ПК 4.1
рабочая программа

Зарипова Диана Аргинасова

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет

Класс

Вариант

Русский язык

3

Русский язык 3 класс, 2023-2024

Раздел

Описание раздела

Тема урока

Раздел 5

Морфология

Окончание как изменяемая часть слова

 

 

Нулевое окончание

 

 

Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Диктант с грамматическим заданием (контроль)

 

 

Корень, приставка, суффикс — значимые части слова

 

 

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса

 

 

Создание собственных текстов-описаний. Сочинение по картине А.А. Рылова "В голубом просторе" .У. ч.1 стр.94 №177 (контроль)

 

 

Работа над ошибками. Состав слова: обобщение

 

 

Изложение повествовательного текста с опорой на предложенный план. У.ч.1 стр.99 упр.191 (контроль)

 

 

Проектное задание "Семья слов"

 

 

Повторяем правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

 

 

Повторяем правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова

 

 

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова

 

 

Закрепление способов проверки написания слов с двумя безударными гласными в корне слова

 

 

Повторяем правописание парных по звонкости-глухости согласных в корне слова. Составление текста на основе личных наблюдений или по рисунку

 

 

Непроизносимые согласные в корне слова

 

 

Наблюдение за обозначением буквами непроизносимых согласных в корне слова

 

 

Отработка написания непроизносимых согласных в корне слова

 

 

Объяснительный диктант: отрабатываем написание слов с орфограммами корня

 

 

Правописание слов с удвоенными согласными

 

 

Написание текста по заданному плану. Сочинение по картине В. М. Васнецова "Снегурочка".У.с.123 упр.238 (контроль)

 

 

Работа над ошибками. Отработка правописания слов с удвоенными согласными.

 

 

Проверочная работа по теме "Правописание слов с орфограммами в корне" (контроль)

Раздел 6

Синтаксис

Работа над ошибками. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правописание суффиксов ость, ов и др.

 

 

Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: закрепляем правописание суффиксов

 

 

Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правописание приставок группа приставок с "о" и группа приставок с "а"

 

 

Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: закрепляем правописание приставок

 

 

Закрепляем правописание суффиксов и приставок

 

 

Контрольный диктант за 1 полугодие (контроль)

 

 

Работа над ошибками. Разделительный твёрдый знак

 

 

Знакомство с жанром объявления

 

 

Объясняющий диктант: повторение правил правописания

 

 

Наблюдаем за знаками препинания в предложениях с однородными членами, не соединёнными союзами

 

 

Наблюдаем за знаками препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами и, или

 

 

Вспоминаем нормы речевого этикета: приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ

Раздел 7

Орфография и пунктуация

Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. У.ч.1 стр.134 №263 (контроль)

 

 

Работа над ошибками. Отработка орфограмм, вызывающих трудности

 

 

Отработка орфограмм, вызывающих трудности

 

 

Отработка орфограмм, вызывающих трудности

 

 

Работаем с текстами. У.ч.1 стр.139- 140

 

 

Ознакомительное чтение: когда оно нужно



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Структурные элементы рабочей программы

Наличие

(да/нет)

Титульный лист

наименование образовательной организации

Да

название Рабочей программы учебного предмета (предмет, класс, уровень образования)

Да

сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета (Ф.И.О., занимаемая должность, квалификационная категория)

Да

год разработки Рабочей программы учебного предмета, курса

Да

Пояснительная записка

перечень нормативно-правовых документов, которые использовались при разработке Рабочей программы учебного предмета, курса

Да

наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана Рабочая программа учебного предмета, курса

Да

цели и задачи Рабочей программы учебного предмета, курса

Да

Общую характеристику учебного предмета, курса

структура учебного предмета

Да

содержание учебного предмета

Да

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

предметная область, к которую входит данный учебный предмет

Да

место и роль учебного предмета в обучении

Да

количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса в неделю, за учебный год, за уровень образования

Да

сроки реализации Рабочей программы учебного предмета, курса

Да

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

ценностные ориентиры начального образования

Да

обоснование тематики содержания Рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей

