Использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе
методическая разработка

Наталья Вячеславовна Бушуева

Использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_interaktivnyh_tehnologiy.docx53.68 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ашковская основная школа»

Гагаринского района Смоленской области

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Учитель начальных классов

Бушуева Наталья Вячеславовна

2020 год

Вперёд и вместе:

через живое общение,

через работу в группах,

где каждый обучающийся –

субъект познания нового.

В связи с переходом российского образования на новые стандарты перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание личности, способной успешно социализироваться в современном обществе. Целью образования является развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности, формирование у него универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Меняется при этом и роль учителя. Её можно описать словами К.Д. Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

Перед учителем стоит сложная задача. Ситуация осложняется и тем, что изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

  • Резко возросла информированность детей.
  • Современные дети мало читают, особенно классическую художественную литературу. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текста различных жанров; трудности развития логического мышления и воображения.
  • Современные дети ограничены в живом общении со сверстниками. Игры, совместная деятельность и сотрудничество часто оказываются недоступны для младших школьников. Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и нравственных принципов, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости.
  • Дети различаются по уровню умственного и познавательного развития, уровню сформированности познавательных интересов и инициативы. Наряду с ростом удельного веса группы одаренных и способных детей все большее число ребят попадают в категорию группы риска - детей «интеллектуально пассивных», «часто болеющих», детей «с трудностями в обучении», и просто трудных и проблемных детей.

Повышенная уязвимость детей группы риска требует совершенствования образовательного процесса с учетом необходимости социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития.

  • Сегодня дети более открыто выражают и отстаивают свое мнение, они более раскрепощены и свободны в общении, они откровенно выражают свою готовность или неготовность, желание или нежелание принимать новый опыт и исследовать мир, испытывают сомнение в авторитетах.

Набирая новый класс, я столкнулась с рядом проблем в этом плане. Большинство детей показало при тестировании разную степень неготовности к обучению. Некоторые проявляли черты инфантилизма в поведении. В классе стоял нездоровый дух соперничества и зависти. Постоянные обиды на одноклассников и на учителя. Отрицание или игнорирование всего, что вызывает затруднение. Пассивность на уроках, нежелание участвовать в общей работе, незаинтересованность в своих успехах, в получении лучшего результата.

Передо мной встали вопросы:

Как активизировать и интенсифицировать деятельность учащихся?

Как научить эффективно взаимодействовать друг с другом?

Как создать благоприятную атмосферу и установить коммуникацию между участниками педагогического процесса?

Как повысить результативность учебного процесса?

Как строить обучение в соответствии с требованиями ФГОС?

Я решила обратиться к методам, активизирующим деятельность и повышающим интерес к процессу получения знаний. В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня объектной активности учебной деятельности школьников.

Активные формы обучения включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии.

«В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)

2) активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)

3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Интерактивная модель обучения ставит своей целью такую организацию учебного процесса, при которой все ученики активно взаимодействуют между собой. Взаимодействие осуществляется на уровне «равный — равному», учитель является партнером совместной познавательной деятельности.

Интерактивное обучение — это обучение с хорошо организованной обратной связью всех участников образовательного процесса, с двусторонним обменом информацией между ними.

«Если у каждого из двух собеседников будет по яблоку, и они обменяются ими, то ничего не изменится. Но если собеседники обменяются идеями, то у каждого их станет в два раза больше» Б. Шоу

Ведущая роль в интерактивном обучении отводится развивающим методам обучения: частично-поисковым, поисковым и исследовательским. Занятие организуется так, что практически все учащиеся вовлекаются в процесс познания; совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен знаниями, идеями, способами действия. Каждый свободен высказывать свое, наработанное личным опытом мнение, соотносить его со знанием товарищей.

Под интерактивным обучением понимают также обучение при взаимодействии человека и компьютера в диалоговом режиме, а также обучение с использованием других интерактивных средств обучения.

Интерактивные технологии по В.В. Гузееву — это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой»4

Селевко Г.К. дает следующие основные характеристики интерактивных технологий.

Философская основа: гуманистическая, природосообразная.

Методологический подход: коммуникативный.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: взаимообучение.

Преобладающие методы: диалогические.

Организационные формы: любые.

Преобладающие средства: вербальные + программированные + аудиовизуальные + электронные.

Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: интерактивный, демократический, сотрудничество.

Целевые ориентации

  • Активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся.
  • Возбуждение внутреннего диалога ученика.
  • Обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.
  • Индивидуализация педагогического взаимодействия.
  • Вывод ученика на позицию субъекта обучения.
  • Достижение двусторонней связи (обмена информацией) учащего и учащегося.

