Рабочая программа для 7 класса курс Сенсорное развитие УО вар.2
рабочая программа

Автушенко Галина Николаевна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_7_klass_sapkulov_sensornoe_razvitie.docx42.72 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт программы

Тип программы

Программа общеобразовательного учреждения

Статус программы

Рабочая программа учебного курса «Сенсорное развитие»

Название, автор предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КУ НОСШ (вариант 2);

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой. М.

Категория обучающихся

Обучающийся 7 класса КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа»

Сроки освоения программы

1 год

Объём учебного времени

34 часа

Форма организации учебной деятельности

Очно индивидуально на дому

Режим занятий

1 час в неделю

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной, и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и в соответствии с ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ.

Цель: расширение спектра сенсорных ощущений через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

Задачи коррекционного курса:

  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Развитие всех видов восприятия.
  • Формирование пространственных и временных представлений.

Общая характеристика учебного предмета

Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Бедность и недостаточность восприятия, слабая активность, меньший, чем в норме объем, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют их знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью; отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они не использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность. Нарушения зрительной сферы отмечаются в бедности и недифференцированности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Недостаточность пространственно-предметных, временных представлений – в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другими. Кроме того, может быть выражена скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики.

Таким образом, у детей с проблемами в развитии имеют место нарушения ощущений различной модальности (кинетической, осязательной, зрительной, кинестетической, тактильной и др.) и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций. Отсюда у них отмечается не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом. Безусловно, таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры и степени тяжести умственного развития. И первый шаг по оказанию помощи – сенсомоторное развитие ребенка. Программа курса «Сенсорное развитие» направлена на создание внутренних и внешних условий для раскрытия потенциальных возможностей психического развития личности ребенка и расширения границ его взаимодействия с окружающей средой.

Описание места курса в учебном плане

На изучение курса «Сенсорное развитие» в 7 классе отводится 34 часа (1 час в неделю - 34 учебные недели).

Содержание программы коррекционного курса

Содержание программы предусматривает как сенсорное развитие обучающегося, так и развитие общей и мелкой моторики.

Раздел «Повышение функционального уровня систем организма» включает тренировку дыхания, что способствует развитию концентрации произвольного внимания. Массаж и самомассаж повышает потенциальный энергетический уровень, успокаивают психику, обогащают знания детей о собственном теле.

Занятия в разделе «Оптимизация мышечного тонуса» направлены на преодоление замедленной переключаемости нервных процессов, слабости волевых усилий, двигательного беспокойства, на развитие дифференцированных двигательных и психических реакций. Таким образом, работа включает коррекцию как гипо-, так и гипертонуса.

Раздел «Сенсорные эталоны» направлен на формирование у обучающегося понятий об общепринятых образцах внешних свойств предметов. Ребенок получает четкие представления о свойствах предметов для анализа и выделения этих свойств в различных ситуациях. Такие знания служат базой для осуществления мыслительных операций и развития познавательной деятельности в целом, поэтому в программе большое внимание уделяется обучению различным способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке, осмотру, описанию, выполнению с предметами определенных действий в заданной последовательности.

Содержание работы в данном разделе предусматривает использование на занятиях упражнений на развитие восприятия формы, величины, цвета, пространства, движений, собственного тела. Целесообразно в качестве объектов исследования на занятиях использовать вначале реальные предметы, затем их наглядные плоскостные изображения, потом анализировать объект по представлению (без предъявления наглядного образца) – то есть формировать перцептивные действия с постепенным усложнением. Занятия по развитию вкусовой, обонятельной, тактильной и слуховой чувствительности проводятся только с использованием реальных объектов (включая продукты питания).

 «Формирование сенсомоторных координаций» предполагается работа на развитие способности к межмодальному синтезу. В этом процессе активно задействованы мнемические процессы и, таким образом, активно развиваются все виды памяти. Ребенку предъявляются объекты окружающего мира в различных модальностях (на ощупь, на слух, зрительно, на вкус). Обучающийся воспринимает предъявленные образцы, запоминает их, а затем переводит в другую модальность – озвучивает, зарисовывает, пытается узнать на ощупь то, что увидел или то, что было названо.