Д

Результаты освоения учебного предмета, курса

личностные результаты освоения учебного предмета русский язык

Да

метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык

Да

предметные результаты освоения учебного предмета русский язык

Да

Содержание учебного предмета, курса

перечень и название разделов учебного предмета

Да

необходимое количество часов для изучения раздела

Да

содержание учебного раздела

Да

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

перечень разделов, тем, последовательность их изучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Да

количество часов, выделяемое на изучение каждого раздела и каждой темы

Да

вид занятий (теоретические или практические, количество часов)

Да

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

учебно-методическая литература

Да

технические средства обучения

Да

цифровые образовательные ресурсы

Да

Система оценки достижения планируемых результатов

характеристика всех видов контроля

Да

 

Выводы: Анализируемая рабочая программа по предмету «Русский язык» отражает в своём содержании все необходимые структурные элементы. Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Структура и требования к разработке, оформлению рабочей программы соблюдены. Рабочая программа по предмету «Окружающий мир», отвечающая всем требованиям, позволяет учителю с лёгкостью планировать, организовывать и управлять образовательным процессом. В рабочей программе подробно представлены планируемые результаты освоения курса, содержание учебного предмета «Русский язык», также чётко разграничено количество часов на изучение каждого раздела, темы.  

Дата

Тема и тип урока

Планируемые результаты

Виды деятельности уч-ся

Формы контроля

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

УУД

07.11

Окончание как изменяемая часть слова

Познавательные- формирование умения ставить познавательную цель урока.

Регулятивные- умение оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные- потребность в общении с учителем.

Личностные- формирование социальной роли ученика.

Личностные: Формирование мотивации к учебной деятельности, к сотрудничеству, успеху.

Метапредметные:Регулятивные Постановка учебной задачи, сформулированной вместе с учителем; овладение способами решения учебной задачи Владение основами контроля и самооценки.Познавательные Развивать внимание, способности к наблюдению.Навыки работы с учебной информацией.Коммуникативные Развитие коммуникативных умений.

Планирование учебного сотрудничества в группах.

Предметные: Формирование знаний о окончании как изменяемой части слова Отработка умения образовывать формы одного и того же слова и обозначать его графически

Самостоятельная работа

08.11

Нулевое окончание

Познавательные-

Регулятивные- умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки

Коммуникативные-умение слушать и вступать в диалог.

Личностные- Формирование положительного отношения к учению.

Образовательные: повторение и систематизация изученного; обсудить понятие окончание, уточнить опознавательные признаки корня, окончаний и способ действия для их выявления; ввести термин нулевое окончание;

Развивающие: развивать речь детей, обогащать словарный запас, развивать орфографическую зоркость; 

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, культуру общения, поведения, умение высказываться самим и слушать других.

Самостоятельная работа

09.11

Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Диктант с грамматическим заданием (Контроль)

        Познавательные

Познакомить с понятием «формы слова». Уметь различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова.

Развивающая

Развивать логическое мышление, расширять их кругозор, связную и устную речь, пополнить словарный состав языка

Воспитательная

Воспитывать любовь к труду

Самостоятельная работа

10.11

Корень, приставка, суффикс – значимые части слова

Образовательные:

          -уточнить  понятия   «корень»,   «основа»,   «приставка»,

            «суффикс»,  «окончание»;

          -создать с  учащимися  алгоритм разбора слова по составу;

   

   Развивающие:

   -развивать умения выделять части слова, способствовать развитию  орфографического    навыка.
  -развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

          -развивать сообразительность, мышление, память.

    Воспитательные:

          -создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского                                языка    путём  вовлечения  каждого  в  активную  деятельность;

          -воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

          -воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Воспитательные:

          -создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского                                языка    путём  вовлечения  каждого  в  активную  деятельность;

          -воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

          -воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Упражнения

13.11

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания корня, приставки, суффикса

Цель Создание условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить в слове суффиксы

Цель урока Познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.

