадки, рассказывали различные истории, делились своими секретами.

Ведущий 2:

В каждой избе, где были маленькие дети, устанавливались люльки. Устанавливались они по-разному: на потолке устанавливался крючок или кольцо и на него подвешивали люльку. Или люльку вешали на длинной, гибкой и крепкой жерди, который крепился одним концом к потолку. Делали люльки из еловых досок. Чтоб яркий свет не мешал спать, мухи не мешали и чтоб уберечь малыша от постороннего глаза, люльку сверху накрывали ситцевой или холщовой тканью. Уют обеспечивали фотографиями, вышивками, вставленными в рамки, домоткаными пёстрыми половиками, изготовленными руками хозяйки. Почти все предметы обстановки, посуда, были изготовлены заботливыми руками хозяина дома.

Ведущий 3:

Ребята, сейчас вам нужно ответить на вопросы:

1.Какой материал использовался для строительства коми  избы? (Для строительства дома выбирали  брёвна из сосны, а нижние венцы – из лиственницы .)

2.Основной промысел коми-это ...?  (Охота) Кто знает,как по коми будет слово охота?(КыйсьŐм)

3. Чего из избы не вытащить?  (печку) По-коми- пач

4. Черный конь прыгает в огонь. Что это?     (Кочерга) По-коми кокŐлюка

5. Два братца видятся, а вместе не соберутся.          (Пол и потолок) (Джодж и пŐтŐлŐк)

Ведущий 1:

-Наша экскурсия подходит к концу. В настоящее время многие занятия, традиции Коми народа утеряны, однако народы Коми живут скученно, тесно взаимодействуют между собой. Может быть именно это помогает исчезающим этносам сохранить свою самобытность и передать потомкам богатую культуру своего народа.

Ведущий 2:

-Ребята, а какие-то из предметов коми быта, которые мы сегодня просмотрели присутствуют в вашем доме? Или дома у бабушки и дедушки?

- Нужно ли знать историю своего народа?

- Объясните выражение: «Музей-это память, а память – это корни».

Холод времени не остудит то, что собрано по крупицам,

И душой посветлеют люди, и окупится труд сторицей!

Ведущий 3:

- Спасибо за внимание!

Ведущий 1:

-Аддзысьлытодз! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в школьном музее «РУССКАЯ ИЗБА»

На внеклассном занятии «Русская изба» ребята знакомят своих гостей с убранством русской избы, с 3 святыми местами: печью, красным углом и деревянным столом.Дети загадывают загадки про кухо...

Экскурсия в школьном музее «РУССКАЯ ИЗБА»

На внеклассном занятии «Русская изба» ребята знакомят своих гостей с убранством русской избы, с 3 святыми местами: печью, красным углом и деревянным столом.Дети загадывают загадки про кухо...

Экскурсия в школьном музее "Русская изба"

Материал содержит развлекательно-познавательный характер. Знакомство с устройством быта крестьянской избы, происходит в игровой форме основанной на русском фольклоре....

Урок ИЗО 4 класс "Русская деревянная изба. Конструкция и украшения избы"

Урок ИЗО 4 класс "Русская деревянная изба. Конструкция и украшения избы"...

ВНЕУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ЭКСКУРСИЯ ПО РУССКОЙ ИЗБЕ"

Внеурочное мероприятие "Экскурсия по русской избе"...

Экскурсия по коми избе

Материал занятия для проведения внеклассного воспитательного мероприятия по теме "Коми изба"...