Работа, предусмотренная в каждом разделе программы, должна проводится комплексно, с включением различных психических процессов. Для реализации темы занятия необходимо подбирать упражнения многофункционального характера, работать над развитием внимания, произвольности, мышления, речи, памяти, воображения.

Контроль  и оценка планируемых результатов реализации программы

Динамика развития обучающегося фиксируется учителем на основе мониторинга 1 раз в полугодие в соответствии с Положением КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа», утвержденного Приказом № 230-од от 27.08.2021.

Результаты   оценки   достижений   обучающегося   заносятся   в индивидуальную карту развития, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений в личностных и предметных результатах.

Учебно-методические средства обучения

  • Материалы различной структуры: вода, вата, нитки для вязания в клубках, ткань, бумага, песок, глина, пластилин, деревянные палочки, металлические предметы, кусочки меха, стекла, свечи, в холодное время года – снег, лед и т.п.
  • Конструкторы: металлический, пластмассовый.
  • Масла и установка для ароматерапии.
  • Материалы для изодеятельности: кисти, краски, альбомы, цветные карандаши, клей, ножницы, цветная бумага.
  • Наборы для рукоделия, бусины.
  • Природный материал.
  • Предметные и сюжетные картинки.
  • Наборы геометрических фигур.
  • Натуральные фрукты, овощи.
  • Емкости для жидкостей и сыпучих материалов.

Тематическое планирование

Наименование

раздела

Кол-во

часов

Характеристика

деятельности

обучающегося

Планируемые результаты освоения программы

Возможные личностные результаты

Возможные предметные результаты

1

Восприятие особых свойств предметов на основе развития обоняния, вкусовых качеств

4

- восприятие вкусовых и обонятельных раздражителей

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

-  определяет состояние своего здоровья;

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста;

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

- испытывает потребность в новых знаниях;

- стремится помогать окружающим;

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.);

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.);

- осознает себя в семейно–бытовых ролях;

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

- экологическая ответственность;

- формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 

  • восприятие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий – слаще, кислый – кислее, т.д.).
  • дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии).

- узнавание по запаху или на вкус.

2

Тактильно-двигательное восприятие

9

- закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной.

Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами). Игры с мелкой мозаикой. Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога); вербализация

поз  и действий.

Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров). Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

- рефлекторное реагирование.

- закрепление реакции на известный раздражитель;

- знание своих потребностей;

- восприятие формы; различение, воспроизведение формы

- восприятие различение цветов

- категории «Большой – маленький»

  • приобретение знаний о функциональном назначении органов чувств; о свойствах и назначении различных материалов: жидких (вода, масло, молоко); текстильных (вата, ткань, мех, нитки); мягких (глина, пластилин, резина); сыпучих (крупы, песок, сахар, мука); твердых (металл, дерево, пластмасса, стекло); шести основных цветов и их оттенков; дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий).
  • узнавание на ощупь предметов.
  • ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции.
  • моделирование расположения предметов в пространстве; вербализация пространственных отношений.

ориентировка на листе бумаги разного формата.

  • использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте).
  • умение смешивать цвета (оттенки).
  • конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы).
  • узнавание предметов по одному элементу; по словесному описанию.

- умение совершать действия с целью повлиять на собственное восприятие (например, включить свет);

- знание своих потребностей.

3

Реагирование на раздражители

11

- связь прикосновения с хватанием; акустически-моторная координация; зрительно-моторная координация.

Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо – два шага вперед – один шаг назад); словесный отчет о выполнении.

Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку).

Графический диктант с усложненными заданиями.

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник).

Дорисовывание симметричной половины изображения.

Ссыпание различных материалов (песок, горох и т.д.)

Пассивное движение руками в воде, песке, горохе.

Самостоятельные действия с простыми музыкальными инструментами.