Задача учителя-ведущего в интерактивной технологии

— это направление и помощь процессу обмена информацией:

— выявление многообразия точек зрения;

— обращение к личному опыту участников;

— поддержка активности участников;

— соединение теории и практики;

— взаимообогащение опыта участников;

— облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;

— поощрение творчества участников.

Концептуальные позиции

  1. Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.
  2. Интерактивное общение способствует умственному развитию.
  3. При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю.
  4. Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).
  5. Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщений.
  6. Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.
  7. Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике, в реальных условиях.

Особенности организации

В традиционном обучении ведущий (учитель, тренер) играет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном обучении учитель – помощник в работе, активизирующий потоки информации.

По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения меняется взаимодействие с ведущим: его активность уступает место активности учащихся, задача ведущего — создать условия для их инициативы.

В интерактивной технологии ученики выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее опыта ведущего, который не столько даёт готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.

Что представляют собой формы интерактивного обучения?

В настоящее время методистами и преподавателями-практиками разработано немало форм групповой работы. Наиболее известные из них:

1) Работа в парах.

2) Карусель.

3) Ротационные (сменные) тройки.

4) Работа в малых группах.

5) Дерево решений.

6) Аквариум.

7) Броуновское движение.

8) Незаконченное предложение.

9) Мозговой штурм.

10) Займи позицию.

11) Ролевая (деловая) игра.

12) Суд (гражданские слушания).

13) Дискуссия.

14) Дебаты.

Внедрять интерактивные технологии обучения я начала с формирования умения действовать в постоянных парах и в парах сменного состава, работать в группах.

Это определяется тем, что в начале учебного года большинство первоклассников:

- не владеют умениями совместной деятельности;

- не готовы сотрудничать в больших группах;

- плохо знают друг друга;

- не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними.

В программе Г.А. Цукерман, К.Н. Поливановой по адаптации детей к школе «Введение в школьную жизнь» есть немало интересных упражнений, способствующих развитию умений, необходимых для работы в паре и группе. Я использовала следующие:

  1. Подвижная игра «Найди попутчика».

Все дети встают в 2 круга (внешний и внутренний). Учитель объясняет: «Пусть каждый решит, в какую страну он хочет поехать. Надо найти себе попутчиков. Ходите по кругу и повторяйте название своей страны.

Если вы встретите человека, который называет эту же страну, возьмитесь за руки и ходите вместе, ища новых попутчиков. По звонку остановитесь и замрите…»

После звонка учитель спрашивает каждую группу (каждого одинокого путешественника), куда они едут, какой у них общий интерес.

(Этот же сюжет можно повторить на несколько ином материале: дети приглашают друг друга отведать любимое блюдо, почитать любимую сказку, выбрать любимое время года.)

  1. Игра «Зеркало».

Учитель с ребёнком дают образец игры: становятся лицом друг к другу, смотрят друг другу в глаза. Один делает медленные движения, другой как можно точнее повторяет движения партнёра. По звонку партнёры меняются ролями.

Звенит звонок. Один партнёр благодарит другого: «Спасибо! С тобой очень хорошо играть!» Теперь ребёнок должен найти себе другого партнёра. Учитель предлагает тем, кто нашёл себе пару, взяться за руки.

  1. Игра «Сколько?».

Дети играют группами по 3 человека. Правила игры: на вопрос «сколько?» надо отвечать без слов – поднятием соответствующего количества рук.

Вначале организуется тренировка.

- Сколько хоботов у слона?

В группе должна подняться только 1 рука – неважно чья. Если поднялось три руки, возникает необходимость договориться друг с другом о том, кто поднимет руку, а кто – нет.

- Сколько у слона хоботов и хвостов?

- Сколько у слона хвостов и бивней?

- Сколько слону лет?

- А что надо делать, если вы уверены в ответе, не располагаете точной информацией?

Далее чередуются вопросы, предполагающие от 1 до 6 поднятых рук. Самое сложное – вопросы, предусматривающие точный, известный детям ответ, однако этот ответ требует более шести поднятых рук. Значит, для того чтобы поднять нужное количество рук, группа должна привлечь кого – то в помощь… Договоры между группами могут возникать стихийно, но можно их и подсказывать. И, наконец, игры – вопросы, требующие объединения всего класса: сколько в классе глаз (сейчас)? А сколько носов?

  1. Игра «Понятно ли мы действуем?»

