Главные вкладки

    Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" 1 класс (для детей с ТМНР)
    рабочая программа (1 класс) на тему

    Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" 1 класс ФГОС (вариант 2)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sensornoe_razvitie_korrektsionnyy_kurs.docx62.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

    1 КЛАСС

    (вариант 2)

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

         Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Бедность и недостаточность восприятия, слабая активность, меньший, чем в норме объем, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют их знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью; отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они не использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность. Нарушения зрительной сферы отмечаются в бедности и недифференцированности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Недостаточность пространственно-предметных, временных представлений – в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другими. Кроме того, у многих воспитанников отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики.

        Таким образом, у детей с проблемами в развитии имеют место нарушения ощущений различной модальности (кинетической, осязательной, зрительной, кинестетической, тактильной и др.) и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций. Отсюда у них отмечается не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом. И как следствие, дети, поступающие в первый класс, оказываются не готовыми к обучению мотивационно, по запасу знаний и представлений, степени сформированности учебных навыков, уровню развития функций волевой регуляции. 
    Безусловно, таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры и степени тяжести умственного развития. И первый шаг по оказанию помощи – сенсомоторное развитие ребенка.  
    Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие»  входит   в   часть формируемую участниками образовательных отношений -  коррекционно – развивающую область учебного плана образовательного учреждения и обусловлена потребностью оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с ТМНР, которая рассматривается   как система развивающих, коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на создание внутренних и внешних условий для раскрытия потенциальных возможностей развития личности детей  и расширения границ их взаимодействия с окружающей средой. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.

    Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями, в свою очередь, требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.

    Программа курса коррекционных занятий

    «Сенсорное развитие» имеет своей целью:

    • Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
    • Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

    Достижение цели предусматривает решение ряда задач:

    —  обогащение чувственного познавательного опыта;

    — формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;

    — коррекция недостатков познавательной деятельности детей;

    — формирование пространственно-временных ориентировок;

    — развитие слухоголосовых координаций;

    — формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

    — совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.

    ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

         Общая характеристика учебного предмета:

         Сенсорное развитие любого человека направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие органического поражения ЦНС у детей 1 б класса процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование любых предметных действий происходит со значительной задержкой. Действия с предметами у них остаются на уровне неспецифических манипуляций. Поэтому детям необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами. В процессе обучения ребенок овладевает сенсорными эталонами для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов и поисковыми способами ориентирования; у него появляется точность восприятия, формируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия, тем самым создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.

    Краткая характеристика учащихся класса:

    • Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за  внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти  выполняют простые поручения с помощью.

    Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) трёх из пяти учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребёнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 4 детям из 5, анализ, синтез осуществляет один ребёнок со значительной помощью учителя, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.

    Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребёнок –  со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.

    Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.

    Речь: собственная речь у 4 детей из 5 отсутствует, у одного ребёнка представлена аграмматичной фразой эхолаличного характера. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

         Сенсорное развитие у учащихся   с ТМНР  значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференциированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Отношения в развитии сказывается на динамике развития мыслительных процессов, формировании общих учебных навыков. На занятиях воздействуя на сенсорный уровень идет активизация и развитие  всех ВПФ. В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию сенсорных процессов дети должны научиться:

    — ориентироваться на сенсорные эталоны;

    — узнавать предметы по заданным признакам;

    — сравнивать предметы по внешним признакам;

    — элементарно (1 признак) классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

    — составлять сериационные ряды предметов и их изображений (1-2 предмета);

    — ориентироваться в знакомом пространстве;

    — целенаправленно выполнять действия по короткой инструкции;

     Формы контроля

         При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.

    Критерии оценивания

    Уровни освоения (выполнения) действий/операций

    критерии

    1.

    Пассивное участие/соучастие

    действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним)

     

    2.

    Активное участие – действие выполняется ребёнком:

    - со значительной помощью взрослого

    - с частичной помощью взрослого

    - по последовательной инструкции (изображения или вербально)

    дд

    д

    дн

    • по подражанию или по образцу
    • самостоятельно с ошибками
    • самостоятельно

    до

    сш

    с

    3.

    Сформированность представлений

    1.представление отсутствует

    -

    2.не выявить наличие представлений

    ?

    3.представление на уровне:

    • использования по прямой подсказке
    • использования с косвенной подсказкой (изображение)
    • самостоятельного использования

    пп

    п

    +

    Количество учебных часов

         В Федеральном компоненте государственного стандарта «Сенсорное развитие» обозначены как самостоятельный предмет. На его изучение отведено 99 часов, 3 часа в неделю, 33 учебные недели.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета

    Физические характеристики персональной идентификации:

    - определяет свои внешние данные (с помощью);

    -  определяет состояние своего здоровья (хорошо-плохо, болит – не болит).

    Гендерная идентичность

    - определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

    Возрастная идентификация

    - проявляет уважение к людям старшего возраста.