Планируемые результаты (предметные) Находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов, участвуют в устном

Личностные результаты Проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне
положительного отношения к школе, изучению русского языка

Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач. Регулятивные: учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают способами решения учебной задачи. Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его

Самостоятельная работа

14.11

Составление собственных текстов-описаний. Сочинение по картине А.А.Рылова  «В голубом просторе»

Планируемые результаты (метапредметные)

понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; чувствуют красоту и выразительность речи, стремятся к совершенствованию речи; проявляют интерес к изучению языка.

осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы; формируют читательскую компетенцию; моделируют различные языковые единицы (слово, предложение); используют  логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); строят рассуждения.

вступают в учебный диалог; договариваются и приходят к общему решению, работая в паре, группе; строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем;

выражают свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью

принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя, планируют свои действия для решения задачи, выполняют действия по инструкции

Самостоятельная работа-сочинение

15.11

Работа над ошибками. Состав слова: обобщение

Задачи: развитие умений разбирать слова по составу;обогащение словарного запаса учащихся;развитие орфографической  зоркости, познавательного интереса, внимания, мышления, речи; воспитание навыков самостоятельной работы, любви к русскому языку.

Работа в классе

16.11

Изложение повествовательного текста с опорой на предложенный план

Цель:  развивать умение делить текст на части, озаглавливать их и писать в соответствии с планом.

Планируемые результаты:

Предметные:

самостоятельно работать с текстом;

определять последовательность действий при работе с текстом;

осуществлять простейшее планирование своей работы.

Регулятивные:

Работать по плану, сверять свои действия с целью,

исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

Осознавать уровень и качество выполнения работы.

Коммуникативные:

Строить монологическое высказывание;

участвовать в учебном диалоге;

Самостоятельная работа

17.11

Проектное задание «Семья слов»

Дидактическая цель

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности ( группы родственных слов).

Образовательная цель: обобщение и систематизация знаний о родственных словах и отработка умения применять полученные знания на практике.

Развивающая цель: формирование способности к  творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствование исследовательских навыков.

Воспитательная цель: воспитание коммуникативных и личностных УУД: умение вести диалог, слушать напарника, представить свои результаты работы,  осознание  значимости своей работы, уважение  к семье, к русскому языку, воспитание доброты.

Самостоятельная работа

20.11

Повторяем правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по закреплению правописания безударных гласных в корне слова, презентации проекта «Пословицы в современном мире»

Предметные: содействовать закреплению изученной темы, формированию у учащихся лексических умений; устанавливать место и тип орфограммы в слове, находить слова по заданному основанию, подбирать проверочные слова, развитие активного отношения к приобретаемым умениям на уроке;

Планируемые результаты: способствовать формированию личностных УУД – внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.

Метапредметные – способствовать формированию УУД:

а) регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в устной и письменной речи, определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

б) познавательных – воспринимать смысл предъявляемого текста; обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; сравнивать; составлять классификации.

в) коммуникативных – принимать участие в работе с парой, договариваться, приходить к общему решению.

Самостоятельная работа

21.11

Повторяем правописание проверяемых и не проверяемых безударных гласных в корне слова

Предметные

Обобщить и систематизировать знания  о правописании безударных гласных в корнях слов

Развивать умения распознать слова с проверяемыми безударными гласными в корнях и аргументировать написание в них безударной гласной

Совершенствовать алгоритм правописания слов с безударными гласными в корне

Метапредметные

Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление

Развивать умение распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах, обьяснять её написание, проверять себя

Развивать умение анализировать, делать выводы

Планируемые результаты

Различают проверяемую и непроверяемую безударные гласные

Обьяснять выбор орфограммы

Работа в классе

22.11

Закрепление способов проверки написания слов с двумя безударными гласными в корне слова

Цель: создать условия для формирования орфографической зоркости при написании слов с двумя безударными гласными в корне; уметь пользоваться разными способами проверки слов с безударными гласными в корне.