Дети разбиваются на четвёрки. Часть парт разворачивают, чтобы пары сидели лицом друг к другу. Это бригады по уборке класса. Они должны распределить обязанности: Кто-то будет подметать пол, кто-то мыть подоконники, кто-то вытирать доску, кто-то поливать цветы и т.п. Распределив дела, четвёрка сообщает: «Мы готовы».

Учитель приглашает к доске тех, кто договорился быстрее других. Группа показывает пантомиму «Уборка класса». По знаку учителя актёры останавливаются. Зрители должны назвать роль каждого актёра.

  1. Задание «Варежки».

Цель: выявление и развитие способностей у детей устанавливать деловые отношения в совместной деятельности.

Время выполнения: 15 минут.

Форма проведения: парная.

Оборудование: каждому ученику нужно дать шаблон варежки из белой бумаги, а также по два кружка из плотной бумаги: на одном — улыбка, на другом — недовольное лицо (на обратной стороне указывается фамилия первоклассника). Такие же кружки, только большего размера, понадобятся для размещения на классной доске. Каждому ученику необходимы цветные карандаши.

Организация занятия.

Предложить детям разбиться на пары (по их желанию) и раскрасить варежки так, чтобы они получились одинаковыми. После того как учащиеся закончат работу, предложите им с помощью пиктограммы выразить свое отношение к заданию: если оно понравилось, дети покажут смеющуюся рожицу, если не понравилось — грустную.

Методический комментарий к занятию

Формирование пар по желанию первоклассников в начале адаптационного периода особенно важно, так как поддерживает положительную эмоциональную атмосферу в классе. Работа в парах формирует у первоклассников умения принимать общую цель и сопроводительные указания к ней, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы.

Объединение в парах дает возможность детям осуществить выбор напарника по симпатии, что обеспечивает положительный эмоциональный фон совместной деятельности.

Когда дети смогут свободно объединяться в пары и группы, думать и действовать сообща, можно перейти к следующему этапу – проведение учебных занятий с применением интерактивных технологий.

Алгоритм работы при подготовке и проведении интерактивного урока:

- определение целесообразности использования интерактивных приемов именно на этом уроке;

- тщательный отбор и анализ учебного материала, в том числе и дополнительного (тесты, примеры, ситуации, задания для групп ...);

- планирование урока - этапы, хронометраж, ориентировочное разделение на группы, роли участников, вопросы и возможные ответы;

- выработка критериев оценки эффективности работы групп, занятия;

- мотивация учебной деятельности путем создания проблемной ситуации, представление интересных фактов и т.д.;

- обеспечение понимания учащимися содержания их деятельности и формирования ожидаемых результатов во время объявления, представления темы;

- предоставление учащимся необходимой информации для выполнения практических заданий за минимально короткое время;

- обеспечение усвоения учебного материала учащимися путем интерактивного упражнения (на выбор учителя);

- рефлексия (подведение итогов) в различных формах - индивидуальная работа, работа в парах, группах, дискуссия, в виде рисунков, схем, графиков и т.д..

Интерактивную работу можно применять и на уроках усвоения материала (после изложения нового материала), и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также делать её вместо опроса или обобщения.

Я часто использую работу в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения.

1. РАБОТА В ПАРАХ

Применима для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление, проверка знаний и т.д.

Способствует развитию навыков общения, умения высказываться, критического мышления, умение убеждать и вести дискуссию.

Алгоритм действия

1. Предложите ученикам задания, задайте вопрос. Дайте им 1-2 мин для продумывания возможных ответов или решений.

2. Определите, кто из них будет выражать мысли первым и попросите обсудить свои идеи друг с другом. Они должны достичь согласия относительно ответа или решения.

3. По истечению времени на обсуждение, каждая пара представляет результаты работы, обменивается своими идеями и аргументами со всем классом.

Примеры заданий в учебниках УМК «Школа России» для 2 класса:

Литературное чтение.

«Обсудите с другом. Куда бы вы хотели пойти вместе в выходные дни?»

«Подготовьте чтение стихотворения по ролям»

Окружающий мир.

«Рассмотрите рисунки. Придумайте диалоги между героями, используя слова: здравствуйте, до свидания, извините, пожалуйста, благодарю»

«Рассмотрите рисунок. По каким предметам вы посоветуете ориентироваться Сереже и Наде, чтобы найти дорогу в музей? Вспомните, какие ориентиры есть на вашем пути от дома до школы. Какие еще предметы помогают ориентироваться в вашем городе (селе)?»

Математика.