  • двигательные реакции в ответ на тактильные, кинестетические, вкусовые обонятельные, акустические и зрительные раздражители;
  • эмоциональная реакция на тактильные, кинестетические, вкусовые обонятельные, акустические и зрительные раздражители;
  • узнавание тактильного, кинестетического, вкусового, обонятельного, акустического и зрительного раздражителя.
  • умение исследовать объекты, свойства объектов;

осознание взаимосвязи между собственными действиями и эффектом (сминать, рвать, бросать, толкать).

  • выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо – два шага вперед – один шаг назад);
  • совершенствование точности мелких движений рук;
  • вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник);
  • умение дорисовать симметричную половину изображения;
  • умение самостоятельно ссыпать различные материалы (песок, горох и т.д.);
  • сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

4

Зрительное восприятие

7

- повторение действий с объектом.

- восприятие отражения в зеркале;

фотографии; теней; изображения на картинке.

- узнавание собственных вещей; людей; предметов на расстоянии;

объекта по его части; ситуаций.

- зрительный контроль за действиями движений крупной моторики;

- Игра «Что изменилось»; нахождение отличных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3 предметов/ сюжетных/картинок);

нахождение «нелепиц» на картинках; дидактическая игра «Лабиринт».

- тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти».

  • умение находить отличные и общие признаки на наглядном материале (сравнение 2-3 предметов/сюжетных/картинок);
  • умение находить «нелепицы» на картинках.
  • повторение движений перед зеркалом мимических, движений тела);
  • повторение движений с мячом.
  • узнавание своей вещи среди чужих;
  • знание своего имени, отклик на имя;
  • соотнесение реального объекта с фотографией, изображением;
  • узнавание себя в зеркале, на фотографии;
  • соотнесение рисунков с рисунками, которые связаны функцией: автомобиль – колесо, молоток – гвоздь и т.п.;
  • составление разрезанных на полоски картинок, пазлов, мозаики;

понимание причинно-следственных связей.

5

Развитие слухового восприятия

2

- поисковое поведение

- умение ожидать

- установление причинно-следственных связей подражание собственным звукам и движениям

-формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука

  • самостоятельные действия с простыми музыкальными инструментами.
  • различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных).
  • определение на слух звучания различных музыкальных инструментов
  • соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок - бег, два хлопка - бег назад, т.д.).

6

Повторение

1

- закрепление восприятия особых свойств предметов на основе развития осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений

  • умение восприятия особых свойств предметов на основе развития осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Решаемые проблемы

(цель)

Дата проведения

План

Факт

Восприятие особых свойств предметов на основе развития обоняния, вкусовых качеств

1

Восприятие дифференцированных вкусовых ощущений

Воспринимать дифференцированные вкусовые ощущения (сладкий – слаще, кислый – кислее, т.д.).

01.09

2

Восприятие дифференцированных вкусовых ощущений

08.09

3

Дифференцированное восприятие ароматов

Воспринимать дифференцированные ароматы (запах фруктов, цветов, парфюмерии).

15.09

4

Дифференцированное восприятие ароматов

22.09

Тактильно-двигательное восприятие

5

Развитие осязания.

Развивать осязания (теплее — холоднее), определять контрастную температуру разных предметов (грелка, утюг, чайник).

Учить дифференцировать предметы на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий).

29.10

6

Развитие осязания.

06.10

7

Развитие барических ощущений

Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трех предметов (тяжелее — легче — самый легкий); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.

13.10

8

Развитие барических ощущений

20.10

9

Восприятие формы, цвета, величины

- Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

- Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте).

- Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки).

- Конструирование сложных форм предметов

- Узнавание предметов по одному элементу.

27.10

10.11

10

Восприятие формы, цвета, величины

11

Улучшение качества восприятия.

- Развитие точности и объема восприятия.

- Учить совершать действия с целью повлиять на собственное восприятие (например, включить свет, если темно).

17.11

12

Управление восприятием.

