Методическая разработка урока "Имя прилагательное. Повторение. Прилагательной вада". Тензебтембава."
методическая разработка (4 класс)

Методическая разработка урока направлена на изучение имени прилагательного, развитию умений образовывать однокоренные имена прилагательные, способствовать развитию умения изменять имена прилагательные по числам и содействовать воспитанию интереса к родному (ненецкому) языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ненецкого автономного округа

«Основная школа п. Нельмин – Нос»

«Имя прилагательное. Повторение.

Прилагательной вада”. Тензебтембава.»

4 класс

Разработала:

Павлив Любовь Гавриловна,

учитель начальных классов

п. Нельмин-Нос

2019 год


Тема. Имя прилагательное. Повторение.

Тема. Прилагательной вада”. Тензебтембава

Тип урока

Коррекция знаний, обобщение и систематизация знаний, способов действий/решение частной задачи

Педагогические

задачи

Создать условия для повторения изученного об именах прилагательных; способствовать развитию умений образовывать от имён существительных однокоренные имена прилагательные, образовывать от имён прилагательных однокоренные имена прилагательные; способствовать развитию умения изменять имена прилагательные по числам; содействовать воспитанию интереса к ненецкому языку, культуре учебного труда на уроке

Планируемые

результаты

(предметные)

Овладевают первоначальными представлениями о нормах ненецкого языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре ненецкого языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе

Личностные

результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

Универсальные

учебные действия

(метапредметные)

Познавательные: общеучебные – умеют осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; логические - владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, понимают точку зрения другого, строят понятные для партнёра высказывания; участвуют в парной работе, в работе группы, распределяют роли, договариваются друг с другом, предвидят последствия коллективных решений

Методы и формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Основное

содержание

темы, понятия

и термины

Имя прилагательное. Образование прилагательных, число имён прилагательных

Образовательные ресурсы

1. Учебник Е.Г. Сусой «Ненецкий язык. 4 класс» (2015), тетрадь. 2. Ненецко-русский словарь (Н.М. Терещенко). 3. М.Я. Бармич. Грамматика ненецкого языка в таблицах.

Наглядно –

демонстрационный материал

#1047;апись темы, стенд «Тюку яля’ урокхана» (Сегодня на уроке), на стенде написан девиз урока «Тензебтембава - тикы тоходанва’ небя» (Повторенье - мать ученья); оформление доски: логическая цепочка «Аргиш - мюд (олений обоз)» по теме «Прилагательное», план урока

2. Мультимедийная презентация

Оборудование

Интерактивная доска, проектор, компьютер

ПЛАН – КОНСПЕКТ

Примечание: Условные обозначения: У - учитель, Д - дети, Пр. - предметные, П - познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные, Л - личностные УУД.

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

1. Приветствие учащихся на ненецком языке

У: - Дан звонок, начинается урок, Слайд 2

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.

Ӈани’, торова!

Сеӈга тайна, урок миӈа.

Ибедортава”, лаханангува”

Нина” нядабаӈгува”.

- Урок ненецкого языка. Ненэця’ вада урок.

2. Оформление тетради.

3. Девиз урока. Слайд 3

У: - Сегодня на уроке девиз, прочитайте его: «Повторение – мать учения».

Девизм’ толара”: «Тензебтембава – тикы тоходанва’ небя. - Как понимаете?

4. «Удивительный мешочек» «Мэкад падко».

Слайд 4

У: - Посмотрите на слайд. Сегодня вновь на уроке Удивительный мешочек. Он желает нам быть: активными, внимательными, успехов.

Слайдан’ сырӈада”. Тюку яля’ урокхана Мэкад падко

харва: сававна манзарась, савамбовна сырць.

- Все готовы к уроку? Мал’ урокан’ хамадыва”?

У: - Вперед! Нерня’!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место к уроку. Демонстрируют готовность к уроку.

Читают и обсуждают девиз урока, отвечают на вопросы.

Обсуждают и принимают пожелания Удивительного мешочка (Мэкад падко).

Л - понимают значение знаний для человека и принимают его, имеют желание учиться, положительно отзываются о школе, проявляют

эмоциональную отзывчивость на слова

учителя

Р - владеют умением организовывать свое рабочее место.

ІІ. Проверка домашнего задания (учебник, упражнение 12)

У: - Проверим домашнее задание.