Задачи: учиться ставить и решать орфографическую задачу в соответствии с предписанием правила и осуществлять орфографический контроль; учиться объяснять правописание слов с двумя безударными гласными в корне, находить два проверочных слова;

- сформировать способность к написанию проверяемых безударных гласных в корне слова;

- актуализировать способность учащихся к выработке способа проверки двух безударных гласных в корне слова;

- развивать самостоятельность мышления, внимание, орфографическую зоркость, речь.

регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- работать по алгоритму, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- вырабатывать критерии адекватной оценки и определять степень успешности своей работы;

познавательные:

- работать с информацией, представленной в разных формах ;

- осуществлять анализ и синтез («лишнее слово», группы слов);

- строить рассуждения;

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Работа в классе

23.11

Повторяем правописание парных по звонкости-глухости согласных в корне слова. Составление текста на основе личных наблюдений или по рисунку

Дидактическая цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне».

Предметные задачи урока:

-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;

-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.

-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.

Метапредметные задачи урока:

Регулятивные:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;

-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и  информацию, полученную на уроке.

Личностные задачи урока:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты

Дети учатся:

понимать и принимать учебную задачу;

проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;

сопоставлять произношение и написание слов;

подбирать проверочное слово;

находить примеры слов на изученную орфограмму;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Самостоятельная работа

24.11

Непроизносимые согласные в корне слова

Деятельностная цель:

 - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными;

Содержательная цель:

 - усвоение алгоритма работы с  непроизносимыми согласными;

Задачи:

 - формировать умение правильно писать слова с  непроизносимыми согласными, проверять написание слов с данной орфограммой;

- составить  алгоритм правописания непроизносимых согласных;

 - обогащать словарный запас учащихся;

 - развивать орфографическую зоркость, каллиграфический навык, монологическую речь учащихся;

 - воспитывать дружеское отношение между детьми, культуру  учебного труда.

Самостоятельная работа

27.11

Наблюдение за обозначением буквами непроизносимых согласных в корне слова

Цель:  – развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Самостоятельно работать на компьютере,выполняя предложенные упражнения

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе.

Личностные результаты

1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

28.11

Отработка за обозначением буквами непроизносимых согласных в корне слова

Цель: учить грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Задачи: формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с  опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная в корне слова» формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением  непроизносимой согласной в корне слова ;

способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию; развитие орфографической зоркости , познавательной активности , самостоятельности ; развитие речи детей и обогащение их словарного запаса ;развитие рефлексии и адекватной самооценки;



Предварительный просмотр:

Учебники УМК «Школы России» имеют единое оформление, мягкую обложку и единый дизайн. При этом учебники имеют небольшой вес, что благоприятно сказывается на физической нагрузке для обучающихся. У каждого учебника своё цветовое обозначение, в котором оформлено. Все учебники имеют большое количество иллюстраций и оснащены наглядным материалом.

Каждый раздел в учебнике начинается с пояснения структуры раздела. Есть свои условные обозначения, оглавление, что позволяет обучающимся лучше ориентироваться в учебнике. Все учебники имеют одинаковую структуру урока.

Размер учебников разный: русский язык и математика – большие; окружающий мир и литературное чтение – маленькие.

Каждый раздел и тема в учебниках выделены цветом.

После каждой темы есть возможность самостоятельно поработать «Проверь себя».

Присутствует информационный блок, работа в парах, творческие задания, задания повышенной сложности, странички для любознательных.

Все учебники направлены на всестороннее развитие обучающихся и имеют проблемный характер.

Присутствует как информационно-теоретический, так и практический материалы. Задания расположены последовательно от легкого к сложному.

Каждый теоретический материал выделяется определенным образом: упражнения пронумерованы, правила выделены цветом и условные обозначения различны и узнаваемы.

Литературное чтение

Учебник имеет глянцевую обложку в достаточно ярких цветах. На передней обложке учебника обычно изображаются главные герои или главный герой изучаемого произведения в определенном классе.

На первой страничке учебника размещены условные обозначения, которые в дальнейшем помогают ориентироваться в тексте.

Материал в учебнике представлен следующим образом: сначала теоретический материал, в основном это биография изучаемого писателя, затем находится само произведение, а после произведения вопросы и практические задания к произведению.