24.11

13

Управление восприятием.

01.12

Реагирование на раздражители

14

Тактильные раздражители

- Двигательные реакции в ответ на тактильные, кинестетические, вкусовые, акустические, зрительные, обонятельные раздражители.

- Эмоциональная реакция на тактильные, кинестетические, вкусовые акустические, зрительные, обонятельные раздражители.

- Узнавание тактильного, кинестетического, вкусового, акустического и зрительного раздражителя.

08.12

15

Вкусовые раздражители

15.12

16

Акустические, зрительные раздражители

22.12

17

Акустические, зрительные раздражители

12.01

18

Обонятельные раздражители

19.01

19

Обонятельные раздражители

26.01

20

Взаимодействие между органами чувств.

02.02

21

Взаимодействие между органами чувств.

- Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).

- Совершенствование точности мелких движений рук.

- Вычерчивание геометрических, дорисовывание симметричной половины изображения, ссыпание различных материалов.

- Самостоятельные действия с простыми музыкальными инструментами.

09.02

22

Повторение воздействия раздражителей.

16.02

23

Повторение воздействия раздражителей.

- Повторение движений перед зеркалом (мимических, движений тела).

- Подражание звукам животных.

- Повторение движений с мячом.

- Поиск спрятанных предметов.

- Исследование объектов, свойств объектов.

- Связь игры с сигналом.

- Обнаружение взаимосвязи между собственными действиями и эффектом (сминать, рвать, бросать , толкать).

02.03

24

Ожидание и создание раздражителей.

09.03

Зрительное восприятие

25

Зрительный контроль

- Зрительный контроль за действиями

- Нахождение отличных и общих признаков на наглядном материале, «нелепиц» на картинках.

- Тренировка зрительной памяти.

16.03

26

Зрительный контроль

30.03

27

Узнавание людей, предметов, ситуаций

- Узнавание своей вещи среди чужих

- Знание своего имени, отклик на имя

- Узнавание на ощупь, запах или на вкус

- Узнавание звучания инструмента, находящегося за ширмой

05.04

28

Узнавание людей, предметов, ситуаций

12.04

29

Узнавание изображаемого объекта

- Восприятие отражения в зеркале.

- Знакомство с фотографией; соотнесение реального объекта с фотографией; показ себя на фотографии; узнавание себя в зеркале;

соотнесение объекта с изображением.

- Соотнесение рисунков с рисунками; составление разрезанных на полоски картинок, мозаики.

- Понимание причинно-следственных связей. 

19.04

30

Узнавание изображаемого объекта

26.04

31

Причинно-следственные связи.

02.05

Развитие слухового восприятия

32

Развитие слухомоторной координации

Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу;      

Учить различать звуки по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных).

11.05

33

Развитие слухомоторной координации

18.05

Повторение

34

Повторение

Повторение изученного материала.

25.05

Литература

  1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество. М.«Просвещение».
  2. Бабина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. – Москва-Воронеж.
  3. Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Ярославль.
  4. Комплексная методика психомоторной коррекции. А.В. Семенович, Е.А.Воробьёва. – М.
  5. Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. – Чебоксары.
  6. Методика психомоторной практики./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск.
  7. Разина М.С. Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и взрослых. СПБ. «Кристалл».
  8. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для тифлопедагога по сенсорному развитию, 1 класс.

Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Двигательное развитие" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по коррекционному курсу "Двигательное развитие" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Двигательное развитие» 2 года обучения

Рабочая программа по коррекционному курсу «Двигательное развитие» 2 года обучения. ...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие

Программа курса коррекционных занятий «Сенсорное развитие» имеет  цель:Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализат...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" для детей с РАС (вариант 8.4)

Коррекционно-развивающий курс «Сенсорное развитие» входит в обязательную часть учебного плана АООП обучающихся с РАС, вариант 8.4. Программа рассчитана в соответствии с учебным планом...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие», 1 класс ОВЗ

Поможет педагогу в распределении материала в течении всего учебного года....