Учитель демонстрирует карточки слов, дети определяют число имен существительных:

ӈацекы, тыбэртяха’, нохо”, ханха’, мя”, ӈацекы”, нохохо’, мяд”, ӈацекэхэ’, тыбэртя”.

У: - Как определили двойственное, множественное число?

Д: - У существительных двойственного числа суффиксы: -х’, -га’, -ка’. Показатель множественного числа - суффикс глухой гортанный смычный (”). Множественной число’ суффикс глухой тасерма: ӈацекы, нохо.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе

Ӈацекы, тыбэртяха’, нохо”, ханха’, мя”, ӈацекы”, нохохо’, мяд”, ӈацекэхэ’, тыбэртя”.

Р - владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

IIІ. Постановка учебной задачи

1. Загадка. Хобцоко. Слайд 5

- Кто не знает этого жителя? Живет в тундре.

- Хибя иленяком’ ехэрада? Пыда выӈгана иле. Ливарта, сэрако, пяӈгуй… Тюку ӈамгэ? (Нохо)

2. Определение темы урока, учебной задачи. Cлайд 6

Д: - Мы будем повторять имя прилагательное.

Прилагательной вада”. Тензебтембава.

Внимательно слушают, читают, отгадывают загадку. Вступают в беседу, предлагают формулировки учебной задачи

П: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, сведений учителя.

Р: осознают и принимают учебную задачу.

К: строят понятные для партнера речевые высказывания. Л: осознают границы своего знания и «незнания»

IV. Минутка чистописания

1. Пальчиковая гимнастика «Мяд’ тер” (Семья)».

У: - А теперь пальчиковая гимнастика. Для чего она нужна? Теда’ ӈуда’ е”эмня тарана манзая. Ӈамгэ тикы тара?

Д: - Красиво писать. Сававна паднась.

Этот пальчик - бабушка. Тюку тарка - хадако.

Этот пальчик - дедушка. Тюку тарка - ирико.

Этот пальчик - мамочка. Тюку тарка - небяко.

Этот пальчик - папочка. Тюку тарка - нисяко.

Этот пальчик - я. Тюку тарка - мань.

Вот и вся моя семья! Мяд’ теран ти!

2. Проводит минутку чистописания, работу над словом «песец

- Запишите слово «песец», подчеркните орфограмму. Подберите однокоренные слова.

Д: - Нохо, нохоко.

Объясняют, к какому этапу готовятся и какое значение имеет гимнастика для рук. Выполняют упражнения пальчиковой гимнастики под руководством учителя.

Выполняют чистописание, объясняют орфограмму, подбирают однокоренные слова. Записывают слово в индивидуальный словарик.

Л - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Р: - адекватно воспринимают оценку учителя

Физкультминутка

У: - Устали, немного отдохнём. Посмотрите на слайд.

Слайд № 7

- Гуси серые летели, на лужайку тихо сели.

Посидели, поклевали, потом быстро побежали.

Халэвко” ябто” тирӈа”, янамбовна ит’ ӈамдыд”.

Ӈамды”, ӈаворӈа”, таддикад мер’ тияд”.

Выполняют

движения под руководством учителя под музыку

Р: - осуществляют пошаговый контроль своих действий , ориентируются на показ движений учителем

V. Повторение, обобщение, систематизация знаний и умений по изученной теме

1. Работа над деформированным предложением.

Слайд № 8

У: -Слова рассыпались, соберите предложения. Вадахат сидя предложением’ сертада”.

Д:

У: - Во втором предложении подчеркните грамматическую основу. Нябимдей предложенияхана грамматической основам’ енахалӈара”.

Проверка выполнения. Слайд № 9

2. Роль прилагательных в речи.

Д: - Второе предложение интереснее. Нябимдей предложение саварка. Прилагательной таня

- Вывод. Прилагательные делают нашу речь - красивой, точной.

У: - Запишите предложение в тетради. Падаркана предложения падыда”. - Оцените работу, нарисуйте смайлик.

3. Проблемный вопрос. Слайд №10

У: - На уроке проблемный вопрос.

Урокхана саӈговота вопросда таня.

- Прилагательное - это что? Прилагательной - тикы ӈамгэ?

4. Логическая цепь «Аргиш» («Мюд»-олений обоз).

У: - Что знаете о прилагательных? Составим аргиш. Прилагательной” ӈаво ваде”ӈа”? «Мюд» сертада”

4. План урока. Слайд №11

У: - Составим план работы. Планм’ сертада”.