    «Уверенность в себе»

    - осознает, что может, а что ему пока не удается;

    «Чувства, желания, взгляды»

    - понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

    - проявляет собственные чувства (позы, мимика, жесты и т.д.).

    «Социальные навыки»

    - умеет устанавливать контакты (на элементарном уровне);

    - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;

    - участвует в совместной деятельности (играх, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций);

    Развитие мотивов учебной деятельности:

    - проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);

    Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

    - осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

    Экологическая ответственность

    - не мусорит на улице;

    Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

    - наблюдает за окружающими предметами и явлениями при указании на них;

    Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

    - принимает участие в коллективных делах и играх;

    Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

    Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

    • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
    • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
    • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
    • принимать цели и включаться в деятельность (с помощью);
    • следовать предложенному плану;
    • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
    • выполнять простые инструкции;
    • выполнять действия рука-в-руке.

    Планируемые результаты коррекционной предметно-практической деятельности:

    • достаёт различные по размеру и форме предметы;
    • выкладывает с помощью палочек простые изображения;
    • застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах (с помощью);
    • находит одинаковые по звуку предметы (с помощью);
    • собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке (отдельные учащиеся);
    • собирает и разбирает пирамидку;
    • строит из кубиков башню
    • умеет фиксировать взгляд на объекте;
    • умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;
    • сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;
    • скатывает из бумаги шарики;
    • играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
    • складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
    • складывает (достает) карандаши в (из) коробки;
    • играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
    • наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    Тематическое планирование учебного материала коррекционных занятий на 2017/2018 учебный год.

    Сенсорное развитие. 1 «б» класс (Вариант 2). Преподаватель: Варченко Е.В.

    № п/п

    ТЕМА УРОКА

    Количество часов

    Дата проведения

    Примечание

    1 модуль.

    16

    1

    Обследование. ИОТ и ТБ.

    1

    01.09

    2

    Обследование.

    1

    04.09

    3

    Обследование.

    1

    05.09

    4

    Обследование.

    1

    08.09

    5

    Зрительное восприятие. «Посмотри на меня».

    1

    11.09

    6

     «Посмотри на …».

    1

    12.09

    7

     «Чего не стало?».

    1

    15.09

    8

     «Чего не стало?».

    1

    18.09

    9

     «Поставь игрушки на своё место».

    1

    19.09

    10

     «Поставь игрушки на своё место».

    1

    22.09

    11

     «Куда полетела бабочка?».

    1

    25.09

    12

     «Куда полетел(а)…?».

    1

    26.09

    13

     «Куда поехала машина?»

    1

    29.09

    14

     «Куда поехал(а) …?»

    1

    02.10

    15

     «Чья тень?».

    1

    03.10

    16

     «Чья тень?».

    1

    06.10

    2 модуль. ИОТ и ТБ.

    15

    17

     «Машинка».

    1

    16.10

    18

     «Машинка».

    1

    17.10

    19

     «Мишка».

    1

    20.10

    20

     «Мишка».

    1

    23.10

    21

    «Кукла».

    1

    24.10

    22

    «Кукла».

    1

    27.10

    23

    «Бабочка».

    1

    30.10

    24

    «Бабочка».

    1

    31.10

    25

     «Зелёная травка».

    1

    03.11

    26

    27

    «Желтое солнышко».

    1

    07.11

    Уплотнение за 06.11

    28

    Ориентировка в цвете на уровне сличения.

    1

    10.11

    29

    Ориентировка в цвете на уровне сличения.

    1

    13.11

    30

    «Посади  бабочку».

    1

    14.11

    31

    «Посади  бабочку на травку».

    1

    17.11

    3 модуль.

    15

    32

     «Манипуляция больших и маленьких предметов». ИОТ и ТБ.

    1

    27.11

    33

     «Манипуляция больших и маленьких предметов».

    1

    28.11

    34

    Слуховое восприятие. «Надевание колец на стержень». 

    1

    01.12

    35

    «Надевание колец на стержень».

    1

    04.12

    36

    «Собери колечки».

    1

    05.12

    37

     «Разбери пирамидку».

    1

    08.12

    38

     «Собери пирамидку».

    1

    11.12

    39

    «Чей звук?» (различение звукоподражаний «АВ-АВ». «МЯУ-МЯУ»).

    1

    12.12

    40

    «Как говорят животные?».

    1

    15.12

    41

    «Как говорят животные?».

    1

    18.12

    42

    «На чем играет Петрушка?».

    1

    19.12

    43

    «Какой звучит инструмент?».

    1

    22.12

    44

    «Какой звучит инструмент?».

    1

    25.12

    45

    Кинестетическое восприятие. «Меховой мишка и бумажный мишка».

    1

    26.12

    46

    Тактильная панель.

    1

    29.12

    4 модуль.

    20

    47

    48

    Тактильная панель. ИОТ и ТБ.

    1

    12.01

    Уплотнение за коротк ую неделю

    49

    Предметно – практическая деятельность. «Рвём бумагу».

    1

    15.01

    50

    «Рвём бумагу и складываем в коробочку».