Содержание учебников по литературному чтению данного УМК  с большим количеством вопросов и заданий, направленных на понимание учеником, прежде всего, смысла текста, а затем на его произведение.

Задания и вопросы могут находиться не только после изучаемого обучающимися произведения, но и внутри произведения.

Творческая работа представлена различными проектами. Почти в каждом разделе ученикам предлагаются различные задания в виде проекта, сочинения, загадок.

Также после каждого раздела имеются «разноцветные страницы»,  в которых располагается  различный дополнительный материал, размещенный на ярких, красочных страницах. Имеются различные проверочные работы «Проверим себя», которые присутствуют после каждого изученного раздела.

В учебнике «литературное чтение» имеется словарик, который поможет обучающимся разобраться с новыми словами и выражениями из произведением с указанием страниц. В самом произведении новые слова выделены другим цветом и заключены в рамочку.

Произведения в данном учебнике сопровождаются красочными картинками и иллюстрациями это позволяет заинтересовать обучающихся в том или ином произведении. В конце учебника имеется список рекомендуемой для чтения литературы. Также в конце учебника находится содержание, в котором указаны разделы.

Русский язык

Учебник большого формата с мягкой обложкой в достаточно ярких тонах.

На форзаце учебника расположены некоторые подсказки для обучающихся по пройденным темам. Начинается учебник со слов авторов – Горецкого и Канакиной.

В учебнике есть условные обозначения: сведения о языке, выскажи свое мнение, развиваем свою речь, задание повышенной сложности, работаем со словарем, работаем в парах.

Также есть обозначения по цифрам, указанные справа сверху предложения или слова: 1- выполните звуко-буквенный разбор слова; 2- разберите слово по составу; 3- разберите слово как часть речи; 4- разберите предложение по членам предложения. Есть такие рубрики как:  произнесите слова правильно; проведите опыт; вспомните; внимание; обратите; говори правильно.

Первое упражнение носит проблемный характер для постановки проблемы урока. Присутствуют упражнения с инсценированием какой-либо ситуации. Темы выделены голубым цветом, разделы помещены в прямоугольную рамку определенного цвета.

Присутствуют различные таблицы, схемы для более детального понимания темы.

В учебнике почти на каждой странице написаны некоторые слова из упражнения каллиграфическим почерком с выделенными орфограммами.

При выполнении упражнений требуется не только письменный ответ, но и устный.  Таким образом дети учатся аргументировать свой ответ.

В учебнике много вопросов для рассуждения, чтобы дети сами могли прийти к решению. Все правила на страницах выделены цветом и рамкой.

При выполнении заданий в учебниках представлен образец. В учебнике можно увидеть маленькие, но красочные картинки, которые подходят к теме и заданиям.

Для написания сочинения в учебнике имеется картинная галерея, репродукции картин которой представлены Третьяковской галереей и фотобанком «Пикварио». Также в учебнике представлены вопросы, отвечая на которые и анализируя с их помощью репродукцию картины, ученику проще написать сочинение.

В учебнике имеется «Страничка для любознательных», она предназначена для дополнительных заданий.

Преимуществом является то, что в учебнике дается объяснение слов, неизвестных ученикам, а также работа с пословицами, что обогащает словарный запас обучающихся.

Есть рубрика – «Наши проекты», где дети разрабатывают проект с помощью учителя.

Присутствуют справочные материалы с различными памятками, примером устного и письменного разбора слов, образцами записи, характеристикой предложения.

Ещё в учебнике представлены разного вида словари: орфографический (расположен в алфавитном порядке), орфоэпический (с указанием ударения и транскрипции), омонимов, фразеологизмов и словарь иностранных слов (с выделенным ударением и указанием языка)

В конце представлено оглавление с перечнем изучаемых разделов, тем и страниц.

