Беседа «Растительный и животный мир Томской области»
план-конспект

Гайдамак Гюльнара Авазовна

Беседа «Растительный и животный мир Томской области»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_rastitelnyy_i_zhivotnyy_mir_tomskoy_oblvsti.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

 

Беседа «Растительный и животный мир Томской области»

Цель: закрепление представлений детей о природе родного края.

Задачи:

- уточнить и расширить знания о природе родного края;

- развивать память, связную речь;

- активизировать словарь по теме;

- развивать познавательный интерес, любознательность;

- воспитывать любовь, бережное отношение к природе.

Материал: иллюстрации с изображением животных Томской области.

Методы обучения: словесные, наглядные, игровые.

Ход беседы

Воспитатель: Ребята, сегодня мы совершим экскурсию по Томской области, узнаем о флоре и фауне нашей области. Ребята, что такое флора и фауна? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, в какой природной зоне мы с вами живем? ( Ответы детей: зона лесов)

Воспитатель: Правильно. Более 80 % территории Томской области занято лесами. На территории нашей области есть болота. Степень заболоченности Томской области достигает 40 %. Особая экологическая ценность болот заключается в том, что они являются регулятором стоков рек, служат гигантским фильтром-накопителем, поглощающим элементы из атмосферы. По запасам пресной воды Томская область занимает одно из первых мест. На территории нашей области есть месторождения минеральной воды. 

Воспитатель: Ребята, предлагаю познакомиться с новым определением - рельеф земной поверхности. Поверхность нашей планеты неровная. Где-то есть высокие горы, где-то есть возвышенности, где-то есть болота. Ученые дали определение неровности земной поверхности и назвали это – рельефом. Виды рельефов: равнина, плоскогорье, горы, возвышенность. Ребята, как вы думаете, к какому виду относится рельеф Томской области? ( Ответы детей: равнина)

Воспитатель: Верно, ребята. Мы с вами живем на равнине. Наша равнина не простая, а таежная, поэтому более половины животных связано с лесами и водно-болотными угодьями. В нашей области обитают 40 видов птиц, 60 видов млекопитающих, 33 вида рыб. Среди них есть и виды животных занесенных в Красную книгу.

Воспитатель: Ребята, предлагаю рассмотреть иллюстрации с изображением животных Томской области. Каких животных вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Какие из этих животных занесены в Красную книгу? (Ответы детей)

Воспитатель: Что интересного вы знаете об этих животных? (Ответы детей)

Воспитатель: Где живут эти животные? ( Ответы детей: в лесу)

Воспитатель: Какие виды лесов вы знаете? ( Ответы детей: лиственный, хвойный, смешанный)

Воспитатель: Чем отличается хвойный лес от лиственного? (Ответы детей)

Воспитатель: Какие лиственные деревья вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Какие хвойные деревья вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам отгадать загадки:

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (Берёза)

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём. (Лес)

Осень в сад

К нам пришла,

Красный факел

Зажгла.

Здесь дрозды,

Скворцы снуют

И, галдя, его клюют. (Рябина)

Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок. (Лиственница)

Никто не пугает,

А вся дрожит. (Осина)

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная! (Ёлка)

Все знают, что у ёлки

Не листья, а иголки,

И так же, как она

С иголками … (Сосна)

Дерево высокое,

На сосну похожее,

Щедро делится орехом,

Великан сибирский … (Кедр)

Физминутка:

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу,

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем-

Крылья сложили назад.

Воспитатель: Ребята, а для чего люди ходят в лес? (Ответы детей)

Воспитатель: Верно. Мы приходим туда, чтобы отдохнуть, насладиться красотой деревьев и трав, послушать тихую музыку леса: шелест листьев на ветру, пение птиц, жужжание жуков.

Воспитатель: Что дает человеку лес? (Ответы детей: грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы, строительный материал.) Воспитатель уточняет названия грибов, ягод, трав.

Воспитатель: Вспомните ребята, что делали люди в старину из дерева? (Ответы детей: дома рубили, и посуду вырезали, лодки строили, игрушки для детей делали.)

Воспитатель: А почему лес называют - аптека? (Ответы детей: в лесу много лекарственных трав)

Воспитатель: Молодцы. В лесу и воздух лечит.

Воспитатель: А как лес может обогреть человека? (Ответы детей: человек дровами обогревает дом, а дрова - это деревья, которые росли в лесу)

Воспитатель: Лес - это дом для растений, животных, грибов. Вы должны запомнить: лес наш друг и помощник. И относиться к нему надо, как к другу, бережно и внимательно!

Воспитатель: Ребята, а как это относиться бережно? (Ответы детей: деревья не ломать, животных не пугать, не сорить, костер не разжигать)

Воспитатель: Молодцы! А еще нельзя рвать цветы.

Итог беседы 

Воспитатель: Ребята, нам с вами повезло, ведь мы живем в таком прекрасном месте, как Томская область. Природа нашего края очень богата и красива. Все это многообразие животного и растительного мира нужно беречь и охранять!

Наша экскурсия завершилась. Дети, что нового и интересного узнали вы? (Ответы детей)

Всем спасибо!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Целебное лукошко" (лекарственные растения Томской области)

Презентация выполнена  обучающимися 4 класса. Дети сами рисовали и нашли необходимую информацию о каждом представленном растении....

Викторина-презентация "Красная книга Томской области" для 3 класса

Викторина для учащихся 3 класса.Викторина содержит информацию о животных Томской области, занесённых в Красную книгу....

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

Работа с текстом "Водоёмы Томской области"

Работа с текстом на уроках литературного чтения для 4 класса используется в виде контроля знаний, способствует подготовке к годовому тестированию. Текст "Водоёмы Томской области" с 11 вопросами....

Дидактический материал по теме: "Растительный и животный мир Тамбовской области"

Данный материал содержит тесты, вопросы, таблицы для заполнения, схемы, установление соответствий, кроссворд по темам  "Растительный и животный мир Тамбовской области"...

Птицы Томской области

Работы детей выполнены в технике "Раскрашивание пластилином"...