Д: План.

1. Прилагательное - это что?

2. Применить знания.

3. Ловушки. Яӈго”.

5. Мы – исследователи.

У: - Сегодня мы - «исследователи». Тюку яля’ маня” - «исследовательва”». -Что будем исследовать? Д: - Прилагательное. Прилагательной вада”.

У: - Проверим знания. Знания манэ”тава”.

Читают тему урока, предлагают свои варианты учебной задачи, принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Читают слова и составляют из слов каждой группы предложения:

Находят и подчеркивают грамматическую основу предложения. Читают, анализируют предложения и делают вывод о роли прилагательных в речи. Записывают предложение в тетради, оценивают свою работу смайликом

Отвечают на вопросы, предлагают свои варианты, принимают учебную задачу вместе с учителем. Составляют план урока

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе правила.

П: - планируют учебные действия, используют различные способы поиска информации.

Р: - контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. К: - слушают, излагают и комментируют свое мнение.

Л: - владеют навыками сотрудничества

Пр. - знают, что такое прилагательные.

П: - осознают познавательную задачу, решают ее.

Р: - проявляют познавательную инициативу, овладевают способами учебной задачи.

К: - учитывают разные мнения и высказывают собственное

Пр: - знают, как образуются прилагательные

1 группа - Упр. 15

2 группа - Упр. 17

6. Игра «Лишнее слово» (Вата вада). Слайд №12

Работа в парах (по карточкам).

І вариант: дом, рыба, снег.

вэба

хурка?

тасехэй

хурка?

хурка?

Вывод. Предложенияхана прилагательной …

ІІ вариант: медведь, россомаха, человек.

хурка?

хурка?

хурка?

Д: - Вывод. Предложенияхана прилагательной …

Делают вывод. Обмен информацией.

У: - Оцените смайликом работу друг друга.

Молодцы! Пэдавада”!

7. Прием составления кластера. Слайд № 13

Работа в группе.

- Вы будете работать в группах. 1- я группа составляет кластер на тему «Образование прилагательных», 2 - я группа - «Прилагательные изменяются». Пыдара” группахана манзараӈгуда”.

Нюртей группа тема - «Ӈадиберма», нябимдей группа - «Несэйворма».

Обмен информацией.

Д: 1-я группа. Вывод. - Прилагательные образуются от существительных и от прилагательных. 2 - я группа. Вывод. – Прилагательные изменяются по числам.

Все молодцы! Мал’ пэдавада”!

Воспроизводят знания о прилагательном как части речи. Проверяют правильность написания. Проводят наблюдения. Умеют работать в паре, в группе, распределить роли. Высказывают своё мнение. Обобщают способы действия. По окончании представляют результаты работы. Слушают выступления представителей групп, при необходимости комментируют, дают свою оценку исправленному варианту

и как изменяются по числам, строят несложные рассуждения. Р: - выполняют действия по намеченному плану, оценивают свои достижения, определяют трудности, осознают способы преодоления трудностей.

К: - ориентируются на позицию партнера в обращении и взаимодействии, осуществляют контроль по результату

. Домашнее задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения задания, даёт сопутствующие комментарии. Слайд №14

У: - Домашнее задание. Творческая работа. Составление рассказа «Осень» (Разноуровневые задания).

1 уровень. Пишу сам. Мань паднам’

2 уровень. Нужна помощь. Няда тара.

Нужные слова. Тарана вада”: ӈэрё, яля, нум’, пя, вэба”

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы, делают соответствующие записи

Р: - принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития, планируют его выполнение

VIІ. Итог урока.

Рефлексия

Слайд № 15

У: - Чему учились на уроке? Урокхана ӈамгэм’ тохолаваць?

Д: - Прилагательной - лахана мэта вада. Яха (хурка?) лата. То (хурка?) ёря.

-Решили задачу урока? Урокна” задача таслэйна”?

Слайд № 16

- Понравилось ли вам дело, которым мы сегодня занимались? Тюку яля’ сертавы манзаяра” нянанда” сава ӈэса?

У: - Оценка работы.

- Оценки за урок. Хурка оценкам’ масибтеӈгуда”.

Слайд № 17

- Вы усердно трудились, и знания ваши нам пригодились. Молодцы! Пыдара” сававна манзарадаць, знанияда” нянана” тарэлъядаць.