На форзаце сзади представлены методические материалы:
Учебник (в 2 частях) в комплекте с приложением на электронном носителе (1 CD);
Рабочая тетрадь (в 2 частях);

Методическое пособие с поурочными разработками;
Поурочные разработки;
Технологические карты уроков;
Концепция учебно-методического комплекса «Школа России»;
Рабочие программы 1-4 классы;
Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 классы;
Сборник диктантов и творческих работ 3-4 классы;

Книга для учителя «Работа с трудными словами в начальной школе»;
Сайт.

Математика

Данные учебники разработаны С.В. Степанова, С.И. Волкова, М.И. Моро и предназначены для начальной школы.

УМК содержит рабочие тетради, раздаточный материал, поурочные разработки, рабочие программы и различные пособия.

Иллюстрации учебников состоят из математических цифр и действий животных, также отображены знаки действий ( сложение, вычитание, умножение и деление).

В учебнике имеются условные обозначения, что помогает обучающимся лучше ориентироваться в учебнике. Также используется яркая цветовая гамма.

Учебники разделены на разделы. Каждый раздел начинается со слов «Что узнаем. Чему научимся». Все элементы взаимосвязаны.

Структура урока прослеживается в темах: проблемная ситуация, теория, закрепление. На некоторых темах нет темы урока, но они отмечаются красным значком. Темы небольшие и рассчитаны на один урок ( 1 тема – 1 урок)

Каждый урок учебника носит проблемный характер. Первое упражнение темы направлено на постановку проблемы урока, что ориентирует детей на поиск новых знаний и действий.

Присутствует математический материал для повторения ранее изученного; задания для проведения обучающимися самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности на этом уроке ( такие задания расположены под красной чертой и отмечены знаком); странички для любознательных с дополнительными заданиями на развитие логического мышления. Задания строятся по принципу от легкого к сложному. Задания носят проблемный, творческий характер.

В программе объединены арифметический и геометрический материалы, т.е. на уроке проходят числа, можно встретиться с заданиями, которые носят геометрический характер. Весь учебник иллюстрирован предметными картинками, таблицами, схемами, чертежами.

Для закрепления знаний, умений и навыков представляются страницы «Проверим себя», «Упражнения для закрепления».

Используются различные виды занимательного материала, что способствует развитию познавательного интереса обучающихся: сказки, стихотворения, головоломки, загадки. Учебник предусматривает различные виды деятельности: работа в парах, самостоятельная работа, также выполнение заданий, используя дополнительный материал.

Нет распределения между классной и домашней работой. Материалы учебника несут развивающую нагрузку.

Учебник отвечает основным требованиям: соответствует потребностям педагогического процесса, ориентирован на цель обучения, на личность ученика, повышает мотивацию познавательной активности, творчества, способствует воспитанию самостоятельной самообучающейся личности.

Окружающий мир

Обложка оформлена в зеленой, розовой и белой цветовой гамме, форзац не рабочий.

На первой странице учебника имеются условные обозначения: что узнаем, чему научимся; работаем в паре; работаем в группе; работаем со взрослыми; задание повышенной сложности; моделирование; рабочая тетрадь; атлас-определитель «От земли до неба»; сделаем вывод.

Для дальнейшей работы с упражнениями учебник наполнен рисунками, есть схемы. Рисунки яркие, четкие, соответствуют темам.

На название раздела и планируемые результаты выделена отдельная страница. Темы параграфов выделены цветом и рамкой.

Содержание поделено на разделы и темы. Разделы начинаются со страницы с планируемыми результатами.

Рубрика «На следующем уроке» предполагает предварительное знакомство с темой и соответствующую подготовку. Тема начинается с какого-либо задания, либо с текстовой информации.

Каждая тема в учебнике заканчивается рубрикой «Проверь себя», кратким выводом по содержанию учебного материала, предоставляющим эталон, с которым дети сравнивают собственные выводы.

И рубрикой задания для домашней работы, которые предполагают работу со взрослыми. Задания учебника связаны с заданиями в рабочей тетради.

В каждом разделе предусмотрена проектная деятельность (раздел «Наши проекты»)

В качестве дополнительной информации в учебнике используются тексты: интересные факты, странички для любознательных.