«Из 9 палочек сложили такую фигуру. Переложи 2 палочки так, чтобы получилось 3 треугольника»

«Найдите правило, по которому составлен ряд чисел и продолжите его»

Русский язык

«Прочитайте. Из каких сказок эти слова? Спишите любую группу слов. Вспомните содержание сказки. Запишите 1-2 предложения, используя данные слова»

«Прочитайте начало и конец сказки. Какая мудрая мысль высказана в заключительной части сказки? Придумайте основную часть»

2. ДВА-ЧЕТЫРЕ-ВСЕ ВМЕСТЕ

Эффективен для развития навыков общения в группе, умений убеждать и вести дискуссию.

Алгоритм действия

1. Поставьте ученикам вопрос для обсуждения. Дайте им 1-2 мин для продумывания возможных ответов или решений.

2. Попросите обсудить свои идеи друг с другом.

3. Попросите обсудить предварительно достигнутые решения относительно поставленной проблемы. Как и в парах, принятие совместного решения обязательно.

4. В зависимости от количества учеников в классе можно "объединить четверки в большие группы или перейти к коллективному обсуждению проблемы

Пример использования на уроке математики по теме «Конкретный смысл действия умножение» на этапе самоопределения к деятельности.

Группам предлагается определить количество точек на альбомных листах (их число может быть 50 или более, число точек на разных листах одинаково). Дети в группах определяют того, кто будет считать. Все остальные следят за правильностью счета (все ли точки посчитали, не посчитали ли какую-нибудь два раза и т.п.). Получаются разные результаты подсчета. Возникает проблема. Дети ищут другие способы счета, позволяющие более точно решить поставленную задачу. Приходят к решению – считать точки группами. Далее выясняется, какими группами удобнее считать (по 2, по 5, по 10). Считают по 5, вычисляют результат, сравнивают его с результатом в другой группе, обнаруживают одинаковое число точек. Затем учащиеся объединяются и совместно обсуждают возникшую проблему. Приходят к новому способу действия – умножению.

3. УЧЕБНЫЙ МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Эта форма учебной деятельности может быть использована для учащихся любого возраста, во время преподавания любого предмета.

Уместно использовать:

- Для нескольких решений конкретной проблемы;

- При организации групповой формы работы;

- Для решения творческих эвристических задач, развивающих креативность мышления.

Алгоритм действия

1. Обязательно провести инструктаж групп. Главное правило - не критикуй!

2. В группе выбирается ведущий, секретарь, спикер. Четко регламентируется время для всех этапов работы.

3. I этап - создание банка идей.

4. II этап - анализ идей в группе.

5. III этап - обработка результатов. Озвучивание спикером результатов работы группы перед классом.

6. Итоги.

Типичные ошибки УМШ:

- Неправильный подбор задачи, темы для обсуждения.

- Критика выдвинутых идей.

- Вмешательство в работу групп.

Пример занятия внеурочной проектной деятельности «Путь к грамотности» по теме «Опасные согласные».

- Сегодня мы поговорим о роли согласных звуков. Первый алфавит создали финикийцы. В нем были только согласные буквы.

- Могли бы мы работать с такой азбукой? Ведь в нашем языке тоже много согласных букв – намного больше, чем гласных.

- Воспользуемся таким методом, как мозговой штурм.

- Кто помнит, как мы будем его осуществлять? (ответ: группа думает и сразу предлагает свои мнения, при обсуждении находится верное решение)

- Сегодня мы думаем над вопросом: зачем нужно рассматривать все разнообразие согласных звуков?

- Подскажите, о каком разнообразии я говорю? (ответ: согласные бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные)

- Для чего же различают согласные по таким признакам? Выдвигайте свои гипотезы.

Дети работают в двух группах. Группы высказывают свои аргументы, учитель кратко записывает их на доске. Затем выделяются основные: важно запомнить парные по глухости-звонкости согласные звуки, т.к. на конце слов и при стечении их в середине они оказываются в слабой позиции и создают орфограмму; слабая позиция и у непроизносимых согласных; с непарными по твердости – мягкости согласными связаны написания непроверяемых сочетаний жи-ши, ча-ща и т.д.

4. УЧА-УЧУСЬ

Используется при изучении блока информации или при обобщении и повторении изученного. Использование этого метода дает общую картину понятий и фактов, которые необходимо изучить на уроке, а также вызывает определенные вопросы и повышает интерес к обучению.

Алгоритм действия

1. Подготовьте карточки с фактами, касающиеся темы урока, по одной на каждого ученика.

2. Раздайте по одной карточке для каждого ученика.

3. В течение нескольких минут ученики читают информацию на карточке. Проверьте, понимают ли они прочитанное.

4. Предложите им ходить по классу и знакомить со своей информацией других одноклассников.