    1

    16.01

    51

    «Смешай краски».

    1

    19.01

    52

    «Мыльные пузыри».

    1

    22.01

    53

    Проведение  прямых линий фломастером.

    1

    23.01

    54

    Проведение  прямых линий карандашом.

    1

    26.01

    55

    Проведение  ломаных линий фломастером.

    1

    29.01

    56

    Проведение ломаных линий карандашом.

    1

    30.01

    57

    Застёгивание и расстёгивание липучек.

    1

    02.02

    58

    Дополни «рисунок» фигурами (на липучках).

    1

    05.02

    59

    «Пересыпь…».

    1

    06.02

    60

    «Открой баночку, заполни её…»

    1

    09.02

    61

    «Собери бусинки».

    1

    12.02

    62

    «Заведи машинку».

    1

    13.02

    63

    «Выложи кубики из коробки, сложи кубики в коробку».

    1

    16.02

    64

    «Открой баночку, сложи бусины».

    1

    19.02

    65

    66

    «Матрешка».

    1

    20.02

    Уплотнение за 23.02

    5 модуль.

    18

    67

    Работа с пластилином. Разминание пластилина. ИОТ и ТБ.

    1

    05.03

    68

    Работа с пластилином. Отщипывание пластилина.

    1

    06.03

    69

    Работа с пластилином. Раскатывание пластилина.

    1

    09.03

    70

    Восприятие величин. Упражнения на умение собирать разбросанные крупные предметы.

    1

    12.03

    71

    Упражнения на умение собирать разбросанные мелкие предметы.

    1

    13.03

    72

    Игра «Кати большую машину».

    1

    16.03

    73

    Игра «Кати маленькую машину».

    1

    19.03

    74

    Восприятие геометрических фигур. Круг.

    1

    20.03

    75

    Игра «Добавь недостающее» (колёса машине, пуговицы кофте и т.п.)

    1

    23.03

    76

    Квадрат. Игра «Домики».

    1

    26.03

    77

    Соотнесение плоских форм (круг, квадрат). «Найди предметы в песочнице».

    1

    27.03

    78

    Упражнения в застёгивании и расстёгивании крупных круглых пуговиц.

    1

    30.03

    79

    Временные представления. День.

    1

    02.04

    80

    Игра «Дорисуй лучики у солнца».

    1

    03.04

    81

    Ночь. «Рисуем ночь» (закрашиваем тёмный фон).

    1

    06.04

    82

    Выполнение простых движений под бубен. Игра «День - ночь».

    1

    09.04

    83

    Восприятие температуры. Различение предметов по температуре (горячий).

    1

    10.04

    84

    Различение предметов по температуре (холодный).

    1

    13.04

    6 модуль.

    15

    85

    Предметно – практическая деятельность. Работа с бумагой. ИОТ и ТБ.

    1

    23.04

    86

    Работа с пластилином.

    1

    24.04

    87

    88

    Застёгивание и расстёгивание молнии.

    1

    27.04

    Уплотнение за 30.04

    89

    90

    Застёгивание и расстёгивание кнопок.

    1

    04.05

    Уплотнение за 01.05

    91

    Ориентация по слову в помещении классной комнаты.

    1

    07.05

    92

    Ориентация по слову в помещении школы.

    1

    08.05

    93

    Узнавание знакомых предметов.

    1

    11.05

    94

    Различение неречевых звуков.

    1

    14.05

    95

    Различение неречевых звуков.

    1

    15.05

    96

    Исполнение простых речевых инструкций.

    1

    18.05

    97

    Исполнение простых речевых инструкций.

    1

    21.05

    98

     Интерес к самостоятельной деятельности.

    1

    22 .05

    99

     Интерес к самостоятельной деятельности.

    1

    25.05

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    - Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);

    - адаптированная  основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);

    Материально-техническое обеспечение:

    • дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
    • мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;
    • оборудованная сенсорная комната;
    •  сухой (шариковый) бассейн;
    • игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;
    • образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
    •  сенсорные панели;
    • наборы аромобаночек;
    • предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
    • звучащие предметы для встряхивания;
    • игрушки, наборы посуды, мебели, одежда и обувь для куклы, мозаики, пазлы - вкладыши.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс, для детей с ЗПР

    Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

    Рабочая программа по окружающему миру 4 класс для детей с ОВЗ.

    Рабочая программа по окружающему миру 4 класс для детей с ограниченными возможностями здоровья....

    Адаптированная рабочая программа по русскому языку 1 класс для детей с РАС вариант 8.2

    Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начально...

    Адаптационная рабочая программа по физической культуре 1 класс для детей с РАС вариант 8.2

    Программа разработана для ......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающ...

    Рабочая программа по адаптивной физкультуре 1 класс (для детей с ТМНР)

    Рабочая программа по адаптивной физкультуре для учащихся 1 класса ФГОС (вариант 2)...

    Рабочая программа по речевой практике 1 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

    Рабочая программа по речевой практике 1 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

    Рабочая программа по русскому языку 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

    Рабочая программа по русскому языку 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...