Информация в параграфах изложена в простой и ясной форме. Главные положения параграфа выделены жирным курсивом.

Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания

Благодаря простоте информационного и наличию наглядного материала возможно самостоятельное изучение тем и выполнение заданий, кроме тех, которые выделены специальным обозначением ( работа со взрослыми).

Учебник сопряжен с различными учебными и методическими пособиями.

 



Предварительный просмотр:

Программа «Школа России»: содержание и особенности

«Школа России» — это учебно-методический комплекс (УМК) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, соответствующий требованиям государственных стандартов основной программы начального общего образования. 

Научный руководитель проекта — Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования.

УМК «Школа России» действует с 2001 года. В ноябре 2010 года издательство «Просвещение» получило положительные экспертные заключения Российской академии наук и Российской академии образования об эффективности данной системы и соответствии требованиям ФГОС. Все учебники, составляющие завершённые предметные линии УМК «Школа России», получили положительные оценки Российской академии наук и Российской академии образования. 

Содержание программы

Учебно-методический комплекс «Школа России» состоит из следующих завершённых предметных линий учебников, которые приказом Министерства Просвещения России от 28 декабря 2018 года включены в федеральный перечень рекомендуемых учебников:

  • Русский язык.
    Азбука. 
    Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и другие.
    Русский язык. 
    Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. 
  • Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие.
  • Математика. Авторы: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.
  • Окружающий мир. Автор: Плешаков А.А., Крючкова Е.А.

Особенности программы

Основные принципы программы:

  • обеспечение учащихся знаниями в соответствии с требованием ФГОС,
  • формирование у школьников необходимых для учёбы навыков,
  • создание мотивации к изучению всех школьных предметов,
  • ориентирование работы на результат,
  • духовно-нравственное развитие учащихся,
  • привитие школьникам уважения к родной культуре и традициям,
  • воспитание бережного отношения к природе,
  • формирование целостной картины мира.

Ведущим принципом «Школы России» является применение в обучении проблемно-поискового метода, который позволяет сформировать у школьников навыки коммуникации, работы с информацией, планирования и рефлексии.  

Программа построена на достижениях традиционной русской педагогики и уделяет большое внимание патриотическому воспитанию учащихся. Материалы УМК призваны сформировать у школьников преданность Отечеству и малой Родине, интерес к родному языку и культуре, а также уважительное отношение к национальным ценностям всех народов России.

Помимо этого, УМК ориентирован на развитие у детей качеств, соответствующих понятиям о человечности: доброты, эмпатии и отзывчивости.     

Плюсы и минусы программы

«Школа России», являясь модернизированной версией классической советской школьной программы, унаследовала многие достоинства и недостатки предшествующих УМК. 

Среди достоинств программы учителя и родители выделяют:

  • комплексное обучение по всем предметам,
  • простоту подачи материала,
  • сильный курс русского языка и литературы,
  • насыщенную и объёмную информацию по окружающему миру,
  • невысокую нагрузку на учащихся,
  • возможность освоения программы учениками с разной степенью подготовки,
  • наибольшую распространённость по России.

При этом «Школу России» часто критикуют за:

  • чрезмерную простоту,
  • упор на репродуктивность обучения (повторение, копирование),
  • малое количество логических заданий,
  • упрощённый курс математики,
  • хаотичную подачу материала по курсу «окружающий мир». 

Однако следует помнить, что данная программа разработана в качестве базы, и при грамотной работе педагога может быть дополнена материалами для углублённого изучения, призванными расширить кругозор учащихся.  

Кому подойдёт программа

«Школа России» — это современный вариант классической школьной программы, по которой учились большинство советских и российских детей. Она подходит всем, кто хочет дать своему ребёнку традиционное школьное образование.  

Данный УМК рассчитан на детей с любым уровнем подготовки к школе: занятия в первом классе начинаются с обучения счёту и чтению «с нуля».

Благодаря тому, что «Школа России» — наиболее распространённая в нашей стране учебная программа, она подойдёт детям, вынужденным часто переезжать: в каждом городе России есть школы, работающие по этому УМК.