5. Ученик может одновременно говорить только с одним лицом. Задача состоит в том, чтобы поделиться своим фактом и получить информацию от другого ученика. В течение отведенного времени нужно обеспечить общение каждого ученика с максимальным количеством других для получения максимально полной информации.

6. После того, как учащиеся закончат это упражнение, предложите рассказать, воспроизвести полученную информацию. Проанализируйте и обобщите полученные ими знания. Ответы могут записываться на доске.

Пример использования на уроке русского языка при закреплении правописания слов с парными согласными.

В учебнике группы слов с пропущенными буквами парных согласных. Дети по цепочке читают группы слов, называя лишнее по лексическому значению (тем самым проверяется понимание). Затем каждый получает карточку с определенной группой слов, осуществляет проверку слова и вставляет в нем пропущенную букву (в каждой группе выбор только между двумя парными согласными). По окончании этой работы, дети объясняют правописание слов на своей карточке другому ученику, а потом выслушивают объяснения собеседника. В результате все карточки будут проработаны каждым участником. В конце можно написать общий словарный диктант и отрефлексировать полученные умения.

Еще несколько упражнений, которые описываются в учебном пособии «Интерактивные технологии и мультимедийные средства обучения» группы авторов Е. В. Фабрикантова, Е. Е. Полянская,Т. В. Ильясова:

«Технология «Дерево решений» предполагает деление класса на 3—4 группы с одинаковым количеством участников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (листе ватмана); затем группы меняются местами и дописывают свои идеи на «деревьях» соседей.

Технология «Аквариум» получила свое название из-за того, что несколько учащихся разыгрывают в круге определенную ситуацию; остальные — наблюдают и анализируют.

Интеракция «Броуновское движение» предусматривает свободное передвижение учеников по классной комнате для сбора информации по предложенной теме.

Очень проста в использовании такая технология, как «Займи позицию». После зачитывания какого-либо утверждения ученики подходят к плакату со словом «ДА» или «НЕТ», при этом учащиеся должны обосновать свою позицию.

Вышеперечисленные технологии интерактивного обучения можно использовать без применения каких-либо технических средств»4

Для эффективного использования интерактивных технологий, для того, чтобы охватить необходимый объем материала и глубоко его изучить, а не превратить технологии в игры ради игр, я старательно планирую свою работу:

  • даю задание ученикам для предварительной подготовки: прочитать, продумать;
  • отбираю для урока такие интерактивные упражнения, которые дали бы ученикам ключ к усвоению темы;
  • во время проведения интерактивных упражнений даю ученикам время подумать над заданием, чтобы они выполняли его серьезно, а не механически;
  • на одном занятии использую одно или два интерактивных упражнения, а не целый калейдоскоп.

Считаю, что применение интерактивных технологий приведёт к развитию и саморазвитию учащихся, активизирует их мыслительную деятельность и диалогическое взаимодействие с участниками образовательного процесса, а также будет способствовать успешному обучению моих учащихся в основной школе.

Интерактивные технологии несут

для каждого ученика:

- осознание включенности в общую работу;

- развитие ребенка как личности;

- становление активной позиции в учебной (и иной) деятельности.

учебной группе:

- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

- поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации.

для класса:

- формирование классного коллектива;

- повышение познавательной активности класса.

Таким образом, технологии интерактивного обучения – это, несомненно, интересное, творческое и перспективное направление в методике преподавания.

Используемая литература

  1. Диденко Л.А. Использование современных педагогических технологий в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов/ учебное пособие.- Красноярск , 2015.
  2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение /учеб. пособие / - М. : Академия, 2009.
  4. Фабрикантова Е.В., Полянская Е.Е., Ильясова Т.В. Интерактивные технологии и мультимедийные средства обучения/ учебное пособие к спецкурсу для студентов факультета дошкольного и начального образования. - Оренбург: ОГПУ, 2015.
  5. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе.- Москва, 2003 г.
  6. Шкуричева Н.А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный период // Начальная школа, 2006 г., №8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе.

Работа с детьми во времена информационных технологий показывает, что традиционные приемы школьного обучения и воспитания недостаточны для развития творческой, гармоничной личности. Современное образов...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

"Методика использования интерактивных технологий на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО "

Интерактивное творчество учителя безгранично. Важно только направить его в нужное русло для достижения поставленной цели....

Использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе

Интерактивная модель обучения ставит своей целью такую организацию учебного процесса, при которой все ученики активно взаимодействуют между собой. Взаимодействие осуществляется на уровне «равный — ра...

Использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе

Использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе...

Использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе как средство активизации учебного процесса

Одной из педагогических проблем, решаемых данным опытом, является создание комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что ...