Мал’ пэдавада”!

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов, отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель, задачу урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке

Р: - открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Список использованных источников:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ненэця ’ вада урок. Разработала: Павлив Любовь Гавриловна, учитель начальных классов

Слайд 2

Мэкад падко

Слайд 3

Хобцоко . Ливарта , сэрако , пяӈгуй

Слайд 4

Тема. Прилагательной вада ” . Тензебтембава .

Слайд 5

Предложения ” таслара ” . охо яда нохо эрако ливарта иле вы ӈгана Н н С с . . ,

Слайд 6

прил . прил . п . ск .

Слайд 7

Са ӈговота вопрос ?

Слайд 8

План. Прилагательной – это что? Применить знания. Яӈго ” . Ловушки.

Слайд 9

Творческой манзая . Рассказм ’ сертада ” , падара ” . Тема « Ӈэрё ». 1 уровень. Я пишу сам. 2 уровень. Помощь нужна. Тарана вада ” : ӈэрё , яля , нум ’ , пя , вэба ” .

Слайд 10

Прилагательной – тикы лахана мэта вада П редложенияхана прилагательной ” существительнойха”на вадета ”. П рилагательной ” существительнойха т, прилагательнойхат ӈадиберӈа ” . Вопросдо ’ тарця ” : хурка ? хуркаха ’? хурка ”? П рилагательной ” число”омна несэйворӈа ” : ед.ч . дв.ч . мн.ч .

Слайд 11

Мал ’ пэдавада ” ! Мэкад падко

Слайд 12

Список использованных источников: https://sunveter.ru/uploads/posts/2015-08/1439925585_bell4.png https://img2.freepng.ru/20180615/fyl/kisspng-owl-computer-icons-clip-art-did-you-know-5b2464aa3814e4.0137073815291117222297.jpg Малыш учиться: Ненецкий язык в картинках. Учеб. Пособие для ненецких детс. садов и нач. школы. – СПБ.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 2000. - 96 с.: ил. http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2014/08/28.png http://umm4.com/geography/arktika-zhivotnye-arktiki.htm 23shcola.siteedu.ru/media/sub/528/uploads/18110879-810x1024.jpg https://www.clipartmax.com/png/middle/132-1328789_getting-ready-for-istep-school.png https://fhd.videouroki.net/f/c/c/fccff43298fae38ae32b9dc9c4375032147c13fb/vriednyie-privychki-i-ikh-profilaktika_1.png https://img2.freepng.ru/20180418/ydw/kisspng-weather-rain-snow-clip-art-weather-5ad76d139fba73.1146092215240676036543.jpg https://photos-mt.kcdn.kz/2a/2a0efbfe-c2d5-45d1-bb7b-94c8f292dcae/1-760x450.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока. "Глагол. Повторение изученного". ( 3 класс)

УМК:Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2009 г.Учебник « Русский язык» 3 класс 2 часть, автор В. П. Канакина, Москва, «Просвещение», 2010 г.Рабочая тетрадь по русскому языку 3 класс, 2 ча...

Методическая разработка урока. "Имя прилагательное. Повторение изученного". ( 4 класс)

УМК:Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2009 г.Учебник « Русский язык» 4 класс 2 часть, автор В. П. Канакина, Москва, «Просвещение», 2010 г.Рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс, 2 ча...

Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе для детей с ОВЗ по теме «Имя прилагательное. Повторение».

Общедидактическая цель урока:  обобщить и систематизировать знания  об имени прилагательном....

Методическая разработка. Урок математики "ПОВТОРЕНИЕ: СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ, УСТНЫЕ ПРИЁМЫ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ

МЕЧТАЭто ложь, что в науке поэзии нет.В отраженьях великого мираСотни красок со звуков уловит поэтИ повторит волшебная лира.За чертогами формул, забыв о весне,В мире чисел бродя, как лунатик,Вдруг гар...

Методическая разработка к уроку "Имя прилагательное как часть речи"

Методическая разработка к  открытому уроку в 3 классе "Имя прилагательное как часть речи"...

Методическая разработка по теме Повторение лексико-грамматического материала

Повторение формы глаголов в Present Simple, названия цветов, фраз по теме...

Методическая разработка урока "Степени сравнения прилагательных.Животные. Давайте сравним."

Методическая разработка урока английского языка по теме "Степени сравнения имен прилагательных. Животные. Давайте сравним", 4 класс...